Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 06:25, контрольная работа
Финансовый рынок можно определить как механизм перераспределения валюты и финансовых ресурсов между субъектами рынка. От состояния этого механизма зависит работа целой машины, называемой финансовый сектор, который в свою очередь, при правильном и стабильном функционировании, способен обеспечить экономический рост. Финансовый рынок непосредственно связан с системой социальной защиты, поскольку его составляющими являются система пенсионных выплат и система социального страхования
Каковы
будут темпы прироста взносов в 2012 году
по сравнению с 2011 годом?
Источник: «Эксперт РА», по данным опроса топ-менеджеров российского страхового рынка на форуме БСР 17.11.2011
Программа развития финансового рынка страны, утвержденная правительством, практически невыполнима. К такому выводу пришла коллегия Счетной палаты России, рассмотрев результаты стратегического аудита развития финансового рынка РФ.
По данным аудитора Счетной палаты Михаила Бесхмельницына, анализ основных показателей финансового рынка России за период 2009 — 2011 гг. свидетельствует, что отечественный рынок в значительной степени находится под влиянием тенденций развития мировых финансовых рынков и колебаний спроса на энергоресурсы, а его уязвимость перед глобальными проблемами остается на высоком уровне.
До настоящего времени сохраняются такие недостатки российского фондового рынка, как ограниченный круг финансовых инструментов при высокой концентрации базовых инструментов, особенно обращающихся акций; низкая отраслевая диверсификация; концентрация рыночной ликвидности в узком сегменте «голубых фишек»; низкая активность внутренних долгосрочных инвесторов, в том числе населения; низкий интерес со стороны иностранных долгосрочных инвесторов.
Эйфория стратегов
Три года назад
распоряжением Правительства
Правительственные эксперты, готовившие этот документ, говорили о том, что в ближайшее десятилетие немногочисленные национальные финансовые рынки будут либо становиться мировыми финансовыми центрами, либо входить в зону влияния уже существующих глобальных центров. Поэтому наличие самостоятельного финансового центра в той или иной стране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и политического суверенитета. «В этой связи обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка и формирование в России самостоятельного финансового центра не могут рассматриваться как сугубо отраслевые или ведомственные задачи, — говорилось в Стратегии. — Решение этих задач должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики».
Задача создания самостоятельного финансового центра в России в числе прочего предполагала совершенствование налогообложения на финансовом рынке. Без формирования благоприятного налогового климата невозможно качественно повысить ликвидность рынка финансовых инструментов и привлекательность долгосрочных инвестиций, расширить спектр инструментов, обращающихся на финансовом рынке, перечень операций и оказываемых услуг, а также создать условия для преимущественного развития организованного рынка финансовых инструментов. Необходимо принятие мер, направленных на создание более привлекательного режима налогообложения на российском финансовом рынке, чем налоговые режимы, существующие в странах, в которых действуют конкурирующие финансовые центры, отмечалось в том правительственном документе.
Анализ аудиторов
Спустя три года оказалось, что за все это время мы не сильно продвинулись в направлении, декларируемом правительством. Это отметила даже Счетная палата. Те, кто выступал на Коллегии, хоть и признавали серьезные сдвиги в формировании правовой основы для развития финансового рынка в Российской Федерации, но все-таки отмечали, что цели, задачи и целевые показатели, установленные Стратегией, «имеют высокий риск быть не достигнутыми в установленные сроки».
Анализ существующей динамики развития финансового рынка показывает, что при нынешних темпах роста данных показателей возможно достижение установленных Стратегией значений только по двум из двенадцати целевых показателей развития финансового рынка: «Соотношение капитализации к ВВП» и «Соотношение стоимости корпоративных облигаций в обращении к ВВП».
В программе развития финансового рынка отмечалось, что при значительном приросте стоимости активов финансовых институтов отрасли коллективного инвестирования наблюдается сокращение прироста числа граждан, осуществляющих инвестиционную деятельность в этой отрасли, по отношению к предыдущему периоду. Число индивидуальных инвесторов, напрямую работающих на финансовом рынке, не превышает 1 млн человек. При этом в России достаточно высока норма сбережений, что определяет емкость рынка розничных финансовых услуг. По некоторым оценкам, число индивидуальных инвесторов, которые готовы инвестировать свои средства в ценные бумаги и иные финансовые инструменты, может достигать до 70% экономически активного населения.
Недостаточная
степень вовлеченности
Основным результатом
реализации правительственной программы
должны были стать изменение
Естественный отбор
Эксперты Счетной палаты пришли к выводу о том, что для ускоренного экономического развития страны необходимо качественное повышение конкурентоспособности российского финансового рынка и формирования на его основе самостоятельного финансового центра.
Выводы Счетной палаты перекликаются с докладом, подготовленным к президиуму Госсовета, который прошел в Хабаровске в конце минувшего года. В докладе, в частности, сказано, что кризис ослабил позиции России в глобальной экономике. Доля страны в мировом ВВП упала на 0,4% и составила 3,7%. Чтобы обеспечить устойчивость платежного баланса, необходимо кратно увеличить экспорт машин и оборудования, а также сдержать динамику импорта, считают эксперты. Но пока фундаментальных решений, которые могли бы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, не принято.
Создание конкурентоспособного
финансового рынка может
Кроме того, скорее всего, надеяться на инвестиции из-за рубежа не стоит. В основном в стране иностранные вложения носят краткосрочный спекулятивный характер.
По мнению президента Ассоциации региональных банков России, члена Комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолия Аксакова, российские банки, доказав свою прочность во время глобального кризиса, перестраивают модели развития бизнеса и готовятся к быстрому росту, который при реализации благоприятного сценария может начаться уже в 2012 году. Для активного фондирования и снижения рисков при кредитовании банкам необходима соответствующая законодательная база. Нужно ликвидировать пробелы в законодательстве, мешающие банкам работать эффективнее, выстроить ясные и понятные правила игры в тех сегментах финансового рынка, которые до сих пор были обойдены вниманием законодателей.
В 2012 году необходимо ускорить прохождение законов, направленных на снижение рисков и уменьшение операционных издержек банков. В частности, ожидают своего принятия законы о секьюритизации и проектном финансировании, о регистрации движимого имущества, об упрощении обращения взыскания на предмет залога, а также законы, освобождающие кредитные организации от контроля за кассовой дисциплиной клиентов и разрешающие им хранение документов в электронном виде. Принятие этих законов будет способствовать росту объемов кредитования, привлечению ресурсов в развитие экономики, улучшению инвестиционного климата в стране, считает Анатолий Аксаков.
С реализацией этих предложений, безусловно, нужно поторопиться. Глава Международного валютного фонда Кристин Лагард осторожно надеется на то, что Европе в этом году удастся избежать рецессии. И не исключено, что 2012 год будет последним относительно спокойным годом для мировой экономики.
Алексей Земцов
Финансовые рынки 25.01.2012 13:31:30
Вопрос развития финансового рынка в современной России всегда был актуален, тем не менее целостной концепции до настоящего времени не существовало. Федеральная служба по финансовым рынкам совместно с другими ведомствами по поручению Правительства РФ в начале года подготовила и представила на общее обсуждение среднесрочный программный документ <Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации>. На всех этапах работы над этим документом НАУФОР проводила консультации с руководством и экспертами федеральных органов исполнительной власти, которым была поручена разработка стратегии, в результате чего многие ее предложения были учтены и инкорпорированы в представленную ФСФР стратегию. Однако часть принципиальных положений остались <за кадром> или затерялись в слишком расплывчатых формулировках. Прежде всего, по нашим оценкам, сложившаяся к настоящему времени система регулирования, надзора и правоприменения на финансовом рынке сильно отстает от рыночной практики, мировых тенденций и является одним из основных факторов, сдерживающих развитие финансового рынка. В среднесрочной перспективе необходимо:
· привести систему регулирования и надзора на финансовом рынке в соответствие с общепринятой мировой практикой;
· наделить органы регулирования необходимыми полномочиями и ресурсами;
· обеспечить публичность и прозрачность их деятельности;
· установить ответственность органов регулирования за свои действия и определить методы обеспечения ответственности;
· организовать общественный
контроль над деятельностью регуляторов
финансового рынка.
Только в этом случае мы можем рассчитывать
на появление новых инструментов и услуг,
совершенствование профессиональной
деятельности, укрепление рыночной дисциплины,
интеграцию российского финансового рынка
и его участников в мировое финансовое
сообщество.
За последние два десятилетия мировые
финансовые рынки развивались в четырех
ключевых направлениях:
1. Глобализация.
2. Функциональная интеграция.
3. Финансовые инновации.
4. Внедрение интернет-технологий.
Эти тенденции повысили эффективность
финансовых рынков, значительно расширили
спектр продуктов и услуг, сделали их более
доступными для всех категорий инвесторов.
Вместе с тем они значительно усложнили
деятельность регуляторов, поставили
перед ними новые и совсем не простые задачи.
Они породили и новые риски, которые нужно
идентифицировать и ограничивать. Регуляторы
вынуждены перестраивать стиль и методы
деятельности, резко повышать ее оперативность,
оптимизировать организационную структуру,
бизнес-процессы и совершенствовать технологии.
Новой угрозой для развитых финансовых
рынков стали терроризм, природные и техногенные
катастрофы. Это вынудило рыночных регуляторов
разрабатывать и внедрять методы и технологии
антикризисного регулирования.
Общемировые тенденции в той или иной
степени уже затронули российский финансовый
рынок, несмотря на его отсталость по сравнению
с развитыми странами. По мере роста российской
экономики и интеграции России в мировое
сообщество эти проблемы будут проявляться
все больше и больше. Адекватные ответы
на них должны быть сформулированы сегодня,
а реализованы в среднесрочной перспективе.
В мировой практике отсутствует общепринятая
модель построения системы регулирования
финансового рынка. Каждая из стран ищет
и находит свои, нередко очень разные подходы.
Они базируются на адаптации мирового
опыта к сложившейся правовой системе
национальных традиций. Тем не менее в
интегральном виде общие цели и принципы
регулирования финансового рынка формулируются
международной организацией регуляторов
финансового рынка IOSCO1, полноправным членом
которой является и Россия. Документы
этой организации не являются обязательными
к исполнению национальными регуляторами,
более того, они предоставляют достаточную
свободу для творчества. Однако, принимая
во внимание стремление России к укреплению
своих позиций на мировой арене, было бы
логично взять подготовленные IOSCO рекомендации
и выстраивать систему регулирования
российского финансового рынка на их основе,
не копируя ни одну из имеющихся национальных
систем регулирования.
Согласно рекомендациям IOSCO регулятор
финансового рынка преследует три главные
цели:
1. Защита инвесторов.
2. Обеспечение справедливой, эффективной
и прозрачной работы финансового рынка.
3. Снижение систематических рисков.
Кроме того, установлено 30 общих принципов
деятельности финансового регулятора,
в соответствии с которыми выстраивается
методология оценки эффективности деятельности
национальных регуляторов.
В среднесрочной перспективе предлагается:
· декларировать приверженность России международным принципам регулирования финансового рынка;
· перестроить систему регулирования финансового рынка, руководствуясь международными рекомендациями;
· провести оценку деятельности
регулятора финансового рынка, исходя
из международных подходов, в том числе
стандартов IOSCO2.
Говоря о регулировании финансового рынка,
было бы неправильным обойти вопрос саморегулирования.
Думаю, что выскажу общее мнение всех СРО:
в стратегии ФСФР о нас сказано крайне
мало. Ничего не говорится и об отношении
к законопроекту <О саморегулируемых
организациях>, который прошел первое
чтение еще в октябре 2003 г., а потом <завис>
в правительстве. Игнорирование факта
сложившейся на финансовом рынке системы
саморегулирования является, по нашему
мнению, неправильной позицией, которая
нуждается в корректировке.
Развитие системы саморегулирования во
всех областях экономики - одно из приоритетных
направлений административной реформы3.
В настоящее время саморегулирование
на финансовом рынке уже прошло несколько
этапов в своем развитии, имеет законодательное
оформление, приобрело устойчивые черты
и заняло определенную нишу в общей системе
регулирования финансового рынка. Саморегулирование
как инструмент выстраивания государственно-общественных
отношений - важный институт гражданского
общества, способствующий укреплению
рыночной дисциплины, совершенствованию
и развитию профессиональной деятельности
на финансовом рынке. В среднесрочной
перспективе предлагается активизировать
деятельность саморегулируемых организаций
по следующим направлениям:
· разработка собственных правил и стандартов профессиональной деятельности;
· внедрение эффективных механизмов контроля над соблюдением законодательства, правил и стандартов профессиональной деятельности;
· разработка этических норм поведения на финансовом рынке и контроль за их соблюдением;
· урегулирование конфликтов;
· создание различных механизмов и инструментов обеспечения ответственности за ущерб, наносимый инвесторам членами СРО;
· развитие инструментов влияния на властные структуры с целью продвижения интересов профессионального сообщества;
· обучение и аттестация
специалистов финансового рынка и др.
Необходимо также отметить, что развитие
институтов саморегулирования позволяет
более эффективно функционировать органам
государственного надзора, освобождая
их от части рутинных операций и нагрузок,
а также снижает коррупционную нагрузку
на бизнес. Для более эффективного вовлечения
СРО в процессы регулирования на финансовом
рынке необходимо ускорить принятие закона
<О саморегулируемых организациях>.
Кроме того, надо понимать, что государственный
орган надзора может увеличиваться вслед
за расширением финансового рынка только
до определенных пределов, потом ему придется
искать возможности для делегирования
своих полномочий. По нашему мнению, этот
предел наступит уже в среднесрочной перспективе.
Финансовая система государства представляет
собой сложное сочетание рынков, институтов,
инструментов и технологий. На фондовом
рынке пересекается множество интересов,
которые приходится согласовывать регулятору
финансового рынка. Прежде всего это интересы
потребителей финансовых услуг, профессиональных
участников рынка и эмитентов. Система
финансового регулирования требует внимательного
подхода к организации и настройке, поэтому
она не вписывается в стандартизованную
структуру федеральных органов исполнительной
власти. В среднесрочной перспективе предлагается
существенно изменить организацию регулирования
финансового рынка, действующих органов
надзора и контроля.
Целесообразно придать органу регулирования
финансового рынка публичный статус, использовать
в его деятельности коллегиальные процедуры
принятия решений с привлечением к работе
профессионального сообщества, саморегулируемых
организаций и независимых экспертов.
При такой организационной структуре
и принципах управления возможно автономное
администрирование правоустанавливающих
и надзорных функций в рамках одного учреждения.
Важнейшая задача, которую необходимо
решить в ближайшие годы, - улучшение информационной
прозрачности регулятора финансового
рынка. Для этого предлагается ввести
детально разработанные нормы и процедуры
раскрытия регулятором информации о состоянии
финансового рынка, его профессиональных
участниках и принимаемых решениях. Целесообразно
также ввести в практику периодическую
публичную отчетность регулятора финансового
рынка и ее обсуждение. В целом необходимо
разработать специальный закон, регулирующий
все аспекты деятельности регулятора
финансового рынка. Систематизированы,
уточнены и дополнены методические аспекты
использования срочных финансовых инструментов
для управления финансовыми рисками: