Для создания мощного,
эффективного и суверенного финансового
сектора должны быть задействованы
все "драйверы роста": начиная
с формирования финансового центра,
капитализации активов и заканчивая
вовлечением в финансовый оборот сбережений
государства и населения и стимулирования
развития отдельных сегментов.
Концепция развития
финансового рынка России призвана
дать ответ на вопрос, как сделать
финансовую систему адекватной потребностям
экономики и общества:
- Потребностям реального сектора экономики в ресурсах для пополнения оборотных средств, расширения производственной базы, обновления инфраструктуры; без этих ресурсов невозможен инновационный рост и эффективное развитие.
- Спросу населения на финансовые инструменты для защиты и повышения достигнутого уровня жизни; таким образом финансовый сектор вносит свой вклад в достижение необходимой населению социальной стабильности и обеспечение минимальных социальных гарантий; а также сглаживанию социальных и территориальных диспропорций.
- Потребностям государства в максимизации создаваемой на территории страны добавленной стоимости и финансовой инфраструктуре проведения экономической политики, нацеленной на защиту суверенитета, обеспечение глобальной конкурентоспособности, и формирование международного финансового центра.
Ключевые
драйверы роста
Преодоление ограничений
и качественные изменения в структуре
ресурсной базы возможны за счет вовлечения
новых ресурсов – драйверов роста.
В качестве ключевых ресурсов роста
национальной финансовой системы мы видим:
- Недокапитализированные немонетарные активы, составляющие национальное богатство России;
- Сбережения государства, слабо вовлеченные в финансовый оборот;
- Средства населения и бизнеса, хранящиеся вне российской финансовой системы.
В краткосрочной
перспективе (1-2 года) наибольший эффект
мы ожидаем за счет привлечения на
кредитной основе среднесрочных (на
срок от 2 до 5 лет) сбережений государства.
Через 2-3 года возможно создание условий
для капитализации немонетарных
активов, эффект которой будет ощущаться
до 2020 г. Первые успехи в привлечении средств
населения и бизнеса проявятся уже в ближайшие
годы, но наиболее масштабные эффекты
мы ожидаем в период 2015-20 гг.
Тезисы
- Только мощный и суверенный финансовый сектор отвечает потребностям российской экономики. Кратное увеличение мощности обеспечит глобальную конкурентоспособность национальным финансовым институтам. Финансовый суверенитет позволяет максимизировать создаваемую в российском финансовом секторе добавленную стоимость за счет сохранения ключевых управленческих и контролирующих функций и противостоять внешним шокам.
- Проектируемый российский финансовый центр должен обеспечивать не только перераспределение иностранного капитала, но и обслуживание растущих потребностей внутренних инвесторов и заемщиков. Привлечение иностранных инвесторов, эмитентов и посредников не должно превратиться в стимулирование спекуляций, превращение Москвы в оффшор и создание системы, подверженной внешним шокам.
- Посредником между российским государством, сберегающим нефтегазовые доходы, и российскими компаниями, инвестирующими в России и за рубежом, должна стать российская финансовая система. Это позволит разорвать порочный круг "аутсорсинга финансовой системы". На смену стерилизации как основному антиинфляционному инструменту должна прийти "гибкая стерилизация", не наносящая ущерба ликвидности банковского сектора и лишь дополняющая другие инструменты монетарной, бюджетной, таможенной и конкурентной политики.
- Сдвиг границы производственных возможностей невозможен без кардинального увеличения финансового рычага. Государству следует более активно использовать механизмы неинфляционной кредитной экспансии для стимулирования экономического роста и повышения его качества. Чтобы исключить существенные инфляционные последствия, механизм долгосрочного рефинансирования должен дополняться ограничениями на использование предоставленных средств.
- Быстрый рост финансового сектора должен сопровождаться развитием механизмов, смягчающих последствия внешних и внутренних шоков. Ключевой задачей системы краткосрочного рефинансирования должно стать смягчение шоков ликвидности для максимально широкого круга банков. Конечная цель развития системы рефинансирования – создание единого механизма, который позволит любой финансово устойчивой кредитной организации получать любой вид кредитов Банка России под обеспечение любых активов из "единого пула обеспечения", состоящего из "рыночных" и "нерыночных" активов.
- Важнейшее институциональное изменение в масштабах всей страны – введение в оборот некапитализированных элементов национального богатства позволит в разы увеличить мощность финансового сектора. Эти активы (земельные и лесные ресурсы, недвижимость, интеллектуальные права и тд) смогут выполнять функцию залогов, формирования капитала финансовых организаций и стать базой для производных инструментов. Для реализации этой цели требуется: спецификация прав собственности и их защита, формирование рыночного оборота этих активов и поддержание необходимой инфраструктуры.
- Импорт правовых институтов необходимо минимизировать, для чего следует ускорить модернизацию законодательства в финансовой сфере. Прежде всего, формирование современной и эффективной институциональной среды важно для 1) минимизации системных рисков и снижению влияния внешних шоков 2) построения внутренней мощной системы фондирования, в том числе за счет институциональных инвесторов и 3) корректировки модели ипотечного кредитования.
- Доступность финансовых услуг – необходимое условие инновационного роста и сбалансированного развития всех регионов страны. При этом все финансовые рынки должны развиваться синхронно, недопустим рывок одного из сегментов без аналогичного прорыва во всех остальных. Диспропорция в объемах активов и финансовой мощности банковского сектора и всех остальных рынков (особенно – институциональных инвесторов – страховщиков, инвестиционных и пенсионных фондов) – системное ограничение для всей экономики страны.
- Современная ситуация в финансовой сфере благоприятствует появлению региональных резервных валют, одной из которых должен стать российский рубль. Кроме того, рубль должен стать конвертируемым и широко использоваться в международных расчетах.
- Необходимо стимулировать создание населением долгосрочных сбережений и их вовлечение во внутренний финансовый оборот. Среди основных мер – расширение спектра доступных малорискованных инвестиционных инструментов за счет введения жилищного накопительного вклада с повышенными страховыми гарантиями, популяризации сберегательных сертификатов, которые могут выступить адекватной заменой безотзывным вкладам, увеличение суммы возмещений по страховым случаям ССВ, более широкое использование механизма "вмененных" сбережений, в том числе для капитализации неявных обязательств государства перед гражданами Повышение финансовой грамотности населения, замедление перехода части населения к кредитной модели поведения, в том числе путем ограничения роста беззалогового кредитования физических лиц с помощью повышенных нормативов резервирования и введения жестких требований к системе риск-менеджмента.
- Для успешного развития группы малых и средних региональных банков необходим равноправный доступ к ресурсам. Для этого, в частности, могут быть использованы дополнительные схемы принудительного перераспределения ликвидности внутри банковского сектора: обязательный выкуп крупными банками облигационных займов малых банков; внедрение системы субординированных кредитов от крупнейших банков средним и малым; заключение долгосрочных соглашений о выкупе крупными банками части кредитных портфелей малых банков. В настоящее время серьезной проблемой являются также искажения срочности пассивов и активов: в частности, фактически все вклады физлиц можно считать вкладами до востребования, а облигационные выпуски – в среднем сроком на 1 год (типичный срок оферты). Ограниченность ресурсной базы банков следует преодолевать не путем инъекций через крупнейшие госбанки, а созданием полноценной системы рефинансирования и фондирования всей банковской системы. Кроме того, чтобы обеспечить конкурентоспособность российских банков, необходимо снять с них избыточное административное бремя и создать налоговые стимулы для роста капитализации и реинвестирования прибыли.
- Национальная банковская система должна стать системообразующим элементом, рычагом для проведения государственной политики в области ускорения экономического роста и структурной перестройки экономики. Эффективное функционирование кредитного рынка вкупе со стимулирующей политикой государства – ключ к решению проблемы сырьевой ориентации российской экономики. Альтернатива доминированию иностранных банков – не огосударствление банковского сектора, а появление конкурентоспособных банков, контролируемых частным российским капиталом.
- На место изолированных эшелонов межбанковского рынка должен прийти "каскад уровней", благодаря которому избыточная ликвидность крупнейших банков будет переходить менее крупным специализированным банкам.
- Банки должны стать одними из ключевых участников приоритетных проектов в сфере развития жилищного, аграрного секторов, образования и здравоохранения. Расширение кредитования малого бизнеса и микрокредитования должно превратить малый бизнес в один из двигателей экономического развития и помочь в формировании среднего класса. Необходимо также предусмотреть присутствие УК в качестве обязательного элемента системы управления бюджетными средствами.
- Для обеспечения непрерывности процесса производства и социальной стабильности в обществе необходимо минимизировать уровень недострахования рисков в экономике. Чтобы принять возрастающий объем рисков, страховые компании должны значительно увеличить размер собственного удержания за счет роста собственных средств. Российский перестраховочный рынок должен стать крупным региональным перестраховочным центром. Ключевые институциональные новации – введение и законодательное закрепление понятия "экономическая стоимость жизни" и страхование всех активов по рыночной стоимости. Страхование может (и должно) стать одним из важнейших элементов осуществления макроэкономической стимулирующей, промышленной и региональной политики. Частичное субсидирование в некоторых отраслях, замена лицензирования и сертификации страхованием, развитие страхования ответственности (профессиональной, особо опасных объектов, на транспорте и инфраструктурных объектах) позволят снять нагрузку с государства и обеспечить эффективную и некорупционную поддержку отраслям, стимулирование "точек роста" и поддержку качества услуг и технологичности (в том числе инновационности) бизнеса.
- Основной российского страхового рынка должно стать вмененное и добровольное страхование. Необходимо пересмотреть принципы действия существующих видов обязательного страхования в пользу рыночных механизмов, реформировать системы ОСАГО и ОМС. Вмененное страхование является более эффективным способом обеспечения защиты интересов третьих лиц по сравнению с законодательно регламентируемыми обязательными видами страхования в силу большей гибкости; оно же даст импульс развитию добровольных видов. Необходимо как можно в большей степени заменить или дополнить бюджетное финансирование, гарантии и резервирование под реализацию рисков рыночным или частично субсидируемым страхованием. Особенно это важно в специфических сферах – сельскохозяйственные риски, экологические, ядерные и прочие подобные виды рисков. Создание страховых и перестраховочных пулов, развитие института брокеров, качественный рывок в сфере подготовки кадров – важнейшие меры, стимулирующие рост емкости рынка и повышение его эффективности.
- Для предотвращения массовых невыплат и кризиса доверия со стороны страхователей необходимо активизировать борьбу с демпингом на страховом рынке. Надежность и финансовая устойчивость страховых компаний должна поддерживаться как постоянно обновляющимися жесткими требованиями регуляторов, так и широким использованием рейтингов надежности, актуарного аудита и необходимостью ведения страховщиками отчетности по МСФО.
- Необходимо создать условия для формирования широкого класса собственников, заинтересованных в развитии финансового рынка и повышении стоимости национального богатства. Инвестиционные фонды будут разделены на три группы. Первая – аналоги хедж-фондов, а также иные формы ориентированные на краткосрочное инвестирование для широких кругов или только для квалифицированных инвесторов. Вторая группа – формы средне- и долгосрочного инвестирования (инвестиционные фонды, страхование жизни, НПФ), которые позволят гражданам стать собственниками активов российской экономики (чего не произошло по итогам приватизации) и, наконец, различные закрытые и трастовые формы, имеющие целью структуризацию проектов, обособление и минимизацию рисков и спецификацию и защиту прав собственности.
- Государство должно стимулировать изменение модели поведения домохозяйств от потребительской к инвестиционно-сберегательной, способствовать росту нормы сбережений. Ключевая задача – повышение финансовой грамотности населения, а также пресечение возможностей деятельности финансовых пирамид.
- Мы поддерживаем концепцию ФСФР по развитию фондового рынка, считая, что меры по повышению прозрачности, усовершенствованию инфраструктуры, обнулению налогов на держателей ценных бумаг свыше 1 года, снижению рисков использования инсайдерской информации, расширению роли институциональных инвесторов являются крайне важными для реализации сценария прорыва на финансовом рынке. В частности, это позволит минимизировать системные риски, уменьшить асимметрию информации и снизить трансакционные издержки, а также будет стимулировать развитие долгосрочных инвестиций в противовес спекулятивным операциям. Кроме того, следует поощрять создание стандартизированных долгосрочных инструментов – объектов вложений на срок от 3 до 20 лет (и даже выше), в том числе госкорпорациями и провайдерами инфраструктурных проектов.
- Требуется активное продолжение пенсионной реформы, реализация программы мер по переходу к полноценной накопительной системе, продолжение использования стимулов типа "вмененных" сбережений и софинансирования государством накопительных программ; в противном случае экономика столкнется с бюджетным, социальным и демографическим кризисом. Пенсионная система должна стать базой для обеспечения социальной стабильности, драйвером роста рынка коллективных инвестиций и источником "длинных" денег в экономике.
- Лизинг стал одним из главных инструментов модернизации производства, получения финансирования под крупные проекты с большой долей капвложений и эффективным механизмом развития среднего бизнеса. В значительной степени лизинг заменил среднесрочное банковское кредитование. Для дальнейшей экспансии лизингового рынка требуется решение проблемы возврата НДС, сохранение льгот (в том числе по ускоренной амортизации) и сохранение паритета государственного вмешательства и частных проектов на рынке.
Настоящая Концепция
призвана дать ответ на вопрос, как
сделать финансовую систему адекватной
потребностям экономики и общества:
- Потребностям реального сектора экономики в ресурсах для пополнения оборотных средств, расширения производственной базы, обновления инфраструктуры; без этих ресурсов невозможен инновационный рост и эффективное развитие;
- Спросу населения на финансовые инструменты для защиты и повышения достигнутого уровня жизни; таким образом финансовый сектор вносит свой вклад в достижение необходимой населению социальной стабильности и обеспечение минимальных социальных гарантий;
- Потребностям государства в максимизации создаваемой на территории страны добавленной стоимости и финансовой инфраструктуре проведения экономической политики, нацеленной на защиту суверенитета, обеспечение глобальной конкурентоспособности, и формирование международного финансового центра.
Удовлетворению
этих потребностей препятствуют
характерные для существующей модели
финансового рынка ограничения: дефицит
длинных ресурсов, слабость законодательной
базы, отвлечение из внутреннего финансового
оборота ресурсов государства и населения.
В рамках "сценария прорыва" ограничения
снимаются благодаря драйверам роста
- вовлечению финансовых ресурсов населения,
бизнеса и государства, капитализации
нефинансовых активов.
Логическая
схема Концепции
Источник: "Эксперт
РА"
Российский
финансовый рынок должен за ближайшие 10 лет сделать качественный
и количественный рывок, обеспечить ресурсами
растущую экономику, дать гражданам социальные
гарантии, а государству - эффективный
инструмент геополитики и реализации
макроэкономических решений. Россия обладает
большой экономикой, ставит перед собой
амбициозные задачи, стремится занять
достойное положение в геополитическом
раскладе и определять на международную
политику. Если будет упущен шанс войти
в число мировых финансовых центров, обладающих
самостоятельным, влиятельным и масштабным
финансовым сектором, крайне сложно говорить
о перспективах инновационного роста
и стабильного экономического развитии
в долгосрочной перспективе.
Резюме
Со
второй половины 2010 года российский банковский
рынок демонстрирует позитивные изменения:
«размораживание» кредитования, стабилизацию
доли плохих активов и восстановление
рентабельности. Но ключевая проблема
сохраняется: банковская система не адекватна
потребностям национальной экономики
и не в состоянии обеспечить ресурсами
модернизацию страны. Осложняют ее решение
и новые вызовы (обострение конкуренции
за заемщиков, снижение процентной маржи,
регулятивные новации) и традиционные
уязвимые стороны (дефицит долгосрочных
ресурсов, высокая концентрация активов,
слабость системы управления рисками).
Ускоренное
развитие банковского сектора должно
опираться на мобилизацию сбережений
населения, участие банков в реализации
промышленной политики и, в меньшей степени,
– на внешнее фондирование. Укрепление
ресурсной базы банков возможно за счет
развития малорискованных финансовых
инструментов (вкладов с ограничениями
на досрочное изъятие, целевых вкладов,
депозитных сертификатов) и вмененных
сбережений. Уже использующиеся механизмы
частно-государственного партнерства
(двухуровневая модель рефинансирования,
гарантийные фонды) необходимо задействовать
в приоритетных для экономики отраслях.
Насыщение
наиболее доходных сегментов кредитного
рынка и ужесточение конкуренции со стороны
госбанков приводит к снижению процентной
маржи и угрожает бизнесу частных игроков.
Выход для частных российских банков –
развивать синдицированное кредитование
в относительно свободных рыночных нишах,
а также активно наращивать долю продуктов
и услуг, приносящих комиссионный доход.
Перспективные ниши – дистанционный банковский
бизнес, платежные сервисы, торговое финансирование
и сегмент private-banking в регионах.
Современный
банковский надзор нацелен на борьбу с
небольшими «отмывочными» банками, но
не уделяет должного внимания контролю
над системообразующими банками. Ужесточение
требований к капиталу не может быть основной
мерой по повышению устойчивости банковской
системы, поскольку не только не устраняет
системные риски, но и способно снизить
доступность банковских услуг в регионах.
Ключевыми должны стать инструменты контрциклического
регулирования и дифференцированного
надзора, предусматривающие более высокую
интенсивность надзора за системообразующими
банками.
Рост
по инерции: в 2011-2012 годах мы не ожидаем
возврата к докризисной динамике.
Рост сектора будет сдерживаться слабой
инвестиционной активностью в экономике.
Драйверами роста станут кредитование
МСБ, ипотека и автокредитование. На рынке
потребительского кредитования банки
могут столкнуться с конкуренцией со стороны
микрофинансовых организаций, а в корпоративном
сегменте – со стороны факторинговых,
лизинговых компаний и трансграничного
кредитования. Во второй половине 2012 года
высока вероятность активизации банковского
бизнеса вследствие снятия эффекта политической
неопределенности и притока капитала
в страну. По нашим оценкам, совокупные
активы банковского сектора в 2011 году
вырастут на 16%, в 2012 году – прибавят еще
20%.Будущее рынка доверительного управления
в России - 2012
В ближайшие годы средства НПФ - единственный
мощный драйвер роста для управляющих.
Для развития на «пенсионной» базе
УК необходимо повысить надежность, прозрачность,
улучшить риск-менеджмент и консолидироваться.
• Выводы
Динамика
объема рынка доверительного управления,
трлн.
руб.
*
прогноз «Эксперт РА»
«Пенсионный»
рынок доверительного управления.
По итогам 2011 года 40% совокупного объема
рынка доверительного управления, достигшего
2,7 трлн рублей на конец года, составили
пенсионные средства (резервы и накопления).
Причем основным драйвером роста рынка
в 2011 году стали пенсионные накопления
(их доля за год выросла с 8 до 17%). Рынок
доверительного управления активами окончательно
сформировался как пенсионный, и для эффективной
работы на нем управляющим придется соответствовать
растущим требованиям ключевых клиентов
– НПФ.
Пенсионный
– значит эффективный. По оценке «Эксперта
РА», «пенсионные» управляющие характеризуются
наиболее высокими косвенными оценками
эффективности деятельности УК. В крупнейших
«пенсионных» УК на одного сотрудника
приходится около 1 млрд рублей активов
в управлении. При этом в крупнейших УК
со значительным розничным блоком на одного
сотрудника приходится менее 600 млн рублей
в управлении. Будущее рынка – за более
эффективными сегментами.
Начать
с риск-менеджмента. В 2012 году пенсионное
сообщество готовится внедрить отраслевой
стандарт риск-менеджмента НПФ с жесткими
требованиями к качеству риск-менеджмента
УК. При этом, по оценке «Эксперта РА»,
на конец 2011 года не более 40 УК располагали
формализованными системами риск-менеджмента.
УК, которые не смогут подготовиться к
новым требованиям НПФ, ждет потеря значительного
объема активов и вытеснение с пенсионного
сегмента рынка.
ПИФы
для будущих пенсионеров. Успешное
сотрудничество с пенсионными фондами
может стать катализатором для развития
розничного сегмента рынка ДУ. Раскрытие
УК и НПФ показателей доходности по управлению
пенсионными активами может стать хорошей
рекламой эффективности управляющих,
а широкая клиентская база НПФ – перспективным
каналом продаж.
Консолидация
ради пенсионеров. Создание отдельного
профессионального объединения пенсионных
управляющих с повышенными требованиями
к надежности и качеству услуг УК позволит
улучшить эффективность их взаимодействия
с НПФ. Позитивный эффект для отрасли может
дать и введение отдельной лицензии для
«пенсионных» УК с более высокими требованиями
к объему капитала.
Будущее страхового рынка - 2011
Введение
новых обязательных видов страхования
должно стать основой для ускоренного
развития добровольного сегмента. Именно
добровольное страхование может стать
качественным долгосрочным источником
роста российских страховщиков.
В
то же время нестабильность на мировых
финансовых рынках, банкротства компаний
из топ-40, резкие высказывания о недобросовестности
страховщиков со стороны Президента РФ
– все это создает негативный фон. В результате
страховые компании могут растратить
полученный потенциал. В этих условиях
первоочередные задачи – смена моделей
бизнеса страховых компаний, модернизация
системы надзора за страховщиками и создание
системы регулирования страховых посредников.
• Выводы
Большие
перспективы: российский страховой рынок
к 2020 году может занять 9-12 место в мире,
поднявшись с 19-го места в 2010 году.
При этом доля страховых взносов в ВВП
может вырасти с 2,3 до 4-5%, а совокупная
доля страховых компаний в выручке «Эксперт-400»
достигнет 4% (с 1% в 2010 году). Такой оптимистичный
вариант развития событий возможен при
условии смены целевой модели бизнеса
российских страховщиков (старая модель
– рост любой ценой за счет вмененных
и обязательных видов страхования, новая
модель – стратегия прибыльного роста
за счет добровольных видов страхования),
введения налоговых льгот в страховании
жизни и модернизации надзора за страховыми
компаниями.
Скинуть
балласт: позитивные прогнозы развития
российского страхового рынка могут не
оправдаться, если не будет проведена
масштабная модернизация бизнеса страховых
компаний. Системные ограничения российских
страховщиков: низкая капитализация, крайне
высокие расходы на ведение дела (45% в 1
полугодии 2011 года), невысокий уровень
надежности, низкая клиентоориентированность
бизнеса и невысокий уровень квалификации
персонала. Чтобы не упустить открывающиеся
перед ними возможности, страховщики должны
переориентировать свой бизнес на страхователей,
разумно ограничить комиссии страховым
посредникам, создать и поддерживать репутацию
надежного партнера. Только тогда высокими
темпами будут развиваться добровольные
виды страхования, повысится рентабельность
бизнеса страховых компаний, вырастет
их капитализация.
Основные
угрозы: нестабильность на мировых финансовых
рынках, недостаточно высокое качество
надзора за страховыми компаниями, отсутствие
надзора за страховыми посредниками.
По мнению «Эксперта РА», ключевыми направлениями
повышения качества надзора должны стать
введение МСФО, актуарного аудита, проверка
качества активов на неотчетные даты.
Кроме того, необходимо обновить систему
нормативов для страховых компаний (ввести
расчет показателей ликвидности, ограничение
по собственному удержанию, вложениям
в связанные стороны, внебалансовым обязательствам,
валютным рискам). В России должна быть
создана система регулирования деятельности
страховых посредников – реестр и система
аттестации страховых агентов, квалификационные
и финансовые требования к страховым брокерам,
определение зоны ответственности страховых
посредников и страховщиков.
Большинство опрошенных топ-менеджеров
страховых компаний оптимистично оценивают
перспективы развития российского
страхового рынка. Респонденты отмечают
смену эффективной модели бизнеса:
вместо наращивания взносов по автострахованию
с помощью страховых посредников
– корпоративные продажи и создание финансового
супермаркета. При этом, по мнению участников
опроса, развитию рынка будут препятствовать
прежние проблемы: демпинг и высокие РВД.