Современное состояние финансового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 06:25, контрольная работа

Краткое описание

Финансовый рынок можно определить как механизм перераспределения валюты и финансовых ресурсов между субъектами рынка. От состояния этого механизма зависит работа целой машины, называемой финансовый сектор, который в свою очередь, при правильном и стабильном функционировании, способен обеспечить экономический рост. Финансовый рынок непосредственно связан с системой социальной защиты, поскольку его составляющими являются система пенсионных выплат и система социального страхования

Файлы: 1 файл

Финансовый рынок можно определить как механизм перераспределения валюты и финансовых ресурсов между субъектами рынка.doc

— 523.50 Кб (Скачать)

 

Капитализация рынка корпоративных облигаций пока ещё низка (около 4,95%). С началом роста дефолтов в 2008 г. проявились такие недостатки этого сектора, как слабая регулятивная среда и невысокое качество раскрытия информации (однако все это происходило на фоне роста активности инвесторов на данном секторе рынка). Размер и проникновение рынка банковских и муниципальных облигаций также являются низкими, что указывает, в целом, на недостаточно развитый характер рынка 8. Срочный рынок сохраняет тенденцию к развитию, однако и он продолжает требовать проработки законодательной базы. Роль сектора страховых услуг пока невысока (согласно индексу финансового развития, разработанного группой Мирового банка, доля в ВНП менее 1%) 9, однако в сегменте страхования «не жизнь» отмечаются высокие темпы роста. Негосударственные пенсионные фонды пока недостаточно развиты. В последнее время наблюдается и отток средств из НПФов.

Выводы

По мнению автора, нынешнее состояние отечественного финансового рынка характеризуется недостаточной развитостью многих его сегментов, сжатием ликвидности. Под влиянием мирового кризиса со стороны российских эмитентов заметно сократился поток IPO, вслед за мировым рынком капитала ухудшились условия заимствования на внутреннем долговом рынке. Фондовый рынок недостаточно  диверсифицирован. Он также отличается низкой долей свободно обращающихся акций (free float), доминированием компаний и банков с государственным участием, высокой зависимостью от иностранного капитала. В то же время нельзя не подчеркнуть значительный потенциал российского финансового рынка. Сегодня отмечается рост использования деривативов и секьюритизации банковских финансовых ресурсов. В условиях, когда многие компании ощущают недостаток финансирования, дальнейшее развитие основных сегментов рынка могло бы в значительной мере способствовать развитию экономики страны. О потенциале рынка речь идет уже давно, однако до сих пор стране не удается по-настоящему стать его бенефициаром даже с учетом того, что многие иностранные инвесторы готовы брать риски инфраструктуры российского финансового рынка.

Состояние рынка финансовых ресурсов улучшилось с конца 90-ых гг., однако сохраняется значительная потребность  в мерах регулирования и контроля и некоторые структурные проблемы, которые требуют скорейшего решения. Современное состояние финансового рынка России, по мнению автора, создает ощущение временного равновесия на фоне всех перечисленных выше проблем. В сочетании с кризисной ситуацией следует констатировать, что для данного рынка пока характерно состояние недоразвитости и инертность. Меры, принимаемые правительством, носят оперативный характер и направлены на предотвращение последствий кризисов, в то время как сегодняшние проблемы требуют от руководящего блока РФ стратегических решений для ликвидации недостатков регулирования рынка. Государство в качестве главного оператора «машины финансового сектора» должно осуществлять мониторинг состояния финансового рынка и активно содействовать его развитию.

 

О Концепции  развития финансового рынка России до 2020 года

Создание в  России мощного финансового центра возможно лишь при объединении усилий финансистов, экономистов, юристов. В  начале текущего года Ассоциация региональных банков России совместно с экспертами рейтингового агентства "Эксперт РА" выступили с масштабной инициативой – взглянуть на проблемы и перспективы российской финансовой системы в целом. Это предложение было поддержано Общественной палатой Российской Федерации.

Инициаторы  исследования стремились не просто передать общую картину развития банковского, страхового и фондового рынков, но и предложить конкретные экономические и правовые рецепты модернизации. В результате была подготовлена масштабная Концепция развития финансового рынка России до 2020 года, по сути включающая в себя стратегии развития отдельных секторов финансового рынка (банковского, страхового, инвестиционного).

Кропотливый и  аккуратный анализ позволил заглянуть  в будущее российского финансового  рынка, спрогнозировать его развитие и предложить конкретные шаги по модернизации законодательной базы. Разработчики Концепции отталкивались от экономики и переходили к вопросам управления и права. Центральная задача исследования – поиск долгосрочного финансового ресурса: на рынке капиталов, у управляющих страховыми и пенсионными резервами, в закромах государства. Здесь крайне важна синергия, возникающая при совместном рассмотрении различных сегментов финансового рынка. Предлагаемая модель основана на монетизации накопленного в последние годы потенциала. Другими словами, цель Концепции состоит в том, чтобы буквально втащить на финансовый рынок огромные имущественные активы, сконцентрированные в иных секторах экономики, но до сих пор не получившие надлежащей рыночной оценки либо намеренно выведенные государством с финансового рынка. Предлагаемый документ – это рецепт успеха национального финансового рынка, это попытка расставить приоритеты, это поиск национальной финансовой формы.

В его основу положена новая методология, учитывающая совместный анализ всех сегментов финансового рынка.

  • Авторы отказались от доминировавшего ранее "сегментированного мышления", когда стратегии развития банков, страховщиков и рынка ценных бумаг рассматривались независимо друг от друга. Сценарий прорыва невозможен, если развитие рынка капиталов и банковского сектора не будут самым тесным образом скоординированы.
  • Основу подхода составляет Концепция развития финансового рынка России (в широком смысле), которая охватывает все сектора финансовой системы: банковский, страховой, рынок ценных бумаг, пенсионную систему и институциональных инвесторов.
  • Подход к финансовой системе не как к цели, а как к средству развития экономики страны, отказ от узковедомственного подхода, расширение горизонта целей и задач за пределы финансового сектора.
  • Сценарный анализ. В Концепции рассматриваются три варианта развития событий: сценарий прорыва, инерционный сценарий, кризисный сценарий.
  • Долгосрочный горизонт планирования.
  • Сочетание мер законодательного воздействия и организационно-административных мероприятий прямой поддержки финансовой системы.

По мнению разработчиков, одной из ключевых задач текущего момента является аккумулирование  и привлечение на финансовый рынок, в том числе в банковский сектор, долгосрочного финансового ресурса. Это в свою очередь позволит качественно улучшить все основные финансово-экономические характеристики. Источниками (драйверами) роста в сценарии прорыва, описанном в Концепции, являются:

  • средства государственных фондов (в качестве "катализатора", преобладают в первые три года);
  • долгосрочные ресурсы (секьюритизация, рынок ценных бумаг, ипотечные ценные бумаги, жилищные накопительные и безотзывные вклады, пенсионные накопления и средства страховщиков, заимствования на зарубежных рынках). При этом рынок ипотечного кредитования оказывается лакмусовой бумажкой успеха, поскольку предъявляет максимальные требования к срочности ресурсов;
  • капитализация нефинансовых активов (модернизация залогового законодательства, защита прав собственности, оформление прав на природные, производственные, интеллектуальные ресурсы и вовлечение их в финансовый оборот);
  • кратное повышение доступности финансовых услуг (расширение клиентской базы, создание систем кредитования и сбережений, включающих банки, почту, кооперативы, МФО, операторов связи и т. д.), повышение финансовой грамотности населения;
  • внедрение финансовых инноваций (структурное финансирование, обеспеченные активами ценные бумаги, деривативы, проектное и синдицированное кредитование, дистанционное оказание банковских услуг);
  • снятие избыточных административных барьеров (ограничения регулирования) и дифференциация регулирования в банковском секторе (установление иерархии регулирования: банки развития, государственные банки, федеральные многофилиальные частные банки, региональные малые и средние банки, кредитные кооперативы и МФО, нефинансовые организации – банковские агенты);
  • повышение роли национальной валюты;
  • тесная координация планов по развитию рынка капиталов (ценных бумаг) и банковского сектора;
  • отказ от практики "аутсорсинга финансовой системы" (под "аутсорсингом" понимается масштабный вывоз капитала с последующим трансграничным оказанием финансовых услуг различным группам российских клиентов).

Мы не раз  убеждались в том, что субъективный фактор, моральный настрой имеют на финансовом рынке огромное значение, будь то потребительское кредитование или рынок акций. Финансовые услуги должны быть понятны и доступны простым людям. Поэтому крайне важно сфокусировать внимание на вопросах финансовой грамотности и доступности услуг.

Важнейшая социально-политическая задача, которую решает сегодня банковская система России, – повышение доступности  финансовых услуг для граждан  страны. Банковская активность, связанная  с "движением в регионы", внедрением карточных продуктов, расширением дистанционного банкинга, позволяет выправить положение и повысить доступность банковских услуг. Поэтому одним из элементов предлагаемого подхода является Стратегия повышения доступности финансовых услуг. При игнорировании соответствующих мероприятий о существовании российского финансового рынка будут знать лишь в пределах Садового кольца столицы.

Следует помнить, что быстрое и устойчивое развитие экономики страны зависит не только от внедрения новых, более эффективных  производственных и финансовых технологий, но и от готовности и способности населения воспринимать и использовать такие технологии, то есть от уровня финансовой грамотности. Учитывая этот факт, одновременно с повышением доступности финансовых услуг следует разработать и реализовать Программу повышения финансовой грамотности населения, которая должна помочь человеку самому осуществлять планирование личных финансов и управление семейным бюджетом. Она научит граждан сравнивать условия, при которых оказывают услуги различные финансовые организации, и сделает их самостоятельными в своем выборе.

Руководство страны нацеливает нас на инновационное  развитие. Работая над Концепцией, участники рабочей группы сделали  акцент на финансовые инновации, включая  секьюритизацию, деривативы, проектное  финансирование. То, что сегодня кажется доступным немногим, завтра должно стать рутинной процедурой. Иначе отечественный финансовый сектор рискует проиграть в жесткой конкурентной борьбе.

Широкое использование  новых технологий позволяет кредитным  организациям не только расширить бизнес, но и начать предоставление финансовых услуг тем слоям населения, которые ранее не пользовались услугами банков. При этом точками оказания платежных и иных банковских услуг становятся почтовые отделения и точки розничной торговли, в том числе продуктовые магазины, аптеки, автозаправочные станции. Для малообеспеченных слоев населения применение карточных продуктов может оказаться удобным и эффективным механизмом доступа к финансовым услугам. Для многих клиентов это может впервые открыть доступ к легальным финансовым услугам, поскольку легальные услуги обычно гораздо безопаснее и дешевле, чем "теневые" (серые) альтернативы.

В настоящее  время мы наблюдаем кардинальную перестройку мировых финансовых рынков. Национализация ипотечных агентств и страховой компании AIG В США, турбулентность на финансовых рынках и банкротство крупнейших инвестбанков и хедж-фондов – возможно, это лишь начало радикального перелома модели мировой экономики. Каким будет через 5-10 лет мировой финансовый рынок сейчас очень сложно предсказать. Очевидно одно: это не просто очередной циклический кризис и структурные сдвиги. Это – смена парадигмы. Россия должна вписаться в новый порядок, причем не на вторых ролях, как сейчас, а в качестве лидера.

Ключевая  идея Концепции – дать финансовому рынку необходимые для прорыва ресурсы и обеспечить их доступность и эффективное использование. Система решений, позволяющих осуществить Концепцию требует политической воли и достаточно интенсивной работы законодателей, монетарных властей и, конечно, самих финансовых институтов. Однако инерционный, неамбициозный сценарий развития – то есть линейно-поступательное развитие рынка как продолжение текущего среднесрочного тренда – равнозначен поражению России в долгосрочном периоде.

Система мер по осуществлению финансового прорыва соответствует принципам 4И.

Во-первых, мы должны создать институты, базу для прорыва: сделать современную законодательную базу, в том числе в сфере корпоративного управления и различных финансовых операций, капитализировать немонетарные активы, обеспечив спецификацию и защиту прав собственности и их рыночный оборот, привлечь частные банки и УК к управлению крупными инфраструктурными проектами, реализации национальных проектов ,активизировать пенсионную реформу.

Во-вторых, обеспечить инвестиции – влить в финансовый сектор огромную массу активов, находящихся вне оборота – в том числе некапитализированных и нерыночных, сконцентрированных в различных фондах государства и на руках у населения. Это увеличить емкость финансового рынка, капитализацию финансовых институтов и, соответственно, их способность принимать на себя риски и выдавать кредиты, осуществлять международную экспансию и конкурировать с международными компаниями, банками и инвесткомпаниями, повысить кредитный рычаг в экономике и доступность финансовых услуг населению и бизнесу.

В-третьих, создать необходимую и эффективную инфраструктуру – управления рисками и осуществления сложных сделок при минимальных трансакционных издержках, создав стимулы для переключения секьюритизации, выпуска корпоративных ценных бумаг и перестрахования рисков на внутренний рынок.

Наконец, в-четвертых, российский финансовый рынок и работающие на нем компании при поддержке  финансовых регуляторов и правительства  должны стать авангардом, передовым звеном во внедрении финансовых инноваций в глобальном масштабе, устанавливать стандарты сделок и правила, которые будут применяться по всему миру, создавать новые финансовые услуги. Бенефициарами финансовых инноваций станет вся российская экономика и население.

Мы видим  Миссию финансовой системы в удовлетворении потребностей экономики и общества в инновационном росте и социальной стабильности.

С точки зрения социальных целей финансовая система  и экономика должны:

  • обеспечить граждан механизмами приобретения или аренды доступного, качественного жилья;
  • гарантировать высокий уровень жизненных стандартов (потребления, здравоохранения, образования);
  • сформировать механизм обеспечения социальных гарантий и достойной пенсии, уверенность в будущем, предоставлять максимальные возможности для инвестирования средств;
  • способствовать снижению территориального и социального неравенства, эффективно распределять ресурсы и доходы;
  • предоставлять ресурсы и инструменты для развития (эффект "социального лифта", формирование среднего класса, рост малого предпринимательства);

Информация о работе Современное состояние финансового рынка