Совершенствование практики использования государственной собственности в экономике Нижегородской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть особенности и роль государственной собственности в экономике региона, дать оценку современной практики ее использования, обосновать рекомендации по ее совершенствованию.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
выявить особенности государственной собственности и ее роль в экономике региона;
дать оценку современной практики использования государственной собственности;
разработать рекомендации по совершенствованию практики использования государственной собственности в экономике региона.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………....…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ……………………………….....….5
Сущность и особенности государственной собственности…......5
Роль государственной собственности в экономике региона........8
Российский опыт использования государственной собственности…………………………….………………….....…11
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ………………………..17
2.1. Состояние и тенденции развития государственной собственности в Нижегородской области………………………………………………....….17
2.2. Совершенствование практики использования государственной собственности в экономике Нижегородской области………….…………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...……..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….....……....38

Файлы: 1 файл

рОЛЬ ГОССОБСТВЕННОСТИ.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

В Нижегородской области действует программа приватизации государственных унитарных предприятий.

Целью приватизации предприятий является повышение эффективности функционирования предприятий, привлечение эффективных собственников, модернизация производственных фондов за счет частных инвестиций, повышение производительности труда, увеличение объемов выпускаемой продукции.

Приватизация государственных унитарных предприятий потребует оформления землеотводных документов, технических и кадастровых паспортов на объекты недвижимости, регистрации права собственности, инвентаризации имущества и обязательств предприятия, составления промежуточного баланса, аудиторской проверки промежуточного баланса, преобразования государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество, назначения директора акционерного общества, членов совета директоров, ревизионной комиссии, государственной регистрации акционерного общества и выпуска ценных бумаг. Вся процедура приватизации каждого государственного унитарного предприятия займет 14 - 16 месяцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственная собственность – совокупность объектов недвижимости, имущественных прав, работ и услуг, информации и технологий, нематериальных благ и других частей национального богатства, право пользования, владения, распоряжения которыми принадлежит исключительно РФ.

Чем лучше функционирует объект, тем выше плата за риск, которому подвергается собственник. Риск, таким образом, побуждает к эффективному пользованию объектом. Перед тем как рассмотреть эту тему непосредственно, обратимся к базовым положениям.

Во-первых, управление собственностью должно исключать ущерб народнохозяйственной эффективности. В противном случае нарушится технологическая комплексность различных видов производств.

Во-вторых, в результате акционирования предприятий эффективность той или иной системы управления может быть выражена получением дивидендов. Становится возможным прогнозировать рентабельность таких предприятий и соответственно эффективность, выраженную через дивиденды.

В-третьих, эффективность управления собственностью следует рассчитывать отдельно для предприятий.

Говоря непосредственно об оценке эффективности управления государственной собственностью, следует подчеркнуть действие фактора динамичности. Дело в том, что по мере реализации конкретного инвестиционного проекта на предприятии и в отрасли меняются и первоначально установленные производственно-технические, экономические, экологические, социальные и другие ограничения, вызывающие в свою очередь трансформацию принятых критериев и показателей эффективности управления. Нам представляется, что в интересах снижения хозяйственного и инвестиционного риска целесообразно иметь и подсистему управления оценкой эффективности проекта по мере его реализации.

Анализ государственного сектора Нижегородской области показал, что на начало 2013 года в Нижегородской области насчитывается 446 государственных и муниципальных предприятий.

Рекомендации по повышению использования государственной собственности в Нижегородской области:

- необходимо наладить  качественный учет государственной  собственности и постоянно обновлять  данные, а также сформировать  реестр экономической эффективности  государственной собственности;

- уточнить обязанности  исполнительного органа власти  по управлению государственным  имуществом унитарного предприятия;

- определить условия найма  и аттестации руководителей государственных  предприятий, а также уточнить  требования, предъявляемые к ним;

- построить систему управления  и мониторинга деятельности государственных  предприятий, на основе отраслевого  принципа;

- расширить возможности  для привлечения трудового коллектива  к управлению государственными  предприятиями;

- для улучшения стимулирования труда на государственных предприятиях необходимо использовать коллективные договора и соглашения;

- при заключении коллективных  договоров и соглашений доложны  быть четко разделены функции  государства как работодателя  и его функции как объективного посредника в социальном партнерства;

- посредством коллективных  договоров и соглашений урегулировать  вопросы стимулирования труда  руководителей; конкретные условия  предоставления дополнительных  социальных услуг – негосударственные  дополнительные пенсии, системы медицинского страхования, системы компенсации стоимости отдыха и санитарного лечения, система дотаций на питание, жилищную политику, транспортные и образовательные субсидии.

В результате проведенного исследования, были определены особенности и роль государственной собственности, раскрыт состав государственной собственности, а так же исследованы ее основные функции, решены поставленные задачи:

    • были выявлены особенности и роль государственной собственности в экономике региона;
    • дана оценка современной практики использования государственной собственности;
    • разработаны рекомендации по совершенствованию практики использования государственной собственности в экономике региона.

В ходе изучения вопроса о государственной собственности стало ясно, что существует острая проблема, связанная с несовершенством использования государственной собственности. Таким образом, можно заключить: необходимо ужесточить контроль за деятельностью руководителей разных уровней, которые имеют непосредственное отношение к государственной собственности. Государством должна быть создана система контроля за направлением финансовых потоков, поступлением и освоением бюджетных средств.

Для повышения эффективности управления государственной собственностью необходимым является наличие полной и актуальной информации о структуре, составе и использовании государственной собственности. Важность данного аспекта заключается в том, что получение неполной или несвоевременной информации может привести  нежелательным последствиям в управлении государственной собственности.

На наш взгляд, необходимым для эффективного использования государственной собственностью является продолжение структурных преобразований, то есть стремление к росту инвестиций, внедрению передовых технологий, росту объема производства, конкурентной собственности продукции, производимой на таких предприятиях, увеличение объемов экспорта.

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Артамонов, В.С. Экономическая теория: Учебник для вузов/ В.С. Артамонов. – СПб.: Питер, 2010. – 654 с.
  2. Базнев, Н.И. Экономическая теория. Учебник. / Н.И. Базнев. - М: БТЭУ, 2009. – 647 с.
  3. Бандурин, В.В. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью / В.В. Бандурин. – М.: Полиграфресурсы, 2010. – 325 с.
  4. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. / Е.Ф. Борисов. - М.: Юрайт-М, 2010. – 653 с.
  5. Булатова, А.С. Экономика. Учебник. / Булатова А. С. – М: Юрист, 2011. – 856 с.
  6. Глазунова, Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. / Н.И. Глазунова. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011. – 628 с.
  7. Зеркин, Д.П. Основы теории государственного Управления Курс лекций / Д. П. Зеркин. - Ростов на Дону: издательский центр «МарТ», 2009. – 456 с.
  8. Князев, В.Г. Налоговое администрирование в транзитивной экономике / В.Г. Князев. - М.: Волтерс Клувер, 2010. – 365 с.
  9. Лещенко, М.И. Оценка собственности и лизинговый бизнес: Учебное пособие / М.И. Лещенко. – М.: МГИУ, 2010. – 265 с.
  10. Лобанов, В.В. Государственное управление и общественная политика: учебное пособие / В.В. Лобанов. – СПб.: Питер, 2010. – 652 с.
  11. Пикулькин, А.В. «Система государственного управления»: Учебник для вузов. / А.В. Пикулькин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 475 с.
  12. Половинкин, П.Д. Основы управления государственной собственностью в России: проблемы теории и практики. / П.Д. Половинкин – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2010. – 321 с.
  13. Постников, А.Е. Конституционное право России: учебник / А.Е. Постников. – М.: Проспект, 2009. – 458 с.

1 Глазунова, Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. / Н.И. Глазунова. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011. – С.245.

 

2 Лобанов, В.В. Государственное управление и общественная политика: учебное пособие / В.В. Лобанов. – СПб.: Питер, 2010. – С.77.

 

3 Булатова, А.С. Экономика. Учебник. / Булатова А. С. – М: Юрист, 2011. – С.345.

 

4 Лещенко, М.И. Оценка собственности и лизинговый бизнес: Учебное пособие / М.И. Лещенко. – М.: МГИУ, 2010. – С.79.

 

5 Базнев, Н.И. Экономическая теория. Учебник. / Н.И. Базнев. - М: БТЭУ, 2009. – С.124.

 

6 Артамонов, В.С. Экономическая теория: Учебник для вузов/ В.С. Артамонов. – СПб.: Питер, 2010. – С.259.

 

7 Глазунова, Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. / Н.И. Глазунова. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011. – С.264.

 

8 Князев, В.Г. Налоговое администрирование в транзитивной экономике / В.Г. Князев. - М.: Волтерс Клувер, 2010. – С.159.

 

9 Лобанов, В.В. Государственное управление и общественная политика: учебное пособие / В.В. Лобанов. – СПб.: Питер, 2010. – С.104.

 

10 Зеркин, Д.П. Основы теории государственного Управления Курс лекций / Д. П. Зеркин. - Ростов на Дону: издательский центр «МарТ», 2009. – С.251.

 

11 Пикулькин, А.В. «Система государственного управления»: Учебник для вузов. / А.В. Пикулькин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С.251.

 

12 Пикулькин, А.В. «Система государственного управления»: Учебник для вузов. / А.В. Пикулькин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С.172.

 

13 Лобанов, В.В. Государственное управление и общественная политика: учебное пособие / В.В. Лобанов. – СПб.: Питер, 2010. – С.142.

 

 

 


Информация о работе Совершенствование практики использования государственной собственности в экономике Нижегородской области