Совершенствование практики использования государственной собственности в экономике Нижегородской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть особенности и роль государственной собственности в экономике региона, дать оценку современной практики ее использования, обосновать рекомендации по ее совершенствованию.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
выявить особенности государственной собственности и ее роль в экономике региона;
дать оценку современной практики использования государственной собственности;
разработать рекомендации по совершенствованию практики использования государственной собственности в экономике региона.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………....…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ……………………………….....….5
Сущность и особенности государственной собственности…......5
Роль государственной собственности в экономике региона........8
Российский опыт использования государственной собственности…………………………….………………….....…11
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ………………………..17
2.1. Состояние и тенденции развития государственной собственности в Нижегородской области………………………………………………....….17
2.2. Совершенствование практики использования государственной собственности в экономике Нижегородской области………….…………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...……..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….....……....38

Файлы: 1 файл

рОЛЬ ГОССОБСТВЕННОСТИ.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Для достижения поставленных целей, необходимо решение следующих задач:

1. Повышение  качества корпоративного управления в компаниях с государственным участием;

2. Повышение  эффективности, открытости и прозрачности управления федеральными государственными унитарными предприятиями, а также последовательное сокращение использования института хозяйственного ведения;

3. Повышение  эффективности управления объектами федерального недвижимого имущества, находящимися в казне Российской Федерации, а также земельными участками;

4. Повышение  эффективности управления объектами недвижимости непроизводственной сферы;

5. Повышение эффективности и открытости проведения приватизации федерального имущества;

6. Повышение  эффективности и открытости организации реализации арестованного имущества, распоряжения конфискованным, движимым бесхозяйным и иным имуществом, обращенным в собственность государства, а также вещественными доказательствами, иным изъятым имуществом;

7. Совершенствование  процессов учета федерального имущества и предоставления сведений о нем;

8. Переход  к осуществлению контроля за  эффективным управлением и использованием федерального имущества, а также его сохранностью, в том числе посредством Межведомственного портала по управлению государственной собственностью в сети Интернет;

9. Обеспечение  поступления в федеральный бюджет  доходов и средств от использования и продажи федерального имущества.

10. Формирование  запасов государственного материального резерва;

11. Сохранение  потенциала системы государственного материального резерва;

12. Строительство  и реконструкция основных фондов;

13. Создание  условий для оказания регулирующего воздействия на рынок в форме товарных интервенций.

Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию программы на 2013 - 2015 годы  составляет 36 540 517,10 тыс. руб.3, в том числе в 2013 году – 12 418 602,30 тыс. руб.; в 2014 году – 12 039 768,40 тыс. руб.; в 2015 году – 12 082 146,40 тыс. руб.13

Вследствие реализации прогнозного плана (программы) приватизации в 2011 - 2015 годах:

- в Нижегородской области останутся 3 унитарных предприятия: 1 государственное предприятие Нижегородской области и 2 казенных предприятия Нижегородской области;

- в Нижегородской области появятся новые перспективные акционерные общества, акции которых будут находиться в собственности Нижегородской области;

- количество  объектов недвижимости снизится  на 0,8%.

В результате приватизации вышеуказанного имущества серьезных изменений в деятельности государственного сектора экономики Нижегородской области не произойдет.

Исходя из прогноза социально-экономического развития Нижегородской области, анализа экономических характеристик предлагаемого к приватизации государственного областного имущества и результатов его продаж, при осуществлении необходимых организационных мероприятий и благоприятной конъюнктуре рынка в период действия прогнозного плана (программы) приватизации ожидается получение неналоговых доходов от приватизации государственного областного имущества в размере не менее 146,7 млн. рублей, в том числе:

- от продажи  акций - 51,7 млн. рублей;

- от продажи  объектов недвижимого имущества - 90 млн. рублей.

 

2.2 Совершенствование практики использования государственной собственности в экономике Нижегородской области

 

Проблемами эффективного использования государственной собственности являются:

1) наличие  неприбыльных, непрофильных и не  имеющих социальной значимости для Нижегородской области предприятий и имущества;

2) несоответствие  реализуемым полномочиям и задачам  отдельных органов государственной  власти объема имеющейся у  них собственности.

Целями оптимизации эффективного использования государственной собственности в Нижегородской области являются:

- обеспечение  эффективного использования областного  имущества и земельных ресурсов, что должно обеспечить привлечение  дополнительных неналоговых имущественных  доходов в консолидированный  бюджет Нижегородской области, использование объектов государственной собственности Нижегородской области, включая земельные ресурсы, для решения стратегических и оперативных вопросов экономики региона;

- оптимизация  структуры государственной собственности  Нижегородской области, что предусматривает проведение реструктуризации собственности, избавление от неприбыльных, непрофильных и не имеющих социальной значимости для Нижегородской области предприятий и имущества, установление соответствия его объема задачам органов государственной власти Нижегородской области;

- повышение  инвестиционной привлекательности  региона посредством формирования  и выделения земельных участков  для реализации перспективных  инвестиционных проектов.

Перечень ключевых задач, решение которых обеспечивает достижение поставленных целей:

1) проведение  единой государственной политики  в сфере управления и распоряжения  областным имуществом и земельными  ресурсами Нижегородской области;

2) обеспечение  поступления дополнительных доходов  в консолидированный бюджет Нижегородской области;

3) вовлечение  в гражданский оборот максимального  количества объектов государственной  собственности Нижегородской области;

4) обеспечение  контроля за использованием и  сохранностью государственной собственности  Нижегородской области;

5) разработка и реализация системы учета объектов государственной собственности Нижегородской области;

6) обеспечение  прав Нижегородской области как участника (акционера) в коммерческих и некоммерческих организациях.

Перечень приоритетных направлений деятельности по обеспечению эффективного использования имущества Нижегородской области и оптимизации структуры собственности:

1) обеспечение  администрирования и поступления  в консолидированный бюджет Нижегородской области неналоговых имущественных доходов;

2) оформление  права собственности Нижегородской области на объекты недвижимости и земельные участки;

3) развитие  практики предоставления земельных  участков через процедуру торгов;

4) сопровождение  перспективных инвестиционных проектов  путем предоставления необходимых  земельных площадок;

5) оформление  невостребованных земельных долей  в собственность Нижегородской области;

6) реализация  механизма предоставления на  безвозмездной основе земельных  участков льготным категориям  граждан для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, ведения садоводства и огородничества;

7) активизация  процедур акционирования государственных  предприятий в Нижегородской области и реализация программы приватизации государственного имущества Нижегородской области на 5-летний период;

8) выполнение  плановых работ по оптимизации  структуры (реорганизация, преобразование, ликвидация, передача "с уровня на уровень") государственных предприятий и учреждений;

9) утверждение  и использование залогового фонда  Нижегородской области с целью активизации процессов привлечения инвестиций в экономику Нижегородской области.

Так же немаловажным фактором эффективного использования государственной собственности является управление ею.

Управление государственной собственностью субъекта РФ является особой, целостной и самостоятельной системой государственного управления, в основе формирования которой находится структурно сложный, многофункциональный и в тоже время единый по своей природе объект управления.

Ключевой момент в реализации функций госсобственности – определение принципов управления ею. Наибольшей полнотой и обоснованностью отличается их состав, предложенный в «Концепции управления федеральной собственностью».

Основные принципы управления государственной собственностью:

- принцип  соответствия содержания и методов  управления характеру реформ  в переходный период, прежде всего задачам обеспечения прогрессивных институциональных сдвигов в экономике;

- принцип  направленности управления на  преодоление острого системного  кризиса российской экономики;

- принцип  направленности управления на  обеспечение структурной перестройки экономики;

- принцип  равноправия всех форм собственности  перед бюджетом;

- принцип  оптимизации форм распределения  чистых доходов предприятий федеральной  собственности.

Важный элемент системы управления государственной собственностью – организационная структура как совокупность взаимосвязанных органов, имеющих определенные функции, полномочия и формы ответственности.

Следует полагать, что использование государственного имущества не может являться целью управления. Центральным пунктом в идее развития государственного предпринимательства – обоснование механизма управления, посредством которого на микроэкономическом уровне обеспечивается эффективное использование государственной собственности, баланс интересов государства, предприятий и их персонала.

Основными целями управления государственным имуществом являются: повышение доходов бюджета на основе более эффективного управления, оптимизация структуры собственности для обеспечения предпосылок к экономическому росту, использование государственных активов для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Для решения поставленных задач в Концепции предусматривается: проведение полной инвентаризации государственного имущества, детальная регламентация процессов управления в соответствии с уставными целями госпредприятия, оптимизация количества (сокращение) объектов управления, расширенное применение современных методов управления, обеспечение контроля по использованию государственного имущества.

Процесс управления государственной собственностью и одной из ее составляющих – федеральной собственностью должен осуществляться таким образом, чтобы затраты на ее содержание и управление не превышали доходов, полученных от процесса управления. Для этого в процессе управления необходимо применять некий набор методов и приемов управления, которые в совокупности составляют единую методологию управления государственной собственностью.

Теоретический (качественный) анализ объекта управления, базирующийся на социально-экономической основе, всегда предшествует его детальному изучению и является необходимым условием правильной организации процесса управления и безошибочного толкования его финансовых результатов. Необходимым условием успешного управления государственной собственностью является понимание сущности объекта управления или технологического процесса, знание причин развития и особенностей конкретной обстановки.

Для эффективного использования государственной собственности прежде всего необходимо ввести систему мониторинга эффективности использования имущества федеральными предприятиями и акционерными обществами, имеющими государственную долю капитала.

Следует четко наладить работу подсистемы информационно-аналитического обеспечения данными о количестве акций, закрепленных в федеральной собственности; финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ; пакетах акций, находящихся в федеральной собственности (в настоящее время отсутствует информация о поступлении доходов в федеральный бюджет и дивидендов по акциям, закрепленных в государственной собственности).

Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом имеет все возможности совместно с соответствующими территориальными и муниципальными комитетами принять необходимые меры по уточнению состава имущества на территории области (края), совершенствованию методики оценки объектов недвижимости, земельных ресурсов и других элементов, образующих собственность области (края).

Органам государственной власти субъектов федерации с целью устранения дублирования функций управления на региональном, муниципальном уровнях и оптимизации развития экономики необходимо уточнить распределение полномочий и сфер регулирования и ответственности, а также совершенствовать механизм взаимодействия органов государственного управления в условиях многообразия форм собственности.

Говоря непосредственно об оценке эффективности управления государственной собственностью, следует подчеркнуть действие фактора динамичности. Дело в том, что по мере реализации конкретного инвестиционного проекта на предприятии и в отрасли меняются и первоначально установленные производственно-технические, экономические, экологические, социальные и другие ограничения, вызывающие в свою очередь трансформацию принятых критериев и показателей эффективности управления. Нам представляется, что в интересах снижения хозяйственного и инвестиционного риска целесообразно иметь и подсистему управления оценкой эффективности проекта по мере его реализации.

Существенным условием обеспечения повышения эффективности использования государственной собственности является совершенствование институциональной среды, обеспечивающей наиболее рациональные правила функционирования объектов государственной собственности и их взаимосвязей в системе хозяйственных отношений. Однако, институциональная незавершенность разрешения вопросов о порядке применения способов экономического функционирования объектов государственной собственности, о создании структур и институтов, осуществляющих организационно-экономическую деятельность, ограничивает возможности формирования оптимального государственного сектора экономики и эффективное функционирование объектов государственной собственности.

Информация о работе Совершенствование практики использования государственной собственности в экономике Нижегородской области