Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 11:59, курсовая работа
Цель работы – раскрыть особенности и роль государственной собственности в экономике региона, дать оценку современной практики ее использования, обосновать рекомендации по ее совершенствованию.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
выявить особенности государственной собственности и ее роль в экономике региона;
дать оценку современной практики использования государственной собственности;
разработать рекомендации по совершенствованию практики использования государственной собственности в экономике региона.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………....…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ……………………………….....….5
Сущность и особенности государственной собственности…......5
Роль государственной собственности в экономике региона........8
Российский опыт использования государственной собственности…………………………….………………….....…11
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ………………………..17
2.1. Состояние и тенденции развития государственной собственности в Нижегородской области………………………………………………....….17
2.2. Совершенствование практики использования государственной собственности в экономике Нижегородской области………….…………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...……..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….....……....38
Для достижения поставленных целей, необходимо решение следующих задач:
1. Повышение качества корпоративного управления в компаниях с государственным участием;
2. Повышение эффективности, открытости и прозрачности управления федеральными государственными унитарными предприятиями, а также последовательное сокращение использования института хозяйственного ведения;
3. Повышение
эффективности управления
4. Повышение
эффективности управления
5. Повышение эффективности и открытости проведения приватизации федерального имущества;
6. Повышение
эффективности и открытости
7. Совершенствование процессов учета федерального имущества и предоставления сведений о нем;
8. Переход к осуществлению контроля за эффективным управлением и использованием федерального имущества, а также его сохранностью, в том числе посредством Межведомственного портала по управлению государственной собственностью в сети Интернет;
9. Обеспечение
поступления в федеральный
10. Формирование
запасов государственного
11. Сохранение
потенциала системы
12. Строительство
и реконструкция основных
13. Создание
условий для оказания
Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию программы на 2013 - 2015 годы составляет 36 540 517,10 тыс. руб.3, в том числе в 2013 году – 12 418 602,30 тыс. руб.; в 2014 году – 12 039 768,40 тыс. руб.; в 2015 году – 12 082 146,40 тыс. руб.13
Вследствие реализации прогнозного плана (программы) приватизации в 2011 - 2015 годах:
- в Нижегородской области останутся 3 унитарных предприятия: 1 государственное предприятие Нижегородской области и 2 казенных предприятия Нижегородской области;
- в Нижегородской области появятся новые перспективные акционерные общества, акции которых будут находиться в собственности Нижегородской области;
- количество
объектов недвижимости
В результате приватизации вышеуказанного имущества серьезных изменений в деятельности государственного сектора экономики Нижегородской области не произойдет.
Исходя из прогноза социально-экономического развития Нижегородской области, анализа экономических характеристик предлагаемого к приватизации государственного областного имущества и результатов его продаж, при осуществлении необходимых организационных мероприятий и благоприятной конъюнктуре рынка в период действия прогнозного плана (программы) приватизации ожидается получение неналоговых доходов от приватизации государственного областного имущества в размере не менее 146,7 млн. рублей, в том числе:
- от продажи акций - 51,7 млн. рублей;
- от продажи объектов недвижимого имущества - 90 млн. рублей.
2.2 Совершенствование практики использования государственной собственности в экономике Нижегородской области
Проблемами эффективного использования государственной собственности являются:
1) наличие неприбыльных, непрофильных и не имеющих социальной значимости для Нижегородской области предприятий и имущества;
2) несоответствие
реализуемым полномочиям и
Целями оптимизации эффективного использования государственной собственности в Нижегородской области являются:
- обеспечение
эффективного использования
- оптимизация
структуры государственной
- повышение
инвестиционной
Перечень ключевых задач, решение которых обеспечивает достижение поставленных целей:
1) проведение
единой государственной
2) обеспечение
поступления дополнительных
3) вовлечение
в гражданский оборот
4) обеспечение
контроля за использованием и
сохранностью государственной
5) разработка и реализация системы учета объектов государственной собственности Нижегородской области;
6) обеспечение прав Нижегородской области как участника (акционера) в коммерческих и некоммерческих организациях.
Перечень приоритетных направлений деятельности по обеспечению эффективного использования имущества Нижегородской области и оптимизации структуры собственности:
1) обеспечение
администрирования и
2) оформление права собственности Нижегородской области на объекты недвижимости и земельные участки;
3) развитие
практики предоставления
4) сопровождение
перспективных инвестиционных
5) оформление
невостребованных земельных
6) реализация
механизма предоставления на
безвозмездной основе
7) активизация
процедур акционирования
8) выполнение плановых работ по оптимизации структуры (реорганизация, преобразование, ликвидация, передача "с уровня на уровень") государственных предприятий и учреждений;
9) утверждение
и использование залогового
Так же немаловажным фактором эффективного использования государственной собственности является управление ею.
Управление государственной собственностью субъекта РФ является особой, целостной и самостоятельной системой государственного управления, в основе формирования которой находится структурно сложный, многофункциональный и в тоже время единый по своей природе объект управления.
Ключевой момент в реализации функций госсобственности – определение принципов управления ею. Наибольшей полнотой и обоснованностью отличается их состав, предложенный в «Концепции управления федеральной собственностью».
Основные принципы управления государственной собственностью:
- принцип
соответствия содержания и
- принцип
направленности управления на
преодоление острого
- принцип
направленности управления на
обеспечение структурной
- принцип
равноправия всех форм
- принцип
оптимизации форм
Важный элемент системы управления государственной собственностью – организационная структура как совокупность взаимосвязанных органов, имеющих определенные функции, полномочия и формы ответственности.
Следует полагать, что использование государственного имущества не может являться целью управления. Центральным пунктом в идее развития государственного предпринимательства – обоснование механизма управления, посредством которого на микроэкономическом уровне обеспечивается эффективное использование государственной собственности, баланс интересов государства, предприятий и их персонала.
Основными целями управления государственным имуществом являются: повышение доходов бюджета на основе более эффективного управления, оптимизация структуры собственности для обеспечения предпосылок к экономическому росту, использование государственных активов для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Для решения поставленных задач в Концепции предусматривается: проведение полной инвентаризации государственного имущества, детальная регламентация процессов управления в соответствии с уставными целями госпредприятия, оптимизация количества (сокращение) объектов управления, расширенное применение современных методов управления, обеспечение контроля по использованию государственного имущества.
Процесс управления государственной собственностью и одной из ее составляющих – федеральной собственностью должен осуществляться таким образом, чтобы затраты на ее содержание и управление не превышали доходов, полученных от процесса управления. Для этого в процессе управления необходимо применять некий набор методов и приемов управления, которые в совокупности составляют единую методологию управления государственной собственностью.
Теоретический (качественный) анализ объекта управления, базирующийся на социально-экономической основе, всегда предшествует его детальному изучению и является необходимым условием правильной организации процесса управления и безошибочного толкования его финансовых результатов. Необходимым условием успешного управления государственной собственностью является понимание сущности объекта управления или технологического процесса, знание причин развития и особенностей конкретной обстановки.
Для эффективного использования государственной собственности прежде всего необходимо ввести систему мониторинга эффективности использования имущества федеральными предприятиями и акционерными обществами, имеющими государственную долю капитала.
Следует четко наладить работу подсистемы информационно-аналитического обеспечения данными о количестве акций, закрепленных в федеральной собственности; финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ; пакетах акций, находящихся в федеральной собственности (в настоящее время отсутствует информация о поступлении доходов в федеральный бюджет и дивидендов по акциям, закрепленных в государственной собственности).
Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом имеет все возможности совместно с соответствующими территориальными и муниципальными комитетами принять необходимые меры по уточнению состава имущества на территории области (края), совершенствованию методики оценки объектов недвижимости, земельных ресурсов и других элементов, образующих собственность области (края).
Органам государственной власти субъектов федерации с целью устранения дублирования функций управления на региональном, муниципальном уровнях и оптимизации развития экономики необходимо уточнить распределение полномочий и сфер регулирования и ответственности, а также совершенствовать механизм взаимодействия органов государственного управления в условиях многообразия форм собственности.
Говоря непосредственно об оценке эффективности управления государственной собственностью, следует подчеркнуть действие фактора динамичности. Дело в том, что по мере реализации конкретного инвестиционного проекта на предприятии и в отрасли меняются и первоначально установленные производственно-технические, экономические, экологические, социальные и другие ограничения, вызывающие в свою очередь трансформацию принятых критериев и показателей эффективности управления. Нам представляется, что в интересах снижения хозяйственного и инвестиционного риска целесообразно иметь и подсистему управления оценкой эффективности проекта по мере его реализации.
Существенным условием обеспечения повышения эффективности использования государственной собственности является совершенствование институциональной среды, обеспечивающей наиболее рациональные правила функционирования объектов государственной собственности и их взаимосвязей в системе хозяйственных отношений. Однако, институциональная незавершенность разрешения вопросов о порядке применения способов экономического функционирования объектов государственной собственности, о создании структур и институтов, осуществляющих организационно-экономическую деятельность, ограничивает возможности формирования оптимального государственного сектора экономики и эффективное функционирование объектов государственной собственности.