Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 11:59, курсовая работа
Цель работы – раскрыть особенности и роль государственной собственности в экономике региона, дать оценку современной практики ее использования, обосновать рекомендации по ее совершенствованию.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
выявить особенности государственной собственности и ее роль в экономике региона;
дать оценку современной практики использования государственной собственности;
разработать рекомендации по совершенствованию практики использования государственной собственности в экономике региона.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………....…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ……………………………….....….5
Сущность и особенности государственной собственности…......5
Роль государственной собственности в экономике региона........8
Российский опыт использования государственной собственности…………………………….………………….....…11
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ………………………..17
2.1. Состояние и тенденции развития государственной собственности в Нижегородской области………………………………………………....….17
2.2. Совершенствование практики использования государственной собственности в экономике Нижегородской области………….…………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...……..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….....……....38
Рассмотрение системы отношений собственности позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность. Если приоритет отдается индивидуальному интересу, то можно говорить о системе отношений индивидуального частного отношения. Если присвоение осуществляется в интересах какого-либо коллектива, то речь идет о коллективной собственности. Присвоение может вестись определенной социальной группой людей. Здесь на лицо уже классовый интерес.5
Государственная собственность всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы собственности для общего развития экономики региона. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства, без организации средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.
1.3 Российский опыт использования государственной собственности
В российской экономике государственный сектор формировался в результате приватизации. На начало 2013 года в руках государства находилось 54 110 предприятий. Из них 45 445 приходится на частную собственность, на муниципальную собственность – 3 556, доля общественных и религиозных организаций – 2 233, а доля государственной собственности составляет 1 618 предприятий, это 3 % к итогу.
Резкое сокращение объектов государственной собственности в ходе приватизации обосновывалось сравнительно низкой эффективностью ее функционирования.
Многие экономисты проводят анализ финансовых результатов работы унитарных предприятий. Выводы осуществляемых исследований различны. Ряд экономистов утверждают, что государственные предприятия могут быть эффективными. Другие исследователи в ходе сравнения приходят к выводу об одинаковой эффективности государственной и частной формы собственности. Некоторые обосновывают, что форма собственности не является существенным критерием, влияющим на эффективность. Подавляющее же большинство экономистов делают вывод о низкой эффективности государственной собственности по сравнению с частной.
Государственная собственность имеет потенциальные преимущества и недостатки. Их реализация, преобладание тех или иных черт зависят от конкретных условий, складывающихся на рынке. Подтвердить теоретические положения, определить эффективность функционирования государственной собственности можно только с учетом фактора времени: процесса стабилизации и закономерностей экономического развития в перспективе.
В настоящий период наша страна пытается вступить в новый этап социально-экономического развития. На этом пути важно не повторять уже допущенные ошибки, а, исправляя их по возможности, обеспечить требуемый задел для построения будущей инновационной экономики. Некоторые специалисты считают, что он уже частично создан за счет имеющихся накоплений от продажи сырьевых ресурсов.6
Проанализируем текущее состояние государственного сектора экономики России.
В отношении объектов недвижимого имущества проведена следующая работа:
1) обеспечены надлежащий учет, ведение реестра государственного имущества и регистрация прав собственности на принадлежащие РФ объекты недвижимости. По состоянию на 01.01.2013 года в реестре государственного имущества учтено имущество:
2) разработан
и применен механизм
3) обеспечен
контроль за использованием
4) в сфере арендных отношений:
а) проиндексированы (с 1 января и 1 июля 2013 года) ставки арендной платы в соответствии с условиями действующих договоров аренды, в результате чего рост доходов бюджета от аренды имущества в 2013 году по сравнению с 2012 годом составил 33%, дополнительные поступления - около 4548,3 млн. рублей;
б) внесены изменения и дополнения в действующее Положение о порядке передачи имущества, находящегося в государственной собственности, в аренду и безвозмездное пользование;
в) с 1 января 2013 года переведены на арендные отношения федеральные организации, занимающие помещения на безвозмездной основе. В результате дополнительные доходы бюджета составили 2 066 млн. рублей;
г) обеспечено привлечение средств арендаторов на капитальный ремонт и восстановление государственного имущества (более 3,5 млн. рублей в 2013 году);
д) обеспечены учет поступлений арендной платы и положительная динамика доходов от аренды государственного имущества.
По состоянию на 01.01.13 в аренду было сдано 454 тыс. объекта недвижимого имущества общей площадью 12570,1 млн. кв. метров. Средняя арендная плата, сложившаяся на конец 2013 года, составляла 152,1 рублей за 1 кв. метр в месяц (на 28% выше показателя начала года).
В 2013 году доходы бюджета от аренды государственного имущества составили 33,4 млн. рублей, что в 1,33 раза больше, чем в 2012 году. Бюджетное задание выполнено на 119%.7
Кроме того, предприятиями и учреждениями заключено 12487 договоров аренды, по которым остающиеся в распоряжении предприятий и учреждений денежные средства составили 6 278 млн. рублей и были направлены на содержание, развитие и ремонт материально-технической базы. Обеспечен постоянный контроль за эффективностью использования переданного в аренду имущества и полнотой сбора арендной платы.
Было рассмотрено 112365 землеустроительных дел и подготовлен 45461 проект распоряжений Правительства по вопросам перевода лесных земель в нелесные и в земли иных категорий.
В целях обеспечения контроля за распоряжением земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю), проанализировано на соответствие действующему законодательству 455175 актов органов местного самоуправления.
Итак, налицо существенные потери позиций государства в традиционно сильных для российской экономики направлениях, которые могли бы стать опорой для планируемой модернизации системы хозяйства. Еще более отчетливо противоположное мировым тенденциям движение просматривается при сопоставлении долей государственного сектора в важнейших отраслях производства. Так, во Франции доля государственного сектора в топливной промышленности не была ниже 40 % при 4 % для России; в электроэнергетике эта доля у нас также оказалась примерно в 10 раз ниже.
В России образуют путем приватизации сеть частных электроэнергетических компаний под флагом борьбы с монополизмом и громоздкостью бывшей РАО ЕЭС. Однако видимые попытки государственного влияния на действия новых территориальных монополистов в сфере ЖКХ вряд ли способны изменить ситуацию в целом, ибо одновременно ими будут повышаться тарифы для действующих производств, что, в свою очередь, приведет к росту цен выпускаемых товаров для населения. По-видимому, при таком подходе можно ожидать повторения результатов, имеющих место в нефтедобывающей отрасли, где налицо сверхприбыли образованных в ходе реформ компаний. Вместе с тем содержание недр, являясь государственной собственностью в соответствии с Законом РФ «О недрах», приносит основные доходы в виде ренты не жителям страны, а небольшому числу частных лиц. Этот и другие просчеты в части преобразований отношений собственности до сих пор не воспринимаются как серьезные недостатки управления экономикой, в частности ее государственным сектором.
Более того, часто усилия направляются в русло дальнейшей приватизации того, что еще осталось в рабочем состоянии, даже несмотря на объективно существующее ухудшение основных макроэкономических показателей.
В России до сих пор не выработана четкая официальная политика по отношению к государственному сектору, его границам, сферам приложения. Не выработаны и, соответственно, не получили на практике широкого распространения методы стимулирования деятельности государственных предприятий. Эффективность использования ресурсов, находящихся в собственности государственных предприятий, также остается низкой.8
Одним из главных аспектов изменений отношений собственности, приводимых в России в последние годы, стала беспрецедентная по масштабам приватизация государственного имущества. Следствием реформирования явилось сокращение удельного веса госсектора в экономике и концентрация деловой активности в частном секторе. Однако, даже в современных условиях не следует преувеличивать роль частной собственности как одного из главных рычагов рыночной экономики.
Современная ситуация осложняется еще двумя важными обстоятельствами: отсутствием в отечественной экономической науке сколько-нибудь комплексной разработанной теорией вопроса эффективного использования государственной собственности, а также явным недостатком опыта реального использования органами государственной власти возможностей воздействия на экономические процессы через осознанное распоряжение той частью национального богатства, которая находится в государственной собственности.
2. РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Состояние и тенденции развития государственной собственности в Нижегородской области
Стратегическая цель совершенствования управления государственной собственностью может быть определена как повышение ее экономической и социальной эффективности. К ожидаемым эффектам могут быть отнесены: рост качества продукции, работ, услуг, производимых и оказываемых предприятиями, организациями и учреждениями, использующими государственное имущество; рост доходов работников государственных предприятий и учреждений; увеличение инвестиций в государственный сектор экономики и социальную сферу региона; прирост (абсолютный и относительный) неналоговых доходов регионального бюджета.
Основные направления совершенствования управления государственной собственностью:
1. Совершенствование институционального обеспечения деятельности предприятий государственного сектора.
2. Формирование
и расширение сферы действия
государственно-частного
3. Обновление содержания функций управления в сфере имущественно-земельных отношений.
4. Обеспечение
прозрачности отношений и
5. Ориентация на решение социальных проблем.
6. Активная
позиция органов
Меры реализации первого направления:
В рамках второго направления реализуются меры, обеспечивающие привлечение частного бизнеса, в том числе потенциальных инвесторов, к процессам формирования программ и планов приватизации, распоряжения и использования государственного и муниципального имущества. В качестве одного из эффективных инструментов может рассматриваться трастовое управление государственными (муниципальными) предприятиями, передача их имущества в аренду или в собственность при условии последующего привлечения инвестиций, концессионные соглашения. Ожидаемыми эффектами при этом могут стать обновление основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий (при условии, что получение государственного или муниципального имущества в доверительное управление или концессию осуществляется на долгосрочной основе), привлечение к управлению государственным имуществом профессиональных участников рынка, рост доходов от использования государственной собственности.
Важным направлением развития государственно-частного партнерства является формирование институциональной среды, активизирующей процессы интеграции субъектов хозяйствования разных форм собственности. Особенное значение имеют процессы кластеризации, участником которых, наряду с частными структурами, могут становиться государственные организации. Участие организаций государственного сектора экономики в кластерах позволит создать благоприятные условия для повышения их инвестиционной привлекательности, расширить круг субъектов, заинтересованных в их эффективной деятельности, и, в конечном счете, будет способствовать достижению более высоких результатов.
Обновление управления государственной собственностью (третье направление) сопряжено с реализацией следующих задач: