Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 11:59, курсовая работа
Цель работы – раскрыть особенности и роль государственной собственности в экономике региона, дать оценку современной практики ее использования, обосновать рекомендации по ее совершенствованию.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
выявить особенности государственной собственности и ее роль в экономике региона;
дать оценку современной практики использования государственной собственности;
разработать рекомендации по совершенствованию практики использования государственной собственности в экономике региона.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………....…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ……………………………….....….5
Сущность и особенности государственной собственности…......5
Роль государственной собственности в экономике региона........8
Российский опыт использования государственной собственности…………………………….………………….....…11
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ………………………..17
2.1. Состояние и тенденции развития государственной собственности в Нижегородской области………………………………………………....….17
2.2. Совершенствование практики использования государственной собственности в экономике Нижегородской области………….…………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...……..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….....……....38
Индикаторами достижения стратегической цели совершенствования управления государственной собственностью являются:
Важно понимание, что позитивный эффект масштабной государственной интервенции в экономику в кризисной фазе становится преимущественно негативным, когда экономика вступает в фазу стабильного долгосрочного экономического роста. В этой связи, на первый план выходит обеспечение достижения тех принципов перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики, которые определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в том числе:
Достижение указанных целей невозможно без обеспечения эффективного управления федеральным имуществом, включая повышение конкурентоспособности организаций с государственным участием, улучшения финансово-экономических показателей их деятельности, а также сокращения состава государственного имущества с учетом задач обеспечения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В последние годы в качестве приоритетного направления государственной политики проводится работа по повышению эффективности управления государственным имуществом, включая повышение качества корпоративного управления в компаниях с государственным участием.
В первую очередь, предприняты меры по повышению эффективности деятельности органов управления компаний с государственным участием, в том числе путем расширения практики избрания профессиональных директоров в советы директоров (наблюдательные советы) обществ, а также формирования специализированных комитетов при советах директоров.
В рамках выполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации завершаются мероприятия по исключению из составов советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ с государственным участием заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, лиц, входящих в состав Администрации Президента Российской Федерации, и включении вместе них профессиональных директоров.
Также проводятся корпоративные мероприятия по обеспечению избрания председателями советов директоров (наблюдательными советами) акционерных обществ с государственным участием лиц, не являющихся государственными служащими.
В настоящее время органы государственной власти делают акцент на сотрудничестве государства и частных компаний, так называемое государственно-частное партнерство, а также создаются государственные корпорации, для того, чтобы укрепить экономику страны и позволить развиваться государственным предприятиям.
На протяжении ряда лет проводится последовательная политика по сокращению государственного имущественного сектора. Только за последние 5 лет было приватизировано свыше 2500 пакетов акций акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности.
В настоящее время существуют отрасли российской экономики, в которых предприятия с государственным участием отсутствуют или их количество незначительно (металлургия, легкая и пищевая промышленность, торговля и др.).
В то же время, доля государства в экономике, в том числе включая косвенное влияние компаний с государственным участием, остается еще достаточно большой.
В 2013-2014 годах были определены новые приоритеты и сформированы новые условия проведения приватизации государственного имущества, включая масштабные изменения законодательства о приватизации Российской Федерации, предусматривающие возможность выбора способов приватизации на текущую перспективу, отвечающих целям привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, модернизации и технологического развития экономики.11
Созданы условия для привлечения к организации и проведению продаж инвестиционных консультантов, а также внедрения современных информационных технологий для расширения информационного сопровождения продажи и использования электронных торгов.
С учетом новаций, внесенных в законодательство о приватизации, утверждены прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2013-2014 годы, который предусматривает продажу пакетов акций более 1300 акционерных обществ (из которых порядка 26% относятся к непроизводственной сфере (оказание услуг, торговля, финансы), около 23% - к организациям в сфере сельского хозяйства, 20% - сфере промышленности, 15%- сфере строительства), а также планы Российской Федерации по отчуждению из федеральной собственности акций (части акций) крупнейших акционерных обществ, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики (ОАО «Совкомфлот», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Русгидро», ОАО «Роснефть» и др.), что соответствует основным задачам, определенным Правительством Российской Федерации, в том числе по созданию условий для привлечения внебюджетных инвестиций в развитие акционерных обществ на основе новых технологий, улучшение корпоративного управления и стимулирование развития фондового рынка.
Также в соответствии с поручением Президента Российской Федерации сформированы предложения по уменьшению доли государственного участия в крупных компаниях с государственным участием до контрольного уровня, либо полного отказа от владения пакетами, предусматривающий проведение соответствующих мероприятий до 2017 года. Соответствующие мероприятия предусмотрены в прилагаемых табличных формах.
Акции вышеуказанных крупнейших компаний будут приватизированы на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации. Конкретные сроки и способы продажи будут определяться с учетом конъюнктуры рынка, координации продаж с другими процессами приватизации акций компаний соответствующих отраслей, а также рекомендаций ведущих международных инвестиционных консультантов.
Также будет продолжена приватизация федеральных государственных унитарных предприятий. До 2015 года планируется преобразовать в открытые акционерные общества свыше 250 ФГУП. Помимо акционирования предприятий, с учетом новых возможностей, предусмотренных законодательством, будут приниматься решения о преобразовании мелких и средних предприятий в общества с ограниченной ответственностью либо по отдельным решениям в автономные некоммерческие организации.
Необходимо также учитывать приватизационные планы, осуществляемые субъектами Российской Федерации. В соответствии с региональными программами в 2013 году была осуществлена приватизация порядка 500 пакетов акций акционерных обществ, 250 унитарных предприятий, а также свыше 3600 объектов имущества казны.
С учетом поручения Президента Российской Федерации об активизации приватизационных процессов в отношении имущества субъектов Российской Федерации не являющегося необходимым для осуществления властных полномочий актуальность региональной приватизации будет сохраняться в среднесрочной перспективе.
Предполагается, что ожидаемые конечные результаты и социально-экономические последствия успешного управления и использования государственной собственности станут существенным вкладом в достижение целей экономического развития Российской Федерации, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и приоритетов государственной политики в сфере управления федеральным имуществом:
- сокращение
участия государства в
- создание
условий для повышения
- модернизации российской экономики, формирование условий для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики;
- улучшение корпоративного управления, стимулирование развития фондового рынка, формирование интегрированных структур в стратегических отраслях экономики;
- повышение
эффективности формирования
Также достижение результатов окажет влияние на динамику показателей достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации, заявленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Достигнутые задачи приведут к ожидаемым конечным результатам, состоящие в:
- структурной диверсификации экономики на основе инновационного технологического развития;
- повышении
конкурентоспособности
- сокращении
количества субъектов
- повышении качества действующей системы управления государственным материальным резервом.
Так же была создана государственная программа «Управление государственным имуществом» (на период 2013-2015 год).
Целями данной программы является:
1. Создание
условий для повышения
2. Создание
условий для эффективного
3. Создание
условий для привлечения
4. Обеспечение
внедрения мер действенного
5. Создание организационных, информационных и иных условий эффективного функционирования системы организации реализации арестованного имущества, распоряжения конфискованным, движимым бесхозяйным и иным имуществом, обращенным в собственность государства, а также вещественными доказательствами и иным изъятым имуществом.
6. Создание условий для совершенствования системы государственного материального резерва, обеспечение повышения ее роли в позитивных процессах, происходящих в экономике и политике Российской Федерации и направленных на укрепление экономической независимости и национальной безопасности государства.