Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 17:50, шпаргалка
Структура УУ: производственный учет, система директ-костинга, сегментарный учет и отчетность, трансфертное ценообразование, управленческий анализ, бюджетирование.
Бюджет расходов по управлению и обслуживанию производства и порядок его разработки
Аналитическое построение производственного учета предопределяет выбор объектов учета затрат и объектов калькулирования, которые во многих отраслях не совпадают.
Для любых стратегических целей определены следующие критерии:
конкретность;
измеримость;
достижимость;
соотносительность с конкретным сроком достижения.
Второй подэтап бюджетного цикла заключается в формировании прогнозов внешней среды для определения факторов, влияющих на настоящее развитие предприятия, а также на его будущий рост. План данных внешних факторов или макроэкономических показателей утверждается бюджетным комитетом, кᴏᴛᴏᴩый создается специально как контролирующий орган для управления бюджетным процессом. К макроэкономическим факторам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:
прогноз уровня инфляции;
прогноз ставки рефинансирования;
прогноз валютных ставок и т. д.
Кроме экономических факторов существуют также и неэкономические, такие как:
законодательные факторы;
факторы конкуренции;
факторы политические;
факторы рыночные и т. д.
Данной группой факторов нельзя пренебрегать, так как от них зачастую может зависеть гораздо больше, чем от экономических факторов.
Следующий этап бюджетного цикла имеет важность в связи с необходимостью планирования по всем сферам деятельности компании. Здесь выбираются приоритетные направления деятельности.
После этапа подготовки предполагается непосредственно сам процесс бюджетирования. На данном этапе в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с поставленными целями и задачами производится консолидация имеющихся данных, кᴏᴛᴏᴩые до ϶ᴛᴏго были представлены центрами финансовой ответственности.
Данные вносятся в единый генеральный бюджет, корректируются по мере необходимости. Затем выводится финансовый результат и остаток денежной наличности на прогнозируемый период.
Этапы бюджетного процесса предприятия
Бюджет предприятия всегда разрабатывается на определенный временной интервал, который называется бюджетным периодом. Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является важным фактором эффективности бюджетного планирования предприятия.
Бюджетный процесс не ограничивается лишь стадией составления сводного бюджета. Вообще процесс представляет собой замкнутый контур финансового управления, включающий три последовательных этапа: этап разработки и проекта сводного бюджета; утверждение проекта бюджета и включение его в структуру научно обоснованного бизнес-плана организации; анализ исполнения бюджета по итогам текущего года (рис. 2).
Бюджетный цикл включает период времени от начала первого этапа до завершения третьего. Бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего года. Таким образом, анализ исполнения бюджета - это одновременно и отправная, и завершающая стадия бюджетного цикла[14]:
Первый этап (стадия разработки проекта сводного бюджета) заключается в составлении предварительного проекта бюджета на очередной плановый год. Особое внимание при этом уделяется оценке выполнения планов прибыли и рентабельности. Такая оценка основывается на тщательной разработке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции. На этом этапе оценивается производственная программа (ее качественные и количественные параметры, изменения ценовой и кредитной политики) и определяется новый производственный потенциал коммерческой организации на основе анализа рациональности использования активов, освоения новых технологий и видов продукции. Составленный предварительный проект бюджета корректируется в связи с изменением внешних и внутренних условий.
На этом этапе требуется работа большого числа задействованного рядового персонала планово-экономических служб и структурных подразделений, которым утверждаются бюджетные задания: цехи основного производства, коммерческая дирекция (отдел сбыта), отдел материально-технического снабжения и пр.
Второй этап (стадия утверждения) сводится к составлению окончательного проекта бюджета и включения его в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия.
На малых предприятиях сводный бюджет, как правило, разрабатывается бухгалтерией и утверждается президентом организации.
На средних и крупных предприятиях решение об утверждении сводного бюджета могут принимать:
правление организации, в состав которого входит высшее руководство;
президент организации (в этом случае правление организации представляет собой консультативный орган при президенте)
совет директоров организации;
общее собрание акционеров (совет директоров подает проект сводного бюджета на утверждение общему собранию акционеров).
Утвержденный бюджет рассматривается как руководство к действию.
Третий этап - анализ исполнения бюджета по итогам истекшего года. На этом этапе делается анализ финансового состояния предприятия, на основе которого вносятся необходимые коррективы в тактику и стратегию экономического развития организации. Для того чтобы система бюджетирования была эффективной, необходим ряд обязательных условий, без которых эта система попросту не сможет работать.
Построение полной системы бюджетов организации на различную перспективу (долго-, средне-, краткосрочную) представлено на рис. 3[16]:
В конкретной организации не обязательно формировать полную систему бюджетов, все зависит от ее деятельности, и некоторые блоки данной схемы могут отсутствовать.
Бюджет продаж. Цель данного бюджета - рассчитать объем продаж в целом и по конкретным видам продукции. Здесь необходимо учесть стратегию развития компании, ее производственные возможности, рынок сбыта и перспективные возможности его расширения.
Бюджет производства. В бюджете определяются объемы производства продукции с учетом объема продаж и запасов готовой продукции.
Бюджеты расхода и закупок прямых материалов. В данном бюджете вычисляются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на их приобретение. Учитываются объемы производства, затраты на единицу продукции и запасы сырья.
Бюджет прямых затрат труда. Определяются общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве. Исходными данными являются результаты расчета бюджета производства и норм оплаты труда.
Бюджет производственных накладных расходов. Бюджет составляется по статьям накладных расходов.
Бюджет производственных затрат. Расчет ведется в соответствии с методикой калькулирования себестоимости (по полным или переменным затратам).
Бюджет коммерческих расходов. Исчисляется прогнозная оценка накладных расходов на полную реализацию продукции.
Бюджет управленческих расходов. Сюда включаются прогнозные оценки административных накладных расходов.
После утверждения бюджета компании он становится основой для текущего управления на весь период его действия[10].
Вопрос 49
Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части. Механизм бюджетного планирования доходов и расходов целесообразно внедрять для обеспечения экономии денежных средств, большей оперативности в управлении этими средствами, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования).
Под бюджетированием в бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования. Соответственно бюджет (или смета) – это план.
Планирование – особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а деятельности всего предприятия.
При рассмотрении планирования деятельности предприятия речь пойдет о краткосрочном бюджетировании.
Смета (или бюджет) представляет собой финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будующих финансовых операций.
Следует различать понятия бюджет и бюджетирование. Бюджет – это документ, содержащий количественные показатели, в соответствии с которым предприятие ведет свою хозяйственную деятельность. Бюджетирование - это процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности компании.
Бюджет, который охватывает основную деятельность организации называют генеральным бюджетом
Его цель - объединить и суммировать бюджеты структурных подразделений организации, для которых составляются частные бюджеты. К частным бюджетам относятся: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет доходов и т.д.
Структурирование генерального бюджета осуществляется с целью закрепления статей за бюджетами и полномочий по их составлению и (или) мониторингу деятельности ответственных менеджеров. Формирование генерального генерального бюджета включает работы по составлению классификаторов бюджетов, бюджетных статей, «наложению» видов бюджетов и бюджетных статей на организационные подразделения управления или финансовой структуры организации.
Генеральный бюджет организации состоит из oперативного и финансового бюджетов. Оба бюджета содержат ряд частных бюджетов, которые взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены.
Методы составления генерального бюджета зависят от направления процесса бюджетирования: сверху вниз или снизу вверх. В целях эффективных разработок управленческих решений целесообразно встречное планирование. Сверху спускаются нормативы основных темпов и пропорций (стратегические параметры), а снизу — бюджеты отдельных видов бизнеса. Если взять за основу принцип встречного планирования, то генеральный бюджет будет включать кроме трех основных набор операционных и вспомогательных бюджетов.
Генеральный бюджет, как уже было отмечено, включает в себя операционный и финансовый бюджеты.(рис.1)[2] (приложение 1)
Соответственно процесс бюджетирования может быть условно разбит на две основные части, каждая из которых является законченным этапом планирования: подготовку операционных бюджетов и подготовку финансовых бюджетов.
Операционный бюджет (текущий, периодический) – включает план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации.
Среди операционных бюджетов обычно принято выделять следующие:
· бюджет продаж показывает помесячный и поквартальный объемы продаж по видам продукции и в целом по предприятию в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода;
· производственный бюджет показывает помесячный и поквартальный объемы производства (выпуска) по видам продукции и в целом по предприятию в натуральных показателях с учетом запасов готовой продукции на начало и на конец бюджетного периода;
· бюджет запасов готовой продукции содержит информацию о запасах по видам продукции, по предприятию в целом и по отдельным видам деятельности в натуральных и стоимостных показателях;
· бюджет прямых материальных затрат (основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей) содержит информацию затратах сырья и материалов, покупных изделий и комплектующих в расчете на единицу готовой продукции по видам продукции и в целом по предприятию в натуральных и стоимостных показателях, а также информацию о запасах основных материалов в стоимостных показателях на начало бюджетного периода;
· бюджет прямых затрат труда отражает затраты на заработную плату основного производственного персонала на протяжении бюджетного периода в расчете на единицу готовой продукции по видам продукции и в целом по предприятию в натуральных и стоимостных показателях, т. е. с учетом затрат рабочего времени в человеко-часах и тарифных ставок;
· бюджет прямых производственных (операционных) затрат может составляться тогда, когда требуется более точный учет всех производственных затрат (операционных - для торговых фирм я предприятий сферы оказания услуг).
Все затраты в бюджете представлены в виде планов-графиков и имеют четкую привязку к срокам их осуществления, к отдельным подпериодам внутри всего бюджетного периода, т. е. разбивку по неделям, декадам, месяцам и т. п. Бюджеты обычно составляются в виде двух таблиц (форм):
· планов-графиков начисления затрат (их распределения в соответствии с объемом продаж внутри бюджетного периода);
· графиков оплаты, в которых отражается порядок поступлений или списаний денежных средств (оплаты) за поставленные товары, готовую продукцию (график погашения дебиторской задолженности) или понесенных затрат (график погашения кредиторской задолженности).
Бюджеты продаж, коммерческих расходов, производственный бюджет, бюджеты производственных запасов, прямых материальных затрат, прямых затрат труда, управленческих расходов, коммерческих расходов содержат в планах-графиках информацию, которая непосредственно отражается в бюджете доходов и расходов. Данные графиков поступлений (денежных средств за отгруженную готовую продукцию) и графики оплаты (покупаемых сырья, материалов, используемой рабочей силы и т. п.) используются при составлении бюджета движения денежных средств и частично в расчетном балансе. В связи с этим операционные бюджеты имеют те же рамки периодизации, что и бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств. Кроме того, в некоторых операционных бюджетах содержится также информация о состоянии запасов ресурсов по отдельным статьям, необходимая для составления расчетного баланса.
При разработке операционных бюджетов важна последовательность их составления, поскольку итоговые данные одних операционных бюджетов могут служить исходными для других. Например, реальный производственный бюджет может быть составлен только после того, как составлены бюджет продаж и бюджет запасов.