Сбалансированность бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 21:36, доклад

Краткое описание

Сбалансированность бюджета означает положение, когда все расходы бюджета покрыты его доходами (расходы уравновешены доходами). Лишь такое положение является нормальным для бюджетной деятельности. Если доходов бюджета недостаточно, чтобы обеспечить (покрыть) его расходы, то возникает проблема бюджетного дефицита (превышение расходов над доходами), которую в принципе можно решить, лишь двумя путями (или их комбинацией): а) увеличить доходы; б) уменьшить расходы.

Файлы: 1 файл

Сбалансированность бюджета.docx

— 26.48 Кб (Скачать)

     Различают также активный и пассивный бюджетный дефицит.

     Активный  дефицит есть результат сознательного  увеличения государственных расходов в целях регулирования экономики. Пассивный дефицит возникает  в случае падения объема налоговых  поступлений в условиях снижения экономической активности в стране.

     Достижение  сбалансированности бюджета в условиях его дефицитности имеет ряд проблем. Если дефицит имеет краткосрочный  характер, то правительству достаточно проведения мер по ограничению роста  бюджетных расходов или сокращению налоговых поступлений. Если дефицит  имеет долгосрочный характер, то правительство  не может обойтись только бюджетно-налоговыми мерами: необходимы проведение реструктуризации экономики, внедрение новых технологий, модернизация производства, финансовое оздоровление предприятий, принятие иных мер общеэкономического характера по устранению причин, определяющих наличие хронического дефицита.

     Всякий  бюджетный дефицит нуждается  в изыскании источников его финансирования. Основными способами привлечения  средств для покрытия разрыва между расходами и доходами бюджета являются проведение государственных заимствований, продажа государственных запасов, имущества и земельных участков, кредитно-денежная эмиссия (монетизация).

     Кредитно-денежная эмиссия представляет собой инфляционный способ покрытия бюджетного дефицита, поскольку непосредственно ведет  к увеличению количества денег в  обращении. Это обстоятельство делает использование монетизации довольно редким явлением в практике финансирования дефицитов: применяется в годы военного противостояния, коренной ломки социально-экономического уклада жизни общества, в условиях глубокого кризиса государственных финансов и т.п.

     Долговое  финансирование бюджетного дефицита посредством  государственных заимствований  представляет собой в основном неинфляционный способ покрытия разрыва между расходами и доходами бюджета. С помощью заимствований государство осуществляет перераспределение спроса от одних групп потребителей к другим, а также между разными территориями, не увеличивая совокупного спроса. Это предопределило широкое распространение данного способа покрытия бюджетного дефицита.

     Продажа государственных запасов, имущества  и земельных участков является также  неинфляционным способом финансирования дефицитного бюджета. Однако он используется не часто, поскольку сами объекты реализации являются ограниченными.

     В результате проведения работы по привлечению  источников финансирования бюджетного дефицита все бюджетные расходы  обеспечиваются источниками финансирования и тем самым достигается сбалансированность бюджета.

     Таким образом, под сбалансированностью  бюджета следует понимать состояние  бюджета, при котором объем предусмотренных  расходов соответствует либо объему доходов (при равенстве доходов  и расходов), либо совокупному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета (при бюджетном дефиците).

     Бюджетный кодекс РФ в ст. 33 рассматривает сбалансированность бюджетов как один из основных принципов  бюджетной системы РФ и предполагает необходимость достижения равенства расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита. Составление бюджетов с профицитом российским законодательством не предусмотрено.

     Бюджетный кодекс РФ в ст. 92 устанавливает ограничения  для размера утверждаемых дефицитов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ. Так, размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным  законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный  объем бюджетных инвестиций и  расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в  соответствующем финансовом году. Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), утвержденный законом (нормативным актом представительного  органа местного самоуправления) субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) о бюджете на планируемый  год не может превышать 15% (соответственно 10%) объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней. Однако в случае утверждения  законом субъекта Российской Федерации (нормативным актом представительного  органа местного самоуправления) о  региональном (местном) бюджете на соответствующий  год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) может превышать указанные выше ограничения, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества. Принятие бюджета на очередной финансовый год с дефицитом предполагает необходимость утверждения соответствующим законом (решением) о бюджете источников финансирования дефицита бюджета (внутренних и внешних). При этом источники финансирования дефицита федерального бюджета могут быть как внутренние, так и внешние, в то время как дефицит региональных и местных бюджетов может покрываться только внутренними источниками. Внутренними источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: государственные внутренние заимствования, кредиты, полученные от кредитных организаций, поступления от продажи государственного имущества, находящегося в федеральной собственности, бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, суммы превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам, изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета, средства Стабилизационного фонда РФ. К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся государственные внешние заимствования в виде государственных займов, осуществляемых в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте. Дефициты бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов могут финансироваться только за счет внутренних источников: региональных и муниципальных займов, кредитов, полученных от кредитных организаций, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, поступлений от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или муниципальных образований, изменения остатков средств на счетах по учету средств регионального или местного бюджета.

     Использование кредитов Банка России, покупка им долговых обязательств органов государственной  власти и органов местного самоуправления при их первичном размещении в  качестве источника финансирования дефицита бюджетов бюджетным законодательством не предусматриваются.

     Сбалансированность  бюджета достигается как при  составлении, так и исполнении бюджетов. При его составлении применяются следующие основные методы достижения сбалансированности бюджетов всех уровней: лимитирование планируемых расходов бюджета на основе установления получателям бюджетных средств заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг, предельных объемов финансирования, нормативов финансовых затрат; создание эффективного механизма разграничения расходных полномочий между органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления и наделения этих органов адекватными доходными источниками; изыскание резервов роста доходов, поступающих в бюджеты всех уровней; совершенствование механизма предоставления финансовой помощи из бюджетов других уровней; использование эффективных форм бюджетных заимствований. При формировании бюджета он должен быть сбалансирован не только в сумме годовых назначений по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита, но и при их поквартальном распределении. В этом случае органы, составляющие бюджет, используют оборотную кассовую наличность, свободные остатки бюджетных средств, образовавшиеся на начало текущего финансового года.

     При исполнении бюджета основными методами поддержания его сбалансированности являются: установление и доведение  до бюджетополучателей лимитов бюджетных  обязательств; использование процедуры  принятия, подтверждения и выверки  исполнения денежных обязательств; сокращение расходов бюджета при невыполнении плана доходов; блокировка расходов при невыполнении условий, обусловивших включение их в бюджетные назначения; использование дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов; осуществление комплекса мер по контролю за соблюдением налогового законодательства, а также за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.  

Информация о работе Сбалансированность бюджета