Рынок ценных бумаг Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 23:01, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современного рынка ценных бумаг в рыночной экономике Казахстана, анализ его проблем и поиск путей эффективного развития.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
 рассмотрение сущности и функций рынка ценных бумаг;
 анализ текущего состояния рынка ценных бумаг РК;
 выявление проблем рынка ценных бумаг Казахстана;
 определение путей дальнейшего развития рынка ценных бумаг Казахстана.
Объектом исследования в моей дипломной работе является рынок ценных бумаг Казахстана, представленный Фондовой биржей Казахстана (KASE), деятельность которой является предметом исследования моей работы.
Источниковой базой исследования работы явились законодательные и нормативные акты Правительства Республики Казахстан, Национального Банка РК, Агентства по надзору за финансовыми рынками и организациями, статистические материалы Агентства по статистики РК, а также нормативные и финансовые документы Фондовой биржи Казахстана (KASE). В процессе работы применялись общенаучные, статистические и экономико-математические методы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕННЫХ БУМАГ………………………….8
1.1 Место рынка ценных бумаг в экономических отношениях………………8
1.2 Ценные бумаги и их виды……………………………………………….....14
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ КАЗАХСТАНА…………………………………………………………………..20
2.1 Анализ текущего состояния рынка ценных бумаг Казахстана………......21
2.2 Развитие IPO в Казахстане………………………………………………....36
3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ……………………………………...…39
3.1 Проблемы рынка ценных бумаг Казахстана………………………………39
3.2 Пути эффективного развития рынка ценных бумаг Казахстана…………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..51

Файлы: 1 файл

РЦБ РК Дипломка.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….6

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕННЫХ  БУМАГ………………………….8

1.1  Место рынка ценных бумаг  в экономических отношениях………………8

1.2  Ценные бумаги и их виды……………………………………………….....14

 

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ КАЗАХСТАНА…………………………………………………………………..20

2.1  Анализ текущего состояния  рынка ценных бумаг Казахстана………......21

2.2  Развитие IPO  в Казахстане………………………………………………....36

 

3.  ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ……………………………………...…39

3.1  Проблемы рынка ценных  бумаг Казахстана………………………………39

3.2  Пути эффективного развития рынка ценных бумаг Казахстана…………43

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….49

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. Рынок ценных бумаг - это составная часть рынка любой страны.

Рынок ценных бумаг (РЦБ)- часть рынка ссудных капиталов, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Через рынок ценных бумаг (банки, специальные кредитные институты и фондовая биржа) аккумулирующая денежные накопления юридических, физических лиц и государства и направляются на производственное и непроизводственное вложение капиталов.

РЦБ является эффективным механизмом перераспределения финансовых ресурсов и перераспределения капитала.

Рынок ценных бумаг в Казахстане отсутствовал вообще, и его развитие требует времени, поскольку напрямую связано с преобразованием отношения к собственности (прежде всего с приватизацией и акционированием государственных предприятий) и с изменением всего характера финансовой политики государства. Сейчас же когда рынок ценных бумаг активизировался, когда все больше людей заинтересованы в дальнейшем его развитии, анализ состояния рынка, выявление его основных проблем и выработка конкретных предложений эффективного развития рынка ценных бумаг представляется очень актуальным. Учитывая вышесказанное, считаю правильным выбор темы для моей дипломной работы.

Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современного рынка ценных бумаг в рыночной экономике Казахстана, анализ его проблем и поиск путей эффективного развития.

Цель исследования определяет постановку следующих задач:

  • рассмотрение сущности и функций рынка ценных бумаг;
  • анализ текущего состояния рынка ценных бумаг РК;
  • выявление проблем рынка ценных бумаг Казахстана;
  • определение путей дальнейшего развития рынка ценных бумаг Казахстана.

Объектом исследования в моей дипломной работе является рынок ценных бумаг Казахстана, представленный Фондовой биржей Казахстана (KASE), деятельность которой является предметом исследования моей работы.

Источниковой базой исследования работы  явились законодательные и нормативные акты Правительства Республики Казахстан, Национального Банка РК, Агентства по надзору за финансовыми рынками и организациями, статистические материалы Агентства по статистики РК, а также нормативные и финансовые документы  Фондовой биржи Казахстана (KASE). В процессе работы применялись общенаучные, статистические и экономико-математические методы.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении основных проблем рынка ценных бумаг Казахстана, а также в выработке конкретных предложений по решению этих проблем и дальнейшему  эффективному развитию рынка ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕННЫХ  БУМАГ

 

1.1 Место рынка ценных бумаг  в экономических отношениях

 

Место рынка ценных бумаг можно оценить с двух позиций: с точки зрения объемов привлечения денежных средств из разных источников и с точки зрения вложения свободных денежных средств в какой-либо рынок. Привлечение денежных средств осуществляется за счет внутренних и внешних источников. К внутренним источникам обычно относят амортизационные отчисления и полученный чистый доход. Внешними источниками являются банковские ссуды и средства, полученные от выпуска ценных бумаг.

В обществе в целом преобладают внутренние источники, ибо внешние являются результатом перераспределения первых (неважно - своей страны или других стран).

Свободные денежные средства могут быть использованы для инвестирования во многие сферы: в производственную или иную хозяйственную деятельность (промышленность, строительство, торговля, связь), в недвижимость, антиквариат, в пенсионные и страховые фонды, в ценные бумаги различных видов, положены на банковский депозит.

Таким образом, рынок ценных бумаг - это одна из многих сфер приложения свободных капиталов, а потому ему приходится конкурировать за привлечение/1 c.24/.

Движение средств между перечисленными рынками вложений капитала происходит в зависимости от многих факторов, основными из которых являются:

-Уровень доходности

-Условия налогообложения рынка

-Уровень риска потери капитала  или недополучение ожидаемого  дохода

-Организация рынка и удобства  для инвестора, возможность быстрого  входа и выхода из рынка, уровень  информированности.

        Рынок ЦБ  может быть представлен как:

-Первичный и вторичный;

-Организованный и неорганизованный.

Инструментами РЦБ (его объектами) являются ценные бумаги.

Участниками РЦБ (его субъектами) являются эмитенты, инвесторы и профессиональные участники РЦБ (посредники).

Первичным рынком ценных бумаг является экономическое пространство, которое ценная бумага проходит от ее эмитента до первого покупателя. Экономическим это пространство называется не только потому, что на нем действуют эмитент и инвестор, но и потому, что оно рационально организовано (для него характерно разделение труда, т.е. на нем функционируют специализированные брокерские и дилерские фирмы), выполняя определенную экономическую задачу только в рамках этого пространства эмитент может получить необходимый ему капитал. Дальнейшее движение ценной бумаги, т.е. ее движение от 1-го к n-ному покупателю, не может быть источником дохода для эмитента.

Вторичный рынок состоит из двух частей. Одна из этих частей может быть описана как рынок для "подержанных" ценных бумаг. Вторая часть состоит из дополнительных выпусков ценных бумаг, уже находящихся в обращении, независимо от того, является ли результатом выпуска привлечение новых средств или нет.

Вышеупомянутые методы представляют собой общие способы получения листинга для ценных бумаг/компаний. Ниже приводятся методы, которые используются для получения листинга по новым выпускам уже существующих ценных бумаг, которые уже имеют этот листинг.

Рынок ценных бумаг имеет целый ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.

К общерыночным функциям относятся:

1. коммерческая функция, т.е. функция  получения доходов от операций  на данном рынке;

2. ценовая функция, т.е. рынок обеспечивает  процесс складывания цен, их постоянное движение и т.д.;

3. информационная функция, т.е. производит  и доводит до своих участников  рыночную информацию об объектах  торговли и ее участниках;

4. регулирующая функция, т.е. рынок  создает правила торговли и  участие в ней, порядок разрешения спора между участниками, устанавливает приоритеты и органы контроля, или даже управления и т.д.

К специфичным функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующее:

-функции страхования ценовых  и финансовых рисков;

-перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

-перевод сбережений, прежде всего  населения, из непроизводительной  в производительную форму;

-финансирование дефицита государственного  бюджета на неинфляционной основе, т.е. без выпуска в обращение  дополнительных средств.

Функция страхования ценовых и финансовых рисков, или хеджирование, стала возможной благодаря появлению класса производных ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов/2 c. 14/.

Также одной из функции рынка ценных бумаг является аккумулирование, мобилизация и привлечение временно свободных денежных средств для нужд производственного сектора. При существующих сложностях, многие эмитенты рассматривают IPO как одну из реальных возможностей привлечения дополнительного капитала.

IPO — Initial Public Offering — в переводе означает «первичное открытое размещение». В данном случае речь идет о первичном открытом размещении акций различных компаний.

IPO — операция, при которой компания-эмитент  впервые привлекает внешних инвесторов  и тем самым превращается из закрытой компании, когда акции были распределены только среди закрытого круга акционеров (в основном учредителей) в открытую. В дальнейшем могут производиться дополнительные выпуски акций и их размещение на открытом рынке, вне рамок IPO. Но это уже не первичное размещение, ибо акции уже обращаются на рынке.

Проведение IPO предполагает прозрачность деятельности компании-эмитента, доступность ее финансовых, отчетных и иных документов для инвесторов, представителей государственных органов, а также в целом для широкой публики. Компания на самом деле становится публичной и прозрачной, когда известны и владельцы компании, и подробности основных этапов ее развития. Пойти на такое раскрытие информации, не опасаясь конкурентов, могут только компании, достигшие зрелости, устоявшиеся на рынке/3 c. 4-6/.

Успешное проведение IPO делает компанию узнаваемой, способствует росту ее репутации. Что в свою очередь приводит к значительному увеличению ее возможностей в плане доступа к крупным и недорогим финансовым ресурсам на фондовых рынках.

Основные цели и задачи IPO:

Основными целями IPO для эмитента являются:

- Повышение капитализации;

- Привлечение инвестиций;

- Реструктурирование бизнеса;

- Прочие цели.

Положительные стороны IPO:

-Получение значительных денежных ресурсов с временным горизонтом свыше одного года. Это создает возможности для осуществления капиталоемких инвестиций эмитента в расширение производства, в увеличение его операционной способности в сфере оптовой и розничной торговли, в развитие экспортного потенциала и т.п.

-Диверсификация источников финансирования;

-IPO / Облигационный заем – альтернатива  банковскому кредиту. Эмитента финансирует  весь рынок. Выпуск ценных бумаг  снижает зависимость эмитента  от конкретных банков. Меньшей  становится зависимость от индивидуального кредитора, его мнения об эмитенте (часто необъективного и не основанного на всей необходимой информации) и меньшей – концентрация рисков на одном кредиторе. Возникновение альтернативного источника привлечения средств и возможности обойтись без кредита может обеспечить более привлекательные условия банковского кредитования;

-Возникновение истории компании  на публичном финансовом рынке. Более полное раскрытие информации  о рисках предприятия. Лучшее  понимание инвесторами/кредиторами эмитента и его рисков. Лучшая узнаваемость компании и, соответственно, расширение доступа к заемному капиталу, рост операционной способности предприятия привлекать денежные ресурсы на иных сегментах финансового рынка, меньшие издержки на получение доступа к заемным денежным ресурсам;

-IPO – выпуск обыкновенных акций  не связан с фиксированными  обязательствами;

-Получение биржевой истории  и биржевой репутации. В дальнейшем  – более высокая капитализация  акций и депозитарных расписок, способность эмитента предоставить инвесторам – в зависимости от их инвестиционных целей – вместо разовых финансовых продуктов свою законченную продуктовую линию (от долговых инструментов – акций и коммерческих бумаг в вексельной форме – к обыкновенным и привилегированным акциям, депозитарным распискам и, далее, к производным инструментам, базисом которых являются первичные ценные бумаги эмитента);

-Более широкие возможности финансового  конструирования, переход эмитента  к проектированию серий финансовых  продуктов с условиями, изменяющимися в зависимости от состояния рынка, и продуктовых линий. В частности, использование конвертируемых ценных бумаг;

Информация о работе Рынок ценных бумаг Казахстана