Рекомендации по устранению проблем государственного кредита в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в изучении государственного кредита, его сущности, значения, особенностей и проблем.
В изучении государственного кредита можно выделить следующие основные задачи:
‒ изучить теоретические аспекты государственного кредита;
‒ сделать анализ современного положения государственного кредита РФ;
‒ изучить особенности государственного кредита РФ и его управление;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...…3
Теоретические аспекты государственного кредита: сущность, формы, значение……………………………………………………………...……...5
Сущность государственного кредита…………………………………5
Формы и виды государственного кредита…………………….…...…8
Значение государственного кредита для экономики……..………...10
2. Анализ государственного кредита России…………………………….11
2.1. Анализ государственного кредита РФ……………………………….11
2.2. Особенности государственного кредита……………………………..18
2.3. Политика управления государственным долгом в РФ……………...22
3. Рекомендации по устранению проблем государственного кредита в РФ……………………………………………………………………………………24
3.1. Проблемы государственного кредита в РФ……………………….…24
3.2. Рекомендации по устранению проблем государственного кредита в РФ……………………………………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………28
Список использованной литературы……………………………………..31

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы 4.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Положительное значение государственного кредита для экономики состоит, помимо прочего, в более равномерном распределении налогового бремени во времени. Государственные займы, рассчитанные на погашение в течение длительного времени, фактически представляют собою форму привлечения денежных средств будущих поколений для финансирования некоторых современных потребностей. Это оправдано в том случае, когда речь идет о создании долговременных сооружений, перспективных образовательных центров, важных путей сообщения и т.д. Система государственного кредита позволяет уменьшить финансовую нагрузку на нынешнее поколение. Но если деньги, полученные по долгосрочным государственным займам, расходуются на выплату заработной платы или пенсий, т.е. на покрытие текущих расходов, то это только ухудшит финансовое состояние страны в будущем[17].

 

 

2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА РОССИИ

2.1. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА РФ

 

В настоящее время в государственный долг РФ входят долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Для детального изучения общего объема государственной задолженности Российской Федерации рассмотрим данные, приведенные в Таблице 1.

Таблица 1 ‒ Динамика и структура государственного долга Российской Федерации за 2009 – 2014 гг. [9].

 

Показатели

на 01.01.09

на 01.01.10

на 01.01.11

на 01.01.12

на 01.01.13

на 01.01.14

Всего государственный долг Российской Федерации, млрд.руб., в том числе:

2 660,73

3 230,7

4 152,87

5 342,95

6 519,77

7 543,78

к ВВП %

6,65

6,42

6,58

7,5

8,29

8,45

Государственный внутренний долг РФ, млрд.руб.

1 499,82

2 094,73

2 940,39

4 190,55

4 977,89

5 722,24

к ВВП %

3,7

3,97

4,4

5,65

5,98

5,99

Государственный внешний долг РФ, млрд.руб.

1 160,91

1 135,97

1 212,48

1 152,4

1 541,88

1821,54

к ВВП %

2,95

2,45

2,28

1,85

2,31

2,46


 

Объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2014 г. составил 7 543,78 млрд. руб. и увеличился по сравнению с объемом на 1 января 2013 г. на 1 024,01 млрд. руб.. Однако если рассматривать с 1 января 2009 г., то увеличение составляет 4 883,05 млрд. руб. Иными словами, государственный долг возрос чуть менее чем в 3 раза. Нужно брать во внимание, что в экономическом плане, для Российской Федерации 2009 г. оказался большим испытанием, в связи с длительной продолжительностью мирового финансового кризиса.

Анализ данных показывает, что объем государственного внутреннего долга на 1 января 2014 г. составил 5 722,24 млрд. руб., то есть внутренний государственный долг увеличился с 2009 г. на 4 222,42 млрд. руб. Основной причиной столь быстрого роста внутреннего долга является покрытие дефицита федерального бюджета. При этом основным источником является внутренний, а не внешний долг. Как свидетельствуют данные Таблицы 1, в структуре государственного долга в настоящее время отмечается превалирование его внутренней составляющей. Это обстоятельство связано с тем, что в последние годы в стране проводится политика замещения внешнего долга внутренним. В свою очередь, внешний долг с 2009 г. по 2014 год увеличился на 660,63 млрд. руб., и тенденция была разнонаправленной. Так, если с 2009 г. по 2012 г. внешний долг находился приблизительно на одном уровне, и снижался по отношению к ВВП, то с 2012 г. по 2014 г. данный показатель составил прирост на 0,46 процентных пункта (п.п.) в 2013 г. и 0,61 п. п. в 2014 г. соответственно. Увеличение внешнего долга, в последние годы обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг, а также увеличении объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.

Анализируя Таблицу 1, отметим, что за рассматриваемый период наблюдается значительное возрастание долговой нагрузки и снижение долговой устойчивости. В течении 2009 – 2014 гг. отмечается устойчивый рост показателя государственного долга к ВВП. Лишь в 2010 г. данный показатель оказался ниже предыдущего года, что связано с более высокими показателями ВВП. Устойчивый рост государственного долга является причиной роста расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета.

Как показывает Таблица 1, на начало 2014 г., объем государственного долга по отношению к ВВП в России составил 8,45 %, тогда как во многих странах данный показатель достигает 50 – 200 %. Некоторые международные авторитетные эксперты утверждают, что превышение данного показателя более чем на 85 % становится существенным препятствием для экономического роста [28]. Рассматривая за весь анализируемый период динамику показателя государственного долга к ВВП, то можно заметить, что заметные изменения стали происходить в последние 2 года. Сравнивая показатели 2009 – 2014 гг., отметим, что показатель вырос на 12 п. п. Поскольку государственные заимствования ‒ важный источник покрытия бюджетного дефицита, в предкризисный период снижение государственного долга России было также существенным образом связано со сравнительно благополучным состоянием государственных финансов.

Таблица 2 ‒ Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2009 – 2014 гг. [9].

Показатели

на 01.01.09

на 01.01.10

на 01.01.11

на 01.01.12

на 01.01.13

на 01.01.14

Всего государственный внутренний долг РФ, млрд. руб., в том числе:

1 499,82

2 094,73

2 940,39

4 190,55

4 977,89

5 722,24

Государственные долговые ценные бумаги, млрд.руб.

1 421,47

1 837,17

2 461,59

3 546,43

4 064,28

4 432,38

в % к внутреннему государственному долгу

94,8

87,7

83,7

84,6

81,6

77,5

Государственные гарантии, млрд. руб.

72,49

251,36

472,25

637,33

906,64

1 289,85

в % к внутреннему государственному долгу

4,8

12

16

15,2

18,2

22,5

Прочие долговые обязательства, млрд. руб.

5,86

6,2

6,55

6,79

6,97

0,01

в % к внутреннему государственному долгу

0,4

0,3

0,3

0,2

0,2

-


В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2014 – 2016 гг., государственная политика в области государственного долга направлена на обеспечение исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного выпуска государственных ценных бумаг и минимизацию стоимости государственных заимствований. Основным источником финансирования дефицита бюджета выступают заимствования. При этом основная часть дефицита бюджета покрывается за счет внутренних заимствований [23]. Для детального изучения внутреннего государственного долга, обратимся к Таблице 2.

Как мы ранее определили, с 2009 г. по 2014 г. внутренний государственный долг увеличился почти в 3 раза. Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга внесли государственные ценные бумаги. За последние 5 лет внутренний рынок государственный ценных бумаг продемонстрировал устойчивый рост, превратившись в ключевой сегмент финансового сектора страны, так как по отношению к общему внутреннему государственному долгу он составляет 77,5 %. Начиная с 2009 г. по 2014 г. объем внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, увеличился на 3 010,91 млрд. руб., и на начало 2014 г. составил 4 432,38 млрд. руб.

Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах в 2010 г. составил 1 837,17 млрд. руб., или больше на 29,2 п.п. чем в 2009 г. Однако стоит заметить, что в процентом соотношении к общему объему внутреннего государственного долга, данный показатель снижается, и связано это с повышением задолженности по государственным гарантиям в общем объеме внутреннего долга. Как мы видим, начиная с 2009 г. происходило совокупное привлечение средств на внутреннем рынке капитала, об этом свидетельствует ежегодное увеличение показателей долговых ценных бумаг.

Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает существенное влияние на основные параметры федерального бюджета. Объем предоставленных гарантий формирует условные обязательства государства и включается в общий объем государственного долга Российской Федерации. Таким образом, увеличение объема гарантийных обязательств непосредственно влияет на рост государственного долга, расходы бюджета и источники покрытия его дефицита.

За последние 5 лет обязательства по долговым ценным бумагам росли быстрее, чем обязательства по государственным гарантиям, однако если рассматривать данный показатель по отношению к общему объему государственного долга, то здесь наблюдается обратная зависимость. Объем государственного долга Российской Федерации по государственным гарантиям имеет устойчивую тенденцию к росту, причем темпами, существенно превышающими темпы прироста государственного долга. По государственным гарантиям Российской Федерации государственный внутренний долг увеличился на 383,21 млрд. руб. и на 1 января 2014 г. составил 1289,85 млрд. руб., что не превышает верхний предел государственного внутреннего долга по государственным гарантиям, установленный статьей 15 Федерального закона от 3 декабря 2013 г. № 216-ФЗ в сумме 1 732,2 млрд. руб. Если в 2009 г. на долю государственных гарантий приходилось порядка 4,8 % всех долговых обязательств Российской Федерации, то в 2014 г. этот показатель увеличился до 22,5 %, при устойчивой тенденции к росту во все предыдущие годы. Стоит отметить, что в 2010 г. показатель составил 251,36 млрд. руб., что в 3,5 раза больше чем в 2009 г.

Объем государственного внутреннего долга по прочим долговым обязательствам, или как ещё их называют государственные товарные обязательства, в 2014 г. снизился до минимального значения за последние 5 лет и составил менее 100 миллионов руб. Стоит отметить, что на долю прочих долговых обязательств Российской Федерации приходится наименьшая сумма из всех объектов структуры внутреннего долга. Анализируя статистические данные в период с 2009 г. по 2014 г., мы наблюдаем устойчивую понижающуюся тенденцию, причем в 2014 г. данный показатель достиг самой низкой отметки. Анализируя долю прочих видов государственного внутреннего долга в общем объеме государственного внутреннего долга, то максимальное значение наблюдаем в 2009 г. 0,4 %, в дальнейшем этот показатель снижается[30].

За последние 5 лет усиливается тенденция роста внутреннего государственного долга. Как свидетельствуют Основные направления бюджетной политики на 2013 г. и плановые периоды 2014 – 2015 гг., низкий уровень государственного долга Российской Федерации позволяет проводить политику наращивания объема государственных заимствований, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости [24]. Исходя из проведенного ранее анализа, мы уже сделали вывод, что основную роль в увеличении государственного внутреннего долга играют государственные ценные бумаги.

Проанализировав государственный внутренний долг, рассмотрев детально структуру, мы можем сделать вывод, что на данный момент величина внутреннего долга находится на приемлемом уровне, однако в анализируемом периоде наблюдается устойчивый рост государственных заимствований, что негативно сказывается на экономическом росте страны. Положительным моментом является то, что основная задолженность приходится на внутренний, а не на внешний долг. Как мы проанализировали ранее, наибольшую долю задолженности занимают государственные ценные бумаги, то есть государство погашает задолженность за счет выпуска различных долговых ценных бумаг, но рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства. Ещё одним положительным моментом является, то что мы имеем низкую долю внутреннего долга по отношению к ВВП. Однако, данная ситуация требует постоянного контроля. В настоящий момент, за последние 5 лет, мы достигли пика в государственной задолженности, и если данная тенденция будет доминировать, то в ближайшем будущем это может привести к тяжелым экономическим последствиям [27].

2.2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

 

Одной из характеристик государственного кредита является привлечение средств предприятий и физических лиц через приобретение ими государственных ценных бумаг.  Следует отметить, что государство может выступать при таких финансовых операциях как заемщиком, так и кредитором, и гарантом. 

Информация о работе Рекомендации по устранению проблем государственного кредита в РФ