Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 18:57, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении государственного кредита, его сущности, значения, особенностей и проблем.
В изучении государственного кредита можно выделить следующие основные задачи:
‒ изучить теоретические аспекты государственного кредита;
‒ сделать анализ современного положения государственного кредита РФ;
‒ изучить особенности государственного кредита РФ и его управление;
Введение…………………………………………………………………...…3
Теоретические аспекты государственного кредита: сущность, формы, значение……………………………………………………………...……...5
Сущность государственного кредита…………………………………5
Формы и виды государственного кредита…………………….…...…8
Значение государственного кредита для экономики……..………...10
2. Анализ государственного кредита России…………………………….11
2.1. Анализ государственного кредита РФ……………………………….11
2.2. Особенности государственного кредита……………………………..18
2.3. Политика управления государственным долгом в РФ……………...22
3. Рекомендации по устранению проблем государственного кредита в РФ……………………………………………………………………………………24
3.1. Проблемы государственного кредита в РФ……………………….…24
3.2. Рекомендации по устранению проблем государственного кредита в РФ……………………………………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………28
Список использованной литературы……………………………………..31
Длительность выплаты государственного кредита ‒ не более 30 лет. Немаловажное значение для достижения стратегических целей страны, определения её роли в современном рынке капиталов играет управление госдолгом. Уполномоченными по этому виду деятельности является Министерство Финансов РФ и Центральный Банк.
Государственный кредит РФ подразумевает наличие заключенного кредитного договора. В договоре обычно прописываются условия заключения договора, срок его действия, обязанности сторон, процентная ставка по кредиту, также могут быть внесены и другие пункты.
Государственный кредит РФ образует внутренние активы и внешние активы. Такой вид кредита может предоставляться субъектам государства и иностранным государствам.
При необходимости может совершаться реструктуризация долга. Реструктуризация государственного долга – это изменение условий кредита, сроков его выплат и размеров выплат. Такие условия утверждает Государственная Дума.
РФ разрабатывает специальные долгосрочные программы по предоставлению кредитов зарубежным странам. Такие документы включают в себя список кредитов на очередной год, цель предоставления, получателей, объемы кредитов [5].
Российское законодательство гласит: «Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией»[2]. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Долговые обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ, а также других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ. Порядок, условия выпуска и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний государственный долг РФ включает в себя задолженность по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам [11].
Таблица 3 ‒ Структура и динамика государственного внутреннего долга
(в части государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации) в период с 01.04.14 г. по 30.04.14 г. [12].
Виды государственных ценных бумаг |
По состоянию на 01.04.14 |
Изменение госдолга с 01.04.14 по 30.04.14 |
По состоянию на 01.05.14 |
Облигации федерального займа постоянным доходом (ОФЗ-ПД) |
2 590,261 |
+ 7,728 |
2 597,989 |
Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) |
1 043,384 |
1 043,384 | |
Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой (ГСО-ППС) |
575,550 |
575,550 | |
Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФС) |
132,000 |
132,000 | |
Облигации внутренних облигационных займов (ОВОЗ) |
90,000 |
90,000 | |
Итого |
4 431,195 |
+ 7,728 |
4 438,923 |
Эмитентом облигаций государственного займа от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ, владельцами облигаций государственного сберегательного займа РФ могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству РФ являются резидентами и нерезидентами.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями.
Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского долга. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Минфина РФ, а их порядок определяется Правительством РФ[20].
Рисунок 1 – Динамика верхнего предела внешнего государственного долга РФ в 2010 и 2013 гг., млрд. долл.[29,8].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственный кредит РФ имеет ряд особенностей: в качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства; в качестве категории кредита, государственный кредит отличается от классических финансовых категорий (налоги, субсидии и др.), т.к. его основой является возвратность, срочность, платность; в отличии от банковского кредита, обеспечением государственного кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы; как финансовая категория выполняет все функции финансов.
1. Управление
государственным долгом
2. Управление
государственным долгом
3. Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно ‒ распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования [14].
Возникает дефицит государственного бюджета. В такой ситуации государство может привлечь дополнительные средства тремя способами:
‒ дополнительная эмиссия денег;
‒ займы средств у населения собственной страны, т.е. у юридических и физических лиц (внутренний долг);
‒ займы средств у других государств или у международных организаций финансов (внешний долг).
Первый способ заимствования средств является денежным или эмиссионным, а последние два способа – долговыми, и в сумме составляют государственный долг.
Другими словами, государственный долг – это сумма всех видов долговых обязательств государства перед различными кредиторами. Государственные займы считаются наиболее экономически оправданным источником покрытия дефицита госбюджета[21].
Причинами возникновения государственного долга могут быть: увеличение расходов государства без соответствующего роста его доходов, циклические спады экономики, сокращение налогов для стимулирования экономики без одновременного уменьшения государственных расходов. Государственный долг имеет каждая страна. Он необходим, если стране не достаточно собственных средств на быстрый вывод экономики из тяжелого положения или на развитие новых производственных отраслей[19].
По абсолютной величине трудно оценить влияние долга на экономику страны. Более наглядны относительные показатели, которые рассчитываются по отношению к ВВП или ВНП в процентах. Допустимой нормой считается величина госдолга не более 60% от ВВП. Если темпы роста государственного долга не превышают темпов роста ВВП, положение не критично[10].
Многие страны имеют специальные службы для управления государственным долгом. Задача таких служб – не допустить, чтобы долг превысил ВНП более, чем в 2,5 раза, так как это представляет серьезную угрозу для стабильности экономики государства. Управление государственным долгом подразумевает следующие меры:
‒ использование заимствованных средств с максимальной эффективностью;
‒ изыскание средств для выплаты долга;
‒ сохранение величины государственного долга на уровне, безопасном для экономики;
‒ нейтрализация нежелательных последствий долга.
Среди методов управления государственным долгом в РФ применяются следующие:
‒ рефинансирование – погашение старой задолженности посредством выпуска новых займов;
‒ аннулирование или дефолт – отказ государства от обязательств по долгу; происходит, как правило, вследствие смены государственной власти, когда новое правительство отказывается от обязательств старого, либо в случае финансовой несостоятельности страны;
‒ реструктуризация – изменение условий и сроков погашения долга с согласия кредиторов;
‒ новация – прекращение действия обязательств между кредитором и заемщиком путем взаимного соглашения, а так же замена старых обязательств на новые, с новыми условиями погашения долгов;
‒ унификация – объединение ранее выпущенных займов в один новый для сокращения расходов государства и упрощения обслуживания;
‒ конверсия – изменение величины доходности займов;
‒ консолидация – изменение сроков уже выпущенных займов, при этом владельцы облигаций и ценных бумаг продолжают получать по ним доход;
‒ отсрочка погашения займа – в отличие от консолидации, в этом случае прекращается выплата доходов владельцам ценных бумаг[25].
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РФ
3.1. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РФ
Наибольшую
опасность для финансовой системы государства
представляют процентные платежи по обслуживанию
основного
долга, поскольку они кумулятивно нарастают
ввиду того, что
реструктуризации подвергается, как правило,
лишь основной
долг. Так, например, за шесть предстоящих
лет
основной долг уменьшится лишь на 40 %, хотя суммарные платежи на обслуживание
и погашение основного долга будут вдвое
больше.
При оценке
долговой ситуации могут быть выдвинуты
два
предположения: первое ‒ курс рубля может
оказаться выше
принятого в расчетах федерального бюджета,
что безусловно
явится позитивным фактором; второе ‒
курс евро по отношению
к доллару будет устойчиво расти, что равносильно
увеличению
внешнего долга России.
В последнее
время наблюдается достаточно стабильный
рост
курса евро, поэтому долговая политика
государства должна настраиваться на
новые условия обслуживания долгов. Одной
из
важных задач долгового управления в таком
случае становится
оптимизация структуры долгового портфеля
в целях минимизации стоимости обслуживания
и хеджирования рисков, связанных
с изменением стоимости долговых обязательств.
Ограниченный
размер источников погашения долгов
создает дополнительные трудности для
финансирования непроцентных (социальных)
расходов, что может привести к политической
и социальной нестабильности российского
общества.
Как известно,
реально существуют следующие достаточно
традиционные источники погашения долга:
финансовый резерв;
бюджетные доходы; новые заимствования;
средства от продажи
государственной собственности ‒ и не
совсем традиционные:
сокращение непроцентных расходов; увеличение
внутреннего
долга; средства золотовалютного резерва
Центрального банка
Российской Федерации.
Отсутствие нормативного порядка расходования средств финансового резерва, неопределенность правового статуса и отсутствие четких полномочий Долгового агентства могут спровоцировать серьезные нарушения финансовой дисциплины и незаконное расходование денежных средств в больших суммах.
Отсутствие
правовых норм регламентирования внешних
заимствований государства и контроля
за формированием внешних
долговых обязательств "размывает"
ограничения по объемам заимствований,
государственных гарантий, эмиссии государственных
ценных бумаг и их доходности, увеличивает
финансовые,
экономические, инвестиционные, правовые
и политические
риски. Учитывая все эти факторы, нужно
создать эффективную
систему долгового управления.
Продажа
акций двух компаний с преимущественным
участием
государственного капитала вообще не
решает долговую проблему,
однако резко ослабляет рыночную позицию
государства как собственника в будущих
периодах.
Введение жестких ограничений на рост непроцентных расходов приводит к сокращению внутреннего спроса и, как следствие, к замедлению темпов экономического роста.
Таким
образом, из всего этого следует вывод
о необходимости
использования в значительно большей
мере возможностей сокращения процентной
части государственных обязательств за
счет улучшения структуры долга, рационализации
выплат на его
обслуживание и погашение, и в целом повышения
эффективности формирования политики
управления государственным долгом.
Информация о работе Рекомендации по устранению проблем государственного кредита в РФ