Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 18:57, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении государственного кредита, его сущности, значения, особенностей и проблем.
В изучении государственного кредита можно выделить следующие основные задачи:
‒ изучить теоретические аспекты государственного кредита;
‒ сделать анализ современного положения государственного кредита РФ;
‒ изучить особенности государственного кредита РФ и его управление;
Введение…………………………………………………………………...…3
Теоретические аспекты государственного кредита: сущность, формы, значение……………………………………………………………...……...5
Сущность государственного кредита…………………………………5
Формы и виды государственного кредита…………………….…...…8
Значение государственного кредита для экономики……..………...10
2. Анализ государственного кредита России…………………………….11
2.1. Анализ государственного кредита РФ……………………………….11
2.2. Особенности государственного кредита……………………………..18
2.3. Политика управления государственным долгом в РФ……………...22
3. Рекомендации по устранению проблем государственного кредита в РФ……………………………………………………………………………………24
3.1. Проблемы государственного кредита в РФ……………………….…24
3.2. Рекомендации по устранению проблем государственного кредита в РФ……………………………………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………28
Список использованной литературы……………………………………..31
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..31
ВВЕДЕНИЕ
Государственный кредит ‒ это довольно специфическое звено, находящееся в составе государственных финансов.
Государственный кредит по своей экономической сути ‒ это совокупность экономических отношений между двумя субъектами: государством в лице органов власти и управления, и с другой стороны ‒ физическими и юридическими лицами, при которых государство является заемщиком, а так же кредитором и гарантом.
Актуальность данной темы заключается в том, что государственный кредит ‒ одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики. Он является одним из основных инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов.
Цель курсовой работы заключается в изучении государственного кредита, его сущности, значения, особенностей и проблем.
В изучении государственного кредита можно выделить следующие основные задачи:
‒ изучить теоретические аспекты государственного кредита;
‒ сделать анализ современного положения государственного кредита РФ;
‒ изучить особенности государственного кредита РФ и его управление;
‒ выявить проблемы государственного кредита в РФ;
‒ составить рекомендации по устранения государственного кредита в РФ.
Объектом исследования является экономика РФ. Предметом –государственный кредит в экономике РФ.
Работа состоит из трех глав. В первой главе изучены теоретические аспекты государственного кредита: сущность, формы и виды государственного кредита РФ, значение. Во второй – осуществлен анализ государственный кредита России. В третьей – выявлены проблемы государственного кредита РФ и пути их решения.
В процессе выполнения курсовой работы были использованы такие методы исследования, как аналитический, сравнительный, анализ нормативно-правовой базы, классификация, обобщение.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ЗНАЧЕНИЕ
Государственный кредит ‒ это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами ‒ с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта[3].
Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом.
Выступая в качестве заемщика, государство влияет на величину централизованных денежных фондов. Кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве гаранта, как правило, не приводят к такому изменению. Если должник своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства, то гарант не несет никаких дополнительных затрат.
Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие ‒ либо ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой ‒ либо ее доход[26].
Сущность государственного кредита проявляется в его функциях:
‒ распределительная
‒ регулирующая
‒ контрольная
Распределительная функция заключается в формировании централизованных фондов денежных средств и их использование на принципах срочности, возвратности и платности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает денежные средства для финансирования своих ресурсов. В настоящее время поступление государственных займов стали вторыми после налоговых поступлений источниками финансовых расходов бюджета.
Регулирующая функция проявляется в формировании основных общеэкономических пропорций и стимулировании развития отдельных отраслей предприятий, территорий путем выделения целевых кредитов. В целом государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического развития, но и смягчает циклические колебания. Посредством государственного кредита осуществляется регулирование экономики, и создаются предпосылки для проведения финансовой политики. Государство регулирует учет денежного обращения, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя денежные средства этих лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Операции по купле ‒ продаже государственных ценных бумаг, или выдача кредитов под их залог, проводимые банком России, служат важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков. Выступая в качестве заемщика на финансовом рынке, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита; чем выше спрос государства, тем больше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, и тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств заставляет предпринимателей сокращать инвестиции в сферу производства.
Контрольная функция заключается в контроле за целевым и рациональным использованием средств.
Управление государственным кредитом ‒ одно из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве кредитора, заемщика и гаранта.
Управление государственным кредитом ‒ деятельность государства, связанная с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов и регулированием рынка государственного кредита.
Эта деятельность осуществляется Минфином и ЦБ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов и разрабатывают кредитную политику.
Управление государственным кредитом направлено на достижение экономических, социальных и политических целей.
В числе основных экономических целей:
‒ обеспечение стабилизации экономики
‒ рост производства
‒ поддержание конкурентоспособности продукции на мировом рынке
Основные задачи:
‒ минимизация стоимости долга заемщика
‒ эффективное использование привлеченных средств
‒ увеличение инвестиционного характера займов
‒ регулирование объема заемных обязательств и поддержание их курса
‒ привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях
‒ определение приоритетов кредитной политики, своевременный возврат предоставленных кредитов[7].
Структура государственного кредита образуется из различных взаимосвязанных компонентов и видов. В зависимости от статуса заемщика различают, такие виды государственных кредитов, как централизованный и децентрализованный государственный кредит. В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), во втором ‒ местными органами власти. Местные займы являются важной составной финансов регионального самоуправления. Они позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства для нужд развития конкретных регионов. Децентрализованный государственный кредит и местные займы в перспективе могут стать важным финансовым инструментом развития народного хозяйства.
В зависимости от места размещения различают такие формы государственных кредитов, как внутренние государственные займы (размещаются в данном государстве в национальной валюте) и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте). Однако в процессе размещения внутренних государственных займов могут принимать активное участие и нерезиденты. Либерализация порядка инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг расширяет его финансовые возможности.
Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам ‒ все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте. В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.
Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах:
‒ заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. ЦБ РФ предоставляет часть своих кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства, не опосредуя операцию покупкой государственных ценных бумаг;
‒ обращение части вкладов населения в государственные займы. Посредником в этой операции выступает уполномоченный коммерческий банк, который передает средства без ведома реальных владельцев через покупку особо ценных бумаг ‒ сберегательных сертификатов, казначейских обязательств и др. В качестве примера можно привести Сберегательный банк РФ.;
‒ государственные займы привлекают временно свободные денежные средства юридических и физических лиц на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.
Целевые бюджетные кредиты являются источниками финансирования отраслевых программ инвестиционного характера, конверсии оборонной промышленности, пополнения оборотных средств предприятий и др.
Бюджетные кредиты предусматриваются в бюджете на текущий год. Но поскольку их выделение связано с финансированием мероприятий долгосрочного характера, то возникает необходимость в преемственности программ кредитования на протяжении нескольких финансовых лет[16].
Государственный долг является составной частью экономической системы, оказывая прямое и косвенное воздействие на такие ее элементы, как государственный бюджет, денежно ‒ кредитная и валютная системы, уровень инфляции. Поэтому возможности его эффективного использования во многом определяются общим уровнем развития экономики государства.
Между государственным долгом, бюджетным дефицитом и эмиссией дополнительного количества денег не существует автоматической связи. Правительство может в течение длительного времени иметь дефицит государственного бюджета. Если бюджетный дефицит достаточно мал, то величина государственного долга относительно объема ВНП может даже уменьшаться, несмотря на факт наличия дефицита бюджета. Если в экономике страны существует устойчивый рост долгов, то государственный долг может также расти, не выходя за пределы допустимой границы. И только тогда, когда дефицит становится настолько велик, что рост государственного долга будет значительно опережать рост доходов, в экономике возможен определенный ряд проблем.
Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения.
Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложению средств в инновации, а также усилить социальную напряженность в обществе и подорвать экономический рост.
В-третьих, выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части реального продукта за рубеж.
В-четвертых, государство переносит реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущих поколений, то есть оставить будущим поколения меньшие по размерам основные производственные фонды. Кроме того, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и вызывает психологический эффект, усиливая неуверенность населения страны в завтрашнем дне.
Информация о работе Рекомендации по устранению проблем государственного кредита в РФ