Региональные финансы, их состав и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 13:25, контрольная работа

Краткое описание

В последние десятилетия во многих государствам наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Величина региональных финансов растет, и во многих странах она составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства.
Финансовые ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей:
- бюджет субъекта РФ (используются для текущего финансирования экономики региона, социальной сферы, финансирования наиболее важных проектов развития соответствующих территорий);
- финансы субъектов хозяйствования (используются для финансирования оборотных средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в собственности соответствующих субъектов хозяйствования);

Оглавление

Состав региональных финансов

Бюджет субъекта РФ

Территориальные внебюджетные фонды

Финансы хозяйствующих субъектов

Значение региональных финансов

Файлы: 1 файл

Контр Рег фин.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

 

     1.2.Внебюджетные фонды создаются федеральным и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению – на государственное социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально-технической базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. Государственные и местные внебюджетные фонды являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов.

Внебюджетные фонды  – это своеобразная форма аккумуляции  перераспределения денежных средств, используемых, во-первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения и, во-вторых, для дополнительного финансирования территориальных нужд, осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления. Внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания России на федеральном уровне, по решению законодательных органов власти субъектов РФ – на региональном уровне и по решению органов местного самоуправления – на муниципальном уровне. Порядок формирования внебюджетных фондов и контроль за использованием средств в них на местном уровнях регулируется Законом РФ  «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления».

Внебюджетные фонды  имеют строго целевое назначение и управляются автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в  три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.

 

     1.3.Важнейшая составная часть финансов регионов, развития и содержания в них производственной и социальной инфраструктуры - средства предприятий и хозяйственных организаций. Главным источником формирования средств предприятий, предназначенных для социально-бытовой инфраструктуры, является их прибыль.

Из прибыли, которая  остается в распоряжении предприятий, формируются целевые фонды, в  том числе фонды социального  развития. Само название этого фонда  свидетельствует о главной его  цели - развитии социальной сферы. За счет средств этих фондов коллективы предприятий удовлетворяют свои потребности в жилье, социально-культурных и бытовых услугах.

Значительный объем  финансовых ресурсов предприятий направляется на содержание подведомственных им объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. Доходы, получаемые от эксплуатации предприятий, производящих некоторые услуги, не покрывают затрат на их содержание. Поэтому за счет прибыли промышленных, строительных, транспортных и других предприятий покрываются убытки ведомственного жилищно-коммунального хозяйства и расходы на содержание социально-культурных учреждений.

Развитие промышленности в городских поселениях сопровождается, как правило, ростом числа их жителей. И то, и другое ведет к увеличению нагрузки на городские коммуникации, что требует их реконструкции и увеличения эксплуатационных расходов. Однако региональные органы власти не всегда располагают для этого необходимыми ресурсами. Все это вынуждает их обращаться за помощью к предприятиям, находящимся на подведомственной им территории.

Предприятия выделяют материальные, финансовые и трудовые ресурсы на общегородские мероприятия. Руководители предприятий сами понимают, что нормальная работа их предприятий, уровень производительности труда в значительной степени  зависят от состояния социальной инфраструктуры города. Поэтому промышленные предприятия берут на себя часть забот по содержанию городского хозяйства.

В последние десятилетия  в практику хозяйственной работы на местах широко внедряется метод  долевого участия предприятий в  создании объектов инфраструктуры. Такая форма участия средств ведомств вызвана ростом потребности в инфраструктуре, повышением ее технической оснащенности, недостаточностью средств у некоторых предприятий для сооружения отдельных инфраструктурных объектов.

Например, в городах уже невозможно строительство небольших жилых домов. Раньше такие дома строили многие, в том числе и мелкие предприятия. Современные объекты социально-бытовой инфраструктуры не только значительны по мощности, но и требуют сложного инженерно-технического оснащения, что уже непосильно для отдельных предприятий-застройщиков. Все чаще предприятия стали объединять свои средства со средствами региональных органов.

Подобная форма использования  средств предприятий прогрессивна и перспективна. Она способствует кооперации ресурсов ведомств и региональных органов, более рациональному их использованию, комплексности застройки городских массивов, более быстрому достижению экономического и социального эффекта от вкладываемых средств.

Но в то же время  надо отметить, что в условиях становления рыночных отношений и экономического кризиса многие предприятия в целях снижения себестоимости своей продукции и повышения конкурентоспособности пошли по пути не только сокращения выделения средств на общерегиональные мероприятия, но и отказа от подведомственных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Тем самым усиливается нагрузка на региональные бюджеты по содержанию и развитию социальной инфраструктуры.

Следует полагать, что  с укреплением своего финансового положения предприятия в целях социальной защищенности своих трудовых коллективов и улучшения условий проживания их в населенных пунктах будут увеличивать выделение средств на социальную инфраструктуру и осуществление общерегиональных мероприятий. Все это приведет вновь к повышению значения средств предприятий в региональных финансах.

 

2. Эффективное выполнение властными структурами своих функций предполагает четкое разделение их полномочий. Понятно, что реализация такой функции власти, как обороноспособность страны, может быть возложена только на федеральные власти. В то же время развитие инфраструктуры городов и населенных пунктов, а также оказание социальной помощи населению эффективно лишь на муниципальном уровне.

Таким образом, на федеральном уровне концентрируются функции властных структур, связанные с реализацией государственных интересов в целом. На региональном и, в частности, муниципальном уровне осуществляется концентрация функций, обеспечивающих интересы конкретных граждан. К этим интересам относится реализация прав на образование, здравоохранение, социальную защиту.

     Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.

1.     Контрольная  функция проявляется лишь в процессах использования

хозяйствующими субъектами государственных средств.

2.     Мобилизационная  функция обеспечивает поступление  средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.

3.     Распределительная  функция связана с перемещением  доходов от

производителей в иные сферы хозяйства.

Таким образом, финансы  региона представляют собой систему  экономических отношений, посредством которой национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории.

     Роль региональных финансов в процессе управления социально-экономическим развитием территорий резко повышается.

Являясь прежде всего  инструментом проведения региональной социально-

экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы региона должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный минимальный доход.

Региональные финансы, являясь инструментом государственной  социальной политики, также должны обеспечивать через территориальные бюджеты финансирование  части расходов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения. Региональные финансы играют важную роль в выравнивании уровней социально-экономического развития регионов. Межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов, нацеленное  на сглаживание существенных межрегиональных  различий,

также осуществляется через  финансовую систему региона.

Региональные финансы  являются важнейшим условием социально-экономического развития региона с точки зрения финансирования общерегиональных проектов, направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условий для привлечения в регион  дополнительных ресурсов, разрешение социальных и

экономических проблем  региона.

  

 

 

 

Список литературы:

  1. НК РФ
  2. БК РФ
  3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. «Государственные и муниципальные финансы»: учебник для вузов – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001г., 687
  4. «Финансы и кредит», учебник под ред.Ковалевой Т.М., 6-е изд., испр. и доп. – М.:КНОРУС,2011.-360стр.
  5. Врубленская О.В. «Бюджетная система РФ»: учебник, 3-е издание исправленное и переработанное - М.: Юрайт-Издат, 2003г.-838с.
  6. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. «Государственное и региональное управление»: учебник-М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002г.-320с.
  7. Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк, С.С. Шишов. Региональная экономика: Учебник для вузов, 2001
  8. Сайт http://www.economica-upravlenie.ru/content/section/76/156/
  9. Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», от 15 апреля 1993 г.
  10. Закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997 г.

 

 


Информация о работе Региональные финансы, их состав и значение