Региональные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность региональных финансов и их роли в развитии регионов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность и описать структуру понятия «региональные финансы».
2) Рассмотреть структуру доходов и расходов бюджетов субъектов РФ на примере Республики Бурятия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...….3
Сущность и роль региональных финансов
Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции………………………………...………………………………..……...5
Региональный бюджет…………………………………...........….7
1.3. Теоретический аспект влияния регионального бюджета на социально-экономическое развитие региона………………………..……....11
2. Бюджетная политика Республики Бурятия за 2009-2011 годы
2.1 .Основные приоритеты бюджетной политики……….……..….. ..13
2.2. Оценка бюджетной политики………………………...……….…..15
2.3. Результаты исследования………………………..........…………...21

3. Реформирование региональных финансов и стратегии развития субъектов РФ……………………………………………………………..…....23
Заключение………………………………………………..…..…… .…27
Список используемой литературы………………………….…………28
Приложения……………………………………………………… …...30

Файлы: 1 файл

оригинальная.doc

— 435.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание

     Введение……………………………………………………………...….3

  1. Сущность и роль региональных финансов
    1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и  функции………………………………...………………………………..……...5
    2. Региональный бюджет…………………………………...........….7

     1.3. Теоретический аспект влияния регионального бюджета на социально-экономическое развитие региона………………………..……....11 

     2. Бюджетная политика Республики Бурятия за 2009-2011 годы

     2.1 .Основные приоритеты бюджетной  политики……….……..….. ..13

     2.2. Оценка бюджетной политики………………………...……….…..15

     2.3. Результаты исследования………………………..........…………...21

  

          3. Реформирование региональных финансов и стратегии развития субъектов РФ……………………………………………………………..…....23

     Заключение………………………………………………..…..……  .…27 

     Список  используемой литературы………………………….…………28 

     Приложения………………………………………………………   …...30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     После начала реформ и до сегодняшнего дня  финансовая система страны продолжает изменяться. Часть полномочий и ответственности перешла от федерального к региональным и местным уровням. Была предоставлена самостоятельность субъектам федерации в вопросах осуществления бюджетного процесса, определения направлений расходов и источников доходов.

     На  сегодняшний день насущно необходимым для российской государственности является осознание того, что сохранение и укрепление территориальной целостности страны и ее федеративной основы во многом определяются гармонизацией усилий и интересов Федерации, регионов и муниципальных образований в решении вопросов стабильного и долговременного социально-экономического прогресса. Становится вполне очевидным, что без серьезного продвижения в разработке и реализации новой, более совершенной модели российского федерализма невозможно эффективное обеспечение территориальной целостности государства, его внутренней и внешней безопасности. В целях обеспечения единства государственной власти и последовательного развития федеративных отношений необходимо совместное участие Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти различных территориальных образований России, а также наличие особой политической культуры и последовательности властей всех уровней в отстаивании как общенациональных, так и региональных (территориальных) интересов.

     Актуальность  решения проблем региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению доходами и расходами регионов, но и невозможностью выработки для этих целей в  современных условиях универсальной  модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансового аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению развитием регионов и территорий.

     Цель  курсовой работы – раскрыть сущность региональных финансов и их роли в  развитии регионов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

     1) Раскрыть сущность и описать  структуру понятия «региональные финансы».

     2) Рассмотреть структуру доходов и расходов бюджетов субъектов РФ на примере Республики Бурятия.

     При помощи раскрытия поставленных задач  в курсовой работе выявляется сущность региональных финансов РФ, а также  структура их доходной и расходной частей. Рассматриваются налоговые, неналоговые и другие виды доходов. Проанализировано социально-экономическое развитие региона на примере Республики Бурятия.

 

    1. Сущность и роль региональных финансов

     1.1. Понятие региональных  финансов, их особенности, состав и функции

     Существует  расширенный подход к пониманию региональных финансов, в рамках которого региональные финансы включают в себя финансы региональных органов власти, территориальных федеральных органов власти, финансы хозяйственных субъектов и финансы населения, т.е. в региональные финансы включаются все финансы, находящиеся на территории региона. С точки зрения выяснения финансового положения и финансового потенциала региона такая трактовка правомерна, так как в этом случае в региональные финансы включаются все финансовые отношения и финансовые ресурсы, все финансовые процессы, происходящие в регионе. Но в этом случае необходимо включать в состав участников этих отношений не только органы государственной и местной власти, население и хозяйствующие субъекты, но и территориальные органы федеральных органов власти, функционирующих на территории данного региона.

     Если  говорить о финансовой системе региона, то, безусловно, финансы федеральных  структур являются ее составными частями, но с точки зрения управления финансами со стороны региональных органов власти такое включение нерезультативно. Хотя финансовая система региона включает все финансовые отношения на его территории, но реальное управление и использование фондов денежных средств со стороны региональных органов власти возможно только в отношении их части, сами же региональные финорганы непосредственно Минфину России не подчиняются. Региональные финансы можно понимать также как финансы субъектов Российской Федерации, т.е. не проводить между этими понятиями никаких различий, а термины понимать как синонимы. Такой подход исключает из финансовых отношений, происходящих на территории регионов, все отношения, участниками которых являются органы местного самоуправления, а также фонды денежных средств, которыми они располагают.

     В отсутствии единого подхода к  определению региональных финансов наиболее приемлемым является такой  подход, который бы позволил представить  региональные финансы как совокупность финансовых отношений, отделенных от федеральной составляющей, а финансовые ресурсы – как ресурсы, реально находящиеся в распоряжении региональных органов власти, т.е. органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

     В таком понимании региональные финансы  представляются как совокупность финансовых отношений, складывающихся между органами государственной и местной власти и населением и хозяйствующими субъектами, находящимися на территории данного региона. Эти отношения возникают по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для выполнения социально-экономических функций субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. В связи с этим составными частями региональных финансов являются два блока финансов: финансы субъекта Российской Федерации и муниципальные финансы.

     Региональные  финансы вбирают в себя региональные бюджеты разных уровней, выпускаемые  на местах ценные бумаги, региональные внебюджетные фонды, а также часть  финансовых ресурсов хозяйственных  структур, расположенных на территории соответствующего региона (рис.1).  Кроме того, регионы получают в различных формах финансовые ресурсы от вышестоящих бюджетов.

     Элементы  региональных финансов (Рис.1)

     

     

       

     

     

         
 
 

     Региональные  финансы строятся на принципе самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности. Права собственности в отношении финансов на местах осуществляются от имени населения региона, муниципального образования органами власти региона, местным самоуправлением или непосредственно населением в соответствии с положением региона, уставами муниципальных образований. Региональные финансы призваны обеспечить комплексность и пропорциональность развития социальной и производственной инфраструктуры в районах.1

     Финансы субъектов Российской Федерации  включают:

     - средства бюджета субъекта Российской Федерации;

     - государственные ценные бумаги, которые принадлежат органам  государственной власти субъекта  Российской Федерации ;

     - другие денежные средства, являющиеся  собственностью субъекта Российской  Федерации.

     В широком понимании финансы субъекта РФ включают также консолидированный бюджет субъекта РФ.

     Финансы субъектов РФ основываются на следующих  принципах:

     •    самостоятельность;

     •    бюджетный федерализм;

     • государственная финансовая поддержка (трансферты из федерального бюджета и целевые поступления);

     •    прозрачность;

     •    гласность. 

     1.2. Региональный Бюджет

     Однозначного  толкования понятия «региональный  бюджет» в научной литературе нет. Региональный бюджет рассматривается  как бюджет области, бюджет местного органа управления на территории региона, либо как единство последних.  Региональный бюджет – это роспись доходов и расходов региона на определенный срок. Региональный бюджет дублирует деятельность государственного бюджета в выполнении социальной, экономической и контрольной функции государства на территории региона, ориентирован на решение внутрихозяйственных задач.

     Структура бюджетной системы Российской Федерации  (Рис.2) 

     

     

     

       

     

       
 
 
 

     По  мнению авторского коллектива учебника «Финансы и кредит субъектов Российской Федерации», региональные бюджеты «представляют собой систему финансовых отношений между органами  власти на местах и субъектах хозяйствования по поводу перераспределения национального дохода в процессе создания основного в рамках данной территории государственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения объективно существующих территориальных общественных потребностей.»2

     М.И. Яндиев считает, что региональный бюджет – «это фонд денежных средств, образуемый и исполняемый по расходам на основе регионального законодательного акта – закона о бюджете – уполномоченной государственной/муниципальной структурой; чаще всего финансовым управлением – подразделением Министерства финансов РФ либо в относительно небольших населенных пунктах – самой местной администрацией.3

     Согласно  Бюджетному кодексу РФ под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Форма образования и расходования фонда денежных средств, поступивших в распоряжение государства и местного самоуправления, известна как бюджет. Отличительной чертой бюджета является его плановое начало. Поэтому составление бюджета по доходам есть не что иное, как планирование поступающих в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления денежных средств во времени.

     Доходы  регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

     В бюджеты субъектов Российской Федерации  подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

  • налога на имущество организаций;
  • налога на игорный бизнес;
  • транспортного налога;

     В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:

Информация о работе Региональные финансы