Региональные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность региональных финансов и их роли в развитии регионов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность и описать структуру понятия «региональные финансы».
2) Рассмотреть структуру доходов и расходов бюджетов субъектов РФ на примере Республики Бурятия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...….3
Сущность и роль региональных финансов
Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции………………………………...………………………………..……...5
Региональный бюджет…………………………………...........….7
1.3. Теоретический аспект влияния регионального бюджета на социально-экономическое развитие региона………………………..……....11
2. Бюджетная политика Республики Бурятия за 2009-2011 годы
2.1 .Основные приоритеты бюджетной политики……….……..….. ..13
2.2. Оценка бюджетной политики………………………...……….…..15
2.3. Результаты исследования………………………..........…………...21

3. Реформирование региональных финансов и стратегии развития субъектов РФ……………………………………………………………..…....23
Заключение………………………………………………..…..…… .…27
Список используемой литературы………………………….…………28
Приложения……………………………………………………… …...30

Файлы: 1 файл

оригинальная.doc

— 435.50 Кб (Скачать)
 

 

     В области межбюджетных отношений, приоритетной статьей в структуре межбюджетных трансфертов является  социальная защита населения – на нее было выделено всего 34%, из них 72% средств было выделено на социальную поддержку ветеранов труда и тружеников тыла. Всего 223 992,80 тыс. руб. было перечислено гражданам  на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, это 10% от общей суммы трансфертов, что свидетельствует о помощи малоимущим семьям.  Аналогично 10% от общей суммы было перечислено гражданам, связанным с организацией и осуществлением деятельности по опеке и попечительству, что также можно отнести к социальным приоритетам межбюджетной политики Курской области.

     Было  выделено 450 000 тыс.руб. на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, что является большой частью средств  областного бюджета и составляет 21 % от трансфертов бюджетов между  муниципальными районами и городскими округами. Распределение дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений из республиканского фонда финансовой поддержки поселений в 2008 году составило 626 105 тыс. руб.

     Наименее  важными статьями являются возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным медицинскими и фармацевтическими работниками организаций муниципальной системы здравоохранения, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, организация и обеспечение деятельности административных комиссий, а также  сфера архивного дела. Такая ситуация свидетельствует о небольшой важности субсидирования данных отраслей, так как объем предоставленных средств по сравнению с приоритетными статьями находиться на самом низком уровне. Всего 9 274,20 тыс. руб. было перечислено для действий связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, можно сказать, что данная сумма является недостаточной для проведения подобных  мероприятий.

     Распределение дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в 2009 году составило 841 946 тыс. руб.  в 2010 году 838 097,0 тыс. руб. Можно видеть незначительное сокращение средств на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

     В 2010 году по сравнению с 2009 произошло сокращение  в среднем на 30% дотаций муниципальным образованиям. Вместе с тем были увеличены отчисления средств по таким приоритетным статьям как социальная защита населения, разница составила 114 644 тыс. руб. По предоставлению мер социальной поддержки  работникам муниципальных учреждений образования произошли значительные сокращения средств – в 2010 году было получено средств на 2 205 216 тыс. руб. меньше. Аналогично были сокращены средства направленные на осуществление выплаты материальной помощи к очередному отпуску медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных учреждений здравоохранения. Произошло увеличение средств по таким статьям как организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству, отчисления в сфере трудовых отношений и архивного дела, организации и обеспечению деятельности административных комиссий.

     2.3. Результаты исследования  бюджетной политики

     Исходя  из приведенных в приложении данных, следует отметить, что в январе 2010 года по сравнению с тем же периодом 2009 года произошло повышение налоговых поступлений в бюджеты почти по всем видам налогов (за исключением налога на имущество физических лиц и платежей по налогам со спецрежимом, поступающих в местный бюджет Республики Бурятия). 

     Сумма доходов, поступивших в федеральный  бюджет по сравнению с уровнем января 2009 года, повысилась на 581817  тыс. руб.(5,07%), сумма доходов, поступивших в республиканский бюджет, повысилась на 1218452 тыс. руб.(7,62%), сумма доходов, поступивших в местный бюджет, также повысилась, на 272595 тыс. руб.(29.2%)

     Это свидетельствует о том, что глобальный финансово-экономический кризис, который затронул все сферы функционирования экономики, постепенно угасает и в последнее время наблюдается оздоровление экономических процессов. В частности, повышение поступлений по налогу на прибыль объясняется тем, что большинство предприятий повышают расходы на оплату труда, а это означает повышение выручки.

     Талица 5:Доходы бюджета

     № п/п      Доходы Январь-февраль Рост/

снижение, %

     2009 год      2010 год
     I      Всего по налогам и сборам 16 818 200 18 086 534      107
     II      Всего по налогам, зачисляемым в федеральный  бюджет 11 457 443 12 039 260 105
     III      Всего по налогам, зачисляемым в консолидированный  бюджет Республики Бурятия 15 971 980  
17190 432
107
     I      Государственные внебюджетные фонды 933 010  
12056 05
129
 

Из таблицы видно, за январь-февраль 2010 года на территории Республики Бурятия в бюджетную систему мобилизовано налогов и сборов на сумму 18 086 534 тыс. руб., что на 1268334  тыс. руб. (7%) больше, чем в соответствующем периоде 2009 года. Из общего объема поступлений, в консолидированный бюджет направлено 17190 43 тыс. руб., что на 121845 тыс. руб. больше, чем за январь-февраль 2009 года, в федеральный бюджет поступило 12 039 260 тыс. руб., что на 581817 тыс. руб. больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

       Большинство статей расходов увеличилось в среднем от 1,1 раза до 1,75, что соответствует нормальному увеличению расходов республики. Но есть 3 раздела – общегосударственные вопросы, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, здравоохранение, физическая культура и спорт, расходы на которые сократились, хоть и совсем незначительно.  Следовательно, можно сделать выводы, что приоритетность расходов Республики Бурятия меняется в зависимости от положения в республике.

     Стоит особо уделить внимание на то, что  расходы на общегосударственные  вопросы (а это функционирование высшего должностного лица, центрального аппарата, судебной системы, резервных фондов и др.), что свидетельствует о сокращении расходов, и перераспределение их на важные сейчас для республики отрасли.

     Расходы бюджета Республики Бурятия не отвечают потребностям. Республика Бурятия входит в число субъектов Российской Федерации, официально относящихся к высокодотационным регионам.  Безвозмездные перечисления из федерального бюджета составляют порядка 45 - 50% всех доходов консолидированного бюджета республики. 28 февраля 2011 года Народный Хурал Республики Бурятия принял закон "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на период с 2011 по 2015 год и на период до 2020 года". Одной из приоритетных задач этого закона является снижение уровня дотационности Республики Бурятия. По словам министра экономики Республики Бурятия Татьяны Думновой " снизить уровень дотационности республики можно только одним способом: разработать меры по увеличению налоговой базы республики. Это изменит соотношение удельного веса собственных доходов и удельного веса финансовой помощи из федерального бюджета. Несмотря на то, что объем налогового потенциала напрямую связан с суммой финансовой помощи, мы заинтересованы в повышении собираемости налогов (за счет предотвращения снижения трансферта в случае  роста фактически полученных налоговых доходов) и экономическом развитии территории (за счет применения усредненных показателей добавленной стоимости с трехлетним «отставанием» от планового года)." 

\ 

  Глава 3. Реформирование региональных финансов и стратегии развития субъектов РФ    

       В последние годы во многих регионах России выполняются различные мероприятия по двум основным направлениям, характеризующим деятельность финансовых и экономических органов региональных администраций. Первое направление связано с разработкой долгосрочных стратегий развития территорий. Вторая группа мероприятий посвящена решению текущих задач, направленных на повышение качества управления региональными и муниципальными финансами. Данные две группы мероприятий на практике часто пересекаются, взаимодействуя друг с другом. В связи с этим особый интерес представляет анализ соотношения действий, проводимых региональными администрациями по подготовке документов долгосрочного стратегического развития территорий с одной стороны, и мероприятий по повышению качества управления финансами с другой. Причем такой анализ может быть построен на основе самых разных документов, которые разработаны как в субъектах РФ, так и в отдельных муниципальных образованиях.

     К середине 2007 г. уже более чем 60 субъектов  РФ и несколько десятков городов  разработали, приняли и утвердили  собственные стратегии социально-экономического развития на долгосрочную перспективу. Презентации стратегий или их концепций уже более двух лет регулярно заслушиваются на заседаниях в Минрегионе России, а основные их положения раскрываются в отчетах отдельных руководителей субъектов РФ на заседаниях федерального правительства. В феврале 2007 г. Минрегион России принял приказ № 14, одобривший требования к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ.

     Последние годы целый ряд регионов и крупных  городов проводит масштабные преобразования в системе управления региональными  и муниципальными финансами. Это  связано в том числе и с поддержкой подобных преобразований со стороны федерального центра, который на протяжении последних нескольких лет формирует в расходной части федерального бюджета специальный фонд, аккумулирующий субсидии для поддержки реформирования региональных и муниципальных финансов. До 2004 г. это был Фонд реформирования региональных финансов, основой формирования средств для которого служил заем Международного банка реконструкции и развития; начиная с 2005 г. Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов формируется исключительно за счет собственных доходов федерального бюджета.

     Эти реформы, проводимые в регионах и  муниципальных образованиях, должны достаточно жестко следовать формату, предъявляемому со стороны Министерства финансов РФ, утвержденному рядом приказов. Поэтому, как правило, программы, проводимые в регионах и муниципальных образованиях, рассчитаны на два года с разбивкой соответственно на два этапа и включают в себя целый ряд мероприятий, определенных шаблоном, задаваемым федеральным центром. В свою очередь этот шаблон подразумевает осуществление преобразований по нескольким направлениям: изменение системы межбюджетных отношений с муниципальными образованиями, внедрение БОР, решение вопросов по изменению долговой политики, проводимой на региональном и муниципальном уровнях и т.д.  
Третьей основой для проведения соответствующего анализа является актуальная ситуация, сложившаяся в России в связи с многочисленными изменениями в федеральном законодательстве, в том числе с изменениями и дополнениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ. Эти изменения обусловлены необходимостью перехода на принципы среднесрочного финансового планирования, внедрения программно-целевых принципов финансирования и так называемой системы бюджетирования, ориентированного на результат. 6

     Разного рода мероприятия – например, выбор  города Сочи в качестве столицы зимних Олимпийских игр – также оказывают  существенное влияние на действия и  федеральных, и региональных органов  власти, изменяющее направление финансовых потоков, в том числе инвестиционного характера. Переходя к сути проводимого анализа, можно высказать следующее утверждение, базирующееся на двух обратных позициях, одна из которых звучит примерно так: при разработке стратегических решений в сфере экономического развития территорий не следует забывать о составляющих, связанных с различными проблемами в управлении общественными финансами. Соответственно вторая говорит о том, что, осуществляя преобразования в сфере управления региональными и муниципальными финансами, необходимо видеть и учитывать стратегические ориентиры развития территорий, в большей степени руководствоваться решением долгосрочных задач, а не текущих.

     Возникают ограничения, связанные с нехваткой  необходимых трудовых ресурсов, отсутствием  разного рода энергетических или иных составляющих, неготовностью инфраструктурно-интеллектуального характера. То есть нет готовых проектов под имеющийся реальный объем инвестиций и т.д. Такая ситуация наблюдается в целом ряде стратегий. Тем не менее большая часть этих стратегий носит характер, если можно так сказать, лоббирования финансовых ресурсов, которые требуются для решения поставленных задач.

Информация о работе Региональные финансы