Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность региональных финансов и их роли в развитии регионов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность и описать структуру понятия «региональные финансы».
2) Рассмотреть структуру доходов и расходов бюджетов субъектов РФ на примере Республики Бурятия.
Введение……………………………………………………………...….3
Сущность и роль региональных финансов
Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции………………………………...………………………………..……...5
Региональный бюджет…………………………………...........….7
1.3. Теоретический аспект влияния регионального бюджета на социально-экономическое развитие региона………………………..……....11
2. Бюджетная политика Республики Бурятия за 2009-2011 годы
2.1 .Основные приоритеты бюджетной политики……….……..….. ..13
2.2. Оценка бюджетной политики………………………...……….…..15
2.3. Результаты исследования………………………..........…………...21
3. Реформирование региональных финансов и стратегии развития субъектов РФ……………………………………………………………..…....23
Заключение………………………………………………..…..…… .…27
Список используемой литературы………………………….…………28
Приложения……………………………………………………… …...30
Теперь об обратном. Говоря о влиянии изменений в системе управления региональными и муниципальными финансами на разработку различных стратегических документов, можно констатировать следующее. В последнее время в регионах внедряется немало новаций в сфере управления общественными финансами. Некоторые из них – как уже отмечалось – связаны с реализацией поддерживаемых федеральным правительством программ реформирования региональных финансов. Такие программы уже реализуются в Чувашской Республике, Астраханской, Нижегородской, Сахалинской, Томской, Ульяновской областях и ряде других регионов.
Одной из самых существенных новаций в сфере управления региональными финансами является внедрение элементов среднесрочного финансового планирования. Аналогичные документы либо в виде бюджетов, либо «щадящих» документов среднесрочного финансового плана в обязательном порядке будут разрабатываться и приниматься и на муниципальном уровне. Внедрение этой новации – удлинение горизонта финансового планирования от года до трех – уже в существенной степени позволяет влиять и на характер стратегических задач, которые могут быть поставлены в иных документах, в том числе в стратегиях социально-экономического развития. Возможности, открывающиеся с принятием трехлетнего бюджета и даже среднесрочного финансового плана, свидетельствуют о том, например, что региональные и муниципальные администрации теперь вольны в заключении более долгосрочных договоров в связи с тем, что есть определенный и забронированный объем финансовых лимитов, позволяющий заключать такие договоры.
Целый ряд новаций, в том числе связанных с внедрением среднесрочного финансового плана, закреплен в поправках к Бюджетному кодексу РФ, принятых в 2007 г. (Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ).
Вторая группа новаций, которая была внедрена в регионах в последние годы, связана с формированием новой системы межбюджетных отношений, причем понимаемых не узко, а широко и включаемых в связи с этим в широкий круг вопросов, касающихся установления более четких правил игры в рамках разграничения полномочий и расходных обязательств между разными уровнями власти, разделения доходных источников, прежде всего налоговых, и закрепления такого разделения на долгосрочной основе в соответствующих законодательных документах, а также формализации методик предоставления межбюджетных трансфертов, которые в последнее время также приобрели некую новую конструкцию – более четкую и ясную как для получателей межбюджетных трансфертов, так и тех, кто занимается их распределением.
Третья
группа новаций связана с внедрением
программно-целевых принципов
Еще одной группой новаций в сфере управления общественными финансами, которые без сомнения влияют на долгосрочное развитие территорий, является внедрение новых механизмов финансирования инвестиций. В действительности подобные механизмы, которые начали формироваться только в последние годы, многие из этих механизмов только предстоит внедрить, тем не менее уже более чем десяток регионов в стране разработали, приняли и применяют разного рода порядки оценки эффективности, причем при инициировании новых инвестиционных проектов ведется расчет как экономической, так и социальной эффективности, приняли и внедряют критерии для досрочного прекращения финансирования инвестиционных проектов за счет бюджетных средств, а также другие документы. На федеральном уровне это выражается в новой концепции федеральной адресной инвестиционной программы, в изменении принципов формирования существующего в настоящее время в расходной части Фонда регионального развития, а также внедрении разного рода механизмов государственно-частного партнерства, в том числе механизмов концессии. Возможность использования такого рода инструментов впервые установлена федеральным законом в этом году, и, вероятно, будет активно применяться в регионах уже со следующего года.
Существует еще несколько новаций, связанных с внедрением, например, казначейской системы исполнения бюджета, новых принципов осуществления бюджетных закупок и ряд более мелких инициатив, к которым можно отнести, к примеру, регламентацию процедур выдачи государственных и муниципальных гарантий, разработку и внедрение процедур работы с возникающей кредиторской задолженностью и т.д.
Переходя
к общему выводу, на основании данного
анализа, можно свидетельствовать
о том, что новациям в сфере
управления региональными и муниципальными
финансами в условиях, когда во многом
решения, принимаемые на том или ином уровне
власти, носят недолгосрочный характер,
вероятно не следует уделять специальное
внимание. Однако недоучет таких моментов
в свою очередь чреват невозможностью
осуществления некоторых долгосрочных
стратегических планов в связи с тем, что
первые шаги при их реализации не будут
подкреплены финансами и будут противоречить
тем или иным процедурам.
Заключение
В
условиях рыночной экономики и расширения
суверенитетов административно-
После проведенного анализа основных функциональных направлений бюджетной политики Республики Бурятия выяснилось, что бюджет республики зависит от уровня дотаций из Федерального бюджета и проводятся необходимые меры по снижению дотационности, Консолидированный бюджет республики в 2010 году был дефицитным.
Исполнение консолидированного бюджета республики в 2010 году, тыс. рублей.
Доходы | Расходы | Дефицит |
40 255 240 | 45 318 080 | 5062840 |
Исполнение собственных доходов бюджета без учета финансовой помощи и других безвозмездных поступлений составило 18 004,6 млрд. рублей. Это составляет 104,6% к уточненным годовым назначениям. Из них: налоговые доходы — 16 698,0 млрд. рублей или 92 ,7%, неналоговые доходы — 1 306,6 млрд. рублей или 7,3%.
Так же, в соответствии с выбранными приоритетными направлениями, происходит увеличение доли расходов на социальную политику в общем объеме расходов. Объем этих расходов по сравнению с 2009 годом увеличился в полтора раза, а доля расходов на социальную политику в объеме расходов увеличилась на 2% и составила 12,53%. Это может быть вызвано заинтересованностью органов власти Республики Бурятия увеличивать расходы на социальные программы в целях улучшения уровня жизни населения, обеспечения занятости (это является одним из приоритетных направлений бюджетной политики на 2010 год), поддержки отраслей социальной сферы.
В конце можно сказать, что устойчивый экономический рост является наиболее общей предпосылкой для оздоровления всей системы региональных местных финансов. В настоящее время на региональном и местном уровне нет достаточной заинтересованности в проведении структурных реформ, обеспеченности равных условий конкуренции, привлечении экономической активности и инвестиций, сокращении субсидий экономике, санации неэффективных предприятий, дебюрократии экономики. Одной из причин такой ситуации является неопределенность финансово-экономической ответственности органов власти субъектов и местного самоуправления, связанная в том числе, с чрезмерной централизацией официальных налогово-бюджетных полномочий.
Список литературы
перераб. и доп./ Мысляева И.М. — М: ИНФРА-М, 2007.
и регулирования: Монография/ А.М. Балтина, В.А. Волохина – Оренбург: ОГУ, 2004.
19. http://minfin.e-baikal.ru/ -сайт министерства
финансов Республики Бурятия.
Поступление доходов в бюджет Республики Бурятия в 2010году (тыс. рублей) | |
Наименование | Сумма на 2010 год |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 18 086 534 |
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ | 10 863 693 |
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД | 1 107 262 |
НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО | 1 654 176 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА | 269 160 |
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ | 404 606 |
Платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий | 960 |
ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 134 315 |
ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА | 691 254 |
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ | 279 556 |
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА | 123 228 |
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 86 456 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 22 168 706 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | 21 653 243 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) | 4 133 260 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 3 977 792 |
ПРОЧИЕ БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 7 268 |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 40 255 240 |