Региональные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность региональных финансов и их роли в развитии регионов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность и описать структуру понятия «региональные финансы».
2) Рассмотреть структуру доходов и расходов бюджетов субъектов РФ на примере Республики Бурятия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...….3
Сущность и роль региональных финансов
Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции………………………………...………………………………..……...5
Региональный бюджет…………………………………...........….7
1.3. Теоретический аспект влияния регионального бюджета на социально-экономическое развитие региона………………………..……....11
2. Бюджетная политика Республики Бурятия за 2009-2011 годы
2.1 .Основные приоритеты бюджетной политики……….……..….. ..13
2.2. Оценка бюджетной политики………………………...……….…..15
2.3. Результаты исследования………………………..........…………...21

3. Реформирование региональных финансов и стратегии развития субъектов РФ……………………………………………………………..…....23
Заключение………………………………………………..…..…… .…27
Список используемой литературы………………………….…………28
Приложения……………………………………………………… …...30

Файлы: 1 файл

оригинальная.doc

— 435.50 Кб (Скачать)

     Теперь  об обратном. Говоря о влиянии изменений  в системе управления региональными  и муниципальными финансами на разработку различных стратегических документов, можно констатировать следующее. В последнее время в регионах внедряется немало новаций в сфере управления общественными финансами. Некоторые из них – как уже отмечалось – связаны с реализацией поддерживаемых федеральным правительством программ реформирования региональных финансов. Такие программы уже реализуются в Чувашской Республике, Астраханской, Нижегородской, Сахалинской, Томской, Ульяновской областях и ряде других регионов.

     Одной из самых существенных новаций в  сфере управления региональными  финансами является внедрение элементов  среднесрочного финансового планирования. Аналогичные документы либо в  виде бюджетов, либо «щадящих» документов среднесрочного финансового плана  в обязательном порядке будут разрабатываться и приниматься и на муниципальном уровне. Внедрение этой новации – удлинение горизонта финансового планирования от года до трех – уже в существенной степени позволяет влиять и на характер стратегических задач, которые могут быть поставлены в иных документах, в том числе в стратегиях социально-экономического развития. Возможности, открывающиеся с принятием трехлетнего бюджета и даже среднесрочного финансового плана, свидетельствуют о том, например, что региональные и муниципальные администрации теперь вольны в заключении более долгосрочных договоров в связи с тем, что есть определенный и забронированный объем финансовых лимитов, позволяющий заключать такие договоры.

     Целый ряд новаций, в том числе связанных  с внедрением среднесрочного финансового плана, закреплен в поправках к Бюджетному кодексу РФ, принятых в 2007 г. (Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ).

     Вторая  группа новаций, которая была внедрена в регионах в последние годы, связана  с формированием новой системы межбюджетных отношений, причем понимаемых не узко, а широко и включаемых в связи с этим в широкий круг вопросов, касающихся установления более четких правил игры в рамках разграничения полномочий и расходных обязательств между разными уровнями власти, разделения доходных источников, прежде всего налоговых, и закрепления такого разделения на долгосрочной основе в соответствующих законодательных документах, а также формализации методик предоставления межбюджетных трансфертов, которые в последнее время также приобрели некую новую конструкцию – более четкую и ясную как для получателей межбюджетных трансфертов, так и тех, кто занимается их распределением.

     Третья  группа новаций связана с внедрением программно-целевых принципов финансирования и механизмов бюджетирования, ориентированного на результат. В этой связи на региональном и муниципальном уровне разрабатываются самые разные документы, к числу которых можно отнести в том числе доклады главных распорядителей бюджетных средств о результатах и основных направлениях деятельности, а также отдельно утверждаемые количественные показатели деятельности ведомств и стандарты качества оказания бюджетных услуг, в соответствии с которыми принимаются и одобряются финансовые нормативы данного вида бюджетных услуг. Внедрение такого рода новаций во многом связано и с проведением административной реформы в регионах. Уже упомянутый Указ Президента РФ № 825 стимулирует дальнейшую формализацию бюджетирования, ориентированного на результат, на региональном и муниципальном уровнях.

     Еще одной группой новаций в сфере  управления общественными финансами, которые без сомнения влияют на долгосрочное развитие территорий, является внедрение  новых механизмов финансирования инвестиций. В действительности подобные механизмы, которые начали формироваться только в последние годы, многие из этих механизмов только предстоит внедрить, тем не менее уже более чем десяток регионов в стране разработали, приняли и применяют разного рода порядки оценки эффективности, причем при инициировании новых инвестиционных проектов ведется расчет как экономической, так и социальной эффективности, приняли и внедряют критерии для досрочного прекращения финансирования инвестиционных проектов за счет бюджетных средств, а также другие документы. На федеральном уровне это выражается в новой концепции федеральной адресной инвестиционной программы, в изменении принципов формирования существующего в настоящее время в расходной части Фонда регионального развития, а также внедрении разного рода механизмов государственно-частного партнерства, в том числе механизмов концессии. Возможность использования такого рода инструментов впервые установлена федеральным законом в этом году, и, вероятно, будет активно применяться в регионах уже со следующего года.

     Существует  еще несколько новаций, связанных с внедрением, например, казначейской системы исполнения бюджета, новых принципов осуществления бюджетных закупок и ряд более мелких инициатив, к которым можно отнести, к примеру, регламентацию процедур выдачи государственных и муниципальных гарантий, разработку и внедрение процедур работы с возникающей кредиторской задолженностью и т.д.

     Переходя  к общему выводу, на основании данного  анализа, можно свидетельствовать  о том, что новациям в сфере  управления региональными и муниципальными финансами в условиях, когда во многом решения, принимаемые на том или ином уровне власти, носят недолгосрочный характер, вероятно не следует уделять специальное внимание. Однако недоучет таких моментов в свою очередь чреват невозможностью осуществления некоторых долгосрочных стратегических планов в связи с тем, что первые шаги при их реализации не будут подкреплены финансами и будут противоречить тем или иным процедурам. 
 
 

Заключение

     В условиях рыночной экономики и расширения суверенитетов административно-территориальных субъектов Российской Федерации возрастает роль и значение региональных финансов. Регионы России наделяются все возрастающими правами в формировании, распределении и расходовании местных финансовых ресурсов.

     После проведенного анализа основных функциональных направлений бюджетной политики Республики Бурятия выяснилось, что бюджет республики зависит от уровня дотаций из Федерального бюджета и проводятся необходимые меры по снижению дотационности, Консолидированный бюджет республики  в 2010 году был дефицитным.

     Исполнение  консолидированного бюджета республики в 2010 году, тыс. рублей.

Доходы Расходы Дефицит
40 255 240 45 318 080 5062840

     Исполнение  собственных доходов бюджета  без учета финансовой помощи и  других безвозмездных поступлений  составило 18 004,6 млрд. рублей. Это составляет 104,6% к уточненным годовым назначениям. Из них: налоговые доходы — 16 698,0 млрд. рублей или 92 ,7%, неналоговые доходы — 1 306,6 млрд. рублей или 7,3%.

     Так же, в соответствии с выбранными приоритетными направлениями, происходит увеличение доли расходов на социальную политику в общем объеме расходов. Объем этих расходов по сравнению с 2009 годом увеличился в полтора раза, а доля расходов на социальную политику в объеме расходов увеличилась на 2% и составила 12,53%. Это может быть вызвано заинтересованностью органов власти Республики Бурятия увеличивать расходы на социальные программы в целях улучшения уровня жизни населения, обеспечения занятости (это является одним из приоритетных направлений бюджетной политики на 2010 год), поддержки отраслей социальной сферы.

     В конце можно сказать, что устойчивый экономический рост является наиболее общей предпосылкой для оздоровления всей системы региональных местных  финансов. В настоящее время на региональном и местном уровне нет достаточной заинтересованности в проведении структурных реформ, обеспеченности равных условий конкуренции, привлечении экономической активности и инвестиций, сокращении субсидий экономике, санации неэффективных предприятий, дебюрократии экономики. Одной из причин такой ситуации является неопределенность финансово-экономической ответственности органов власти субъектов и местного самоуправления, связанная в том числе, с чрезмерной централизацией официальных налогово-бюджетных полномочий.

     Список  литературы

  1. Федеральный закон от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведение в соответствие с бюджетным законодательством отдельных законодательных актов Российской Федерации»//Российская газета.2007. № 91.
  2. Постановление Правительства РФ от 22.11.2004 г. № 670 «О распределении дотаций из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ»
  3. Актуальные проблемы региональных финансов: Сб. науч. тр. / пол ред. д-ра экон. наук, проф., Л.И. Сергеева. – Калининград: Изд-во РГУ им. И.Канта, 2006.
  4. Анализ территориальных бюджетов: совершенствование методологических и практических аспектов: Монография, Н.И.Яшина, А.А. Табаков, С.Ю. Роганова. Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006.
  5. Государственные и муниципальные финансы России: учебное пособие / Л.С. Гринкевич, Н.К. Сагайдачная, В.В. Казаков, Ю.А.Рюмина. – М.:КНОРУС, 2007.
  6. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов./ Бабич А.М., Павлова Л.Н. ¾ М.: ЮНИТИ, 2002.
  7. Государственные и региональные финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. Б.И. Гиршберга. – М.: Изд-во Рос. Экон. акад., 2001.
  8. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е,

перераб. и доп./ Мысляева И.М. — М: ИНФРА-М, 2007.

  1. Финансы и кредит: Учебник./Под редакцией Трошина А.Н. — М: ИНФРА-М, 2009.
  2. "Финансы регионов":Учебное пособие/Под редакцией. Яндиева М.И. — М: ИНФРА-М, 2003.
  3. Межбюджетные отношения в регионе: модели организации

и регулирования: Монография/ А.М. Балтина, В.А. Волохина – Оренбург: ОГУ, 2004.

  1. Межбюджетные отношения на уровне субъекта Федерации /Леонов С.Н., Казанцева Т.В. – Владивосток.
  2. Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов: Труды Восьмой научно-практической конференции (16-18 июня 2008 г.). – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008.
  3. Региональные бюджеты в условия бюджетного федерализма / Морзова Г.В., Соломко И.М. – Хабаровск: РИЦ ХГАЕП, 2002.
  4. Региональные финансы: опыт,  стратегии, перспективы / под ред. к.э.н. Дорждеева А.В., к.ю.н. Завялова Д.Ю. – М.: Финансы, 2008.
  5. Территориальные финансы: Учебное пособие / Поляк Г.Б. – М.: Вузовский учебник, 2006.
  6. Территориальные финансы и потребительский рынок / Антропова А. Б. – М.: Союз, 2005.
  7. Грызлов Б. Развитие местного самоуправления исключительно важно для будущего России // Российская федерация сегодня.2008. №5. С.
  8. Дюбин В. В. Организация межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов. Петрозаводск, 2007.
 

     19. http://minfin.e-baikal.ru/ -сайт министерства финансов Республики Бурятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1: Поступление доходов в бюджет Республики Бурятия в 2010году

Поступление доходов в бюджет Республики Бурятия в 2010году (тыс. рублей)
Наименование Сумма на 2010 год
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 18 086 534
НАЛОГИ  НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ 10 863 693
НАЛОГИ  НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД 1 107 262
НАЛОГИ  НА ИМУЩЕСТВО 1 654 176
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА 269 160
ДОХОДЫ  ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ  И МУНИЦИПАЛЬНОЙ  СОБСТВЕННОСТИ 404 606
Платежи от государственных и  муниципальных  унитарных предприятий  960
ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 134 315
ДОХОДЫ  ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА 691 254
ДОХОДЫ  ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 279 556
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА 123 228
ПРОЧИЕ  НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 86 456
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 22 168 706
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 653 243
Субсидии  бюджетам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) 4 133 260
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 3 977 792
ПРОЧИЕ  БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 7 268
ВСЕГО ДОХОДОВ  40 255 240

Информация о работе Региональные финансы