Региональные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность региональных финансов и их роли в развитии регионов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность и описать структуру понятия «региональные финансы».
2) Рассмотреть структуру доходов и расходов бюджетов субъектов РФ на примере Республики Бурятия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...….3
Сущность и роль региональных финансов
Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции………………………………...………………………………..……...5
Региональный бюджет…………………………………...........….7
1.3. Теоретический аспект влияния регионального бюджета на социально-экономическое развитие региона………………………..……....11
2. Бюджетная политика Республики Бурятия за 2009-2011 годы
2.1 .Основные приоритеты бюджетной политики……….……..….. ..13
2.2. Оценка бюджетной политики………………………...……….…..15
2.3. Результаты исследования………………………..........…………...21

3. Реформирование региональных финансов и стратегии развития субъектов РФ……………………………………………………………..…....23
Заключение………………………………………………..…..…… .…27
Список используемой литературы………………………….…………28
Приложения……………………………………………………… …...30

Файлы: 1 файл

оригинальная.doc

— 435.50 Кб (Скачать)

Основными направлениями бюджетной и налоговой  политики Республики Бурятия на 2010 - 2012 годы являются:

    - сохранение и развитие доходного потенциала Республики Бурятия;

    - государственная  поддержка реального сектора  экономики Республики Бурятия;

    - повышение  эффективности бюджетных расходов  и предоставления государственных  и муниципальных услуг;

    - совершенствование  межбюджетных отношений.

     Основные приоритеты бюджетной политики в области  доходов

     Приоритетные  направления в области доходов:

  • Создание эффективной налоговой системы (для повышения уровня собираемости налогов);
  • Увеличение поступлений в бюджет (как налоговых, так и неналоговых);
  • Обеспечение сбалансированности бюджета.

     Доходная часть бюджета Республики Бурятия на 2011 год формировалась исходя из основных показателей прогноза социально-экономического развития области на 2010 год, основных направлений налоговой и бюджетной политики.

     Прогнозирование доходной части бюджета осуществлялась по каждому виду налога или сбора  исходя из их фактического поступления  в бюджет за предыдущие периоды, уровня ставок налогов и сборов, установленного федеральным, областным законодательством и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления на планируемый год, а также прогнозируемого роста показателей социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 год.

     Основные приоритеты бюджетной политики в области  расходов

  • социально экономическое развитие региона;
  • развитие аграрного сектора;
  • повышение качества и доступности государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия, прежде всего в сферах социальной поддержки и образования;
  • разработка и внедрение механизмов массовой передачи в аутсорсинг значительной части предоставляемых государственных услуг.

     Приоритеты  в бюджете на 2011 год несколько изменились за предшествующий период. Это, скорее всего, связано с глобальным кризисом, который затронул все сферы функционирования экономики.  И для того, чтобы жизнь населения, во всех ее аспектах, осталась на должном уровне, необходимы некоторые изменения в расходной части бюджета. С учетом этого, приоритетами на 2011 год являются:

  • социальная защита граждан (жилищное строительство, газификация сельских населенных пунктов);
  • сохранение промышленного и технологического потенциала экономики;
  • активизация внутреннего спроса, поддержка малого бизнеса и финансово-банковской системы;

     недопущение резкого скачка безработицы.

     2.2. Оценка бюджетной  политики

     В соответствии с Законом «О Республиканском бюджете на 2011 год» прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета на 2011 год составил 25 668 229,3 тыс. рублей, расходов в сумме 29 691 461,9 тыс. рублей;

     Исполнение  консолидированного бюджета Республики Бурятия в 2010 году, тыс. рублей

Доходы Расходы Дефицит
40 255 240 45 318 080 5062840

    В 2010 году в консолидированный бюджет республики поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 18,0 млрд. рублей с увеличением к уровню 2009 года на 12,2%. Без учета возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет налоговые и неналоговые доходы составили 18,4 млрд. рублей, или 111,9% к 2009 году.

    Таблица 2: поступления налоговых и неналоговых доходов

    Вид доходов 2010 год
    млрд. руб. % к 2009г.
    Налоговые и неналоговые доходы - всего 18 004,6 112,2
    Налоговые доходы 16 698,0 111,1
    Налог на доходы физических лиц 8 037,5 107,4
    Налог на прибыль 3 482,3 111,4
    Акцизы  – всего 1 813,4 130,2
     акцизы  на алкогольную продукцию местных  производителей 405,4 208,8
     доходы  от уплаты акцизов на нефтепродукты 1 151,4 169,6
     доходы  от уплаты акцизов на алкогольную  продукцию 256,6 49,3
    Налог на имущество организаций 956,1 91,0
    Транспортный  налог 178,3 112,1
    Налоги  совокупный доход (УСНО, ЕНВД, ЕСХН) 1 077,5 118,9
    Налог на добычу полезных ископаемых 324,5 126,6
    Госпошлина 280,9 2,9 р
    Неналоговые доходы 1 306,6 128,2
 

     Возобновление роста экономики в республике в 2010 году повлияло на увеличение налоговых доходов консолидированного бюджета республики, рост которых составил 11,1% к 2009 году.

     По основным налоговым доходам бюджета сложилась следующая динамика: поступление налога на прибыль составило 3,5 млрд. рублей с ростом на 11,4%; налога на доходы физических лиц – 8,0 млрд. рублей (107,4%); акцизов – 1,8 млрд. рублей (130,2%); налогов, взимаемых по специальным налоговым режимам – 1,1 млрд. рублей (118,9%); налога на добычу полезных ископаемых – 324,5 млн. рублей (126,6%). 

     Рис 3: Динамика налоговых поступлений

     Основными факторами увеличения налоговых  поступлений в 2010 году стали: рост объемов промышленного производства на 22,9% к уровню 2009 года, улучшение финансового состояния организаций и рост прибыли (в 1,2 раза за 11 месяцев 2010г.), увеличение фонда оплаты труда (на 8,6% за 11 месяцев 2010г.), увеличение оборота организаций малого и среднего бизнеса, рост средней цены на золото в 1,2 раза и увеличение объема добычи полезных ископаемых кроме топливно-энергетических на 2,1%.

     Кроме того, на увеличение налоговых поступлений  повлияло изменение налогового законодательства по акцизам и госпошлине в части увеличения норматива зачисления акцизов по месту производства алкогольной продукции с 20 до 40%, норматива распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты между субъектами РФ и увеличения размера госпошлины.

     Неравномерная уплата налога  структурными подразделениями в течение 2009 года повлияла на динамику поступления налога на прибыль в 2010 году: в 1 квартале темп роста составлял 211,9% , в 1 полугодии - 115,9%, за 9 месяцев - 105,7%.  

    Рис 4: Ежемесячное поступление налога на прибыль 

    В целом по году прирост налога составил 11,4% за счет существенного поступления налога в декабре (463 млн.руб.) при отрицательном значении в декабре 2009г. (минус 42 млн.руб. за счет возврата налога организациям).

    Темп  роста налога на доходы физических лиц в течение года составлял 103 - 104%, в сентябре-ноябре  увеличился до 105% и в целом по году составил 107,4%.

     За  счет выплаты в конце года организациями  декабрьской заработной платы в  полном объеме поступление налога в декабре превысило сумму среднемесячного налога, уплачиваемого в течение 2010 года в 2 раза (в 2009 году это соотношение составляло 1,8 раза).

      Рис 5: ежемесячное поступление ндфл.

По видам  экономической деятельности наибольший рост налоговой базы (фонд оплаты труда) составил в строительстве (39% за 11 месяцев 2010г.) и в организациях обрабатывающего производства (22,1%). В финансовых организациях фонд оплаты труда вырос на 16,5%; добыче полезных ископаемых на 12%; производстве и распределении электроэнергии на 12,1%; связи на 4,5%, транспорте на 3,9%, бюджетном секторе на 2,4%.

     Снижение  налога на имущество организаций  на 9% к 2009 году обусловлено проведением структурной реформы на ОАО «РЖД» и учетом движимого имущества по месту созданных дирекций в г.Иркутск. Снижение налога в целом за год составило 95,0 млн.рублей и было компенсировано организацией за счет увеличения поступления по налогу на прибыль.

    Без учета организаций железнодорожного транспорта поступление налога на имущество  от других организаций выросло на 2,6%.

    Неналоговые доходы поступили в консолидированный бюджет в сумме 1,7 млрд.рублей с ростом в 1,3 раза к прошлому году. Без учета возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов прошлых лет рост неналоговых доходов составил 119,5%  к уровню 2009 года преимущественно за счет доходов от оказания платных услуг (156,7%) и платежей при пользовании природными ресурсами (153,4%).

    По  итогам 2010г. по поступлению налоговых доходов в бюджетную систему всех уровней среди регионов СФО республика сохраняет 9 место. 

     Таблица 3:Основные разделы расходов бюджетов на 2010 г.

     Основные разделы расходов бюджетов на 2009-2010 гг.
     Наименование Расходы на 2009 год Расходы на 2010 год Темп  роста
     ВСЕГО 35184844,7 45 318 080, 8 1,288
     Общегосударственные вопросы 1370283,0 1449836,0 1,058
     Национальная оборона 959,3 1026,5 1,07
     Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1339569,4 1496410,4 1,17
     Национальная экономика 2781734,8 5313584,9 1,91
     Жилищно-коммунальное хозяйство 152806,6 509102,0 3,332
     Охрана окружающей среды 130647,8 73006,2 0,559
     Образование 2224587,5 2368098,7 1,065
     Культура, кинематография и средства массовой информации 1065401,3 1118968,2 1,058
     Здравоохранение, физическая культура и спорт 2931307,2 3010669,6 1,027
     Социальная политика 4456439,8 5775957,7 1,296
          Межбюджетные трансферты 11279582,5 13764606,7 1,22

    В общей структуре расходов республиканского бюджета за 2010 год наибольший удельный вес занимают межбюджетные трансферты - 39,5 %, далее идут расходы на социальную политику - 16,6 %, национальную экономику - 15,2 %, здравоохранение и спорт – 8,6 %, образование – 6,8 %.

    Кассовое  исполнение по межбюджетным трансфертам  составило 99,86 %. В структуре межбюджетных трансфертов наибольший удельный вес  занимают субсидии - 36,8 %, далее идут субвенции -27,9 %, дотации – 21,6 %

    В таблице 4 представлена структура межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета за 2009 год.  

    Таблица 4: Структура

    межбюджетных  трансфертов из республиканского бюджета

    за 2009 год.                                               

                                  

 
 
 
Утверждено,

тыс. рублей

Исполнено,   тыс.рублей  
% исполнения
Удельный вес, %
 Межбюджетные  трансферты, всего 13783476,2 13764606,7 99,9 100,0
 Дотации 2975214,8 2975214,8 100,0 21,6
 Субсидии 5084647,7 5068448,7 99,7 36,8
 Субвенции 3836831,3 3836827,3 100,0 27,9
 Иные  межбюджетные трансферты 126923,5 126855,8 99,9 0,9
 
Межбюджетные  трансферты бюджетам государственных  внебюджетных фондов
1759858,8 1757260,1 99,9 12,8
 ВСЕГО РАСХОДОВ 36 443 496,4 34 881 266,9 95,7 х
Удельный  вес межбюджетных трансфертов в  доходах республиканского бюджета 37,8 39,5 х х

Информация о работе Региональные финансы