Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность региональных финансов и их роли в развитии регионов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность и описать структуру понятия «региональные финансы».
2) Рассмотреть структуру доходов и расходов бюджетов субъектов РФ на примере Республики Бурятия.
Введение……………………………………………………………...….3
Сущность и роль региональных финансов
Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции………………………………...………………………………..……...5
Региональный бюджет…………………………………...........….7
1.3. Теоретический аспект влияния регионального бюджета на социально-экономическое развитие региона………………………..……....11
2. Бюджетная политика Республики Бурятия за 2009-2011 годы
2.1 .Основные приоритеты бюджетной политики……….……..….. ..13
2.2. Оценка бюджетной политики………………………...……….…..15
2.3. Результаты исследования………………………..........…………...21
3. Реформирование региональных финансов и стратегии развития субъектов РФ……………………………………………………………..…....23
Заключение………………………………………………..…..…… .…27
Список используемой литературы………………………….…………28
Приложения……………………………………………………… …...30
Основными
направлениями бюджетной и
- сохранение и развитие доходного потенциала Республики Бурятия;
- государственная поддержка реального сектора экономики Республики Бурятия;
- повышение
эффективности бюджетных
- совершенствование межбюджетных отношений.
Приоритетные направления в области доходов:
Доходная часть бюджета Республики Бурятия на 2011 год формировалась исходя из основных показателей прогноза социально-экономического развития области на 2010 год, основных направлений налоговой и бюджетной политики.
Прогнозирование доходной части бюджета осуществлялась по каждому виду налога или сбора исходя из их фактического поступления в бюджет за предыдущие периоды, уровня ставок налогов и сборов, установленного федеральным, областным законодательством и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления на планируемый год, а также прогнозируемого роста показателей социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 год.
Приоритеты в бюджете на 2011 год несколько изменились за предшествующий период. Это, скорее всего, связано с глобальным кризисом, который затронул все сферы функционирования экономики. И для того, чтобы жизнь населения, во всех ее аспектах, осталась на должном уровне, необходимы некоторые изменения в расходной части бюджета. С учетом этого, приоритетами на 2011 год являются:
недопущение резкого скачка безработицы.
2.2. Оценка бюджетной политики
В соответствии с Законом «О Республиканском бюджете на 2011 год» прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета на 2011 год составил 25 668 229,3 тыс. рублей, расходов в сумме 29 691 461,9 тыс. рублей;
Исполнение консолидированного бюджета Республики Бурятия в 2010 году, тыс. рублей
Доходы | Расходы | Дефицит |
40 255 240 | 45 318 080 | 5062840 |
В 2010 году в консолидированный бюджет республики поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 18,0 млрд. рублей с увеличением к уровню 2009 года на 12,2%. Без учета возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет налоговые и неналоговые доходы составили 18,4 млрд. рублей, или 111,9% к 2009 году.
Таблица 2: поступления налоговых и неналоговых доходов
Вид доходов | 2010 год | |
млрд. руб. | % к 2009г. | |
Налоговые и неналоговые доходы - всего | 18 004,6 | 112,2 |
Налоговые доходы | 16 698,0 | 111,1 |
Налог на доходы физических лиц | 8 037,5 | 107,4 |
Налог на прибыль | 3 482,3 | 111,4 |
Акцизы – всего | 1 813,4 | 130,2 |
акцизы на алкогольную продукцию местных производителей | 405,4 | 208,8 |
доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты | 1 151,4 | 169,6 |
доходы от уплаты акцизов на алкогольную продукцию | 256,6 | 49,3 |
Налог на имущество организаций | 956,1 | 91,0 |
Транспортный налог | 178,3 | 112,1 |
Налоги совокупный доход (УСНО, ЕНВД, ЕСХН) | 1 077,5 | 118,9 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 324,5 | 126,6 |
Госпошлина | 280,9 | 2,9 р |
Неналоговые доходы | 1 306,6 | 128,2 |
Возобновление роста экономики в республике в 2010 году повлияло на увеличение налоговых доходов консолидированного бюджета республики, рост которых составил 11,1% к 2009 году.
По основным налоговым доходам бюджета сложилась следующая динамика: поступление налога на прибыль составило 3,5 млрд. рублей с ростом на 11,4%; налога на доходы физических лиц – 8,0 млрд. рублей (107,4%); акцизов – 1,8 млрд. рублей (130,2%); налогов, взимаемых по специальным налоговым режимам – 1,1 млрд. рублей (118,9%); налога на добычу полезных ископаемых – 324,5 млн. рублей (126,6%).
Рис 3: Динамика налоговых поступлений
Основными факторами увеличения налоговых поступлений в 2010 году стали: рост объемов промышленного производства на 22,9% к уровню 2009 года, улучшение финансового состояния организаций и рост прибыли (в 1,2 раза за 11 месяцев 2010г.), увеличение фонда оплаты труда (на 8,6% за 11 месяцев 2010г.), увеличение оборота организаций малого и среднего бизнеса, рост средней цены на золото в 1,2 раза и увеличение объема добычи полезных ископаемых кроме топливно-энергетических на 2,1%.
Кроме того, на увеличение налоговых поступлений повлияло изменение налогового законодательства по акцизам и госпошлине в части увеличения норматива зачисления акцизов по месту производства алкогольной продукции с 20 до 40%, норматива распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты между субъектами РФ и увеличения размера госпошлины.
Неравномерная уплата налога структурными
подразделениями в течение 2009 года повлияла
на динамику поступления налога
на прибыль в 2010 году: в 1 квартале темп
роста составлял 211,9% , в 1 полугодии - 115,9%,
за 9 месяцев - 105,7%.
Рис
4: Ежемесячное поступление налога на прибыль
В целом по году прирост налога составил 11,4% за счет существенного поступления налога в декабре (463 млн.руб.) при отрицательном значении в декабре 2009г. (минус 42 млн.руб. за счет возврата налога организациям).
Темп роста налога на доходы физических лиц в течение года составлял 103 - 104%, в сентябре-ноябре увеличился до 105% и в целом по году составил 107,4%.
За счет выплаты в конце года организациями декабрьской заработной платы в полном объеме поступление налога в декабре превысило сумму среднемесячного налога, уплачиваемого в течение 2010 года в 2 раза (в 2009 году это соотношение составляло 1,8 раза).
Рис 5: ежемесячное поступление ндфл.
По видам экономической деятельности наибольший рост налоговой базы (фонд оплаты труда) составил в строительстве (39% за 11 месяцев 2010г.) и в организациях обрабатывающего производства (22,1%). В финансовых организациях фонд оплаты труда вырос на 16,5%; добыче полезных ископаемых на 12%; производстве и распределении электроэнергии на 12,1%; связи на 4,5%, транспорте на 3,9%, бюджетном секторе на 2,4%.
Снижение налога на имущество организаций на 9% к 2009 году обусловлено проведением структурной реформы на ОАО «РЖД» и учетом движимого имущества по месту созданных дирекций в г.Иркутск. Снижение налога в целом за год составило 95,0 млн.рублей и было компенсировано организацией за счет увеличения поступления по налогу на прибыль.
Без
учета организаций
Неналоговые доходы поступили в консолидированный бюджет в сумме 1,7 млрд.рублей с ростом в 1,3 раза к прошлому году. Без учета возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов прошлых лет рост неналоговых доходов составил 119,5% к уровню 2009 года преимущественно за счет доходов от оказания платных услуг (156,7%) и платежей при пользовании природными ресурсами (153,4%).
По
итогам 2010г. по поступлению налоговых
доходов в бюджетную систему всех уровней
среди регионов СФО республика сохраняет
9 место.
Таблица 3:Основные разделы расходов бюджетов на 2010 г.
Основные разделы расходов бюджетов на 2009-2010 гг. | |||
Наименование | Расходы на 2009 год | Расходы на 2010 год | Темп роста |
ВСЕГО | 35184844,7 | 45 318 080, 8 | 1,288 |
Общегосударственные вопросы | 1370283,0 | 1449836,0 | 1,058 |
Национальная оборона | 959,3 | 1026,5 | 1,07 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1339569,4 | 1496410,4 | 1,17 |
Национальная экономика | 2781734,8 | 5313584,9 | 1,91 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 152806,6 | 509102,0 | 3,332 |
Охрана окружающей среды | 130647,8 | 73006,2 | 0,559 |
Образование | 2224587,5 | 2368098,7 | 1,065 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 1065401,3 | 1118968,2 | 1,058 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 2931307,2 | 3010669,6 | 1,027 |
Социальная политика | 4456439,8 | 5775957,7 | 1,296 |
Межбюджетные трансферты | 11279582,5 | 13764606,7 | 1,22 |
В общей структуре расходов республиканского бюджета за 2010 год наибольший удельный вес занимают межбюджетные трансферты - 39,5 %, далее идут расходы на социальную политику - 16,6 %, национальную экономику - 15,2 %, здравоохранение и спорт – 8,6 %, образование – 6,8 %.
Кассовое исполнение по межбюджетным трансфертам составило 99,86 %. В структуре межбюджетных трансфертов наибольший удельный вес занимают субсидии - 36,8 %, далее идут субвенции -27,9 %, дотации – 21,6 %
В
таблице 4 представлена структура межбюджетных
трансфертов из республиканского бюджета
за 2009 год.
Таблица 4: Структура
межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета
за
2009 год.
|
Утверждено,
тыс. рублей |
Исполнено, тыс.рублей | % исполнения |
Удельный вес, % |
Межбюджетные трансферты, всего | 13783476,2 | 13764606,7 | 99,9 | 100,0 |
Дотации | 2975214,8 | 2975214,8 | 100,0 | 21,6 |
Субсидии | 5084647,7 | 5068448,7 | 99,7 | 36,8 |
Субвенции | 3836831,3 | 3836827,3 | 100,0 | 27,9 |
Иные межбюджетные трансферты | 126923,5 | 126855,8 | 99,9 | 0,9 |
Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов |
1759858,8 | 1757260,1 | 99,9 | 12,8 |
ВСЕГО РАСХОДОВ | 36 443 496,4 | 34 881 266,9 | 95,7 | х |
Удельный вес межбюджетных трансфертов в доходах республиканского бюджета | 37,8 | 39,5 | х | х |