Региональные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность региональных финансов и их роли в развитии регионов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность и описать структуру понятия «региональные финансы».
2) Рассмотреть структуру доходов и расходов бюджетов субъектов РФ на примере Республики Бурятия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...….3
Сущность и роль региональных финансов
Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции………………………………...………………………………..……...5
Региональный бюджет…………………………………...........….7
1.3. Теоретический аспект влияния регионального бюджета на социально-экономическое развитие региона………………………..……....11
2. Бюджетная политика Республики Бурятия за 2009-2011 годы
2.1 .Основные приоритеты бюджетной политики……….……..….. ..13
2.2. Оценка бюджетной политики………………………...……….…..15
2.3. Результаты исследования………………………..........…………...21

3. Реформирование региональных финансов и стратегии развития субъектов РФ……………………………………………………………..…....23
Заключение………………………………………………..…..…… .…27
Список используемой литературы………………………….…………28
Приложения……………………………………………………… …...30

Файлы: 1 файл

оригинальная.doc

— 435.50 Кб (Скачать)
  • налога на прибыль;
  • налога на доходы физических лиц;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию;
  • акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • акцизов на алкогольную продукцию акцизов на пиво;
  • налога на добычу полезных ископаемых;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • сбора за пользование объектами животного мира;
  • налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
  • единого сельскохозяйственного налога;
  • государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов).

     Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет:

  • доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации;
  • доходов от продажи имущества;
  • доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации;
  • части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд;
  • декларационного платежа;
  • сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции;
  • доходов от передачи в аренду земельных участков;
  • доходов от продажи земельных участков;
  • доходов от продажи объектов недвижимого имущества;
  • платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
  • разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов.

     Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением  органами государственной власти своих  задач и функций. Эти затраты  выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс  использования средств централизованного  фонда денежных средств государства, по различным направлениям. Расходы бюджетов представляют собой сложившийся механизм отношений, способов и приемов, благодаря которым бюджетные средства поступают по своему назначению. Это – именно то свойство бюджетов, с помощью которого реализуются цели всей бюджетной деятельности.

     Формирование  расходов бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством  Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. К наиболее типичным расходам, осуществляемым на региональных уровнях, можно отнести:

    • Бюджетные ассигнования
    • Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)
    • Государственное (муниципальное) задание
    • Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд
    • Предоставление средств из бюджетов при выполнении условий
    • Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения
    • Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг
    • Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями
    • Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности
    • Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями
    • Резервные фонды исполнительных органов государственной власти (местных администраций)
    • Резервный фонд Президента Российской Федерации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Теоретический аспект влияния регионального бюджета на социально-экономическое развитие региона

     Очевидно, что региональный бюджет оказывает  первостепенное влияние на социально-экономическое  развитие региона, так как именно на государственные органы возлагается задача по проведению региональной политики в области развития всех сфер жизнедеятельности населения.

     Роль  регионального бюджета заключается  в государственной поддержке  развития экономики региона, финансовом обеспечении социальной сферы, деятельности управленческих, правоохранительных органов, корректирующем воздействии на воспроизводственный процесс и формирование параметров муниципальных бюджетов за счет аккумуляции собственных доходов, поступающих из федерального бюджета в порядке межбюджетного регулирования. Социально-экономическая сущность регионального бюджета как инструмента государственного воздействия на экономику территорий определяется в виде совокупности финансово-экономических отношений, формирующихся в бюджетном процессе для создания необходимой финансовой базы, обеспечивающей максимальное ее влияние на подъем экономики региона и благосостояние его населения.4

     В связи с тем, что государственная  политика направлена на поддержку и  развитие всех социальных и экономических сфер, региональный бюджет охватывает все направления влияния на социально-экономическое развитие региона (табл. 1):

     Финансовые  ресурсы регионального бюджета      Влияние на направления социально-экономического развития региона
     Налоговые доходы      Экономическое развитие

     Инвестиционное  развитие

     Население, демография

     Неналоговые доходы      Занятость

     Уровень жизни населения

     Здоровье

     Безвозмездные поступления      Образование

     Базовые услуги

     Безопасность  жизни

     Все вышеуказанные направления влияния социально-экономическое развитие региона проявляются в региональной политике, проводимой за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации.

     В современном мире социальная сфера  является приоритетом для деятельности национальных правительств и международных организаций. В России основная нагрузка в решении социальных проблем лежит на органах государственного управления субъектов РФ и органах местного самоуправления. Именно они должны разрабатывать и реализовывать мероприятия, обеспечивающие поддержание стандартов уровня жизни и выполнение социальных обязательств на всей территории страны с учетом территориальных особенностей.

     В качестве основных целей региональной политики в РФ провозглашаются:

  • обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ;
  • создание единого экономического пространства;
  • обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан;
  • выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
  • приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
  • максимальное использование природно-климатических особенностей регионов
  • становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.5

                 В соответствии с указанными целями важнейшие задачи региональной политики декларируются как укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства; содействие развитию и углублению экономической реформы; сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения; достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях; развитие межрегиональных инфраструктурных систем, стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики субъектов РФ; оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическим и миграционным проблемам; разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования; совершенствование экономического районировании страны.

     Территориальное развитие заключается не только в  экономическом росте регионов, но и в улучшении параметров уровня жизни населения.

Глава 2. Бюджетная политика Республики Бурятия за 2010-2012 годы

     2.1 .Основные приоритеты  бюджетной политики

     Для обеспечения интенсивного развития республики, как в части развития промышленного потенциала, так и в повышении благосостояния населения, улучшения качества жизни, увеличения размера валового регионального продукта на душу населения и дальнейшего развития социальной сферы, правительством республики была разработана Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года. В ней установлены следующие цели:

  1. Достижение высокого уровня качества и стандартов жизни населения Республики Бурятия на основе создания динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной региональной экономики, обеспечивающей занятость и высокий уровень доходов населения;
  2. Создание условий для развития реального сектора экономики и увеличения доходной части бюджета;
  3. Сокращение разрыва между Республикой Бурятией и лидирующими по уровню социально-экономического развития регионами России.

     Одними из основных задач, поставленных Республикой Бурятией для достижения выше перечисленных целей, являются:

    1. для достижения цели по повышению уровня качества и стандартов жизни населения:
  • обеспечение роста реальных денежных доходов населения, погашение задолженности по выплате заработной платы, снижение уровня бедности;
  • повышение уровня занятости населения, создание новых рабочих мест, снижение напряженности на рынке труда;
  • повышение уровня медицинского обслуживания населения, развитие материально-технической базы здравоохранения;
  • повышение уровня комфорта и безопасности жизнедеятельности за счет обеспечения устойчивости и надежности работы жилищно-коммунального хозяйства, повышения качества жилищно-коммунальных услуг;
  • и другие задачи;
    1. для достижения цели по созданию динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной региональной экономики:
  • развитие конкурентных рынков товаров, услуг, капиталов, ресурсов; повышение экономической эффективности деятельности собственников и распространение лучшей практики управления, в том числе в государственном секторе;
  • повышение инвестиционной привлекательности области и создание благоприятного инвестиционного климата за счет максимального использования внутренних источников инвестиций, в т.ч. роста доходов и накоплений предприятий реального сектора, привлечения сбережений населения, а также за счет притока прямых отечественных и иностранных инвестиций, интенсификации работы с инвесторами;
  • реализация инновационного потенциала за счет создания инфраструктуры поддержки инновационного процесса, содействие внедрению (трансферту) современных инновационных технологий в реальном секторе и отраслях социальной сферы;
  • развитие ипотечного кредитования и внедрение механизмов удешевления стоимости строительства, обеспечение жильем категорий граждан, нуждающихся в социальной защите;
  • создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства;
  • и другие задачи.

Информация о работе Региональные финансы