- налога на
прибыль;
- налога на
доходы физических лиц;
- акцизов на
спирт этиловый из пищевого сырья;
- акцизов на
спиртосодержащую продукцию;
- акцизов на
автомобильный бензин, прямогонный бензин,
дизельное топливо, моторные масла для
дизельных и карбюраторных (инжекторных)
двигателей;
- акцизов на
алкогольную продукцию акцизов на пиво;
- налога на
добычу полезных ископаемых;
- сбора за
пользование объектами водных биологических
ресурсов
- сбора за
пользование объектами животного мира;
- налога, взимаемого
в связи с применением упрощенной системы
налогообложения;
- единого сельскохозяйственного
налога;
- государственной
пошлины (подлежащей зачислению по месту
государственной регистрации, совершения
юридически значимых действий или выдачи
документов).
Неналоговые
доходы бюджетов субъектов Российской
Федерации формируются за счет:
- доходов от
использования имущества, находящегося
в государственной собственности субъектов
Российской Федерации;
- доходов от
продажи имущества;
- доходов от
платных услуг, оказываемых бюджетными
учреждениями субъектов Российской Федерации;
- части прибыли
унитарных предприятий, созданных субъектами
Российской Федерации, остающейся после
уплаты налогов и иных обязательных платежей
в бюджет;
- платы за
негативное воздействие на окружающую
среду;
- платы за
использование лесов в части, превышающей
минимальный размер арендной платы и минимальный
размер платы по договору купли-продажи
лесных насаждений, а также платы по договору
купли-продажи лесных насаждений для собственных
нужд;
- декларационного
платежа;
- сборов за
выдачу лицензий на розничную продажу
алкогольной продукции;
- доходов от
передачи в аренду земельных участков;
- доходов от
продажи земельных участков;
- доходов от
продажи объектов недвижимого имущества;
- платы за
пользование водными объектами, находящимися
в собственности субъектов Российской
Федерации;
- разовых платежей
за пользование недрами при наступлении
определенных событий, оговоренных в лицензии
(бонусы), по участкам недр, содержащих
месторождения природных алмазов.
Расходы
бюджета представляют собой затраты,
возникающие в связи с выполнением
органами государственной власти своих
задач и функций. Эти затраты
выражают экономические отношения,
на основе которых происходит процесс
использования средств централизованного
фонда денежных средств государства, по
различным направлениям. Расходы бюджетов
представляют собой сложившийся механизм
отношений, способов и приемов, благодаря
которым бюджетные средства поступают
по своему назначению. Это – именно то
свойство бюджетов, с помощью которого
реализуются цели всей бюджетной деятельности.
Формирование
расходов бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации осуществляется
в соответствии с расходными обязательствами,
обусловленными установленным законодательством
Российской Федерации разграничением
полномочий федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, исполнение
которых согласно законодательству Российской
Федерации, международным и иным договорам
и соглашениям должно происходить в очередном
финансовом году (очередном финансовом
году и плановом периоде) за счет средств
соответствующих бюджетов. К наиболее
типичным расходам, осуществляемым на
региональных уровнях, можно отнести:
- Бюджетные
ассигнования
- Бюджетные
ассигнования на оказание государственных
(муниципальных) услуг (выполнение работ)
- Государственное
(муниципальное) задание
- Размещение
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных
или муниципальных нужд
- Предоставление
средств из бюджетов при выполнении условий
- Бюджетные
ассигнования на социальное обеспечение
населения
- Предоставление
субсидий юридическим лицам (за исключением
субсидий государственным (муниципальным)
учреждениям), индивидуальным предпринимателям,
физическим лицам - производителям товаров,
работ, услуг
- Предоставление
субсидий некоммерческим организациям,
не являющимся бюджетными учреждениями
- Бюджетные
инвестиции в объекты государственной
и муниципальной собственности
- Предоставление
бюджетных инвестиций юридическим лицам,
не являющимся государственными и муниципальными
учреждениями и государственными или
муниципальными унитарными предприятиями
- Резервные
фонды исполнительных органов государственной
власти (местных администраций)
- Резервный
фонд Президента Российской Федерации
1.3.
Теоретический аспект
влияния регионального
бюджета на социально-экономическое
развитие региона
Очевидно,
что региональный бюджет оказывает
первостепенное влияние на социально-экономическое
развитие региона, так как именно на государственные
органы возлагается задача по проведению
региональной политики в области развития
всех сфер жизнедеятельности населения.
Роль
регионального бюджета заключается
в государственной поддержке
развития экономики региона, финансовом
обеспечении социальной сферы, деятельности
управленческих, правоохранительных органов,
корректирующем воздействии на воспроизводственный
процесс и формирование параметров муниципальных
бюджетов за счет аккумуляции собственных
доходов, поступающих из федерального
бюджета в порядке межбюджетного регулирования.
Социально-экономическая сущность регионального
бюджета как инструмента государственного
воздействия на экономику территорий
определяется в виде совокупности финансово-экономических
отношений, формирующихся в бюджетном
процессе для создания необходимой финансовой
базы, обеспечивающей максимальное ее
влияние на подъем экономики региона и
благосостояние его населения.4
В
связи с тем, что государственная
политика направлена на поддержку и
развитие всех социальных и экономических
сфер, региональный бюджет охватывает
все направления влияния на социально-экономическое
развитие региона (табл. 1):
Финансовые
ресурсы регионального бюджета |
Влияние
на направления социально-экономического
развития региона |
Налоговые
доходы |
Экономическое
развитие
Инвестиционное
развитие
Население,
демография |
Неналоговые
доходы |
Занятость
Уровень
жизни населения
Здоровье |
Безвозмездные
поступления |
Образование
Базовые
услуги
Безопасность
жизни |
Все
вышеуказанные направления влияния
социально-экономическое развитие региона
проявляются в региональной политике,
проводимой за счет средств бюджетов субъекта
Российской Федерации.
В
современном мире социальная сфера
является приоритетом для деятельности
национальных правительств и международных
организаций. В России основная нагрузка
в решении социальных проблем лежит на
органах государственного управления
субъектов РФ и органах местного самоуправления.
Именно они должны разрабатывать и реализовывать
мероприятия, обеспечивающие поддержание
стандартов уровня жизни и выполнение
социальных обязательств на всей территории
страны с учетом территориальных особенностей.
В
качестве основных целей региональной
политики в РФ провозглашаются:
- обеспечение
экономических, социальных, правовых и
организационных основ федерализма в
РФ;
- создание
единого экономического пространства;
- обеспечение
единых минимальных социальных стандартов
и равной социальной защиты, гарантирование
социальных прав граждан;
- выравнивание
условий социально-экономического развития
регионов;
- приоритетное
развитие регионов, имеющих особо важное
стратегическое значение;
- максимальное
использование природно-климатических
особенностей регионов
- становление
и обеспечение гарантий местного самоуправления.5
В соответствии с указанными целями
важнейшие задачи региональной политики
декларируются как укрепление экономических
основ территориальной целостности и
стабильности государства; содействие
развитию и углублению экономической
реформы; сокращение чрезмерно глубоких
различий в уровне социально-экономического
развития регионов, поэтапное создание
условий для укрепления в них собственной
экономической базы повышения благосостояния
населения, рационализация систем расселения;
достижение экономически и социально
оправданного уровня комплексности и
рационализации структуры хозяйства регионов,
повышение ее жизнеспособности в рыночных
условиях; развитие межрегиональных инфраструктурных
систем, стимулирование развития районов
и городов, располагающих крупным научно-техническим
потенциалом и могущих стать «локомотивами»
и «точками роста» экономики субъектов
РФ; оказание государственной поддержки
районам экологического бедствия, регионам
с высоким уровнем безработицы, демографическим
и миграционным проблемам; разработка
и реализация научно обоснованной политики
в отношении регионов со сложными условиями
хозяйствования; совершенствование экономического
районировании страны.
Территориальное
развитие заключается не только в
экономическом росте регионов, но
и в улучшении параметров уровня
жизни населения.
Глава
2. Бюджетная политика
Республики Бурятия
за 2010-2012 годы
2.1
.Основные приоритеты
бюджетной политики
Для
обеспечения интенсивного развития республики,
как в части развития промышленного потенциала,
так и в повышении благосостояния населения,
улучшения качества жизни, увеличения
размера валового регионального продукта
на душу населения и дальнейшего развития
социальной сферы, правительством республики
была разработана Стратегия социально-экономического
развития Республики Бурятия до 2025 года.
В ней установлены следующие цели:
- Достижение
высокого уровня качества и стандартов
жизни населения Республики Бурятия на
основе создания динамично развивающейся,
сбалансированной и конкурентоспособной
региональной экономики, обеспечивающей
занятость и высокий уровень доходов населения;
- Создание
условий для развития реального сектора
экономики и увеличения доходной части
бюджета;
- Сокращение
разрыва между Республикой Бурятией и
лидирующими по уровню социально-экономического
развития регионами России.
Одними
из основных задач, поставленных Республикой
Бурятией для достижения выше перечисленных
целей, являются:
- для достижения
цели по повышению уровня качества и стандартов
жизни населения:
- обеспечение
роста реальных денежных доходов населения,
погашение задолженности по выплате заработной
платы, снижение уровня бедности;
- повышение
уровня занятости населения, создание
новых рабочих мест, снижение напряженности
на рынке труда;
- повышение
уровня медицинского обслуживания населения,
развитие материально-технической базы
здравоохранения;
- повышение
уровня комфорта и безопасности жизнедеятельности
за счет обеспечения устойчивости и надежности
работы жилищно-коммунального хозяйства,
повышения качества жилищно-коммунальных
услуг;
- и другие
задачи;
- для достижения
цели по созданию динамично развивающейся,
сбалансированной и конкурентоспособной
региональной экономики:
- развитие
конкурентных рынков товаров, услуг, капиталов,
ресурсов; повышение экономической эффективности
деятельности собственников и распространение
лучшей практики управления, в том числе
в государственном секторе;
- повышение
инвестиционной привлекательности области
и создание благоприятного инвестиционного
климата за счет максимального использования
внутренних источников инвестиций, в т.ч.
роста доходов и накоплений предприятий
реального сектора, привлечения сбережений
населения, а также за счет притока прямых
отечественных и иностранных инвестиций,
интенсификации работы с инвесторами;
- реализация
инновационного потенциала за счет создания
инфраструктуры поддержки инновационного
процесса, содействие внедрению (трансферту)
современных инновационных технологий
в реальном секторе и отраслях социальной
сферы;
- развитие
ипотечного кредитования и внедрение
механизмов удешевления стоимости строительства,
обеспечение жильем категорий граждан,
нуждающихся в социальной защите;
- создание
благоприятных условий для развития малого
предпринимательства;
- и другие
задачи.