Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:40, курсовая работа
Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца[1].
В нашей стране до начала 90-х годов пенсионное обеспечение осуществлялось за счет средств Фонда государственного социального страхования. Однако его средств хронически не хватало, и тогда приходилось прибегать к средствам госбюджета. Из-за дефицитности бюджета вопросы развития пенсионной системы всегда решались по остаточному принципу.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Особенности пенсионного обеспечения…………………………………….5
1.1. Сущность пенсионной реформы…………………………………………..7
1.2. Пенсионный фонд России…………………………………………………14
1.3. Негосударственные пенсионные фонды………………………………….17
2. Проблемы реализации пенсионной реформы………………………………20
2.1 Дискуссионные вопросы пенсионной реформы………………………….31
2.2.Результаты проводимой пенсионной реформы и дальнейшие пути развития…………………………………………………………………………40
Заключение…………………………………………………………...…………44
Список литературы……………………………………………………………..46
Приложение…………………
Дмитрий Медведев: «Любая пенсионная система должна быть стабильной. Но это совсем не означает, что мы должны жить по пенсионным законам пятидесятилетней давности: мир развивается, мы развиваемся. У нас эта стабильность на ближайшие годы обеспечена. Денег для выплат пенсий достаточно. Но если смотреть в перспективу, нужно думать и о том, выдержит ли экономика такие затраты. Многие считают, что решение проблемы состоит в повышении пенсионного возраста. В пользу этого решения приводятся многочисленные расчеты. Но решение о том, каков будет возраст выхода на пенсию, принимает не министр финансов. Такие решения, как повышение пенсионного возраста, должны приниматься только на политическом, а не на ведомственном уровне. Это первое.
Второе.
Мы в ближайшие годы не планируем
повышать возраст выхода на пенсию.
Но не потому, что у нас для
этого нет объективных
Третье. В основе принятия таких решений, повторю еще раз, должны лежать не только финансовые соображения. Конечно, дефицит бюджета пенсионной системы - это очень серьезная проблема. Но не приговор. Наша основная задача заключается в том, чтобы создать для людей зрелого возраста возможность не только получать пенсию, но и активно трудиться. И самое сложное в решении этой задачи - это понять, когда люди уже готовы выйти на пенсию, а когда они еще могут и хотели бы продолжить свою трудовую карьеру. У нас действительно один из самых ранних уровней возраста выхода на пенсию. И этот факт заставляет задуматься о социальных процессах, проходящих в нашей стране.
Но есть и еще один момент, о котором нельзя забывать. К сожалению, у нас довольно ранняя смертность. В обществе, где живут 90 лет, выход на пенсию в 70 лет смотрится нормально. В таком обществе люди уверены, что при высоком уровне развития медицины и внимательном отношении к своему здоровью после выхода на пенсию у них есть еще много лет, чтобы отдохнуть, поездить по миру, позаниматься внуками.
У нас
пока с этим все очень непросто.
И поэтому мы не можем просто копировать
западные пенсионные системы - стандарты
жизни у нас другие. И средняя
продолжительность жизни
Премьер-министр РФ Владимир Путин надеется, что проведение пенсионной реформы избавит власти от необходимости повышать пенсионный возраст.
"Надеюсь,
это (реформа) избавит нас от
необходимости повышать
Несмотря на заверения первых лиц страны о том, что пенсионный возраст в ближайшее время повышаться не будет, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что считает целесообразным отправлять мужчин на пенсию в возрасте не младше 62 лет, а женщин - в 60.
В то же
время, в минздравсоцразвития
Способов уменьшить дефицит Пенсионного фонда два: либо увеличить его доходы, либо уменьшить расходы. Когда минфин говорит об увеличении пенсионного возраста, он ориентируется на второй путь, поскольку увеличь возраст - и число пенсионеров уменьшится.
Эксперты
минздравсоцразвития
Главное,
минздравсоцразвития сделало
При этом наибольший резонанс вызвали предложения по накопительной части пенсионной системы. В минздравсоцразвития подчеркивают, что накопительная система вводилась сознательно и бюджетная поддержка ПФ планировалась заранее. Тем не менее в нынешнем виде накопление малоэффективно - если его и сохранять, то надо серьезно модернизировать.
Тем не менее около 9 миллионов "продвинутых" граждан свой выбор сделали - отдав накопления в управление негосударственным пенсионным фондам, возражают сторонники сохранения накопительной системы. Вице-президент Национальной ассоциации НПФ (НАПФ) Юрий Люблин настаивает, что за 6 лет становления накопительного элемента негосударственные фонды показали суммарную доходность 94 процента, в то время как государственная УК - лишь 31 процент (инфляция за это же время составила 67 процентов).
Впрочем, не стоит забывать, что абсолютное большинство участников негосударственных фондов - это работники крупных компаний, а НПФ, которые их обслуживают, - это корпоративные фонды, созданные этими компаниями. Так что "свободный выбор" людей тут весьма относителен - выбирал, скорее, работодатель. Но проблема, безусловно, есть - НПФ уже накопили более триллиона рублей, и если конфигурация накопления будет меняться, надо решать, что делать с этими деньгами.
Четыре предложенные мин здравсоцразвития варианта модернизации накопительной системы (например, возможное уменьшение тарифной ставки, изменение обязательного формата на добровольное участие, исключение из накопления некоторых категорий работников) Юрий Люблин назвал "неприемлемыми".
"Если
предложения
Дискуссия на тему повышения пенсионного возраста в России носит провокационный характер, ее инициаторам следует помнить о недавних массовых протестах во Франции, считает лидер Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков. Об этом он сказал вчера на международном семинаре-совещании по вопросам молодежной политики организации.
"Я
считаю, что это чисто провокационная
дискуссия, которая
Дискуссии вокруг повышения пенсионного возраста в России ведутся не первый год. И хотя президент страны Дмитрий Медведев заявил 11 ноября, что пенсионный возраст в ближайшее время повышаться не будет, споры вокруг этого вопроса не утихают. Как показывают опросы населения, россияне, против такого поворота. Так, по данным исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 58 процентов жителей страны возражают против уравнивания пенсионного возраста мужчин и женщин (в 1998 году такую точку зрения разделяли 67 процентов). В основном такое мнение характерно для жителей крупных городов (68 процентов жителей мегаполисов), специалистов с высшим образованием, работающих в производственной сфере (40 процентов опрошенных этой группы).
Кстати, мужчины несколько чаще женщин выступают за уравнивание пенсионного возраста (34 процента против 30 процентов).
При этом социологи отмечают, что за 12 лет возросло число тех, кто предлагает уравнять пенсионный возраст для мужчин и женщин (23 процента в 1998 году против 32 процентов в 2010 году). За такой вариант выступают главным образом селяне (38 процентов жителей сельской местности), военнослужащие (71 процент респондентов), а также россияне моложе 35 лет (37 процентов).
Интересно, что мнение жителей Северо-Кавказского федерального округа по этому вопросу сильно отличается от взглядов других россиян. В то время как большинство опрошенных во всех остальных округах поддер живает сохранение нынешней модели, на Кавказе доминирует позиция уравнивания пенсионного возраста (52 процента респондентов - "за").
Причинами
возможного повышения пенсионного
возраста 19 процентов россиян считают
желание властей сократить
Пенсионный возраст не повысят до 2020 года. Об этом журналистам заявил спикер Государственной думы, председатель Высшего совета партии "Единая Россия" Борис Грызлов.
Он отметил, что этот вопрос не должен подниматься до 2020 года, заявив, что "мы здесь с Минфином явно расходимся в оценке ситуации и того, что надо делать".
Спикер отметил, что целый ряд законодательных изменений привел к тому, что отчисления юридических лиц в пенсионный фонд существенно выросли и сегодня Пенсионный фонд обладает серьезными финансовыми ресурсами, которые можно и должно расходовать рационально и эффективно.[34]
2.2.Результаты проводимой пенсионной реформы и дальнейшие пути развития
Нынешняя пенсионная система не достигла тех целей, которые были поставлены:
Две главные проблемы - дефицит бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного заработка – не могут быть полностью урегулированы внутри пенсионной системы без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и демографической ситуации в стране. Поэтому государственное регулирование макроэкономических и демографических факторов и финансовая поддержка федеральным бюджетом пенсионной системы на весь переходный период должны оставаться главным и обязательным условием успешной реализации пенсионной реформы.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.06.2010 г. «О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах» предусмотрено[35]:
«Серьезные долгосрочные проблемы стоят перед пенсионной системой. Согласно демографическим прогнозам в ближайшие 20 лет нас ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.
Необходимо разработать ясную программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой (по крайней мере в пределах величины, на которую начисляются социальные взносы) и в то же время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы».
Соответствие результатов пенсионной реформы ее целям[36]
Цели | Результаты |
Снижение
зависимости пенсионной системы
от
демографических факторов |
Абсолютно большая
часть системы строится на принципе
солидарности поколений.
Базовая и страховая часть пенсионной системы по-прежнему сохраняют прямую высокую зависимость от демографических факторов |
Усиление страхового принципа | Реформа в принципе
создала страховые механизмы
в пенсионной системе. Однако после
2005 г. доля страхового элемента в общей пенсии имеет тенденцию к сокращению, в то время как базовой – к росту, что означает смещение от страхового принципа к системе социального обеспечения и снижению дифференциации размера пенсий в зависимости от трудового вклада |
Формирование
внутри пенсионной системы
накопительного элемента |
Накопительный
элемент адресован ограниченной
по численности группе населения
и
реализация данной цели по существу отложена до 2022 г. |
Формирование профессиональных пенсионных систем | Задача не получила своей реализации. |
Обеспечение
достойного уровня пенсий в реальном
выражении |
В настоящее время система обеспечивает размер средней пенсии на уровне 110% от ПМП. В среднесрочной перспективе это соотношение не удастся поднять выше 1,5 ПМП. |
Снижение налогового бремени на работодателя | Данная цель
реализована. Вместе с тем на работодателя
будут возложены новые
большие объемы ответственности в случае развития профессиональных пенсионных систем, необходимость в которых резко возрастает. |
. Всеобщий
охват населения пенсионной |
Реально сегодня
система исключает (или откладывает
вступление) большие группы
(молодежь)
из участия в системе |
Легализация
трудовых доходов и стимулирование
сокращения неформального сектора на рынке труда |
Введение новой
пенсионной системы вместе со снижением
подоходного налога не
сократили,
а реструктурировали часть доходов по-прежнему носят теневой и неформальный характер. |
Устранение
государственного монополизма в
пенсионной сфере, создание конкуренции, допуск на пенсионный рынок частного сектора |
Сохранена высокая
степень монополизма ПФ, который
продолжает оставаться
единственным экономическим субъектом при выполнении целого ряда функций |
Обеспечение финансовой устойчивости | Система сохраняет
высокие риски дефицитности при
различных экономических и
политических сценариях. Среднесрочный прогноз показывает высокую вероятность хронического дефицита ПФ. |
Обеспечение
независимости пенсионной системы от
влияния политических факторов |
В 2005 г. система
продемонстрировала высокую степень
зависимости от текущей
экономической и политической конъюнктуры |