Проблемы реализации пенсионной реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца[1].
В нашей стране до начала 90-х годов пенсионное обеспечение осуществлялось за счет средств Фонда государственного социального страхования. Однако его средств хронически не хватало, и тогда приходилось прибегать к средствам госбюджета. Из-за дефицитности бюджета вопросы развития пенсионной системы всегда решались по остаточному принципу.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Особенности пенсионного обеспечения…………………………………….5
1.1. Сущность пенсионной реформы…………………………………………..7
1.2. Пенсионный фонд России…………………………………………………14
1.3. Негосударственные пенсионные фонды………………………………….17
2. Проблемы реализации пенсионной реформы………………………………20
2.1 Дискуссионные вопросы пенсионной реформы………………………….31
2.2.Результаты проводимой пенсионной реформы и дальнейшие пути развития…………………………………………………………………………40
Заключение…………………………………………………………...…………44
Список литературы……………………………………………………………..46
Приложение…………………

Файлы: 1 файл

проблема реализации пенсионной реформы.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

     Страховая часть пенсии – зависит от суммы уплаченных страховых взносов каждого конкретного человека, отражаемых в его индивидуальном счете, и от возраста работника. Ставка для мужчин 1952 г.р. и старше и женщины 1956 г.р. и старше – 14%. Для 1953-1966 гг.р. и женщин 1957-1966 гг.р – 12% с 2002 по 2004 гг., 14% - с 2005г. Для мужчин и женщин моложе 1966 г.р. – 11% с 2002 по 2004 гг., 10%- с 2004 по 2007 гг., 8% - с 2008г.[9]

     Размер  страховой части пенсии исчисляется  по простой формуле:

     СЧ = ПК / Т, где ПК – пенсионный капитал, Т – ожидаемый период выплаты трудовой пенсии (период дожития). Исчисление страховой части у застрахованных лиц можно разделить на две категории:

       Ø Имеющие стаж до 01.01.2002 года (пенсионный капитал складывается из трудового стажа и страховых взносов, перечисляемых работодателям.

     Ø застрахованных лиц, которые не имели  трудового стажа до 01.01.2002 года - пенсионный капитал складывается из страховых  взносов, перечисленных работодателем  на его лицевой счет в ПФР.

     Для исчисления ПК до 01.01.2002 года сначала  определяется расчетный размер (РП) пенсии по формуле:

     РП = СК х ЗР/ ЗП х СЗП, где:

     СК  – стажевый коэффициент, который  для застрахованных лиц составляет 0,55 за требуемый 25 лет работы для  мужчин и 20 лет работы для женщин и плюс по 0,01 за каждый сверхтребуемый стаж, но не более чем на 0,20.

     ЗР  – среднемесячный заработок застрахованного  лица или за 2000-2001 год по сведениям  индивидуального персонифицированного учета или за 60 месяцев подряд за работу до 01.01.2002 года (по желанию обратившегося за пенсией).

     ЗП  – среднемесячный заработок в  Российской Федерации за тот же период, за который берется заработок  заявителя. Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации, согласно п. 2 ст. 30 Закона от 17.12.2001 г. составляет 1671 руб., которая и применяется при определении расчетного размера трудовой пенсии. Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране учитывается в размере не свыше 1,2.

      Ожидаемый период выплаты пенсии в 2002 году был установлен в размере 12 лет (144 месяца). После этого он ежегодно увеличивается (например, в 2010 году он составляет 16 лет или 192 месяца) до 2013 года. В 2013 году ожидаемый период выплаты достигнет 19 лет (228 месяцев) и больше увеличиваться не будет. Страховые взносы в Пенсионный фонд России в рамках действующей системы пенсионного обеспечения стали уплачиваться с 2002 года. Приобретенные до этого времени пенсионные права конвертируются (преобразуются) в расчетный пенсионный капитал по формуле, учитывающей заработок гражданина и его трудовой стаж. В настоящее время практически у всех, кому назначается трудовая пенсия по старости, страховая часть состоит не только из уплаченных взносов, но и из преобразованных пенсионных прав, приобретенных до 2002 года. Назначенная страховая часть пенсии периодически индексируется с коэффициентами, утверждаемыми Постановлениями Правительства России.  

        Накопительная часть пенсии - зависит от накопленной суммы застрахованного лица, учтенной в специальной части его индивидуального лицевого счета и ожидаемого периода выплат пенсии. Ставка для мужчин 1952 г.р. и старше и женщин 1956 г.р. и старше – 0%. Для мужчин 1953-1966 гг.р. и женщин 1957-1966 гг.р – 2% с 2002 по 2004гг., с 2005г. - 0%. Для мужчин и женщин моложе 1966 г.р. – 3% с 2002 по 2004, с 2004 по 2007 – 4%, 6% - с 2008 г.[9]

      Уплаченные  взносы должны отражаться на индивидуальных (персонифицированных) лицевых счетах каждого гражданина, на которых распространяется действие пенсионной реформы. Ежегодно ПФР рассылает уведомления о состоянии счетов застрахованных лиц.

     Если  на размер базовой и страховой  части будущие пенсионеры повлиять никак не могут, то накопительная  часть пенсии зависит от эффективности  управления выбранной будущим пенсионером  управляющей компании или же НПФ.

     Граждане  вправе формировать накопительную  часть своей будущей пенсии:

     1) через Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), выбрав:

- управляющую компанию, отобранную по результатам конкурса (УК). У таких управляющих компаний более широкий перечень активов, в которые могут быть размещены Ваши пенсионные накопления, чем у государственной управляющей компании;

- государственную управляющую компанию (ГУК) - Внешэкономбанк. ГУК инвестирует средства пенсионных накоплений только в государственные ценные бумаги, что является менее доходным, но и менее рискованным видом управления пенсионными накоплениями.

      2)через  негосударственные пенсионные фонды  (НПФ), одним из видов деятельности  которых является пенсионное  обеспечение застрахованных лиц, принявших решение формировать накопительную часть трудовой пенсии через соответствующий фонд, а также инвестирование средств пенсионных накоплений, предназначенных для выплаты пенсий.[7]

      С 2010 года Единый Социальный налог отменен  и осуществлен возврат к системе страховых взносов. Максимальный размер заработной платы, влияющий на размер пенсии, установлен на уровне 415 тысяч рублей в год.

Работодатель  платит = 26 % (единый социальный налог/страховой  взнос) от размера заработной платы  сотрудника, из них на медицинское и социальное страхование — 6 %, а в пенсионный фонд — 20 %, которые в свою очередь разбиваются на три части: 6 % — базовая, 10 % — страховая и 4 % — накопительная часть. С 2008 года накопительная часть составляет 6 %, а страховая часть — 8 % от заработной платы.

Индивидуальный  предприниматель платит фиксированную  ставку ежемесячно. Организации, пользующиеся упрощённой системой налогообложения, не платят ЕСН, а платят только 10 % как  страховой взнос и 4 % как накопительный.

1 октября  2008 года Председателем Правительства России В. В. Путиным был озвучен следующий этап развития пенсионной реформы.[10]

С 2011 года декларируется переход на совершенно новую систему пенсионного обеспечения, предусматривающую замену ЕСН страховыми платежами, которые будут составлять 34 % для зарплаты до 415 000 руб. в год. При превышении этой суммы зарплаты страховые платежи будут равны 0 %.

Из общей  суммы страховых платежей 26 % будут  напрямую зачисляться в Пенсионный фонд, минуя федеральный бюджет, что рассматривается правительством как повышение независимости пенсионной системы. Индивидуальный предприниматель платит фиксированную ставку ежемесячно. Организации, пользующиеся упрощённой системой налогообложения, не платят ЕСН, а платят только 10 % как страховой взнос и 4 % как накопительный.

Новый этап реформы, как считают в правительстве, позволит гражданину накопившему 30 лет  нового страхового стажа рассчитывать на коэффициент замещения зарплаты пенсией не менее 40 %, то есть, того уровня, который установлен в рекомендациях МОТ.[11]

Новые страховые взносы, в отличие от старой системы, будут возмездными  платежами, которые своими суммами  формируют пенсионные права граждан.

В новой  системе ликвидируется разделение на базовую и страховую части, пенсия будет состоять только из двух частей — накопительной и страховой.

С 2010 года пенсия для всех категорий граждан  должна превышать прожиточный минимум  пенсионера, для чего будет утверждён  минимальный размер пенсии.

Не позднее 2015—2020 года предполагается довести  средний размер трудовой пенсии по старости до так называемого «советского» уровня — в размере не менее 2,5 минимальных пенсий. Экономисты называют этот показатель минимальным воспроизводственным потребительским бюджетом пенсионера.

С 1 января 2009 года действует новая система добровольных взносов гражданина в накопительную часть собственной пенсии.[7]

Минимальный размер взноса в рамках программы  софинансирования должен составить 2 000 рублей в год. Государство удвоит эти деньги, доплатив сумму, равную годовой сумме взноса, но не более 12 000 рублей в год. Для лиц пенсионного возраста государство увеличивает сумму в 3 раза, но не более 36000 рублей в год. Программа рассчитана на 10 лет. Государственная поддержка пенсионных накоплений будет предоставлена гражданам, подавшим заявление до 1 октября 2013 года.[7]

 

1.2. Пенсионный фонд  России

     ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об  организации Пенсионного фонда  РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд.[7]

     Пенсионный  фонд осуществляет следующие основные функции[12]:

     - получение от плательщиков страховых  взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;

     - организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

     - индивидуальный учет поступающих  в Пенсионный фонд РФ от  работающих граждан обязательных  страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;

     - межгосударственное и международное  сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного  фонда.

     Пенсионный  фонд РФ подотчетен Федеральному Собранию. Денежные средства Пенсионного фонда РФ находятся в государственной собственности и не входят в состав федерального и территориальных бюджетов.

     Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением фонда и его исполнительной дирекцией. Состав правления Фонда  утверждается Государственной Думой.

     Средства  ПФ формируются за счет следующих источников[13]:

     1) страховых взносов работодателей,  граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров адвокатов (85-90% всех доходов ПФ);

     2) ассигнований из бюджета на  выплату пенсий военнослужащим, социальных пенсий, пособий и компенсаций (5-6%);

     3) добровольных взносов физических  и юридических лиц (1-2%);

     4) доходов от капитализации средств  ПФ и других поступлений (2-3%);

     5) средств, возмещаемых ПФ Государственным  фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначение досрочных пенсий безработным (1%);

     6) пеней, штрафов, финансовых санкций,  а также банковских начислений  по остаткам средств на счетах  региональных ПФ (1%).

     Бюджет  ПФ формируется в основном за счет страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:

     -работодатели - предприятия, учреждения, организации;

     -крестьянские хозяйства;

     -родовые  семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

     -индивидуальные предприниматели;

     -нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, частные детективы.

     За  счет средств ПФ осуществляются:

     1) выплата трудовых пенсий, в том  числе гражданам, выезжающим за пределы России;

     2) выплата социальных пенсий и  пособий (1,5% расходов ПФ). Социальные пенсии - это пенсии людям, не имеющим заработка (например, инвалиды с детства), трудовой книжки: пенсии при потере кормильца. Пособия на детей военнослужащих срочной службы; пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; пособия на детей одиноким матерям; пособия на детей, инфицированных ВИЧ; а также компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС, и др.;

     3) выплата пенсий военнослужащим и других государственных пенсий (МВД, ФСБ), которые финансируются из госбюджета (5% расходов ПФ);

     4) содержание аппарата ПФ (0,7%);

     5) расходы по доставке пенсий (3,6%),

     6) выплата пособий на погребение (0,5%).

     ПФ  финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров и детей.

     На  каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.

     Каждому застрахованному лицу выдается страховое  свидетельство.

     Работодатели  представляют в органы Пенсионного  фонда РФ сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица, которые включаются в лицевой счет застрахованного лица.

 

      1.3. Негосударственные  пенсионные фонды

      Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - некоммерческая организация социального обеспечения. Работа негосударственного пенсионного  фонда очень похожа на работу Пенсионного  фонда РФ (ПФР). Негосударственный пенсионный фонд также как Пенсионный фонд России аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Появление первых негосударственных пенсионных фондов связано с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических реформ и имел силу закона. 

Информация о работе Проблемы реализации пенсионной реформы