Проблемы реализации пенсионной реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца[1].
В нашей стране до начала 90-х годов пенсионное обеспечение осуществлялось за счет средств Фонда государственного социального страхования. Однако его средств хронически не хватало, и тогда приходилось прибегать к средствам госбюджета. Из-за дефицитности бюджета вопросы развития пенсионной системы всегда решались по остаточному принципу.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Особенности пенсионного обеспечения…………………………………….5
1.1. Сущность пенсионной реформы…………………………………………..7
1.2. Пенсионный фонд России…………………………………………………14
1.3. Негосударственные пенсионные фонды………………………………….17
2. Проблемы реализации пенсионной реформы………………………………20
2.1 Дискуссионные вопросы пенсионной реформы………………………….31
2.2.Результаты проводимой пенсионной реформы и дальнейшие пути развития…………………………………………………………………………40
Заключение…………………………………………………………...…………44
Список литературы……………………………………………………………..46
Приложение…………………

Файлы: 1 файл

проблема реализации пенсионной реформы.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

Цели  создания негосударственных пенсионных фондов:

  • повышение качества обслуживания застрахованных лиц и пенсионеров;
  • повышение эффективности пенсионной системы.

                                                                                              Численность НПФ [14]

                                                                                                                    Таблица 2

 

                                                                                                              Рисунок 2. 
 

    В отличие от управляющей компании негосударственный пенсионный фонд сам ведет счета застрахованных лиц. А в случае с управляющей  компанией, учет средств ведет Пенсионный фонд России

 Негосударственный пенсионный фонд может сам следить за работой управляющих компаний, выбирать те из них, которые более эффективно работают, передавать средства пенсионных накоплений одного человека в разные управляющие компании и тем самым диверсифицировать риски.

Исключительными видами деятельности НПФ являются[15]:

  • деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);
  • деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[16] и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС);
  • деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (в настоящий момент не осуществляется по причине отсутствия соответствующего законодательства).
 

Таким образом, негосударственный пенсионный фонд представляет собой особый вид некоммерческих организаций и имеет специально созданную для осуществления своей деятельности организационно-правовую форму. 
2. Проблемы реализации пенсионной реформы

     В настоящее время государственная  пенсионная система РФ переживает кризис, который находит отражение в минимальном размере пенсии по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного населения и по отношению к высоким страховым тарифам.

Средняя пенсия по своему размеру составляет всего 108% от прожиточного минимума пенсионера. Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что почти у 90% пенсионеров размеры пенсий недостаточны для покупки одежды и обуви, у 60% - не хватает пенсии для приобретения необходимых лекарств. Низкие уровни доходов пенсионеров крайне отрицательно воздействуют на их психологическое состояние, являются причиной серьезных стрессов, социальных апатий, психологических срывов

     Необходимо  понимать, что пенсионное обеспечение  является ядром всей системы социальной защиты населения, затрагивающим интересы практически каждого гражданина. От того, насколько прозрачны будут схемы пенсионных отчислений, понятен порядок исчисления пенсий, зависит общий настрой общества на проведение или отторжение реформ. Вместе с тем неразбериха в обязательном пенсионном страховании только нарастает.

     Проблема  низкого коэффициента замещения

Среди целей пенсионной реформы — повышение  коэффициента замещения, то есть отношение  пенсии к той заработной плате, которую  работник получал до выхода на пенсию. Накануне дефолта он достигал почти 40%, затем последовало его резкое снижение — почти на 10 проц. пунктов, далее — легкое повышение, но с 2002 г., т.е. с начала реформы, его динамика, описав дугу, вернулась к уровню кризисного 1999 г. (диаграмма 1.) [17]

                                                                                                            
 

Диаграмма 1.

Диаграмма 2.

                                                                                                 2011 год.

Как видно  из диаграммы 2, коэффициент замещения все еще нинзок по сравнению с мировыми стандартами.

Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на совместной коллегии, отметил, что коэффициент замещения (соотношение  пенсии к среднему заработку) в пенсионной системе повысился до 36% с 25%.

"Это  так, но не совсем так. Да, мы повысили с вами в прошлом  году пенсии, провели валоризацию,  общий объем роста - примерно 45%, но коэффициент замещения не  только потому, что пенсии повысили, а потому, что средняя заработная плата упала в период кризиса. Она снизилась, а пенсии чуть-чуть повысились", - прокомментировал слова Кудрина премьер-министр В.В.Путин.[18] Таким образом, эксперты предсказывают падения коэффициента замещения. Основными способами повышения коэффициента замещения являются повышение доходной части пенсионной системы и/или снижение ее расходной части. Повышение доходной части за счет увеличения пенсионных взносов в России проблематично, поскольку взносы/налоги только что были снижены и раздаются призывы снижать их и далее. Что касается возможности повышения доходной части за счет увеличения доли накопительной пенсии, то в ближайшие годы это также маловероятно, поскольку в транзитный период внедрения накопительного элемента происходит падение доходов пенсионной системы из-за необходимости выплаты текущих пенсий. [19] 

Проблема  соотношения средней  пенсии с прожиточным  минимумом

Если  же обратиться к соотношению средней  пенсии с прожиточным минимумом  пенсионера (ПМП), то ситуация выглядит еще менее оптимистично (рис 3). В 2000 г. соотношение средней пенсии с ПМП после глубокого падения в 1999 г., когда средний размер пенсии снизился до критической черты и составлял всего 70% от ПМП, началось восстановление этого соотношения. В 2002 г. средний размер пенсии удалось сравнять с ПМП. Рост соотношения продолжается вплоть до 2004 г. В то же время следует обратить внимание, что даже спустя 6 лет после драматических событий 1998 г. это соотношение так и не вернулось к докризисному уровню

                                                                                              

                                                                                              Рисунок 3

Тем не менее, положительная динамика пенсионных выплат населению в последние  годы не позволяет считать, что реформа может обеспечить российским пенсионерам достойный уровень жизни. Реальное материальное положение пенсионеров зависит не только от размера пенсии, но и от целого ряда других факторов — наличия других источников доходов, в первую очередь, работы, социальных пособий и льгот, структуры домохозяйства, в состав которых они входят, доходов других членов домохозяйства. [17] 

Проблема  распределения страховых пенсионных платежей

В новом  варианте предполагается следующая  схема распределения пенсионных платежей:

6 % из  общей суммы в 26 % пойдут на  накопительные персонифицированные  лицевые счета

20 % —  на страховую часть пенсии 

из этих 20 % только 10 % будут учитываться персонифицированно

оставшиеся 10 % пойдут на так называемый «солидарный компонент финансовой системы пенсионного обеспечения», который, по словам статс-секретаря-замминистра здравоохранения и социального развития РФ Юрия Воронина[20] обеспечивает текущую выплату пенсий нынешним пенсионерам, а также другие солидарные расходы, которые находятся вне системы накопления пенсионных прав, например, досрочные пенсии, пенсии по инвалидности. Из солидарного компонента также будут финансироваться расходы на выплату старой базовой части пенсии, которая, как уже отмечалось, станет составным элементом страховой части пенсии, но будет устанавливаться по единым для всех застрахованных нормам, не зависящим от объема индивидуального учитываемых пенсионных прав.

Итого, только 16 % из пенсионного тарифа в 26 % будут задавать объем будущих  пенсионных прав.

Данная  система, сильно отличается в сторону  ущемления пенсионных прав застрахованных лиц по сравнению, например, с пенсионной системой Швеции, где все 18,5 % процентов  пенсионных взносов, отчисляемых работающим человеком, формируют объём его  пенсионных прав.

Более того, с 2010 г. от пенсионных взносов освобождены даже зарплаты всех высокооплачиваемых работников. При годовом доходе выше 415 тысяч рублей страховые платежи не взимаются. Если человек получает зарплату больше 34580 руб. в месяц, то пенсионные отчисления свыше этой суммы не идут, что привело к недовольствам и среди граждан с данным уровнем дохода, и среди малооплачиваемых работников, ведь они оплачивают не только свою будущую пенсию (накопительную часть). Но получается, что только они должны оплачивать пенсии нынешним пенсионерам. «Богатые» освобождены и от этих отчислений в Пенсионный фонд. [21] Руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер считает установленный порог преждевременным. "Власти поторопились, установив предел в 415 тысяч рублей, после которого с работника предприятие может ничего не выплачивать в Пенсионный фонд. Эти люди останутся в старости без высокой пенсии".[38] 

Проблема  «среднего поколения»

Накопительная часть трудовой пенсии в рамках системы обязательного пенсионного страхования (назовем ее «обязательная» накопительная часть трудовой пенсии) формируется не у всех, а только у застрахованных лиц, относящихся к так называемому «молодому поколению» (1967 г.р. и моложе). Начиная с 2002 года, на специальную часть их индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде поступают страховые на ее финансирование. На протяжении 2002-2004 гг. накопительная часть пенсии формировалась также у «среднего поколения» (мужчин 1953-1966 г.р. и женщин 1957-1966 г.р.), т.е. у них в специальной части счета есть накопления за указанные годы и, исходя из которых и будет считаться размер накопительной части их трудовой пенсии. В 2012 году достигают официального пенсионного возраста люди, участвующие в накопительной системе. По словам замминистра соцразвития Воронина, уже сейчас право на выплату накоплений получили около 500 000 граждан, в основном досрочники и инвалиды. Никто из них за выплатами не обращался, поскольку суммы маленькие, цитируют замминистра информагентства: в пересчете на ежемесячные выплаты — около 40 руб.

Предполагалось, что люди, имеющие небольшие накопления, получат их единовременно. Но проект Минздравсоцразвития такой опции  не содержит. Это означает, что пока расчет накопительной пенсии и для  ПФР, и для НПФ будет таким же, как и для страховой части пенсии: объем накоплений делится на расчетный срок выплат (около 19 лет). Средняя сумма накоплений «двухпроцентников» ( Для мужчин 1953-1966 гг.р. и женщин 1957-1966 гг.р) — порядка 8000 руб., это примерно по 35 руб. в месяц.

Проще выплатить им всю сумму сразу, говорил ранее глава ПФР Антон  Дроздов. Это и проще, и справедливо  по отношению к людям: в среднем  объем их накоплений не больше одной  среднемесячной пенсии, говорит представитель  ПФР Маргарита Нагога. Такая опция содержалась в первом проекте Минздравсоцразвития, рассказал Воронин, но была исключена: «Такой подход не был поддержан Минэкономразвития и Минфином, несмотря на то, что такой вариант выплаты изначально рассматривался в качестве временного решения. Тем более что с учетом сумм накопительной части трудовых пенсий, полагающихся к выплате, иные решения и не носили бы для граждан оптимального характера».

    Законопроект, касающийся вопросов финансирования выплат и направленный Минздравсоцразвития в правительство в апреле, на рассмотрение в Минэкономразвития не поступал и оно свою позицию по данному законопроекту не высказывало, сообщил сотрудник министерства. В 2010 г. Минздравсоцразвития представляло подобный законопроект, но он предусматривал установление только единовременных выплат, что Минэкономразвития сочло неправильным, вспомнил он. Минфин тоже возражал против того, чтобы опция единовременной выплаты сохранялась и далее для всех участников накопительной системы, не только «двухпроцентников», пояснил чиновник ведомства. В законопроекте самого Минэкономразвития предусматриваются как единовременные выплаты (для тех, у кого доля накопительной части менее 5% суммы ежемесячной пенсии), так и срочные (от семи лет) либо бессрочные. В свою очередь, предложения Минэкономразвития предусмотреть варианты срочных выплат накоплений не нравятся Минздраву: пенсия должна выплачиваться только пожизненно, указывает Воронин. Проект Минэкономразвития о выплате пенсионных накоплений чиновники не могут согласовать два года.

Информация о работе Проблемы реализации пенсионной реформы