Проблемы реализации пенсионной реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца[1].
В нашей стране до начала 90-х годов пенсионное обеспечение осуществлялось за счет средств Фонда государственного социального страхования. Однако его средств хронически не хватало, и тогда приходилось прибегать к средствам госбюджета. Из-за дефицитности бюджета вопросы развития пенсионной системы всегда решались по остаточному принципу.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Особенности пенсионного обеспечения…………………………………….5
1.1. Сущность пенсионной реформы…………………………………………..7
1.2. Пенсионный фонд России…………………………………………………14
1.3. Негосударственные пенсионные фонды………………………………….17
2. Проблемы реализации пенсионной реформы………………………………20
2.1 Дискуссионные вопросы пенсионной реформы………………………….31
2.2.Результаты проводимой пенсионной реформы и дальнейшие пути развития…………………………………………………………………………40
Заключение…………………………………………………………...…………44
Список литературы……………………………………………………………..46
Приложение…………………

Файлы: 1 файл

проблема реализации пенсионной реформы.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО  «Удмуртский государственный университет»

Институт  экономики и управления

Кафедра финансов и учета 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

на тему: «Проблемы реализации пенсионной реформы» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ижевск, 2011

 

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Особенности пенсионного обеспечения…………………………………….5

1.1. Сущность пенсионной реформы…………………………………………..7

1.2. Пенсионный фонд России…………………………………………………14

1.3. Негосударственные  пенсионные фонды………………………………….17

2. Проблемы  реализации пенсионной реформы………………………………20

2.1 Дискуссионные вопросы пенсионной реформы………………………….31

2.2.Результаты  проводимой пенсионной реформы  и дальнейшие пути развития…………………………………………………………………………40

Заключение…………………………………………………………...…………44

Список  литературы……………………………………………………………..46

Приложение……………………………………………………………………..48

 

  Введение

     Пенсия  – это гарантированная ежемесячная  денежная выплата для обеспечения  граждан по достижении ими определенного  законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца[1].

     В нашей стране до начала 90-х годов  пенсионное обеспечение осуществлялось за счет средств Фонда государственного социального страхования. Однако его средств хронически не хватало, и тогда приходилось прибегать к средствам госбюджета. Из-за дефицитности бюджета вопросы развития пенсионной системы всегда решались по остаточному принципу.

     В условиях усиливающегося финансового  кризиса для пенсионного обеспечения объективно необходимо было формирование Пенсионного фонда РФ. Он образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

     С 1 января 1991 года средства, предназначенные  для выплаты пенсий и некоторых  государственных пособий, по решению  высших законодательных органов  Российской Федерации были выведены из федерального бюджета. Работа по сбору, учету и целевому распределению средств была возложена на Пенсионный фонд[1]

     Пенсионный  фонд Российской Федерации является крупнейшим среди внебюджетных социальных фондов. На его долю приходится около ¾ средств этих фондов. В настоящее время в России бюджет Пенсионного фонда занимает второе место по величине после федерального бюджета.

     Уровень и качество пенсионного обеспечения - важная составляющая экономического и социального положения населения  страны. В России сложившаяся пенсионная система затрагивает интересы свыше 38 миллионов пенсионеров[2]

     Система пенсионного обеспечения большинства  стран мира предполагает самостоятельное накопление гражданами основной доли своей пенсии. Роль государства заключается в том, чтобы законодательно определить условия, обеспечивающие возможность накопления гражданами будущей пенсии, способной обеспечить сохранение привычного уровня жизни после прекращения трудовой деятельности. Начиная трудовую деятельность, люди там уже знают, что их будущее материальное благополучие находится в их собственных руках, а чтобы его обеспечить, надо заранее накапливать деньга на свою пенсию.

     Пенсионеры  этих стран могут вести активный образ жизни, позволяя себе не только хорошо питаться и одеваться, но и путешествовать по миру, благодаря заботе о себе еще в период трудовой деятельности.

     В России понимание необходимости  самостоятельной и заблаговременной заботы о своем материальном благополучии на пенсии только начинает формироваться благодаря начавшейся реформе пенсионной системы.

      Социальное  обеспечение  населения  Российской  Федерации  является одной из наиболее  актуальных проблем на данный момент в  нашей  стране.  На первом месте  среди  проблем  социальной  сферы  стоит  проблема  пенсий.  К сожалению, система  законодательных  актов  по  пенсионному  обеспечению  не совершенна, пенсии выплачиваются не вовремя  и  не  соответствуют  реальному прожиточному уровню в стране.

      Пенсионное  обеспечение является сферой жизненно важных интересов всего населения  страны, одной из самых важных социальных государственных  гарантий стабильного развития общества, т.к. непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения и косвенно – всего трудоспособного.  Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития. Состояние системы пенсионного обеспечения в РФ в период перехода к рыночным отношениям стало одной из острейших социально-экономических проблем страны.

 

1. Особенности пенсионного  обеспечения

     Пенсионная  система России — это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система России в современном виде введена с 1 января 2002 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, негосударственной пенсии.

     Согласно  закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

     1)федеральные  государственные служащие;

     2)военнослужащие;

     3)участники  Великой Отечественной войны;

     4)граждане, пострадавшие в результате радиационных  или техногенных катастроф.

     Назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия. Финансирование этих пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Федеральным государственным служащим назначается пенсия при наличии стажа не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка плюс 3% месячного заработка за каждый год стажа сверх 15 лет. Общая сумма пенсии не может превышать 75% среднего заработка.

     Негосударственная пенсия — денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Пенсионный договор — соглашение между негосударственным пенсионным фондом и вкладчиком негосударственного пенсионного фонда (НПФ), в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в НПФ, а НПФ обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.[3]

     Закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает права  граждан и порядок назначения трудовых пенсий на общих основаниях.

     В законе определены виды трудовых пенсий[4]:

     1) по старости;

     2) по инвалидности;

     3) по случаю потери кормильца.

                                                                                 Таблица 1.

       

     Трудовая  пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоят из следующих частей:

     1) базовой;

     2) страховой;

     3) накопительной.

     Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие  возраста 60 лет, и женщины, достигшие  возраста 55 лет.

     Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

 

     1.1. Сущность пенсионной реформы

     Действующая сейчас пенсионная реформа началась с принятия в 2001 году нового пенсионного  законодательства [5] и вступления его  в силу с 1 января 2002 года.

     Реформа российской пенсионной системы заключается  в переходе от распределительной  системы пенсионного обеспечения, когда пенсию назначало и выплачивало  государство, к распределительно-накопительной  или условно-накопительной, когда  государство перекладывает часть функций по назначению и выплате пенсий в частные руки.

     Цели  реформы:

  • увеличение уровня пенсионного обеспечения граждан
  • обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости ПФР
  • поддержание постоянного уровня замещения пенсией заработка
  • коренное изменение взаимоотношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством
  • создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке
  • повышение ответственности работников за обеспечение своей старости, работодателя - за уплату страховых взносов за каждого работника
  • установление гарантий материального обеспечения по обязательному пенсионному страхованию
  • обеспечение достаточно высокой доходности по инвестициям накопительной части пенсии

     Причины проведения реформы:

  • демографическая ситуация в России

     Демографическая ситуация, в которой оказалась  Россия, говорит о том, что не за горами тот момент, когда на каждого  работающего гражданина будет приходиться по одному пенсионеру. Распределительная пенсионная система, существовавшая до 2002 года, в таких условиях просто не состоятельна

  • экономическая ситуация в России

     В советской распределительной пенсионной системе была уравниловка при назначении пенсий, неполный учет стажа и заработка – все то, что недопустимо для пенсионной системы страны с рыночной экономикой.

     Суть  пенсионной реформы заключается  в переходе на страховые принципы: и право на трудовую пенсию, и  ее размер теперь напрямую зависят от уплаты страховых взносов в ПФР за каждого конкретного человека. Эти взносы являются составной частью единого социального налога (ЕСН). Его ставка составляла 26% (из них 20% направляется в качестве взносов в ПФР )

     Одним из важнейших компонентов новой пенсионной системы стал накопительный компонент трудовых пенсий. Надо сказать, что мужчины 1952 г.р. и старше и женщины 1956 г.р. и старше, согласно законодательству, вообще не участвуют в формировании накопительной части пенсии («период накопления для этих категорий мал и не позволяет сформировать необходимую сумму накоплений» [4]). У мужчин 1953-1966 гг.р. и женщин 1957-1966 гг.р. сформировалась за 2002-2004 гг. маленькая накопительная часть. С 1 января 2005 г отчисления на накопительную часть для них не делаются.

     С января 2002 года трудовая пенсия состоит  из 3 частей: базовой, страховой и  накопительной (рис.1) :

            Рис.1.Схема формирования трудовой  пенсии (с 1.01.2005) 

      Базовая часть пенсии - является фиксированной и одинаковой для всех.[6] Она устанавливается решением Правительства РФ, не зависит от стажа и размера зарплаты. В настоящее время базовая часть пенсии составляет 1035,09 рублей. Иногда базовая часть неофициально рассматривается как третья часть пенсии. Инвестирование пенсионных накоплений возможно через Управляющие компании, отобранные по конкурсу[7] , и Негосударственные пенсионные фонды, зарегистрированные в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию[8].

Информация о работе Проблемы реализации пенсионной реформы