Проблемы реализации пенсионной реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца[1].
В нашей стране до начала 90-х годов пенсионное обеспечение осуществлялось за счет средств Фонда государственного социального страхования. Однако его средств хронически не хватало, и тогда приходилось прибегать к средствам госбюджета. Из-за дефицитности бюджета вопросы развития пенсионной системы всегда решались по остаточному принципу.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Особенности пенсионного обеспечения…………………………………….5
1.1. Сущность пенсионной реформы…………………………………………..7
1.2. Пенсионный фонд России…………………………………………………14
1.3. Негосударственные пенсионные фонды………………………………….17
2. Проблемы реализации пенсионной реформы………………………………20
2.1 Дискуссионные вопросы пенсионной реформы………………………….31
2.2.Результаты проводимой пенсионной реформы и дальнейшие пути развития…………………………………………………………………………40
Заключение…………………………………………………………...…………44
Список литературы……………………………………………………………..46
Приложение…………………

Файлы: 1 файл

проблема реализации пенсионной реформы.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

Пенсионные  накопления не могут выплачиваться  по тем же правилам, что и страховая  часть пенсии, убежден глава НАПФ Константин Угрюмов, называя позицию  Минздравсоцразвития формализмом: «Как 100 руб. [накоплений] выплачивать  по закону о трудовых пенсиях? По полкопейки в месяц?» Такой формализм дискредитирует всю пенсионную систему страны и ее накопительную составляющую, считает Угрюмов.[22] 

Проблема  выбора

     К НПФ существует недоверие многих граждан, поскольку эти фонды еще не зарекомендовали себя как надежные, добросовестные и выгодные населению финансовые посредники. Многие потенциальные клиенты спрашивают: какие они могут получить гарантии, вкладывая свои деньги в пенсионный фонд? Убедительный ответ на этот вопрос важен для пенсионных фондов уже сегодня, но он станет критически важным завтра, когда пенсионные фонды, расширяясь, перенесут центр тяжести своей работы по росту клиентуры с предприятий на индивидуальных клиентов.[23]

Система НПФ так и не смогла завоевать  доверия россиян. Помимо крайне низкой доли граждан, доверивших пенсионные накопления НПФ, опрос выявил и другие негативные тенденции на пенсионном рынке. Так, 35% экономически активных граждан признались, что не понимают, зачем им нужно переводить пенсионные отчисления из государственного ПФР в негосударственные фонды. 41% выразили полное недоверие НПФ и частным управляющим компаниям (УК), назвав их ненадежными и даже воровскими организациями.

При этом 35% респондентов признали, что они  недостаточно информированы, не понимают, зачем нужны НПФ, и не видят  смысла в их деятельности. Даже среди  тех 13%, которые доверили пенсионные накопления НПФ, немало сомневающихся в правильности сделанного выбора. По данным департамента доверительного управления банка, ВЭБ управляет практически 84% средств накопительной части пенсий, что составляет около 330 млрд. руб., в то время как почти на 200 зарегистрированных НПФ в прошлом году приходилось максимум 49 млрд. руб.

При этом и НПФ, и ВЭБ оказались крайне неэффективными управленцами. Им не удалось  обеспечить доходность управления пенсионными  накоплениями выше инфляции. Фактически сохраняемые в пенсионной системе накопления постоянно обесценивались. [24] 
 
 

Дефицит бюджета ПФР

По данным, приведенным А.Кудриным, дефицит  Пенсионного фонда в 2013 году превысит 1 трлн 100 млрд рублей. "Дефицит Пенсионного  фонда, покрываемый из бюджета, в 2011 году составит 890 млрд рублей, несмотря на то, что будут повышены страховые взносы, дефицит в 2012 году составит 980 млрд рублей и в 2013 году - 1 трлн 109 млрд рублей" [25]. В то же время, согласно Федеральному закону «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов суммарные доходы ПФР в 2011 году прогнозируются в сумме 5,14 трлн. рублей, что составляет 10,2% прогнозируемого объема ВВП страны (в 2010 году – 9,87%). Суммарные расходы оцениваются в сумме 4,82 трлн. (в 2010 году – 4,41 трлн. рублей). Превышение доходов над расходами бюджета составит 315 млрд. рублей. Данные средства будут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии будущих пенсионеров. 

Из Федерального бюджета в бюджет ПФР в 2011 г. поступит 2,3 трлн. рублей. Данные средства будут направлены на:

-  исполнение  обязанностей государства по  выплате пенсий, пособий и других  социальных выплат – 1396,2 млрд. рублей;

- компенсацию  выпадающих доходов бюджета Фонда  в связи с установлением пониженных тарифов уплаты страховых взносов для отдельных категорий страхователей (сельскохозяйственные товаропроизводители, организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, организации, использующие труд инвалидов, организации средств массовой информации, хозяйственные общества, созданные бюджетными научными и образовательными учреждениями, организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий и др.) – 69,55 млрд. рублей.

А также  на покрытие дефицита бюджета ПФР – 875,93 млрд. рублей (в 2010 году 1166,3 млрд. рублей);

Верстая пенсионный бюджет на три года вперед, специалисты исходили из того, что  с 2012 года благодаря увеличению ставки страхового взноса собственные доходы Пенсионного фонда заметно возрастут. Планируется, что в 2012 году они составят 5,65 триллиона рублей, а в 2013-м - 6,25 триллиона.

"Мы  продолжим работу над снижением  дефицита Пенсионного фонда, - сообщил  его глава Антон Дроздов. - Если  в 2010 году он составлял 1 триллион  300 миллионов рублей, то уже в следующем с учетом повышения совокупного тарифа страховых взносов до 34 процентов дефицит снизится в 1,5 раза. По нашим актуарным расчетам, этот показатель будет уменьшаться и в дальнейшем".[26]

Пенсионная  реформа "стоит" примерно 2 процента ВВП — это огромные деньги. На то, чтобы обеспечить пенсии пожилым гражданам, федеральный и региональные бюджеты по-прежнему будут расходовать около 2,5 триллиона рублей. 

Реформа единого социального  налога

Вызвала неоднозначную реакцию среди экономистов. Эксперты говорят о том, что государство берет на себя огромную нагрузку по обеспечению достойной пенсии нынешних пенсионеров, и при этом практически никак не стимулирует активно работающих людей к накоплению.

Новый закон существенно увеличит налоговую нагрузку на работодателей. Особенно сильно изменения ударят по малому бизнесу, применяющему упрощенную систему налогообложения. Для них размер отчислений с фонда оплаты труда увеличится более чем в 2 раза. Если сейчас отчисляется 14%, то с 2011 года будет перечисляться до 34%. Новый закон не делает различий для предприятий, применяющих специальные режимы налогообложения, и других налогоплательщиков. 

Помимо  налоговой возрастет и административная нагрузка. Существенно увеличится объем  отчетности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которую они будут сдавать сразу в три госоргана: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд и ИФНС. Соответственно увеличится и число проверок.[37] 
 

 

2.1. Дискуссии по поводу пенсионной реформы в России 

За последние 10 лет число работающих пенсионеров  в России увеличилось на 13 процентов. Такая цифра прозвучала на научно-практической конференции "Общество, государство  и медицина для пожилых и инвалидов.

Если  раньше трудилась треть российских пенсионеров, то теперь - 40 процентов. По данным РАМН, 90 процентов россиян после выхода на пенсию работают еще три года. 60 процентов - еще 6 лет. Таким образом, пенсионный возраст для большей части населения страны наступает в 58-61 и в 63-66 лет для мужчин и женщин соответственно.[27]

Выступая  в июне на Петербургском экономическом  форуме, министр финансов РФ Алексей  Кудрин назвал повышение пенсионного  возраста неизбежной мерой в условиях растущего дефицита Пенсионного  фонда России. Он предложил поднять  возраст на пять лет в течение 5–10 лет. Однако представители многих ведомств тогда осудили Кудрина в подрыве авторитета партии власти и открестились от его инициатив. При этом сам ПФР не раз настаивал на своем категорическом неодобрении предложенной меры. В пресс-службе ПФР постоянно сообщали, что планы увеличения пенсионного возраста россиян фондом даже не рассматриваются, что все актуарные расчеты и бюджетное проектирование по развитию пенсионной системы ведутся исходя из действующего общеустановленного пенсионного возраста. Также представители фонда настаивали на том, что увеличение пенсионного возраста даст двойственный эффект: эта мера позволит сэкономить бюджетные средства лишь в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной такая мера приведет к еще большему увеличению нагрузки на работодателей и на бюджет. И, казалось бы, жирную точку в бурных обсуждениях пенсионной реформы поставил в последний день августа Путин. В ходе встречи с рабочими «Норникеля» премьер отметил, что так называемый возраст дожития в России пока еще остается низким и многие мужчины уходят из жизни, так и не дожив до пенсии. «Я считаю, что у нас нет такой необходимости сейчас даже ставить в повестку дня вопрос о повышении пенсионного возраста», – заявил Путин. По его словам, бюджет ПФР сейчас является дефицитным, но пока есть возможность покрывать этот дефицит из федерального бюджета. [28] 

Однако  почти все эксперты говорят, что  запрет на обсуждение спорной пенсионной реформы является ошибкой. Видимо, к  такому же мнению пришли недавно и  в Пенсионном фонде. Глава ПФР Антон Дроздов поведал, что, оказывается, несмотря на запрет премьера, фонд во взаимодействии с другими ведомствами ведет необходимые расчеты, и, «после того как все весомые аргументы будут высказаны, тогда и возможно будет определить оптимальные точки для повышения пенсионного возраста». Ведь, считает Дроздов, Россия будет вынуждена пойти на увеличение возраста выхода на пенсию, вопрос же о сроках может быть решен при достижении консенсуса в обществе. Как сообщил Дроздов, социологические опросы показывают, что «пока большинство населения против увеличения в стране возраста выхода на пенсию». И Дроздов тут же добавил, что, однако, «мы пойдем на это, как идут все страны. Вопрос, когда и каким образом делать это, просчитывается сейчас».

Сторонники  подъема пенсионного возраста считают, что среди населения необходимо проводить разъяснительную работу, ведь альтернатива повышению – это  нищенская пенсия. «Конечно, повышение  пенсионного возраста не панацея  от всех болезней пенсионной системы. Это один из инструментов, который может помочь этой системе выжить, – поясняет директор Независимого актуарного информационно-аналитического центра Валерий Баскаков. – Необходим комплекс мер, включающий решение проблемы досрочных пенсий, но в среднесрочной перспективе без повышения пенсионного возраста не обойтись. Данную проблему надо обсуждать и приучать население к мысли, что повышение пенсионного возраста неизбежно». Поэтому решение премьера убрать из повестки дня вопрос повышения пенсионного возраста эксперт назвал деструктивным. Баскаков уверен, что отложенное на 5–10 лет повышение пенсионного возраста «в год на полгода» в течение десяти лет пройдет даже без особых социальных конфликтов. Ведь в таком случае граждан предпенсионного возраста реформа не коснется, а молодежь, как правило, вообще не задумывается о пенсии. Такая мера, по его мнению, проблему сбалансированности пенсионного бюджета не решит, но поможет пенсионной системе выжить. Из-за сложившейся в стране неблагоприятной демографической ситуации российский рынок труда столкнется в будущем с дефицитом рабочей силы. Покрыть его можно будет лишь двумя способами – с помощью миграции и увеличения трудоспособного периода. «Вне всякого сомнения повышение пенсионного возраста вызовет серьезные социальные последствия, но тем не менее эта мера неизбежна», – резюмирует гендиректор компании «ФинЭкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. [29] 

Противники  же считают, что если проблема не будет  активно обсуждаться, если не будут  открыто проговариваться альтернативы, то все это кончится принятием в России самой нежелательной меры из всех возможных – россиян заставят работать еще дольше, а пребывать на пенсии еще меньше. При этом вызывает множество вопросов справедливость уже существующей в России пенсионной системы. Экономическая экспертная группа (ЭЭГ) опубликовала отчет, согласно которому за каждый год трудового стажа россиянин получает немногим более трех месяцев пенсионного обеспечения, тогда как в других странах за год стажа работник получает почти пять пенсионных месяцев. Причем сама пенсия, если смотреть ее в отношении к зарплате, в России ниже по сравнению с пенсиями европейских стран. «Для повышения пенсионного возраста нет никаких оснований – ни демографических, ни экономических, ни социальных. Существуют другие варианты, кроме повышения. Поэтому обсуждать вопрос надо, ведь все прошлые реформы провалились и дефицит ПФР в дальнейшем будет расти», – говорит депутат Госдумы Оксана Дмитриева.

 Как  сообщают специалисты, далеко  не все работники платят сегодня пенсионные взносы либо их взносы являются мизерными. Чаще всего это происходит из-за уклонения работодателя от выплаты налогов, из-за массовости серой системы оплаты труда. Кроме того, многими частными предприятиями широко практикуется досрочный выход сотрудников на пенсию, который тоже подрывает устойчивость пенсионной системы. Оплаченный государством, а значит, и всеми налогоплательщиками досрочный выход на пенсию с вредных предприятий – это фактически подарок их частным владельцам, которые не несут никакой финансовой ответственности за досрочников. В итоге, как сообщил замгендиректора Института труда и социального страхования Валентин Роик, даже повышение возраста на 10 лет – до 70 – не решит всех проблем пенсионной системы, ведь примерно 25% граждан вообще не платят пенсионных взносов, еще 30% платят весьма символические взносы. И, видимо, чем решать все эти системные проблемы, куда легче просто повысить пенсионный возраст. Существует более весомая альтернатива повышению пенсионного возраста, говорит Роик. «Повысить собираемость страховых платежей с помощью большего охвата пенсионным страхованием работающих». Кроме того, эксперты обращают внимание, что пенсионная проблема носит скорее политический, нежели экономический характер. Заключается она не столько в том, когда разрешить или запретить людям уходить с работы, а в том, с какого возраста государство считает себя обязанным обеспечивать старость населения.[30]

Информация о работе Проблемы реализации пенсионной реформы