Проблемы недоимок в бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы бюджетного устройства приобретают особую актуальность, обусловленную необходимостью поиска резервов экономического роста, разработки эффективных программ развития территорий. Для их решения как федеральные, так региональные финансовые службы должны располагать достоверной информацией о бюджетных поступлениях, базирующихся на адекватной оценке налогового потенциала.

Оглавление

Введение................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические аспекты недоимок по налогам и сборам регионального бюджета………………………………………………. 6
1.1. Понятие и сущность недоимок по налогам и сборам……………..… 5
1.2. Методика расчета налогового потенциала субъекта Российской Федерации…………………...………………........................................ 11
Глава 2. Анализ налоговых поступлений в бюджет Республики Саха (Якутия)………………………………………………………………... 17
2.1. Анализ налоговых доходов бюджета Республики Саха (Якутия)….. 17
2.2. Налоговый потенциал регионов: проблемы и перспективы развития………………………………………………………………... 22
Глава 3. Основные направления по совершенствованию работы по взысканию недоимок…………….......................................................... 29
3.1. Обоснование необходимости совершенствования налогового контроля ………………………………………………………………. 29
3.2. Основные направления бюджетно-налоговой политики Республики Саха (Якутия)…………………………………………………………... 33
Заключение............................................................................................................. 40
Список использованных источников и литературы.......................................... 43

Файлы: 1 файл

Курсовая Проблемы недоимок в бюджет.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

     – совершенствование методики определения с помощью программных средств налогового потенциала субъектов Российской Федерации, участие в планировании распределения доходов бюджетной системы по субъектам Российской Федерации на основе внедрения налогового паспорта субъекта Российской Федерации;

     – создание в налоговых органах системы автоматизированного учета организаций и физических лиц на основании информации, получаемой налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;

     – совершенствование структуры и ведения единого государственного реестра налогоплательщиков с целью обеспечения полноты и точности содержащейся в нем информации, оперативного доступа к соответствии с установленным порядком;

     – внедрение в практику работы прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием современных технических средств;

     – внедрение системы «самоначисления», упрощение процедур заполнения и представления деклараций и других документов;

     – развитие системы досудебного разбирательства в налоговых органах спорных вопросов с налогоплательщиками с целью сокращения числа их обращений в судебные инстанции;

     – создание телекоммуникационной сети Министерства Российской Федерации по налогам и сборам для обмена конфиденциальной и открытой информацией;

     – обеспечение налоговых органов новыми системными программными средствами, развитие, внедрение и сопровождение технических систем и программных комплексов, обеспечивающих информационно-технологическую поддержку всех аспектов налогового администрирования;

     – совершенствование организационных структур налоговых органов России;

     – разработка типовых технологических процессов при осуществлении налогового администрирования на всех уровнях, проведение оценки затрат на осуществление мероприятий по налоговому администрированию с учетом их результативности;

     – обеспечение многоуровневой профессиональной подготовки налоговых работников различных возрастных групп и должностных категорий работников налоговых органов;

     – внедрение в процесс подготовки работников налоговых органов новых информационных и образовательных технологий.

     В следующем разделе курсовой работы рассмотрим основные направления бюджетно-налоговой  политики Республики Саха (Якутия). 
 

3.2. Основные направления бюджетно-налоговой политики

Республики  Саха (Якутия) 

      В трехлетней перспективе 2010-2012 годов  приоритеты в области налоговой  политики остаются, как и ранее – создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени.

      В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 году был внесен целый ряд уточнений и изменений  в законодательство о налогах  и сборах. В частности, увеличены  размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, увеличена «амортизационная премия» по налогу на прибыль организаций. В связи с тем, что основной «антикризисный налоговый пакет» принят, в ближайшие годы антикризисные меры будут реализовываться путем осуществления бюджетной политики. 

     Основные  направления налоговой политики Республики Саха (Якутия) на 2010 год и  на плановый период 2011 и 2012 годов сформированы в соответствии с Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах, Основными направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годы. 

     Планируемые на федеральном уровне изменения  налогового законодательства в период 2010-2012 годов коснутся порядка исчисления налогов, формирующих доходную часть консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия):

  1. По налогу на прибыль – завершение реформы амортизации основных фондов, сокращение возможностей по минимизации налогообложения, совершенствование  налогообложения операций с ценными бумагами, расширение налоговых стимулов участия в благотворительной деятельности.
  2. Планируется осуществлять ежегодную индексацию ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации.
  3. По налогу на доходы физических лиц предполагается внести изменения, направленные на оптимизацию порядка налогообложения физических лиц при совершении ими операций с ценными бумагами и финансовыми  инструментами срочных сделок, в рамках снижения административной нагрузки предполагается упрощение порядка декларирования доходов.
  4. Будет завершено проведение подготовительной работы для введения налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц.
  5. По налогу на добычу полезных ископаемых планируется введение с 1 января 2010 года ежегодно индексируемой ставки налога на добычу полезных ископаемых на природный газ, взимание налога на добычу полезных ископаемых по углю на основании специфических налоговых ставок, дифференцированных от вида угля, к которым будет применяться коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение цен на уголь, установление пониженной ставки налога на добычу полезных ископаемых по нефти, добываемой из нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений. Будет завершена подготовительная работа для введения налога на дополнительный доход при добыче нефти на новых месторождениях, вместо ныне применяемого налога на добычу полезных ископаемых, с началом его применения в 2011-2012 годах.
  6. В связи с принятыми решениями о проведении пенсионной реформы начиная с 1 января 2010 года единый социальный налог будет заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В 2010 году размер тарифов сохранится на уровне действующих ставок единого социального налога (26%). С 2011 года предлагается установить следующие тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд России  – 26%, в Фонд социального страхования – 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 2,1%, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 3% (всего34%).
  7. В целях придания специальным налоговым режимам более целевого, стимулирующего характера будут усовершенствованы критерии, дающие право субъектам предпринимательской деятельности применять специальные налоговые режимы, а также уточнен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых они будут применяться. Для снижения налоговой нагрузки в условиях экономического кризиса планируется  повышение, начиная с 2010 года  сроком на 3 года порога предельной величины доходов, позволяющих организации применять упрощенную систему налогообложения до 60 млн. рублей в год с отменой механизма увеличения предельного размера дохода с применением коэффициентов-дефляторов.
  8. По транспортному налогу субъектам Российской Федерации будут предоставлены полномочия по установлению ставок транспортного налога в зависимости от года выпуска и экологического класса, в целях увеличения доходной части бюджетов субъектов  Российской Федерации будут увеличены средние ставки транспортного налога, при этом сохранив минимальный уровень налоговых ставок.
  9. По налогу на имущество организаций будет рассмотрен вопрос о временном освобождении от налога на имущество организаций вновь вводимых объектов транспортной инфраструктуры, строительство которых осуществлялось, в том числе за счет средств федерального бюджета.
  10. В целях обеспечения более широких масштабов использования отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита планируется уточнение правовой основы их использования, предлагается не устанавливать исчерпывающий перечень оснований для предоставления отсрочки и рассрочки и повысить оперативность принятия решений при их предоставлении;

     Налоговая политика республики, с одной стороны, будет направлена на противодействие  негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, – на создание условий для восстановления положительных  темпов экономического роста.

     Необходимо обеспечить эффективное взаимодействие с компаниями, структурные подразделения которых  осуществляют деятельность на территории Республики Саха (Якутия), предусматривающее  обязательства компаний по уплате налогов  в бюджет республики, в том числе подрядными и субподрядными организациями.

     Одним из направлений налоговой политики республики является внедрение современных  подходов к налоговому администрированию, способствующих эффективной реализации на территории республики предоставленного федеральным законодательством полномочий по сбору налогов с физических лиц, в том числе создание налоговых постов при прохождении технического осмотра транспортных средств, внедрение уплаты налогов через платежные терминалы и банкоматы, уплата налогов через кассы местных администраций, списание задолженности по налогам, признанной безнадежной к взысканию.

     Муниципальным образованиям предстоит дальнейшее совершенствование проводимой политики по местным налогам, ориентированной  на развитие доходной базы местных бюджетов. В целях повышения уровня собираемости земельного налога и налога на имущество физических лиц необходимо продолжить работу по формированию актуальной налоговой базы для исчисления имущественных налогов, сокращению недоимки по налогам с физических лиц в местные бюджеты. Необходимо также задействовать административный ресурс органов местного самоуправления для формирования среди населения налоговой культуры, чувства гражданской ответственности и активности в развитии собственной доходной базы местных бюджетов.

      В условиях экономического кризиса произошло  резкое снижение бюджетных доходов. Влияние мирового экономического кризиса  значительно отразилось на экономике  республики, на наших доходообразующих отраслях: добыча алмазов, угля, деятельность которых ориентирована на внешние рынки.

       Динамика  доходов государственного бюджета  Республики Саха (Якутия) в 2009 году по сравнению  с аналогичным периодом 2008 года отличается снижением собственных доходов. Сложившаяся экономическая ситуация негативно отразилась на формировании собственных доходов государственного бюджета республики. В первую очередь произошло значительное снижение поступлений по налогу на прибыль организаций.

       Так как более 70% налога на прибыль республики формируется за счет поступлений  от трех предприятий – группы АК «АЛРОСА», ОАО ХК «Якутуголь» и ОАО «Сургутнефтегаз», в условиях кризиса основным потенциальным плательщиком налога остается только ОАО «Сургутнефтегаз».

       Общая сумма доходов государственного бюджета прогнозируется в 2010 году в размере 73 669 млн. рублей, 76 064 млн. рублей в 2011 году и 74 632млн. рублей в 2012 году.

       Собственные доходы государственного бюджета с  учетом дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности из федерального бюджета в 2010году составят 72 448 млн. рублей или на 5 708 млн. рублей больше прогноза 2009года, в 2011 году 74 843 млн. рублей, в 2012 году 73 410 млн. рублей. Снижение доходов в 2012 году происходит за счет уменьшения неналоговых доходов, что в свою очередь связано с сокращением сумм уплаты ОАО «Алроса-Нюрба» лицензионных платежей (за исключением платежей, направляемых на решение социально-экономических и экологических задач улусов алмазной провинции).

      Основные  изменения бюджетного законодательства, оказывающие влияние на формирование доходной базы 2010-2012 годов:

      – централизация в доход федерального бюджета 5 процентов норматива отчислений по налогу на добычу полезных ископаемых на углеводороды;

      – по акцизам на алкогольную продукцию изменение норматива отчислений с 20 процентов до 40 процентов в бюджет субъекта по месту ее производства, изменение порядка распределения доходов в зависимости от численности населения старше восемнадцати лет;

       – по акцизам на нефтепродукты изменение порядка распределения доходов в зависимости от протяженности автомобильных дорог и количества зарегистрированного на территории субъекта РФ автотранспортных средств.

       Основной  задачей бюджетной политики на 2010-2012 годы в области доходов будет  являться рост собственных доходов  республики, который возможен за счет:

       – роста налогового потенциала в соответствии с прогнозом развития экономики республики;

       – увеличения доходов от использования недвижимости, в том числе на основе решения вопросов оформления собственности на земельные участки и недвижимое имущество;

       – внедрения современных технологий налогового администрирования.

       Разработанные рекомендации будут способствовать сокращению налоговых недоимок в  республиканском бюджете Республики Саха (Якутия). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

       Завершая  рассмотрение выбранной темы можно  сформулировать следующие выводы.

       В системе налогов и сборов в Российской Федерации работа, связанная с анализом и прогнозированием, позволяет составлять полную и систематизированную информацию о ходе поступления налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации, в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, в целях обеспечения исполнения доходной части федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

       Эффективность и качество проводимой указанной  выше работы способствует добросовестное выполнение своих должностных обязанностей сотрудниками отдела анализа и налоговой статистики, ведь от их работы зависит достоверность информации, извлеченной из автоматизированной базы данных, получение от других подразделений сведений, необходимых для составления статистической отчетности, аналитических записок.

       Комплексная оценка макроэкономической ситуации в  субъектах Российской Федерации в сочетании с анализом поступлений налогов, тенденций развития налоговой базы и разработкой предложений по корректировке налогового законодательства создает основу для обоснованного составления бюджетов, а также объективного перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания бюджетной обеспеченности регионов.

       Оценка  налогового потенциала обычно осуществляется как в абсолютном выражении, так и в виде индексов. Выделяют следующие группы методов оценки налогового потенциала:

  1. Методы оценки с использованием показателей экономического дохода;
  2. Методы оценки на основе построения репрезентативной системы налоговых показателей;
  3. Методы оценки на основе данных форм налоговой отчетности и корректировки сумм фактически собранных налогов;
  4. Метод оценки с использованием индекса налогового потенциала.

       В курсовой работе проведен анализ налоговых  доходов бюджета Республики Саха (Якутия). За анализируемый период произошло сокращение налоговых доходов в бюджет Республики Саха (Якутия) на 824 тыс. рублей, что в относительном выражении составило 4,32 %. Данные изменения в значительной степени связаны с сокращением поступлений налога на доходы физических лиц 2942 тыс. рублей или на 45,06 %. Значительный рост налоговых доходов наблюдался по налогам на имущество 969 тыс. рублей или 48,18 % и по налогам на прибыль организаций – 1246 тыс. рублей или на 21,97 %. Основной объем налоговых поступлений в Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) обеспечен поступлениями налога на прибыль организаций (65,85%), налога на добычу полезных ископаемых (35,74),налога на доходы физических лиц (35,74%), налога на имущество организаций (16,3%).

Информация о работе Проблемы недоимок в бюджет