Проблемы недоимок в бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы бюджетного устройства приобретают особую актуальность, обусловленную необходимостью поиска резервов экономического роста, разработки эффективных программ развития территорий. Для их решения как федеральные, так региональные финансовые службы должны располагать достоверной информацией о бюджетных поступлениях, базирующихся на адекватной оценке налогового потенциала.

Оглавление

Введение................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические аспекты недоимок по налогам и сборам регионального бюджета………………………………………………. 6
1.1. Понятие и сущность недоимок по налогам и сборам……………..… 5
1.2. Методика расчета налогового потенциала субъекта Российской Федерации…………………...………………........................................ 11
Глава 2. Анализ налоговых поступлений в бюджет Республики Саха (Якутия)………………………………………………………………... 17
2.1. Анализ налоговых доходов бюджета Республики Саха (Якутия)….. 17
2.2. Налоговый потенциал регионов: проблемы и перспективы развития………………………………………………………………... 22
Глава 3. Основные направления по совершенствованию работы по взысканию недоимок…………….......................................................... 29
3.1. Обоснование необходимости совершенствования налогового контроля ………………………………………………………………. 29
3.2. Основные направления бюджетно-налоговой политики Республики Саха (Якутия)…………………………………………………………... 33
Заключение............................................................................................................. 40
Список использованных источников и литературы.......................................... 43

Файлы: 1 файл

Курсовая Проблемы недоимок в бюджет.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические аспекты недоимок по налогам и сборам                регионального бюджета………………………………………………. 6
    1.1. Понятие и сущность недоимок по налогам и сборам……………..… 5
    1.2. Методика расчета налогового потенциала субъекта Российской                Федерации…………………...………………........................................ 11
Глава 2. Анализ налоговых поступлений в бюджет Республики Саха                (Якутия)………………………………………………………………... 17
2.1. Анализ налоговых доходов бюджета Республики Саха (Якутия)….. 17
2.2. Налоговый потенциал регионов: проблемы и перспективы                развития………………………………………………………………... 22
Глава 3. Основные направления по совершенствованию работы по                взысканию недоимок…………….......................................................... 29
3.1. Обоснование необходимости совершенствования налогового                контроля ………………………………………………………………. 29
3.2. Основные направления бюджетно-налоговой политики Республики               Саха (Якутия)…………………………………………………………... 33
Заключение............................................................................................................. 40
Список  использованных источников и литературы.......................................... 43

Введение

 

       В настоящее время особую значимость для формирования полноценного бюджета  региона приобретает проблема построения эффективного механизма взыскания недоимок. Налоговая задолженность является одним из существенных дестабилизирующих социально-экономических факторов, ограничивающих объем финансовых ресурсов.

       Проблемы  бюджетного устройства приобретают  особую актуальность, обусловленную необходимостью поиска резервов экономического роста, разработки эффективных программ развития территорий. Для их решения как федеральные, так региональные финансовые службы должны располагать достоверной информацией о бюджетных поступлениях, базирующихся на адекватной оценке налогового потенциала.

       Урегулирование  задолженности налогоплательщиков перед бюджетной системой имеет  большое макроэкономическое значение в качестве условия для перехода к устойчивому развитию, повышению  конкурентоспособности товаропроизводителей. Кроме того, снижение уровня налоговой задолженности является одним из крупных источников пополнения бюджета.

       Все вышеизложенное характеризует актуальность научного исследования.

       Предмет исследования – оптимизация процесса взыскания недоимок по налогам и сборам. Объект исследования – совокупность экономических и правовых особенностей доходной части регионального бюджета Республики Саха (Якутия).

       Целью настоящей работы является исследование проблем недоимок по налогам республиканского бюджета Республики Саха (Якутия) за период 2006-2008 гг.

       Исходя  из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:

       – дать характеристику недоимок по налогам и сборам;  

       – проанализировать налоговые поступления в бюджет Республики Саха (Якутия);

       – разработать практические мероприятия по совершенствованию работы по взысканию недоимок.

       Поставленная  цель и задачи предопределяют структуру  работы, которая включает введение, три  главы, заключение, список использованных источников и литературы.

       Во  введении обоснована актуальность темы курсовой работы, сформулирована цель,  и определены задачи исследования.

       В первой главе – теоретической  отражены вопросы сущности и содержания понятия «недоимка по налогам  и сборам», выделены основные методы взыскания недоимок по налогам и сборам, определен порядок списания безнадежной задолженности. Во второй главе –  отражены основные тенденции и направления работы по взысканию недоимок по налогам и сборам в практике работы налоговых органов Российской Федерации. В третьей главе выделены основные рекомендации для совершенствования организации работы по взысканию недоимок по налогам и сборам в Российской Федерации.

       В заключении на основе проведенного анализа сформулированы выводы.

       При написании курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации – Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, учебная экономическая литература по курсу «Бюджетная система», «Финансы», труды таких авторов как Бабич А.М., Врублевской О.В., Игудина А.Г., Панскова В.Г., Поляка Г.Б., Романовского М.В. и других, статьи специализированного экономического журнала «Вопросы экономики», «Финансы» и прочее.

       Теоретической и методологической базой исследования явились основные положения экономической  теории, труды российских и зарубежных авторов в области финансов, налогообложения, нормативные, справочные, методические и другие материалы.

       Информационной  базой исследования послужили материалы  Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Федеральной налоговой службы Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические аспекты недоимок по налогам и сборам регионального  бюджета 

1.1. Понятие  и сущность недоимок по налогам  и сборам 

       Обязанность по уплате налога (сбора) представляет собой главную конституционную обязанность лиц, выступающих в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков или плательщиков сборов. Особое значение указанной фискальной обязанности подтверждается ее прямым закреплением в Конституции Российской Федерации.1

       Содержание  обязанности по уплате налогов и сборов заключается в наличии у налогоплательщик (плательщика сбора) правовой обязанности уплатить законно установленный, правильно исчисленный, в определенном размер с соблюдением установленного порядка и срока, налог или сбор.

       В правовой науке используется несколько близких по значению и содержанию категорий: налоговое обязательство, налоговая обязанность и обязанность по уплате налогов и сборов.

       Содержанием налогового обязательства является комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных субъективных прав и юридических обязанностей государства и налогоплательщика. Основным здесь выступает право государства требовать передачи ему в собственность налогового платежа и обязанность налогоплательщика осуществить эту передачу.

       В узком смысле налоговую обязанность рассматривают, как обязанность налогоплательщика уплатить государству соответствующую сумму в порядке и сроки, определенные законодательством о налогах и сборах. Налоговая обязанность в широком смысле включает всю совокупность обязанностей и прав, в ее содержании можно выделить несколько основных блоков:

       – обязанность по регистрации налогоплательщика в налоговом органе и ведению налогового учета;

       – обязанность по уплате налогов и сборов;

       – обязанность по составлению, представлению и хранению налоговой отчетности.

       Центральное место в содержании налоговой  обязанности занимает обязанность по уплате налогов и сборов. Обязанность по уплате налогов и сборов носит публично-правовой характер и представляет собой правоотношение между налогоплательщиками и государством как субъектом суверенной власти. Налоговая обязанность – урегулированное нормами права отношение, в рамках которого происходит исполнение конституционной обязанности уплаты налога.

       Правовой  основой налоговой обязанности  являются Налоговый кодекс и налоговое законодательство: обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.

       Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Таким образом, основанием возникновения налоговой обязанности выступает юридический факт в виде наличия у определенного лица объекта налогообложения.

       Обязанность по уплате налога и сбора прекращается в следующих случаях:2

       1. Уплата налога и сбора налогоплательщиком  или плательщиком сбора.

       2. Возникновение обстоятельств, с  которыми законодательство о  налогах и (или) сборах связывает  прекращение обязанности по уплате  данного налога и сбора.

       3. Смерть налогоплательщика или  признание его умершим в порядке,  установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества. В том случае, когда у умершего лица нет наследников, обязанность по уплате налогов и сборов необходимо считать погашенной.

       4. Ликвидация организации-налогоплательщика.  Обязанность по уплате налогов  и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой  организации исполняется ликвидационной  комиссией за счет денежных  средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

       В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации под недоимкой  следует понимать сумму налога или  сумму сбора, не уплаченную в установленный законодательством о налогах и сборах срок.3

       В случае нарушения срока уплаты налога с налогоплательщика подлежат взысканию  пени. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.4

       В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации   уплата пени является одним из способов обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов. Обеспечительная функция пени состоит в том, что с одной стороны, обязанность уплачивать пени (следовательно, нести дополнительные расходы) стимулирует должника к надлежащему исполнению возложенного на него обязательства, с другой стороны, уплата пени позволяет государству компенсировать в определенной степени те убытки, которые могут быть им понесены в результате нарушения сроков уплаты налогов или сборов.

       Пеня  начисляется за каждый календарный  день просрочки исполнения обязанности  по уплате налога или сбора, начиная  со следующего за установленным законодательством  о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Обязанность по уплате пени Налоговый кодекс  Российской Федерации   возлагает на строго определенных в нем лиц – налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время (в момент просрочки) ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки.

       Таким образом, начисление пени производится по ставке 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ без ограничений, то есть сумма пени может превышать сумму недоимки.5

Информация о работе Проблемы недоимок в бюджет