Проблемы недоимок в бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы бюджетного устройства приобретают особую актуальность, обусловленную необходимостью поиска резервов экономического роста, разработки эффективных программ развития территорий. Для их решения как федеральные, так региональные финансовые службы должны располагать достоверной информацией о бюджетных поступлениях, базирующихся на адекватной оценке налогового потенциала.

Оглавление

Введение................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические аспекты недоимок по налогам и сборам регионального бюджета………………………………………………. 6
1.1. Понятие и сущность недоимок по налогам и сборам……………..… 5
1.2. Методика расчета налогового потенциала субъекта Российской Федерации…………………...………………........................................ 11
Глава 2. Анализ налоговых поступлений в бюджет Республики Саха (Якутия)………………………………………………………………... 17
2.1. Анализ налоговых доходов бюджета Республики Саха (Якутия)….. 17
2.2. Налоговый потенциал регионов: проблемы и перспективы развития………………………………………………………………... 22
Глава 3. Основные направления по совершенствованию работы по взысканию недоимок…………….......................................................... 29
3.1. Обоснование необходимости совершенствования налогового контроля ………………………………………………………………. 29
3.2. Основные направления бюджетно-налоговой политики Республики Саха (Якутия)…………………………………………………………... 33
Заключение............................................................................................................. 40
Список использованных источников и литературы.......................................... 43

Файлы: 1 файл

Курсовая Проблемы недоимок в бюджет.doc

— 296.00 Кб (Скачать)
 
 

       Комплексная оценка макроэкономической ситуации в  субъектах Российской Федерации в сочетании с анализом поступлений налогов, тенденций развития налоговой базы и разработкой предложений по корректировке налогового законодательства создает основу для обоснованного составления бюджетов, а также объективного перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания бюджетной обеспеченности регионов.

       В следующей главе курсовой работы, на основе теоретических исследований, проведем анализ налогового потенциала региона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.  Анализ налоговых поступлений в  бюджет Республики Саха (Якутия) 

2.1. Анализ  налоговых доходов бюджета Республики Саха (Якутия) 

       В современных условиях все в большей  степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Бюджет Республики Саха (Якутия) является частью общероссийской бюджетной системы. В соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

       Для более детального анализа, основные составляющие доходной части государственного бюджета республики Саха (Якутия) за 2006-2008 гг. приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Динамика  поступления налоговых доходов в государственный бюджет РС (Я)

 за 2006-2008 гг., млн. руб.

Налоговые доходы 2006 г. 2007 г. 2008 г. Изменение в 2008 г. к 2006г.
Млн. руб.
, %
Налог на прибыль организаций 5 672 7 574 6 918 1 246 21,97
Налог на доходы физических лиц 6 529 4 326 3 587 -2 942 -45,06
Акцизы 951 1 127 1 015 64 6,73
Налоги  на имущество 2011 1 521 2 980 969 48,18
Платежи за пользование природными ресурсами 3 915 3 459 3 754 -161 -4,11
Всего 19 078 18 007 18 254 -824 -4,32
 

       За  анализируемый период произошло  сокращение налоговых доходов в  бюджет Республики Саха (Якутия) на 824 тыс. рублей, что в относительном выражении  составило 4,32 %. Данные изменения в  значительной степени связаны с  сокращением поступлений налога на доходы физических лиц 2942 тыс. рублей или на 45,06 %.

       Наглядно  динамика  поступления налоговых  доходов в государственный бюджет РС (Я) за 2006-2008 гг.  представлена на рисунке 2.1.

    

Рисунок 2.1. Динамика  поступления налоговых  доходов в государственный бюджет РС (Я) за 2006-2008 гг., млн. руб. 

       Значительный  рост налоговых доходов наблюдался по налогам на имущество 969 тыс. рублей или 48,18 % и по налогам на прибыль  организаций – 1246 тыс. рублей или  на 21,97 %.

       В структуре доходов государственного бюджета значительно возросли налоговые доходы. Налоговых доходов за 2008 год в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) поступило 18 243 940 тыс. рублей. Годовой план, принятый  в сумме 18 032 088 тыс. рублей  выполнен на 101,2%, перевыполнение составило 211 852 тыс. рублей. В 2008 году поступление налоговых доходов осталось практически на уровне 2007 года.

       Далее проанализируем структуру налоговых  доходов в государственный бюджет РС (Я) за 2006-2008 гг. на основе данных таблицы 2.2.

Таблица 2.2

Структура налоговых доходов в государственный бюджет РС (Я)

за 2006-2008 гг., %

Налоговые доходы 2006 г. 2007 г. 2008 г. Изменение в 2008 г. к 2006г.
Налог на прибыль организаций 29,73 63,65 65,85 36,12
Налог на доходы физических лиц 34,22 36,35 34,15 -0,08
Акцизы 4,98 9,47 9,66 4,68
Налоги  на имущество 10,54 12,78 28,37 17,83
Платежи за пользование природными ресурсами 20,52 29,07 35,74 15,21
Всего 100 100 100 -
 

       Основной  объем налоговых поступлений  в Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) обеспечен поступлениями налога на прибыль организаций (65,85%), налога на добычу полезных ископаемых (35,74),налога на доходы физических лиц (35,74%), налога на имущество организаций (16,3%).

       Наглядно  динамика  структуры налоговых  доходов в государственный бюджет РС (Я) за 2006-2008 гг., представлена на рисунке 2.2.

    

Рисунок 2.2. Структура налоговых доходов  в государственный бюджет РС (Я)

за 2006-2008 гг., % 

       Удельный  вес этих налогов к общему поступлению  налоговых доходов составляет 93 %. Прогноз поступления налоговых доходов выполнен практически по всем источникам. В целом рост налоговых поступлений в первую очередь связан с увеличением доходов населения, увеличением численности работающего населения, что наблюдается в регионе в последнее время.

       По  налогу на прибыль организаций наблюдается увеличение удельного веса в динамике на 36, 12 %.

       За  исследуемый период происходит перевыполнение плана по доходам (таблица 2.3).

       Таблица 2.3

Исполнение  государственного бюджета РС (Я)  по доходам 

за 2006-2008 гг. (тыс. рублей)

Наименование 2006 г. 2007 г. 2008 г.
план исполнение % исполнения план исполнение % исполнения план исполнение % исполнения
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 10755451 13113 864 121,9 17073 542 18249 506 106,9 18032 088 18244 358 101,2
Налоги  на прибыль (доход), прирост капитала 5 568 149 7 600 698 136,5 11071 510 11900 350 107,5 10333 258 10505 993 101,7
Налоги  на товары и услуги, лицензионные и  регистрационные сборы 509 252 578 953 113,7 1 100 417 1 126 552 102,4 983 967 1 015 050 103,2
Налоги  на совокупный доход 162 332 216 706 133,5 141 176 146 414 103,7 0,0 0,0 0,0
Налоги  на имущество 887 145 918 061 103,5 1 526 595 1 521 112 99,6 2 902 621 2 979 527 102,6
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 3 101 217 3 308 322 106,7 3 154 115 3 458 807 109,7 3 811 884 3 754 240 98,5
 

       Плановые  показатели необходимы, прежде всего, для определения объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения  планируемых мероприятий. Как видно  из представленной таблицы в целом  по доходам обеспечивается перевыполнение плана (2006 г. – 111.9 %, 2007 г. – 103,1 %, 2008 г. –100,4 %).

       Наибольший  рост поступлений приходится на налог  на прибыль организаций. На это повлияло увеличение налогооблагаемой базы, рост доходов от реализации продукции, работ, услуг, имущества и имущественных  прав, сокращение недоимки, усиление работы по сбору недоимки при 100 % поступлении текущих платежей. 77,1% поступлений налога на прибыль обеспечено десятью крупнейшими предприятиями республики, такими как АК «АЛРОСА» (40%), ОАО «Алроса-Нюрба» (20,7%), ОАО «Сургутнефтегаз» (8,9%), ОАО ХК «Якутуголь» (4,6%), ОАО «Алмазы Анабара» (0,9%), ОАО«Сахателеком» (0,7%).

       Снижение  поступления налога на прибыль организаций  по сравнению с 2007 годом характеризуется  согласно статистических данных уменьшением  на 11,8% сальдированной прибыли предприятий добывающих полезные ископаемые. В отчетном периоде образование убытков имеет место у 8 крупнейших налогоплательщиков: ОАО «Алданзолото», ОАО «Ленанефтегаз», ОАО «Вилюйгэсстрой», ОАО «Туймаада-Даймонд», ОАО ННГК «Саханефтегаз», ЗАО «Учур», ОАО «Нижнее-Ленское». Сумма убытков данных акционерных обществ составила 506 млн. рублей, что на 82% больше аналогичного периода 2006 года (278 млн. рублей), что обусловлено сокращением объемов реализации по основному виду деятельности. Согласно отчетных данных УФНС РФ по РС(Я) по сравнению с 2007 годом снизилась налоговая база по налогу на прибыль на 3 185,2 млн. рублей. На снижение налоговой базы оказал влияние рост расходов по всем видам деятельности. Среди крупнейших налогоплательщиков снижение налоговой базы допущено у ОАО ХК «Якутуголь», ОАО «Алроса-Нюрба» и ОАО «Алмазы Анабара». Кроме того, на снижение поступлений налога на прибыль повлияли годовые перерасчеты по результатам деятельности предприятий 2007 года, представленные налогоплательщиками в марте 2008 года к уменьшению на общую сумму 805 млн. рублей, в том числе в Государственный бюджет 507 млн. рублей.

       Республика  удерживает первое место по сбору  налоговых платежей и других доходов  в бюджетную систему РФ среди  регионов Дальневосточного Федерального округа. 
 

2.2. Налоговый  потенциал регионов: проблемы и  перспективы развития 

       Налоговый потенциал территории, являясь базисным понятием налогово-бюджетного процесса региона, до настоящего времени не имеет  единого толкования как в нормативно-правовых актах, так и в научной литературе, посвященной проблеме.

       Обзор нормативно-правовых документов, регулирующих бюджетное устройство большинства  субъектов Российской Федерации, показывает, что подходы к оценке финансовых возможностей и потребностей территорий (муниципальных образований) не имеют принципиальных различий и тождественны утвержденной на федеральном уровне Методике ФФПР. Имеет общность и подход к оценке налогового потенциала. Как правило, он основан на фактических данных соответствующей отчетности о налоговых поступлениях и налогооблагаемых базах.

       Однако  законодательство ряда субъектов Российской Федерации для учета специфики  региональных налогово-бюджетных процессов, наряду со стандартным набором понятий (налоговый потенциал, бюджетная  обеспеченность), предусматривает категории, имеющие свои методические особенности. Так, Закон Республики Саха (Якутия) "О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" для расчета дотаций из районных фондов финансовой поддержки поселений вводит понятие "доходный потенциал" поселения, определяемый как "оценка доходов, которые могут быть получены бюджетом поселения, исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы, из налоговых источников, закрепленных за этим поселением, с учетом субвенций, перечисляемых из бюджетов поселений в государственный бюджет Республики Саха (Якутия)". Размер доходного потенциала оценивается как разница между налоговым потенциалом поселения (определяемого с помощью расчетных и фактических данных о налогооблагаемой базе) и размером субвенции, перечисляемой из бюджета поселения в государственный бюджет Республики Саха (Якутия).

       Таким образом, в правовых и нормативных  актах, которыми руководствуются в  регионах, границы "налогового потенциала" размыты, понятие имеет вариативность толкований.

       Отсутствие  единых критериев для определения  понятий "налоговый потенциал", "доходный потенциал" и их количественного  выражения не позволяет в достаточной  степени осуществлять анализ реальных финансовых возможностей регионов, их качественное прогнозирование и эффективное управление ими.

       В 2007 г. Счетная палата Российской Федерации  внесла в Государственную Думу и  Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации предложение  законодательно определить толкование понятий "доходный потенциал субъекта Российской Федерации" и "налоговый потенциал субъекта Российской Федерации". При этом была предложена конкретизация терминов:

Информация о работе Проблемы недоимок в бюджет