Проблемы недоимок в бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы бюджетного устройства приобретают особую актуальность, обусловленную необходимостью поиска резервов экономического роста, разработки эффективных программ развития территорий. Для их решения как федеральные, так региональные финансовые службы должны располагать достоверной информацией о бюджетных поступлениях, базирующихся на адекватной оценке налогового потенциала.

Оглавление

Введение................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические аспекты недоимок по налогам и сборам регионального бюджета………………………………………………. 6
1.1. Понятие и сущность недоимок по налогам и сборам……………..… 5
1.2. Методика расчета налогового потенциала субъекта Российской Федерации…………………...………………........................................ 11
Глава 2. Анализ налоговых поступлений в бюджет Республики Саха (Якутия)………………………………………………………………... 17
2.1. Анализ налоговых доходов бюджета Республики Саха (Якутия)….. 17
2.2. Налоговый потенциал регионов: проблемы и перспективы развития………………………………………………………………... 22
Глава 3. Основные направления по совершенствованию работы по взысканию недоимок…………….......................................................... 29
3.1. Обоснование необходимости совершенствования налогового контроля ………………………………………………………………. 29
3.2. Основные направления бюджетно-налоговой политики Республики Саха (Якутия)…………………………………………………………... 33
Заключение............................................................................................................. 40
Список использованных источников и литературы.......................................... 43

Файлы: 1 файл

Курсовая Проблемы недоимок в бюджет.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

       – доходный потенциал – доходы, собранные на территории региона в бюджеты всех уровней (до их распределения по уровням бюджетной системы Российской Федерации), на душу населения;

       – налоговый потенциал – максимально возможная сумма поступлений в условиях, действующего налогового законодательства.

       Требует дальнейшей разработки и совершенствования  методика статистической оценки налогового потенциала регионов. Официально утвержденные методики, разработанные для этой цели, носят фискальный характер. Различные  авторы научных работ применительно к целям своих исследований и задачам анализа избирают вариативные подходы и соответственно получают разные по величине и экономическому содержанию результаты.

       Обзор имеющихся публикаций свидетельствует  о двух подходах к количественному выражению налогового потенциала территории:

       – через объем непосредственно начисляемых (поступающих в бюджет) налогов;

       – используя экономические показатели, прямо или косвенно характеризующие налоговую базу.

       Основу  информационной базы статистической оценки налогового потенциала составляет Налоговый паспорт региона, являющийся источником официальной статистической информации. Однако состав показателей Налогового паспорта довольно узок, что не может обеспечить проведение комплексного анализа.

       Это обусловливает необходимость использования других источников данных. Ими может выступать как публикуемая налоговая отчетность территориальных управлений ФНС, так и данные территориальных органов Федеральной службы государственной статистики и профильных управлений (департаментов) администраций регионов (управления финансами, муниципальным имуществом, земельными ресурсами и т. д.).

       Для характеристики налогового потенциала региона аналитическая система  показателей должна соответствовать  предъявляемым критериям и обеспечивать оценку:

       1) динамики, структуры и территориальной  дифференциации налоговых доходов  региона и налогооблагаемых баз;

       2) факторного пространства налогового  потенциала;

       3) качества налогового потенциала  региона. Первое направление оценки  предполагает анализ поступлений налогов и сборов от субъекта Российской Федерации (региона), сгруппированные по налоговым формам, секторам экономики, видам экономической деятельности, уровням бюджета. При этом особое внимание должно быть уделено налогам, элементы которых подвергались корректировке согласно законодательным полномочиям региональных (местных) властей. Задача индикаторов данной группы показателей состоит не только в том, чтобы представить абсолютные размеры налоговых поступлений, но и оценить их структуру.

       Для принятия решений в области налогово-бюджетного регулирования на федеральном уровне представляется целесообразным оценивать  степень неравномерности распределения  налоговых доходов и их источников в региональном разрезе, что обеспечивают показатели дифференциации и концентрации налогового потенциала.

       При оценке налогового потенциала региона  важно учитывать и характер условий  реализации доходных ресурсов. Вариативность  таких условий в региональном разрезе может быть обусловлена:

       – результатами действия системы федеральных, региональных и местных налогов и их элементов (ставок, льгот, сроков и порядка уплаты) на достаточность и характер поступлений в территориальные бюджеты конкретного региона;

       – уровнем налоговой нагрузки и характером ее распределения по экономическим субъектам региона;

       – размером бюджетных расходов, необходимых для поддержания требуемого уровня социально-экономического развития региона;

       – эффективностью финансового контроля, в том числе деятельностью фискальных служб в регионе.

       Совокупность данных условий определяет качество налогового потенциала территории, под которым понимается возможность стабильной реализации в достаточном объеме ресурсов региональной экономики в пользу бюджета данной территории при соблюдении установленных принципов налогообложения. Представляется, что параметры качества налогового потенциала позволят конкретизировать границы данной категории и углубить анализ финансового состояния регионов.

       На  необходимость оценки качества налогового потенциала отдельных территорий указывают возникающие в средствах массовой информации, а также научной среде дискуссии, предметом которых выступают:

       – компенсация потерь территориальных бюджетов (выпадающих доходов), вызванных действием установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам;

       – обоснованность закрепления расходных и доходных полномочий за бюджетами нижестоящих уровней, в том числе регулирования отдельных видов налогов;

       – определение адекватных критериев соответствия расходных обязательств и доходных источников, обеспечивающего выполнение территориальными бюджетами закрепленных за ними полномочий;

       – обоснованность и корректность критериев при распределении финансовой помощи регионам из соответствующих фондов, в том числе принятие во внимание таких факторов, как реальная налоговая нагрузка, природно-климатические особенности и условия работы предприятий в конкретном регионе;

       – установление нормативов отчислений по отдельным налогам для регулирования объемов полномочий региональных и местных бюджетов;

       – полноценность расчета параметров бюджетов разных уровней (учет социальных стандартов, нормативов финансовых затрат, уровня инфляции, факторов размера налоговой базы и ее дифференциации).

       Показатели  качества налогового потенциала отдельных  регионов должны включаться в состав критериев для обоснования предоставления межбюджетных трансфертов и закрепления налоговых источников доходов. Это актуально в современных условиях, так как государственное регулирование в налогово-бюджетной сфере предполагает обеспечение, с одной стороны, сбалансированности бюджетов за счет перераспределения бюджетных средств, а с другой – стимулирование регионов к развитию собственной налоговой базы. Это нашло отражение в Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации на 2008-2010 годы. В ней отмечается, что "результаты работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по увеличению поступлений налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты целесообразно учитывать при распределении дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации".

       Предлагаемые  методологические подходы к оценке налогового потенциала территорий позволят сформировать на уровне субъектов Российской Федерации полноценную информационную базу для принятия обоснованных решений в области налоговой и бюджетной политики регионов и защиты их финансовых интересов. 
 
 

Глава 3. Основные направления по совершенствованию работы по взысканию недоимок 
 

     3.1 Обоснование необходимости совершенствования  налогового контроля  

     Согласно  Налоговому кодексу Российской Федерации в обязанности налоговых органов входит осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

     Их  этого следует, что налоговые  органы целенаправленно и на постоянной основе осуществляют мероприятия по усилению налогового контроля и проводят систематическую работу по взысканию недоимок.

     Важнейшим фактором повышения эффективности  контрольной работы налоговых органов  является совершенствование действующих  процедур контрольных проверок, что  находит отражение в практической деятельности налоговой службы.

     Анализ  экономической литературы показал, что необходимыми признаками любой  действенной системы налогового контроля являются:

     – наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

     – применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, что и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

     – использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.

     Совершенствование каждого из данных элементов позволит улучшить организацию налогового контроля.

     Проблема  рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в  условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для  современного этапа экономического развития России.

     Первоочередной  задачей налоговых органов является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля.

     Наиболее  перспективным выглядит продолжение  увеличения количества проверок соблюдения налогового законодательства. Результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение данной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.

     Также одной из действенной формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета. Проверки таких налогоплательщиков в будущем должны стать обязательными.

     Исходя  из вышесказанного, можно выделить следующие направления развития контрольной деятельности налоговых  органов:

     – создание автоматизированного банка данных на основе информационных ресурсов различных ведомств с целью решения контрольных и аналитических задач налоговыми органами;

     – развитие и внедрение системы автоматизированной камеральной проверки в целях контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, оценки потенциальных сумм доначислений;

     – внедрение прогрессивных методов проведения выездных налоговых проверок, разработка и внедрение автоматизированных систем сопровождения выездных налоговых проверок в целях анализа состояния бухгалтерского учета налогоплательщика и определения наиболее вероятных сфер совершения налоговых правонарушений;

     – совершенствование системы учета налоговых платежей, системы информационного взаимодействия налоговых органов и органов федерального казначейства по обмену электронными сводными реестрами с электронными платежными документами на перечисление платежей в бюджеты всех уровней;

     – развитие и внедрение системы формирования в электронном виде и представления в налоговые органы деклараций и других документов, а также системы их приема и обработки, накопление данных о доходах и имуществе граждан, в том числе для решения вопросов социального характера;

     – разработка системы ведения электронного учета, обработки, накопления и передачи данных о выписанных и полученных налогоплательщиками счетах-фактурах с целью использования их при проведении налоговых проверок;

     – совершенствование средств и методов работы с крупнейшими налогоплательщиками, включая организации в сфере естественных монополий;

     – повышение эффективности работы по взысканию недоимки;

Информация о работе Проблемы недоимок в бюджет