Правовые основы создания, реорганизации и ликвидации коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

На формирование банковского законодательства оказывают влияние хозяйственные потребности общества, развитие тех или иных сфер экономической деятельности. Например, развитие рынка недвижимости привело к возникновению ипотечных банков, формирование рынка ценных бумаг - инвестиционных банков и т.д. Нормы, регулирующие правовое положение центральных банков, складываются, помимо иных факторов, под влиянием инфляционных процессов, поскольку основной задачей таких банков по законодательству большинства стран является поддержание устойчивости национальной валюты.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………3
2.Законодательные основы деятельности коммерческих банков ………….4
3. Создание, реорганизация и ликвидация банка …………………………….13
3.1.Порядок и этапы создания кредитной организации. Документы, завершающие отдельные этапы ………………………………………………….13
3.2. Особенности реорганизации и ликвидации кредитной организации......21
3.3. Банкротство кредитных организаций………………………………….. 23
4. Функции коммерческих банков их организационная и управленческая структура……………………………………………………………………………41
6. Заключение………………………………………………………….…......... 45
7. Список использованной литературы……………………………………. 46

Файлы: 1 файл

Курсовая ОДКБ.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

Органы управления кредитной  организации, если их полномочия ограничены, только с согласия временной администрации вправе совершать сделки:

-связанные с распоряжением  недвижимым имуществом кредитной  организации каким-либо образом; 

-связанные с распоряжением  иным имуществом кредитной организации,  балансовая стоимость которого составляет более 1% балансовой стоимости активов кредитной организации;

В случае ограничения  полномочий исполнительных органов  кредитной организации временная  администрация:

- проводит обследование  кредитной организации; 

-устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций;

-участвует в разработке  мероприятий по финансовому оздоровлению  кредитной организации и контролирует  их реализацию;

-осуществляет иные  функции в соответствии с федеральными  законами.

При управлении кредитной  организацией временная администрация  получает от органов управления кредитной  организации необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации и вправе обратиться в Банк России с ходатайством о приостановлении полномочий органов управления кредитной организации, если они противодействуют осуществлению функций временной администрации. Совершение органами управления кредитной организации ряда сделок осуществляется с согласия временной администрации.

В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации они не вправе принимать решения по всем вопросам, отнесенным к их компетенции. Решения иных органов управления кредитной организации вступают в силу только после их согласования с временной администрацией.

Исполнительные органы кредитной организации, полномочия которых приостановлены, обязаны  передать временной администрации  печати и штампы кредитной организации, а также бухгалтерскую и иную документацию, материальные и иные ценности кредитной организации

Временная администрация  в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной  организации реализует полномочия исполнительных органов в полном объеме, в том числе предъявляет  от имени кредитной организации  иски в суды, имеет право отстранить членов исполнительных органов кредитной организации от работы (освободить от занимаемой должности) и приостановить выплату им заработной платы.

Банк России принимает  решение о прекращении деятельности временной администрации:

- в случае устранения  причин, послуживших основанием  для ее назначения;

- при передаче дел  арбитражному управляющему;

- по другим основаниям, предусмотренным правовыми нормами. 

Прекращение деятельности временной администрации может  повлечь восстановление полномочий исполнительных органов кредитной организации.

Сообщение о прекращении  деятельности временной администрации  публикуется Банком России в «Вестнике  Банка России».

Реорганизация кредитной  организации осуществляется в форме  слияния или присоединения.

В случае получения требования Банка России о реорганизации  кредитной организации ее руководитель обязан в течение пяти дней с момента  его получения обратиться в органы управления кредитной организации  с ходатайством о необходимости  реорганизации кредитной организации.

Органы управления кредитной  организации обязаны в срок не позднее 10 дней с момента получения  требования Банка России о реорганизации  известить Банк России о принятом решении.

Дело о банкротстве  кредитной организации (дело о банкротстве) может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии, на основании заявления при наличии признаков банкротства.

Правом на обращение  в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации  банкротом обладают:

1) кредитная организация-должник; 

2) кредиторы кредитной  организации; 

3) Банк России —  при подаче заявлений о признании  кредитной организации банкротом  может представить в арбитражный  суд кандидатуры арбитражного  управляющего;

4) прокурор — в случаях, предусмотренных законом;

5) налоговый или иной  орган — по уплате обязательных  платежей в бюджет и во внебюджетные  фонды. 

При поступлении заявления  о признании кредитной организации  банкротом в арбитражный суд  судья до возбуждения производства по делу предлагает Банку России представить заключение о целесообразности отзыва у кредитной организации лицензии либо копию приказа Банка России об отзыве указанной лицензии. Банк России обязан направить указанные документы в арбитражный суд в месячный срок после получения предложения арбитражного суда.

Представление арбитражному суду копии приказа Банка России об отзыве лицензии на осуществление  банковских операций в указанный  выше срок является основанием для  возбуждения производства по делу о  банкротстве.

При неполучении указанного выше заключения Банка России, а также при получении заключения Банка России о нецелесообразности отзыва у кредитной организации лицензии арбитражный суд возвращает кредитору его заявление о признании кредитной организации банкротом.

При рассмотрении арбитражным  судом дела о банкротстве кредитной  организации применяются следующие  процедуры:

1) наблюдение;

2) конкурсное производство.

В определении арбитражного суда о принятии заявления о при-шании  кредитной организации банкротом указывается о введении наблюдения и назначении временного управляющего.

При банкротстве кредитной  организации внешнее управление и мировое соглашение не применяются.

Конкурсное производство кредитной организации имеет  определенные особенности. Конкурсный управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства только корреспондентский счет кредитной организации, признанной банкротом, открытый в учреждении Банка России.

На указанный счет перечисляются остатки денежных средств с корреспондентских  счетов кредитной организации, открытых в иных кредитных организациях, а также иные денежные средства кредитной организации, включая обязательные резервы, депонированные кредитной организацией в Банке России.

Конкурсный управляющий  направляет для опубликования в «Вестнике ВАС РФ», «Вестнике Банка России», а также в местной печати по месту расположения кредитной организации за счет ее средств объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. После этого он обязан в течение 70 дней направить для опубликования в «Вестнике ВАС РФ», «Вестнике Банка России» объявление об осуществлении кредитной организацией предварительных выплат кредиторам первой очереди с указанием порядка.

Конкурсный управляющий ведет реестр требований кредиторов первой очереди для того, чтобы кредитная организация могла осуществить предварительные выплаты кредиторам первой очереди. Срок составления указанного реестра составляет два месяца со дня опубликования сведений о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.

Предварительные выплаты  кредиторам первой очереди начинаются не позднее третьего рабочего дня  со дня опубликования первую объявления о порядке и об условиях выплат кредиторам первой очереди и осуществляются в течение трех месяцев с указанной даты.

На осуществление кредитной  организацией предварительных выплат кредиторам первой очереди направляется 70% денежных средств, находящихся на корреспондентском счете кредитной  организации, признанной банкротом. При недостаточности средств для удовлетворения требовании кредиторов первой очереди в полном объеме средства распределяются пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

Сумма требований кредиторов первой очереди подлежит уменьшению на сумму, выплаченную им в ходе осуществления кредитной организацией предварительных выплат, и отражается в реестре требований кредиторов кредитной организации, признанной банкротом. Отчет конкурсного управляющего о проведении предварительных выплат кредиторам первой очереди с приложением реестра требований кредиторов первой очереди в целях осуществления предварительных выплат представляется кредитной организацией, признанной банкротом, в Банк России, арбитражный суд и комитет кредиторов.

За счет имущества  кредитной организации, составляющего  конкурсную массу, в первую очередь  удовлетворяются требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной  организации, по заключенным с ними договорам банковского вклада и  договорам банковского счета, требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.

В случае банкротства  кредитной организации по вине ее учредителей, руководителей, имеющих  право давать обязательные для данной кредитной организации указания, на указанных лиц судом может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам банкрота. Банкротство кредитной организации считается наступившим по вине ее руководителей, если судом установлено, что указанные лица давали указания, прямо или косвенно направленные на доведение кредитной организации до банкротства,

После составления реестра  требований кредиторов конкурсный управляющий  в срок не позднее шести месяцев  со дня открытия конкурсного производства составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных кредиторами требований, результаты рассмотрения этих требований, а также сведения об осуществленных предварительных выплатах кредиторам первой очереди. Срок составления реестра требований кредиторов и срок составления промежуточного ликвидационного баланса могут быть продлены арбитражным судом по заявлению конкурсного управляющего.

Ликвидация кредитной  организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование с момента внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций записи о ликвидации кредитной организации. Запись о ликвидации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций производится на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Ликвидируемую кредитную  организацию тоже можно признать банкротом. В том случае, если стоимость  имущества кредитной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, право на подачу заявления о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом имеют кредиторы кредитной организации и Банк России.

Арбитражный суд назначает  рассмотрение дела о признании ликвидируемой  кредитной организации банкротом  не позднее чем через один месяц  после вынесения арбитражным  судом определения о принятии указанного заявления.

Правовой статус и  функции Агентства по реструктуризации кредитных организаций

Агентство по реструктуризации кредитных организаций является государственной корпорацией, созданной  Российской Федерацией, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой  определяются Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом «О реструктуризации кредитных организаций».

Получение прибыли не является целью деятельности Агентства  по реструктуризации кредитных организаций (Агентство). Агентство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которой оно создано. Прибыль, получаемая в результате осуществления Агентством предпринимательской деятельности, направляется Агентством на осуществление мероприятий по реструктуризации кредитных организаций.

Целью деятельности Агентства  является реструктуризация кредитных  организаций, находящихся под управлением  Агентства, в соответствии с требованиями и порядком, которые установлены  Федеральным законом «О реструктуризации кредитных организаций».

Агентство осуществляет следующие функции:

1) принимает под свое  управление кредитные организации; 

2) участвует в формировании  органов управления кредитных  организаций, находящихся под  управлением Агентства; 

3) осуществляет мероприятия по реструктуризации кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства;

4) привлекает необходимые  финансовые средства для реализации  мероприятий по реструктуризации  кредитных организаций; 

5) создает организации,  в том числе кредитные, необходимые для осуществления задач и функций Агентства;

6) взаимодействует с  Правительством РФ и Банком  России при осуществлении мероприятий  по реструктуризации кредитных  организаций; 

7) осуществляет иные  функции, направленные на достижение  поставленной перед Агентством цели.

Федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и Банк России не имеют права вмешиваться  в деятельность Агентства по реализации законодательно закрепленных за ним функций и полномочий.

Агентство и Банк России информируют друг друга о своих  решениях и действиях в отношении  кредитных организаций при осуществлении  процедур реструктуризации, координируют свои действия и проводят регулярные консультации по вопросам реструктуризации кредитных организаций. Агентство обязано по требованию Банка России представлять ему сведения о финансовом состоянии и деятельности кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства.

Имущество Агентства  формируется за счет передачи в собственность Агентства имущества, находящегося в собственности РФ, а также за счет доходов, получаемых от размещения денежных средств, средств от выпуска эмиссионных ценных бумаг, реализации акций (долей) кредитных организаций и других законных поступлений.

Информация о работе Правовые основы создания, реорганизации и ликвидации коммерческого банка