Правовые основы создания, реорганизации и ликвидации коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

На формирование банковского законодательства оказывают влияние хозяйственные потребности общества, развитие тех или иных сфер экономической деятельности. Например, развитие рынка недвижимости привело к возникновению ипотечных банков, формирование рынка ценных бумаг - инвестиционных банков и т.д. Нормы, регулирующие правовое положение центральных банков, складываются, помимо иных факторов, под влиянием инфляционных процессов, поскольку основной задачей таких банков по законодательству большинства стран является поддержание устойчивости национальной валюты.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………3
2.Законодательные основы деятельности коммерческих банков ………….4
3. Создание, реорганизация и ликвидация банка …………………………….13
3.1.Порядок и этапы создания кредитной организации. Документы, завершающие отдельные этапы ………………………………………………….13
3.2. Особенности реорганизации и ликвидации кредитной организации......21
3.3. Банкротство кредитных организаций………………………………….. 23
4. Функции коммерческих банков их организационная и управленческая структура……………………………………………………………………………41
6. Заключение………………………………………………………….…......... 45
7. Список использованной литературы……………………………………. 46

Файлы: 1 файл

Курсовая ОДКБ.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

Муниципальное образовательное учреждение


Высшего профессионального  образования

Южно - Уральский  профессиональный институт

 

 

 

 

                                        Курсовая работа
По дисциплине «Организация деятельности коммерческого банка»

Правовые основы создания, реорганизации и ликвидации коммерческого банка

 

 

 

 

Студент группы ФЗ-02-10

Факультет финансово-              ___________________ Р. Г. Акчурин

экономический                         «____»_________2013

 

Преподаватель                         ___________________ И. И. Шеломенцева

                                                   «____»___________2013

 

Рецензент                                  ___________________ И. И. Шеломенцева

                                                  «____»___________2013

 

 

 

                                                       Челябинск  

                                                            2013

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………3

2.Законодательные основы деятельности коммерческих банков ………….4

3. Создание, реорганизация и ликвидация банка …………………………….13

3.1.Порядок и этапы создания кредитной организации. Документы, завершающие отдельные этапы ………………………………………………….13

3.2. Особенности реорганизации и ликвидации кредитной организации......21

3.3. Банкротство кредитных организаций………………………………….. 23

4. Функции коммерческих банков их организационная и управленческая структура……………………………………………………………………………41

6. Заключение………………………………………………………….…......... 45

7. Список использованной литературы……………………………………. 46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

           На формирование банковского  законодательства оказывают влияние  хозяйственные потребности общества, развитие тех или иных сфер  экономической деятельности. Например, развитие рынка недвижимости привело к возникновению ипотечных банков, формирование рынка ценных бумаг - инвестиционных банков и т.д. Нормы, регулирующие правовое положение центральных банков, складываются, помимо иных факторов, под влиянием инфляционных процессов, поскольку основной задачей таких банков по законодательству большинства стран является поддержание устойчивости национальной валюты.

Государство в целях  обеспечения стабильности в экономике  стремится к стабильности в банковской системе. Для достижения этой цели оно старается балансировать между тем, чтобы, с одной стороны, предоставить банкам как можно больше предпринимательской самостоятельности, но, с другой стороны, чтобы не дать банкам ущемить интересы государства и общества в целом.

 К сожалению, во  всем мире, и в России в том числе, такой баланс не в полной мере соблюдается. Российское законодательство, во-первых, не отличается стабильностью и уже по одной этой причине не способно обеспечить обществу искомый баланс интересов. Во-вторых, оно не отличается качеством принимаемых норм, которые нередко противоречат друг другу. В-третьих, большинство действующих нормативных актов банковской сферы носят подзаконный характер, что, конечно, нельзя признать удовлетворительным, учитывая особенности объекта регулирования банковского законодательства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. «О банках и  банковской деятельности» правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным  законом, Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Следующим в системе  банковского законодательства следует  назвать Гражданский кодекс РФ (ч. 1 и 2). В нем определяются понятие предпринимательской деятельности и ее признаки, организационно-правовые формы юридических лиц; кодекс устанавливает понятие и содержание договоров банковского вклада, банковского счета, кредитного договора, основания ответственности сторон и т.п.

В регулировании банковской деятельности значительную роль играют подзаконные нормативные акты. Банковскому праву вообще присуще многоуровневое нормативное регулирование, что также нельзя признать положительным фактом.

До 1987 г. в России банковскую систему составляли Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Внешторгбанк СССР. За рубежом работала система совзагранбанков. В 1987 г. началась реформа банковской системы. На первом этапе была создана двухуровневая банковская система, то есть центральный эмиссионный банк и государственные специализированные банки. К числу последних относились Промстройбанк (промышленно-строительный банк), Агропромбанк (агропромышленный банк) и другие. Жестко централизованная банковская система СССР была разрушена. С принятием в 1990 г. законов «О государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности» банки получили экономическую самостоятельность, поскольку получили возможность не отвечать по обязательствам государства. Число коммерческих банков, возникших в последующие годы, было очень велико. В августе 1990 г. их было 202, а в 1992 г. - уже более 1600.1 На I декабря 1996 г. количество зарегистрированных кредитных организаций составляло 2604 единицы. В декабре 2000 г. было зарегистрировано 2 104 банка и 40 небанковских кредитных организаций. Августовский кризис 1998 г., резкое изменение курса рубля по отношению к доллару и прекращение выплат по ГКО привели к тому, что множество крупных российских банков уже к началу 1999 г. стали проблемными.

 

2.Законодательные  основы деятельности коммерческих банков

 

 Деятельность коммерческих  банков Российской Федерации  строится в соответствии с  Федеральным законом «О банках  и банковской деятельности» основанном  на Законе РСФСР от 02 декабря  1990 года "О банках и банковской  деятельности в РСФСР" с  изменениями, внесенными Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г.) и Законом "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)".

 

 Рассмотрим наиболее  важные для данной работы положения  Федерального закона «О банках  и банковской деятельности».

 

 

 Статья 1. Основные  понятия настоящего Федерального  закона

 Кредитная организация  - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право  осуществлять в совокупности следующие  банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

 

 Статья 2. Банковская  система Российской Федерации и правовое регулирование банковской деятельности

 Банковская система  Российской Федерации включает  в себя Банк России, кредитные  организации, а также филиалы  и представительства иностранных  банков.

 Правовое регулирование  банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

 

 Статья 5. Банковские  операции и другие сделки кредитной организации

 К банковским операциям  относятся:

1) привлечение денежных  средств физических и юридических  лиц во вклады (до востребования  и на определенный срок);

2) размещение указанных  в пункте 1 части первой настоящей  статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение  банковских счетов физических  и юридических лиц;

4) осуществление расчетов  по поручению физических и  юридических лиц, в том числе  банков-корреспондентов, по их  банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной  валюты в наличной и безналичной  формах;

7) привлечение во вклады  и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских  гарантий.

9) осуществление переводов  денежных средств по поручению  физических лиц без открытия  банковских счетов (за исключением  почтовых переводов).

 Кредитная организация  помимо перечисленных в части  первой настоящей статьи банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

1) выдачу поручительств  за третьих лиц, предусматривающих  исполнение обязательств в денежной  форме;

2) приобретение права  требования от третьих лиц  исполнения обязательств в денежной  форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций  с драгоценными металлами и  драгоценными камнями в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных  и информационных услуг.

 Кредитная организация  вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Все банковские  операции и другие сделки осуществляются  в рублях, а при наличии соответствующей  лицензии Банка России - и в  иностранной валюте. Правила осуществления  банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.

 Кредитной организации  запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

 

 Статья 6. Деятельность  кредитной организации на рынке ценных бумаг

 В соответствии  с лицензией Банка России на  осуществление банковских операций  банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение  и иные операции с ценными  бумагами, выполняющими функции  платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций, с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

 Кредитная организация  имеет право осуществлять профессиональную  деятельность на рынке ценных  бумаг в соответствии с федеральными  законами.

 

 Статья 8. Предоставление  информации о деятельности кредитной  организации

 При осуществлении  банковских операций кредитная  организация обязана по требованию  физического или юридического  лица предоставить лицензию на  осуществление банковских операций, информацию о своей финансовой отчетности (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) и аудиторское заключение за предыдущий год, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год.

 За введение физических  и юридических лиц в заблуждение  путем непредставления информации либо предоставления недостоверной или неполной информации кредитная организация несет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

 

 Статья 11. Уставный  капитал кредитной организации

 Уставный капитал  кредитной организации составляется  из величины вкладов ее участников  и определяет минимальный размер  имущества, гарантирующего интересы  ее кредиторов.

(Указанием ЦБР от 30 сентября 1998 г. N 365-У разрешено производить  оплату взносов в уставные капиталы кредитных организаций в иностранной валюте)

 Банк России устанавливает  предельный размер неденежной  части в уставном капитале  кредитных организаций, а также  минимальный размер уставного  капитала вновь регистрируемых  кредитных организаций. Норматив минимального размера уставного капитала может устанавливаться в зависимости от вида кредитных организаций.

 Решение Банка России  об изменении минимального размера  уставного капитала вступает  в силу не ранее чем через  90 дней после дня его официального опубликования. Для вновь регистрируемых кредитных организаций Банком России применяется норматив минимального размера уставного капитала, действующий на день подачи документов на регистрацию и получение лицензии.

 Банк России не  имеет права требовать от ранее зарегистрированных кредитных организаций изменения их уставного капитала.

 Не могут быть  использованы для формирования  уставного капитала кредитной  организации привлеченные денежные  средства, за исключением случаев,  предусмотренных федеральными законами.

 Средства федерального  бюджета и государственных внебюджетных  фондов, свободные денежные средства  и иные объекты собственности,  находящиеся в ведении федеральных  органов государственной власти, не могут быть использованы  для формирования уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Информация о работе Правовые основы создания, реорганизации и ликвидации коммерческого банка