Правовые основы создания, реорганизации и ликвидации коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

На формирование банковского законодательства оказывают влияние хозяйственные потребности общества, развитие тех или иных сфер экономической деятельности. Например, развитие рынка недвижимости привело к возникновению ипотечных банков, формирование рынка ценных бумаг - инвестиционных банков и т.д. Нормы, регулирующие правовое положение центральных банков, складываются, помимо иных факторов, под влиянием инфляционных процессов, поскольку основной задачей таких банков по законодательству большинства стран является поддержание устойчивости национальной валюты.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………3
2.Законодательные основы деятельности коммерческих банков ………….4
3. Создание, реорганизация и ликвидация банка …………………………….13
3.1.Порядок и этапы создания кредитной организации. Документы, завершающие отдельные этапы ………………………………………………….13
3.2. Особенности реорганизации и ликвидации кредитной организации......21
3.3. Банкротство кредитных организаций………………………………….. 23
4. Функции коммерческих банков их организационная и управленческая структура……………………………………………………………………………41
6. Заключение………………………………………………………….…......... 45
7. Список использованной литературы……………………………………. 46

Файлы: 1 файл

Курсовая ОДКБ.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

Участники (акционеры) кредитной  организации вправе производить  оплату уставного капитала создаваемой кредитной организации и увеличение уставного капитала действующей кредитной организации иными, принадлежащими им активами, не являющимися денежными средствами или банковским зданием (помещением). В этом случае должны быть представлены документы, подтверждающие право учредителей на их внесение в уставный капитал кредитной организации. Материальные активы должны быть оценены и отражены в балансе кредитной организации в валюте РФ.

Вклад не может быть в  виде имущества, право распоряжения которым ограничено либо законом, либо заключенным ранее договором. Денежная оценка материальных активов утверждается общим собранием учредителей. Оценка может быть произведена независимым оценщиком.

Предельный размер неденежной части уставного капитала создаваемой  кредитной организации не должен превышать 20% первые 2 года деятельности и не более 10% - в последующие годы.

Вкладом в уставный капитал  кредитной организации не могут  быть:

- привлеченные денежные  средства, то есть те, которые  не принадлежат учредителям на  праве собственности, либо в отношении которых существуют какие-либо ограничения;

- средства федерального  бюджета и государственных внебюджетных  фондов, свободные денежные средства  и иные объекты собственности,  находящиеся в ведении федеральных  органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Средства бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления могут быть использованы для формирования уставного капитала банка на основании соответственно акта субъекта РФ или решения органа местного самоуправления;

- ценные бумаги и  нематериальные активы. Это общее  правило, однако в соответствии  с Указанием ЦБР от 8 июня 1999г.  № 571-У «О порядке оплаты  долей (акций) кредитных организаций  облигациями федерального займа  с постоянным купонным доходом и денежными средствами»1 для оплаты долей (акций) создаваемых и действующих кредитных организаций могут быть использованы облигации федерального займа с постоянным купонным доходом. При этом не имеет значения размер уставного капитала, оплаченного иными видами неденежных средств.

Предельный размер части  уставного капитала кредитной организации, оплаченной облигациями, может составлять не более 25% от общего размера уставного  капитала кредитной организации. Облигации  должны принадлежать владельцу на праве собственности и не быть обремененными каким-либо обязательствами.

Цена облигаций при  оплате долей (акций) не может быть больше рыночной цены облигаций на определенную дату.

3. Третья группа требований  к формированию уставного капитала кредитной организации связана с необходимостью соблюдения определенной процедуры внесения средств, о чем говорилось выше (имеются в виду сроки внесения, необходимость соблюдать антимонопольные правила, невозможность выхода учредителей из состава участников кредитной организации в течение первых 3-х лет со дня его регистрации и т.п.).

 

3.2. Особенности реорганизации и ликвидации кредитной организации

Реорганизация кредитной  организации может быть осуществлена в следующих формах: слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование.

 Каждая из них  имеет свои особенности, однако, общим для всех форм реорганизации  является следующее: 

1. При всех формах  реорганизации кредитной организации  с созданием нового юридического  лица ЦБ РФ рассматривает вопрос о выдаче им новых лицензий на осуществление банковских операций;

2. Кредитные организации  уведомляют ЦБ РФ о своей  реорганизации и представляют  необходимые для регистрации  документы в течение 1 месяца  со дня принятия решения о  реорганизации; 

3. При реорганизации с кредитной организации взимается регистрационный сбор;

4. Информация о реорганизации публикуется в «Вестнике Банка России».

 

При осуществлении слияния  и присоединения следует руководствоваться  Положением Банка России от 30 декабря 1997 г. № 12-П «Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения».

 

Слияние и присоединение  проводятся поэтапно и включают:

- подготовка договора  о слиянии или присоединении; 

-уведомление территориального  учреждения Банка России по  месту нахождения реорганизующегося банка о предстоящем слиянии или присоединении;

-проведение совещания  представителей реорганизующегося  банка с представителями территориального  учреждения Банка России по  месту предполагаемого нахождения  нового банка. На этом совещании обсуждаются вопросы о сроках, целях реорганизации и т.п.;

-проведение общих  собраний участников реорганизующихся  банков, где решаются вопросы  об утверждении договора о  слиянии или присоединении; 

-уведомление кредиторов  реорганизуемых банков о принятом общим собранием участников решении о реорганизации. Срок для такого уведомления

- не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации;

     - проведение общего собрания участников реорганизующихся банков.

 Протокол этого  собрания представляется в территориальное учреждение Банка России, в нем отражаются следующие вопросы: утверждение учредительных документов (при слиянии) или изменений в них (при присоединении); избрание исполнительных органов; решение о выпуске ценных бумаг; утверждение сводного баланса и т.п.;

-представление в территориальное  учреждение Банка России документов, связанных с регистрацией банков. Срок представления документов - не позднее 30 рабочих дней с  даты проведения совместного  общего собрания.

За регистрацию банка  в случае реорганизации в форме слияния взимается сбор 0,01% от величины его уставного капитала. Необходимо также представление заключения федерального антимонопольного органа.

Для регистрации создаваемых  в результате разделения или выделения  банков, в территориальное учреждение Банка России представляются те же документы, что и для создания банка.

Кроме того, представляются: протокол общего собрания участников реорганизуемого банка, на котором  было принято это решение; разделительный баланс; документы, подтверждающие уведомление кредиторов банка о реорганизации. Территориальное учреждение Банка России по результатам рассмотрения документов принимает решение о возможности реорганизации банка и направляет все документы в Банк России, который уже вносит запись о государственной регистрации созданных кредитных организаций и запись о прекращении деятельности реорганизованного банка (в случае разделения).

Для регистрации банка, возникшего в результате преобразования, и территориальное учреждение Банка  России по месту нахождения банка направляются документы: передаточный акт; документы, подтверждающие уведомление кредиторов банка о реорганизации; копии опубликованного в печати баланса преобразуемого банка. В остальном порядок реорганизации такой же, как и при выделении или разделении.

В соответствии со ст. 61-64 ГК РФ ликвидация банка осуществляется его учредителями. Добровольная ликвидация производится на основании решения  общего собрания учредителей, причем на момент принятия решения о добровольной ликвидации банк должен выполнить все свои обязательства перед кредиторами. Решение о добровольной ликвидации не может быть принято в случае, если банк фактически является неплатежеспособным.

При внесудебной процедуре  ликвидации банка учредители назначают  ликвидационную комиссию, предварительно согласовав ее состав с ЦБ РФ.

При судебной процедуре  ликвидации несостоятельного банка (банкрота) состав такой комиссии утверждает суд.

Банк России, приняв решение  о возможности реорганизации  кредитной организации или ее ликвидации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения Банка России и представленных им необходимых документов и сведений уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом Банку России.

 Взаимодействие Банка  России с уполномоченным регистрирующим  органом по вопросу государственной  регистрации кредитной организации  в связи с ее ликвидацией  или реорганизацией осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

Государственная регистрация  кредитных организаций в связи  с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем 45 рабочих  дней со дня представления в Банк России всех необходимых документов.

Государственная регистрация  кредитных организаций в связи  с ее реорганизацией осуществляется в срок не более чем 6 месяцев со дня представления в Банк России всех необходимых документов.

Реорганизация или ликвидация кредитной организации считается завершенной после внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

 

3.3. Банкротство кредитных организаций

Правовое регулирование  банкротства кредитных организаций  осуществляется Законом  «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25февраля 1999г. №40-ФЗ Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, не урегулированные этим законом, регулируются Законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 6-ФЗ от 8 января 1998г., если это предусмотрено самим законом или нормативными актами Банка России. Отношения, связанные с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, не урегулированные этим законом, регулируются иными нормами.

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации  понимается признанная арбитражным  судом ее неспособность удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и  (или) исполнить обязанность  по уплате обязательных платежей (далее - банкротство).

Признаками банкротства  кредитной организации являются:

- неспособность ее  удовлетворить требования кредиторов  и (или) исполнить обязанность  по уплате обязательных платежей, если эти обязанности не исполнены  ею в течение 1 месяца с даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии стоимость ее имущества недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами;

- требования к кредитной  организации в совокупности составляют  не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

Меры по предупреждению банкротства кредитной организации  установлены законодательно. Такими мерами являются:

- финансовое оздоровление  кредитной организации; 

-назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

- реорганизация кредитной организации. 

В целях финансового оздоровления кредитной организации могут  осуществляться следующие меры.

1. Оказание финансовой помощи  кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами:

- предоставление поручительств  (банковских гарантий) по кредитам  для кредитной организации; 

- предоставление отсрочки и  (или) рассрочки платежа; 

- перевод долга кредитной организации  с согласия ее кредиторов;

-отказ от распределения прибыли  кредитной организации в качестве  дивидендов и направление ее  на осуществление мер по финансовому  оздоровлению данной кредитной  организации; 

- дополнительный взнос в уставный  капитал данной кредитной организации; 

- иные формы. 

2. Изменение структуры  активов и структуры пассивов  кредитной организации: 

- улучшение качества  ее кредитного портфеля;

-сокращение расходов  кредитной организации; 

- увеличение собственных  средств (капитала);

-иные меры по изменению  структуры ее активов и пассивов.

3. Изменение организационной  структуры кредитной организации: 

- изменение состава  и численности сотрудников кредитной  организации; 

- изменение структуры,  сокращение и ликвидация обособленных  и иных структурных подразделений кредитной организации, а также иными способами.

В целях финансового  оздоровления применяются также  иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.

Временная администрация  является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России. Положением ЦБ РФ от 14.05.1999№ 76-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией» определен порядок осуществления деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией.

Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию, когда у кредитной организации отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Акт Банка России о назначении временной администрации публикуется в «Вестнике Банка России» в течение 10 дней с момента его принятия.

Временная администрация  назначается Банком России на срок не более девяти месяцев. Банк России вправе продлить срок действия временной  администрации не более чем на три месяца.

Руководителем временной  администрации назначается служащий Банка России, им также может быть служащий Государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций».

При назначении временной  администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации  могут быть либо ограничены, либо приостановлены. В зависимости от того, ограничиваются или приостанавливаются полномочия исполнительных органов кредитной организации, различаются правовые последствия назначения временной администрации и ее функции.

Информация о работе Правовые основы создания, реорганизации и ликвидации коммерческого банка