Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 00:06, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы - раскрыть содержание реформирования пенсионной системы в Российской Федерации на основе анализа доходов и расходов ОПФР в Архангельской области, а также выявить проблемы и предложить пути совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
на основе анализа доходов и расходов ОПФР в Архангельской области рассмотреть предпринятые шаги реформирования пенсионной системы РФ;
на основе изучения мирового опыта построения пенсионных систем выявить возможности использования их достоинств в отечественной практике реформирования системы пенсионного страхования.
Выпускная квалификационная работа написана на основе изучения нормативно-правовых актов, связанных с построением и реформированием пенсионной системы РФ, материалов учебников и учебно–методических изданий, информации периодических изданий и электронных ресурсов, а также отчетных данных ОПФР в Архангельской области.
Выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…….……....6
1.1 Этапы реформирования пенсионной системы России………………….6
1.2 Проблемы пенсионного обеспечения…………………………………….18
1.3 Необходимость перехода на пенсионное страхование…………………28
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ НА ПРИМЕРЕ ОПФР В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ……………………….……………………………………………….37
2.1 Характеристика деятельности ОПФР в Архангельской области………………………………………………………………….………..37
2.2 Анализ деятельности ОПФР в Архангельской области……………………………………………………………………………40
2.3 Динамика и структура выплат из пенсионного фонда………………...50
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ………………………………………………………………….59
3.1 Пенсионные реформы: зарубежный опыт……………………………….59
3.2 Относительная эффективность накопительной и распределительной систем……………………………………………………….…………………….69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………88
При подготовке пенсионной реформы 2002 г. было сделано предположение, что пенсионный возраст останется неизменным и через 50 лет. При этом предположении прогнозируемый коэффициент замещения (отношение пенсии к зарплате) действительно выглядел угрожающе. А вот при постепенном повышении пенсионного возраста снижение коэффициента замещения было далеко не столь велико.
Очень часто встречаются утверждения, будто продолжительность жизни в России настолько мала, что пенсионный возраст повысить невозможно (вероятно, именно поэтому российские женщины, которые в среднем живут на 13 лет дольше мужчин, выходят на пенсию по старости на пять лет раньше). В 2006 г. средняя «продолжительность жизни мужчин при рождении» действительно составляла 60 лет и четыре месяца. Из этого иногда делается вывод, что мужчины пенсию практически не получают. Для того чтобы понять, что российский мужчина все же живет на пенсии больше четырех месяцев, достаточно посмотреть в окно. Мужчина, доживший до 60 лет, проживет, в среднем, еще 14 лет, а не четыре месяца. Тем не менее, даже известные специалисты не всегда понимают разницу между «продолжительностью жизни при рождении» и «остаточной продолжительностью жизни» лиц, доживших до пенсионного возраста.
Пенсионной системе свойственны некоторые странности. В частности, довольно трудно понять, почему 75-летняя работница платит налоги на содержание 55-летней старушки. Кроме кнута - повышения пенсионного возраста - имеет смысл и пряник в форме налогового стимулирования пожилых работников. На наш взгляд, стоит проанализировать возможность освобождения от подоходного налога и снижения единого социального налога с выплатой разницы самому работнику. Как вариант возможно зачисление сэкономленных налогов на пенсионный накопительный счет работника [34, c. 65].
Следует
отметить, что, несмотря на грустную реальность,
есть определенные основания ожидать
существенного роста
Обобщая сказанное, следует отметить, что проблемы будущих пенсионеров не должны затмевать проблем нынешних, мягко говоря, не роскошествующих пенсионеров [35, c. 90].
Доходность пенсионных инвестиций должна превосходить скорость роста зарплаты, в противном случае отказ от распределительной системы не оправдан. Достижение необходимого уровня доходности усложняется, правда, тем, что рост зарплаты в России выше, чем в развитых странах. Высокодоходные инвестиции крайне нестабильны, и обязательная государственная накопительная система должна как-то решать эту проблему. Если у людей, выходящих на пенсию с разницей в два-три года, пенсия, при прочих равных условиях, будет отличаться в несколько раз, государство вряд ли сможет остаться в стороне. Низкая рождаемость определяет необходимость повышения пенсионного возраста, даже если нет роста продолжительности жизни. В отсутствие детей нужно заботиться о себе самостоятельно. Целью повышения пенсионного возраста должна быть не экономия на пенсионерах, а повышение пенсий для стариков. При этом здоровые пятидесятипятилетние женщины и шестидесятилетние мужчины стариками не являются и должны сами о себе заботиться. (Конечно, лица, не способные к труду по состоянию здоровья, получат пенсию по инвалидности.) Повышение пенсионного возраста должно сопровождаться: изысканием дополнительных источников финансирования пенсий; введением налоговых льгот для пожилых работников.
Отчисления на накопительную часть пенсии стали осуществляться с 2002 г. В 2005 - 2010 гг. доходность инвестирования средств накопительной части пенсии в государственной управляющей компании, представленные в таблице 15, выросла в 1,4 раза, в среднегодовом исчислении – 1,058 раза. Доходность в частных управляющих компаниях за этот же период повысилась в 1,32 раза, а среднегодовая доходность составила 1,047 раза, то есть менее 5 % за год.
За этот же период инфляция выросла в 1,86 раза, индексация страховой части пенсии – в 2,81 раза, а средняя заработная плата – в 3,37 раза. Таким образом, за шесть леи накопленный пенсионный капитал обесценился из-за инфляции на 25%, а относительно средней заработной платы – на 59 %.
Индексация страховой части пенсии отставала от роста средней заработной платы, что противоречит идеологии распределительной пенсионной системы и снижает коэффициент замещения. Однако эта индексация все равно существенно превышала доходность пенсионных накоплений.
Так, среднегодовая индексация страховой части пенсии составила за шесть лет 18 %, а среднегодовая доходность в государственной УК – менее 6 %, то есть в три раза меньше.
Таблица 15
Доходность размещения средств накопительной части пенсии
Показатель | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2005 - 2010, раз | В среднем за год, раз |
Доходность инвестирования средств накопительной части пенсии государственной управляющей компанией | 7,33 | 12,18 | 5,67 | 5,98 | -0,46 | 4,08 | 1,40 | 1,058 |
Средневзвешенная доходность инвестирования средств накопительной части пенсии: | ||||||||
частными управляющими компаниями | 4,26 | 21,22 | 20,31 | 0,75 | -27,88 | 19,58 | 1,32 | 1,047 |
негосударственными пенсионными фондами | - | - | 17,76 | 6,44 | -22,60 | 50,00 | 1,45 | 1,098 |
Индексация страховой части пенсии | 15,85 | 11,10 | 12,90 | 9,00 | 30,00 | 35,80 | 2,81 | 1,188 |
Инфляция | 11,70 | 11,00 | 9,00 | 11,90 | 13,30 | 8,80 | 1,86 | 1,109 |
Темп роста заработной платы | 22,50 | 26,90 | 25,40 | 26,00 | 26,60 | 8,30 | 3,37 | 1,224 |
Расчет произведен в конкретных условиях 2007 - 2010 гг. для двух работавших весь этот период граждан, получавших среднюю заработную плату, 1966 и 1967 г.р. Первый делал отчисления на накопительную часть пенсии в течение трех лет – по 2% из 14 %; с 2005 г. для него они перестали быть обязательными, поэтому все 14 % отчислений направлялись на страховую часть. Второй с 2002 по 2004 г. отчислял больший процент на накопительную пенсию и соответственно меньший – на страховую. С 2005 г. он отчислял 4 %, а с 2008 г. - 6% на накопительную часть пенсии и соответственно лишь 10 и 8% - на страховую.
Оба гражданина получали одинаковую заработную плату и производили равные пенсионные отчисления (14 %). Они различались лишь по распределению взносов на накопительную и страховую части пенсии. Условно-накопительный (страховой) капитал индексировался по закону «О трудовых пенсиях», а накопительный переоценивался в соответствии с годовой доходностью, сообщаемой государственной УК.
Накопленный страховой капитал оценивался как сумма отчислений каждого года с учетом индексации страховой части пенсии, начиная с года, в котором произведены отчисления, до 2009 г. включительно методом цепных индексов.
Оценка пенсионного капитала по накопительной части пенсии рассчитана как произведение суммы отчислений на нее, сделанных в соответствующем году, на доходность, полученную за весь период после осуществления отчислений до 2009 г. включительно. Поскольку в 2002 и 2003 гг. средства инвестировались непосредственно Пенсионным фондом, в расчетах за эти годы принята доходность размещения им временно свободных средств.
Нужно исходить из того, что накопления, сделанные в текущем году, инвестированы в этом же году. На практике есть временный лаг – от шести месяцев до года, пока произведенные отчисления Пенсионный фонд передает в УК для инвестирования.
Расчеты показывают, что при одинаковых заработной плате и социальных взносах пенсия гражданина, из которого в полной мере распространяется накопительный принцип, будет меньше, чем у того, кто с 2005 г. полностью находится в рамках распределительной системы и имеет только страховую часть пенсии.
При одинаковых заработной плате и отчислениях совокупный пенсионный капитал гражданина, не имеющего накопительный части пенсии, на 35,2 тыс. руб. превышает капитал гражданина, на которого в обязательном порядке распространяется накопительный принцип. Если бы эти два человека вышли на пенсию сейчас по существующим правилам, то при прочих равных условиях пенсия старшего по возрасту была бы на 156 руб. больше, чем младшего, поскольку накопительная часть пенсии обесценивается быстрее страховой.
Таким образом, из-за низкой доходности пенсионных накоплений и ее существенного отставания от индексации страховой части пенсии размер пенсий у граждан, имеющих обязательный накопительный элемент, оказывается меньше, чем у тех, кто получает пенсии в рамках распределительной системы [31, c. 40].
Необходимость
перехода к накопительной системе
обычно объясняют падением соотношения
численности работающих и пенсионеров.
В настоящее время оно
Однако при распределительной системе размер пенсии определяется не только соотношением работающих и пенсионеров, но и размером отчислений от заработной платы и ее уровнем.
Даже
при изменении соотношения
Анализ данных за последние десять лет показывает, что в России отношение ФОТ к ВВП остается стабильным со слабой тенденцией к росту (при явно заниженной доле ФОТ в ВВП). При этом средняя заработная плата увеличивается несколько более высокими темпами, чем ВВП. Динамика ВВП, фонда оплаты труда и средней заработной платы представлена в таблице 16.
Таблица 16
Динамика ВВП, фонда оплаты труда и средней заработной платы в Российской Федерации
Показатель | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Заработная плата номинальная средняя, тыс. руб. | 3,24 | 4,36 | 5,50 | 6,74 | 8,55 | 10,63 | 13,59 | 17,11 | 18,54 |
ВВП номинальный, трлн. Руб. | 8,94 | 10,83 | 13,24 | 17,05 | 21,62 | 26,88 | 32,99 | 41,54 | 38,99 |
Фонд оплаты труда, млрд. руб. | - | 2648 | 3291 | 3973 | 4948 | 6137 | 7984 | 10242 | 10746 |
Темп прироста фонда оплаты труда, проценты | - | - | 24,28 | 20,72 | 24,54 | 24,03 | 30,10 | 28,28 | 4,92 |
Темп прироста заработной платы номинальной средней, проценты | - | 34,57 | 26,15 | 22,54 | 26,85 | 24,33 | 27,85 | 25,90 | 8,36 |
Темп прироста номинального ВВП, процент | - | 21,14 | 22,25 | 28,78 | 26,80 | 24,33 | 22,73 | 25,92 | -6,14 |
Доля ФОТ в ВВП, проценты | - | 24,45 | 24,86 | 23,30 | 22,89 | 22,83 | 24,20 | 24,66 | 27,56 |