Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:44, отчет по практике
Цель производственной практики получить практические навыки в области управления кредитным портфелем коммерческого банка на примере ОАО «Сбербанк России».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать организационно-правовую форму и учредительные документы ОАО «Сбербанк России»;
- рассмотреть организационную структуру, систему управления и осуществляемые деятельности банка;
- изучить бухгалтерский баланс за 2009 – 2011гг.;
- охарактеризовать Отдел по работе с проблемной задолженностью физических лиц ДО №8596/003 ОАО «Сбербанк России»;
- рассмотреть кредитную политику банка в текущих экономических условиях;
- проанализировать динамику и структуру кредитного портфеля ОАО «Сбербанк России»;
- разработать рекомендации по совершенствованию управления кредитным портфелем ОАО «Сбербанк России».
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
5
1.1. Характеристика организационно правовой формы и учредительных документов ОАО «Сбербанк России»
5
1.2. Организационная структура, система управления и осуществляемые виды деятельности ОАО «Сбербанк России»
7
1.3. Оценка и анализ состава и структуры агрегированного баланса банка
11
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
17
2.1. Характеристика деятельности ОРПЗ – ФЛ ОАО «Сбербанк России» ДО №8596
17
2.2. Кредитование физических лиц в Сбербанке России
20
2.3. Управление кредитным портфелем ОАО «Сбербанк России»
25
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
31
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления кредитным портфелем ОАО «Сбербанк России»
31
3.2. Пути совершенствования кредитной политики в текущих экономических условиях
35
3.3. Перспективы дальнейшего качественного и количественного роста портфеля кредитов физическим лицам
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
45
ПРИЛОЖЕНИЯ
47
На основе рассчитанных данных, построим графики доходности кредитного портфеля и банковского капитала ОАО «Сбербанк России» (рисунок 5).
Рисунок 5 - Доходность кредитного портфеля ОАО «Сбербанк России» за 2009-2011 гг.
Доходность кредитного портфеля за последние три года увеличилась с 7,31 % до 11, 83 %, что благоприятно для банка. Рост в основном произошел за счет увеличения процентов, полученных с заемщиков. Показатель доходности банковского капитала также увеличился с 4,94% в 2009 г. до 7,04 % в 2011 г., что также можно признать положительной тенденцией.
ОАО «Сбербанк России» уделяет пристальное внимание контролю уровня концентрации крупных кредитных рисков, который в настоящее время оценивается как приемлемый.
Таблица 7
Концентрация кредитного риска ОАО «Сбербанк России» в 2009-2011 гг.
Показатель, % |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Доля ссуд крупнейшему заемщику в кредитном портфеле до вычета резерва под обесценение |
3,1 |
3,5 |
4,4 |
Доля ссуд 10 крупнейшим заемщикам |
15,8 |
15,8 |
16,9 |
Из таблицы 7 следует, что доля кредитов десяти крупнейшим заемщикам (группам связанных заемщиков) на 31 декабря 2011 года составила 16,9% кредитного портфеля. Среди крупнейших заемщиков банка – предприятия различных отраслей экономики. Таким образом, кредитный риск в ОАО «Сбербанк России» в достаточной степени диверсифицирован.
Применяемые методы и процедуры управления кредитным риском позволили Банку по итогам 2010 года сохранить высокое качество кредитного портфеля.
В дальнейшем кредитные риски ОАО
«Сбербанк России» могут быть
эффективно снижены путем создания
специальных проектных
Увеличение резерва на возможные потери за последние три года положительно для деятельности банка и говорит о том, что ОАО «Сбербанк России» стал проводить более успешную политику защиту от рисков.
Качество управления кредитным
портфелем характеризуется
Таблица 8
Анализ качества управления кредитным портфелем Сбербанка за 2009-2011 гг.
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Сумма выданных кредитов, тыс. руб. |
3335114579 |
4373529515 |
4224298249 |
Чистые активы (собственные средства), тыс. руб. |
3 988 641 545 |
5 331 899 713 |
5 161 302 697 |
Величина клиентской базы, тыс. руб. |
3 872 732 738 |
4 802 831 486 |
5 396 960 205 |
Просроченная задолженность |
38071392 |
74431392 |
216722966 |
Сумма кредитов, предоставленных банкам и клиентам с учетом простроченной задолженности, тыс. руб. |
3375265982 |
4450040918 |
4443101226 |
Коэффициент кредитной активности |
0,84 |
0,82 |
0,82 |
Использование ресурсов на кредитование |
0,86 |
0,91 |
0,78 |
Коэффициент качества ссуд |
0,99 |
0,98 |
0,95 |
Из проведенного в таблице 8 анализа видно, что коэффициент кредитной активности > 0,6. Это говорит о том, что ОАО «Сбербанк России» на протяжении анализируемого периода проводит агрессивную политику, т. е. большую часть активов он направляет на кредитование. Из расчета коэффициента использования ресурсов на кредитование видно, что в 2011 году данный показатель равен 0,78, что говорит об оптимальной кредитной политике, т. е. на кредитование банк направляет необходимую долю клиентских ресурсов.
Удельный вес просроченной
задолженности в кредитном
Просроченная задолженность по
кредитам за анализируемый период увеличилась
за счет увеличения задолженности как
физических лиц так и юридических
лиц. Зачастую возникновение просроченной
задолженности связано с
Для быстрого и качественного проведения
анализа кредитного портфеля необходимо
ввести в ОАО «Сбербанк России»
автоматизированный учет заключения и
закрытия кредитных договоров, а
также условий, на которых выдается
кредит, заключения и расторжения
договоров залогов и
В качестве рекомендаций по совершенствованию
управления кредитным портфелем
ОАО «Сбербанк России» также
можно предложить усовершенствовать
нормативные и структурные
В рамках управления качеством кредитного
портфеля ОАО «Сбербанк России»
необходимо постоянно диверсифицировать
свою деятельность, прилагать усилия
к освоению новых видов кредитных
продуктов. Формирование и постоянный
анализ кредитного портфеля позволит
более четко разработать
3.2. Пути совершенствования кредитной политики в текущих экономических условиях
Сбербанк России как самый крупный банк России, работающий для 70 миллионов вкладчиков и 240 тысяч акционеров, в полной мере осознает свою роль в экономике и понимает необходимость соблюдения баланса между интересами акционеров и клиентов, с одной стороны, и интересами страны в целом, с другой стороны.
Сбербанк России, несмотря на сложные условия и существенно возросшую нагрузку на Банк, его сотрудников и инфраструктуру, продолжает свою деятельность в полном объеме, предоставляя все виды услуг постоянным и новым клиентам, физическим и юридическим лицам, предприятиям крупного, малого и среднего бизнеса, работающим во всех отраслях экономики.
Сложные экономические условия вызывают необходимость изменения кредитной политики Банка. Эти условия характеризуются следующими факторами: 1) недостаток ликвидности в экономике, как у банков, так и у предприятий; 2) кризис доверия в экономических отношениях (компании, банки, физические лица); 3) низкая доступность кредитов и их повышенная стоимость из-за возросших рисков («кредитное сжатие»); 4) снижение платежеспособного спроса как со стороны физических, так и со стороны юридических лиц; 5) значительное падение цен как на товары, сырье и материалы, так и на активы (недвижимость, ценные бумаги, предприятия); 6) повышенные колебания курсов всех валют.
По оценкам экспертов Сбербанка России, этот период будет длиться до полутора-двух лет.
Исходя из этого, Сбербанк особо рекомендует клиентам использовать консервативный подход к прогнозированию и долгосрочным планам развития бизнеса. Он также призывает клиентов, испытывающих или предвидящих финансовые трудности, обсудить их с ним как можно раньше, для того что бы было гораздо легче найти их решение, не доводя ситуацию до критической. Если же критическая ситуация все же возникнет, Сбербанк России сделает все для того, чтобы и клиент, и Банк вышли из нее с наименьшими потерями.
В этих условиях Сбербанк России будет придерживаться следующих приоритетов в кредитовании юридических лиц:
- отрасли, гарантирующие
- отрасли, выполняющие
- оборонно-промышленный
- малый бизнес;
- сельское хозяйство;
Осознавая особую ответственность
перед акционерами и
- достаточными и своевременными денежными потоками от операционной деятельности заемщика;
- операционной доходностью
- залогами ликвидных активов;
- гарантиями/поручительствами
- снижение лимита максимальной долговой нагрузки;
- введение дополнительных
- расширение перечня событий,
влекущих досрочное
- более четкое определение
Для этого Сбербанк России усиливает внимание: 1) к источникам погашения и их надежности; 2) к уровню текущей ликвидности клиента; 3) к уровню долговой нагрузки; 4) к качеству и ликвидности обеспечения; 5) к адекватности финансовых планов и действий заемщиков относительно резко изменившихся внешних условий; 6) к консервативности подходов в прогнозах платежеспособности клиентов; 7) к мониторингу ссудной задолженности для ранней диагностики потенциальных проблем у заемщиков.
В отношении физических лиц Сбербанк России будет следовать следующим приоритетам:
Сбербанк России работает исключительно в соответствии с действующим законодательством. Он усиливает борьбу с коррупционным и иным незаконным давлением на своих сотрудников и непримирим к недобросовестности в своих рядах. Для этого Банк открывает круглосуточную телефонную линию для получения информации, которая поможет нам обеспечить полное соблюдение прозрачных и справедливых правил предоставления кредитов клиентам Сбербанка России.
3.3. Перспективы дальнейшего
Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Сбербанк России»