Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 18:24, отчет по практике
Пройдя практику в АО «Цеснабанке» были приобретены:
навыки относительно финансовой и экономической деятельности;
получена необходимая информация и данные по банку необходимые для написания дипломной работы.
Следуя программе профессиональной (преддипломной) практики были выполнены следующие задания:
ознакомление с организацией и содержанием учетно-операционной работы банка;
изучение организации и содержания кредитной деятельности банка;
изучение порядка проведения депозитных операций;
ознакомление с ведением кассовых операций;
ознакомление с ведением валютных операций;
рассмотрение современных банковских операций и уcлуг;
изучение банковских операций с ценными бумагами.
Введение.
АО «Цеснабанк» - банк второго уровня Республики Казахстан, начавший свою деятельность в январе 1992 года. Период прохождения практики: с 2 декабря 2014 года по 27 декабря 2014 года. Продолжительность практики: 4 недели.
Целью прохождения профессиональной (преддипломной) практики является:
Следуя программе профессиональной (преддипломной) практики необходимо выполнить следующие задания:
В данном отчете отображена информация полученная в процессе прохождения практики.
Банк был создан в Республике Казахстан 17 января 1992 года как открытое акционерное общество в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В результате внесения изменений в законодательство в 2003 году, 26 декабря 2003 года Банк был перерегистрирован в акционерное общество (приложение 1). 19 мая 2014 года произошло изменение юридического адреса головного офиса Банка, в связи с чем соответствующие изменения были внесены в Устав Банка.
Банк осуществляет свою деятельность на основании генеральной лицензии № 1.2.74/74/29 (приложение 2) на проведение банковских и иных операций и деятельности на рынке ценных бумаг, выданной Национальным Банком Республики Казахстан (далее, «НБРК») 8 сентября 2014 года. Основными видами деятельности Банка являются привлечение депозитов, открытие и ведение счетов клиентов, предоставление кредитов и гарантий, осуществление расчетно-кассового обслуживания, проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой. Деятельность Банка регулируется Национальным Банком Республики Казахстан. Банк имеет генеральную лицензию на осуществление банковских операций и входит в государственную систему страхования вкладов в Республике Казахстан.
3 января 2007 года Банк создал
дочернюю компанию «Tsesna International B.V.»,
являющуюся компанией
В соответствии с Постановлениями Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее, «АФН») №65 и №66 от 18 мая 2010 года, Банк получил разрешение на приобретение дочерней компании – «Дочерней организации АО «Цеснабанк» Страховой Компании «Цесна Гарант» (далее, «Цесна Гарант»). Основной деятельностью АО «Цесна Гарант» является обязательное и добровольное страхование и перестрахование, осуществляемые в соответствии с лицензией №2.1.49 от 14 июня 2012 года, выданной Комитетом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан (далее, «КФН»). 22 апреля 2014 года произошло изменение юридического адреса Цесна Гарант и соответствующие изменения были внесены в Устав компании.
В течение года, закончившегося 31 декабря 2011 года, Банк получил контроль над АО «Цесна Капитал». По состоянию на 31 декабря 2012 года доля собственности Банка в АО «Цесна Капитал» составила 76.80% акционерного капитала. В 2013 году Банк приобрел оставшиеся 23.20% акций в акционерном капитале АО «Цесна Капитал». АО «Цесна Капитал» осуществляет деятельность на основании лицензии на управление инвестиционным портфелем на бирже без права привлечения добровольных пенсионных взносов за № 0003200615, выданной 3 июля 2014 года Национальным Банком Республики Казахстан. 30 сентября 2014 года произошло изменение юридического адреса АО «Цесна Капитал» и соответствующие изменения были внесены в Устав компании.
По состоянию на 30 сентября 2014 года Банк имел 22 филиала (31 декабря 2013 года: 22) и 140 отделений (31 декабря 2013 года: 130), через которые Банк осуществляет деятельность на территории Республики Казахстан. Юридический адрес головного офиса Банка: Республика Казахстан, г. Астана, ул. Сыганак, 24. Большая часть активов и обязательств Банка находится на территории Республики Казахстан.
Особенности, присущие банковскому учету, на которых был сделан акцент в прохождении профессиональной практики; ежедневный баланс; полная компьютеризация бухгалтерского учета - определяют специфику организации бухгалтерской работы в «Цеснабанке».
Бухгалтерская работа в банках в зависимости от ее содержания делится на операционную и учетную. Операционная работа заключается в обслуживании клиентов и проверке и обработке документов, являющихся основанием для проведения и отражения операции по бухгалтерским счетам. Она предусматривает следующие этапы:
Качество исполнения бухгалтерским работником операционной работы зависит от его знакомства с правилами осуществления отдельных видов банковских операций (кассовых, депозитных, расчетных, обменных и др.) и требует соответствующей профессиональной подготовки.
В составе учетной работы можно выделить следующие основные виды:
Банковская операция считается завершенной, если она отражена в бухгалтерском учете. Таким образом, рациональная и четкая организация учетно-операционной работы обеспечивает успешное выполнение возложенных на коммерческие банки функций.
Учетно-операционная работа - это совокупность процессов, связанных с оформлением документации по банковским операциям, ведением бухгалтерского учета и контролем за его полнотой и достоверностью.
Бухгалтерский аппарат объединяет работников банка, которые выполняют учетно-операционную работу.
Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением «Цеснабанка», который возглавляет главный бухгалтер.
В составе бухгалтерии «Цеснабанка» выделяют следующие отделы: учетно-операционный, отдел учета валютных операций, отдел учета внутрибанковских операций, отдел финансовой отчетности, отдел кредитования.
Функции Кассового Отдела:
Оформление документов на прием и выдачу наличных денежных средств по счетам, оформление документов на выдачу чековых книжек, проверка кассовой дисциплины организаций, оформление приходных и расходных документов сотрудникам банка на внесение платежей, получение командировочных расходов и так далее, учет ценных бланков.
Функции отдела обслуживания частных вкладов:
Открытие и закрытие счетов, обслуживание счетов физических лиц, перечисление средств со счета по поручению клиента, составление отчетов и передача их в Управление Учета и Контроля.
Главный бухгалтер несет всю полноту ответственности за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной финансовой отчетности.
Аналитический и синтетический учет.
По договору банковского счета «Цеснабанк» обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый Клиенту, денежные средства, выполнять распоряжения Клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведение других операций по счету.
Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право Клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами, но не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств Клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. Договор банковского счета расторгается по заявлению Клиента в любое время. По требованию банка договор банковского счета может быть расторгнут судом в следующих случаях: когда сумма денежных средств, хранящихся на счете Клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, и если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения Банка об этом; при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором. Такие же правила распространяются и на корреспондентские счета Банка. В «Цеснабанке» все операции по кредитованию, расчетам и другим их видам выполняются на основании соответствующих документов. Все они отражаются по счетам бухгалтерского учета, в двух разрезах: аналитическом (детализированном) и синтетическом (сводном).
В счетах аналитического учета фиксируются данные, необходимые для отражения оборота и текущего состояния операций. К аналитическим счетам относятся, например, открываемые предприятиям расчетные счета, в которых записываются поступления и выдачи средств и выводятся их остатки; из остатка видно, достаточно ли средств на расчетном счете для оплаты предъявляемых его владельцем платежных документов, в том числе для погашения задолженности банку по ссудам. Аналитическими счетами являются также ссудные счета Клиентов банка, показывающие их задолженность по ссудам.
В соответствии с номенклатурой счетов баланса аналитические счета группируются в синтетические — балансовые счета. Итоги записей по дебету и кредиту в аналитических счетах, объединяемых одним балансовым счетом, составят обороты по этому синтетическому счету, а итог остатков данной группы аналитических счетов — остаток по нему. Состав аналитических счетов, относящихся к каждому синтетическому счету, определяется характером учитываемых ценностей, средств, расчетов и других активов и пассивов, предусмотренных номенклатурой счетов банковского баланса.
Аналитический учет ведется преимущественно в лицевых счетах, которые и являются его документацией. Они открываются не только предприятиям и гражданам, но и учитывают целевое назначение тех или иных средств, например – фондов Банка.
Документы аналитического и синтетического учета. Документами аналитического учета являются лицевые счета, которым присваиваются наименование и номера. Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению. Используемые при нумерации лицевых счетов признаки закрытых договоров (счетов) могут присваиваться новым счетам с данным клиентом по истечении отчетного года (после 31 декабря), в котором был закрыт старый договор. В лицевых счетах должна быть отражена следующая информация: дата предыдущей операции по счету, входящий остаток на начало дня, обороты по дебету и кредиту, отраженные по каждому документу, остаток после каждой операции и остаток на конец дня. Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточках), в книгах. В реквизитах лицевых отражаются: дата совершения операции, номер документа, вид (шифр операции), номер корреспондентского счета, суммы — отдельно по дебету, кредиту и остаток. Допускается ведение учета взносов акционеров, вкладов физических лиц, работников банка, учета основных средств, МБП, товарно-материальных ценностей и других важных для банка операций, по отдельным программам с отражением на соответствующих счетах в балансе итоговыми суммами. Открытые счета Клиентам регистрируются в специальной книге. В книге регистрации содержатся следующие данные: дата открытия счета; дата и номер договора об открытии счета; наименование Клиента; наименование (цель) счета; номер лицевого счета; порядок и периодичность выдачи выписок по счету; дата сообщения налоговым органам об открытии счета; дата закрытия счета; примечание. Учетной политикой кредитной организации может быть предусмотрено ведение книги регистрации лицевых счетов с использованием ЭВМ, при условии ежедневной и на каждое первое число нового года распечатки ведомости вновь открытых и закрытых счетов, которые подшиваются в отдельное дело и хранятся у главного бухгалтера или его заместителя. Книга регистрации действующих счетов, сформированная за год, сверяется с ведомостями открытых и закрытых счетов, прошнуровывается, опечатывается, подписывается главным (зам. главного) бухгалтером и сдается в архив. При необходимости Банк может вести несколько книг, с обязательной сквозной нумерацией каждой страницы по всем книгам. Внесение изменений в книгу учета лицевых счетов Клиентов может осуществляться только с разрешения главного бухгалтера либо его заместителя. Лицевые счета клиентов печатаются применительно к действующим формам бланков в двух экземплярах, которые передаются в бухгалтерию. Второй экземпляр является выпиской из лицевого счета и предназначается для выдачи или отсылки Клиенту. Лицевые счета, выписки из которых Клиентам не выдаются, печатаются в одном экземпляре. Выписки лицевых счетов, изготовленные на ЭВМ, выдаются Клиентам без штампов и подписей работников Банка. После выдачи выписок Клиентам лицевые счета за отчетный месяц брошюруются в пачки в возрастающем порядке номеров счетов по балансовым и внебалансовым счетам и сдаются в архив. База данных лицевых счетов в ЭВМ ведется с обязательным дублированием как минимум на двух различных носителях, и должна обеспечивать сохранение информации в течение срока, установленного для хранения соответствующих документов. Для регистрации всех операций, проведенных за день по документам, в том числе изготовленным программным путем в кредитной организации, ведется бухгалтерский журнал.