Особенности финансового планирования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:55, реферат

Краткое описание

Осуществление радикальных преобразований на современном этапе экономического развития Российской Федерации возможно только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обуславливает необходимость теоретического осмысления содержания финансов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства. Правильное понимание направлений развития теории финансов создает основу для разработки финансового механизма, адекватного новым целям и задачам финансовой политики, который позволит обеспечить высокие темпы развития экономики, эффективное функционирование всех субъектов хозяйствования, сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы, социальную защиту и повышение уровня жизни населения.
В современной экономической литературе вопросам теории финансов уделяется недостаточно внимания, что, приводит к недооценке влияния финансов на социально-экономические процессы, влечет за собой просчеты и ошибки в обосновании целей и задач финансовой политики, выборе адекватных форм и методов организации финансовых отношений и, как следствие, низкую эффективность проводимых государством мер по достижению стабильного экономического роста и макроэкономической устойчивости. В этой связи огромное значение приобретает разработка и реализация научно обоснованной концепции развития финансовой системы России, нацеленной на достижение финансовой стабильности в стране. Эта концепция должна стать основой для дальнейшей разработки направлений проведения современных реформ в финансово-бюджетной сфере.
Как раз таки о всех целях и задачах финансового планирования и его особенностях говорится в моем реферате «Особенности финансового планирования в РФ»

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………………….3
2. Необходимость, содержание и задачи финансового планирования………………..4-6
3. Этапы и методы финансового планирования………………………………………..7-9
4. Виды финансовых планов, их характеристика…………………………………....10-13
5. Заключение……………………………………………………………………………...14
6. Список литературы……………………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

финансы катя.docx

— 45.23 Кб (Скачать)

На втором этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей  — числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию  финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и связки плановых заданий. Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в планируемом периоде и соответствующих финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в связке с показателями других планов и прогнозов.

Реальность  показателей финансовых планов во многом зависит от выбора методов финансового  планирования, их сочетания с учетом специфики каждого. Использование  в процессе финансового планирования одновременно нескольких методов объясняется  многогранностью этого процесса, сложностью решаемых задач, зависимостью его от характера и способов разработки прогнозов социально-экономического развития, бизнес-планов.

В практике финансового планирования используются следующие методы расчета показателей  финансовых планов:

    • Экстраполяции. Заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для первоначальных прикидок, так как имеет ряд недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов; не способствует экономному использованию средств, так как планирование ведется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом;
    • нормативный. Суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов. Предполагает наличие прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для финансового планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии. Кроме того, нормы и нормативы служат необходимым условием для внедрения экономико-математических методов в финансовое планирование и прогнозирование. Так, например, в соответствии со ст. 65 БК РФ с момента введения в действие федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ должно базироваться на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности;
    • индексный. Предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов. В настоящее время применяются индексы динамики экономических объектов (физических объемов), уровня жизни, роста цен и др. Из них наиболее важен один из индексов роста цен — индекс-дефлятор (коэффициент пересчета в неизменные цены);
    • программно-целевой. Позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения прежде всего межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем. Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования ее реализации. Например, федеральная целевая программа рассматривается как увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.

На третьем  этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению  уполномоченным органом или должностным  лицом. На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими  из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана, уставных документов; расходы органов государственной  власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций  с их доходами; установить пропорции  распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам доходы и  расходы. Его применение способствует обеспечению устойчивости субъектов  хозяйствования, бюджетов, формируемых  органами государственной власти и  местного самоуправления.

Кроме того, в рамках третьего этапа финансового  планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации  плановых решений, сущность которого заключается  в разработке нескольких вариантов  финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:

    • на микроэкономическом уровне: минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум времени на оборот капитала; максимум дохода (прибыли) на рубль вложенного капитала и т.п.;
    • на макроэкономическом уровне: максимум доходов бюджета; минимум текущих расходов бюджета; минимум непроцентных расходов бюджета; максимальная эффективность расходов бюджета; максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета и др.
 
 

Виды  финансовых планов, их характеристика

Основными финансовыми планами на общегосударственном  и территориальном уровнях выступают  бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Бюджет как плановый документ представляет собой роспись доходов  и расходов органов государственной  власти или местного самоуправления. Составляется в форме баланса  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления. Конкретизация  доходов и расходов бюджета осуществляется в соответствии с группировкой доходов  и расходов бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, установленной  Бюджетным кодексом РФ и Федеральным  законом от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной  классификации Российской Федерации».

Бюджет  составляется исполнительным органом  власти на один календарный год и  утверждается в форме закона соответствующим  законодательным (представительным) органом  власти. Порядок составления и  утверждения бюджета как планового  документа регламентируется Бюджетным  кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми  актами субъектов РФ и муниципальных  образований, устанавливающими особенности  бюджетного процесса в данных административно - территориальных образованиях.

Бюджет  как план носит целевой и директивный  характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей; бюджет, по существу, стал в России основным документом, комплексно определяющим количественные и качественные параметры государственной (региональной, муниципальной) социально-экономической  политики. Бюджеты государственных  внебюджетных фондов (Пенсионного фонда  РФ, Фонда социального страхования  РФ, федерального и территориальных  фондов обязательного медицинского страхования) формируются в виде баланса доходов и расходов государственных  внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан  на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской  помощи. Состав доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов определен Бюджетным кодексом РФ.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этими  фондами на один календарный год. Утверждаются органами законодательной  власти в форме законов одновременно с принятием закона о федеральном (региональном) бюджете. К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования, относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет, смета доходов  и расходов. Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческими и  некоммерческими организациями, определяется их организационно-правовой формой, а  также учредительными (уставными) документами. Кроме того, в учредительных (уставных) документах определяется орган или  должностное лицо, уполномоченные утверждать финансовый план организации. Порядок  и сроки составления финансового  плана, методика расчета его показателей  устанавливаются: для бюджетных  учреждений — Бюджетным кодексом РФ и нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти; для коммерческих организаций и некоммерческих организаций других (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм — приказами, распоряжениями по организации. При составлении финансовых планов в коммерческих организациях учитывается необходимость максимизации прибыли; оптимизации структуры капитала организации и обеспечения ее финансовой устойчивости; достижения прозрачности финансово-экономического состояния для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов; обеспечения инвестиционной привлекательности; использования рыночных механизмов привлечения финансовых средств. Разработка финансовых планов коммерческих организаций осуществляется на основе бизнес-плана, в котором отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе. Финансовый план коммерческой организации может составляться в форме баланса доходов и расходов или сводного бюджета. Баланс доходов и расходов содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов коммерческой организации и направлениях их использования на планируемый период; составляется на календарный год с поквартальной разбивкой показателей. В балансе доходов и расходов выделяют, как правило, следующие разделы: доходы и поступления, расходы и отчисления, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом финансовый план должен быть сбалансирован: объем доходов и поступлений средств, в том числе из бюджета, должен быть равен сумме расходов, отчислений и платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. С целью проверки правильности расчета показателей баланса доходов и расходов к нему составляется проверочная таблица, по строкам которой детализируются виды и объемы финансовых ресурсов коммерческой организации, а по графам — направления их использования. Это позволяет не только проверить сбалансированность плана, но и проследить взаимосвязь отдельных видов доходов и расходов. Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, в настоящее время в коммерческих организациях используется система управления финансами, основанная на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов. Система бюджетов, включающая бюджеты структурных подразделений, налоговый бюджет и сводный бюджет организации, позволяет установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием денежных средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии. Бюджеты составляются на месяц, квартал, календарный год. Сводный бюджет коммерческой организации формируется на основе принципа декомпозиции: каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты структурных подразделений и налоговый бюджет конкретизируют сводный бюджет. Сводный бюджет коммерческой организации состоит из доходной и расходной частей. Оптимальным бюджетом является такой, в котором доходная часть равна расходной.

Бюджеты структурных подразделений формируются  на основе следующих функциональных бюджетов: бюджета фонда оплаты труда; бюджета материальных затрат; бюджета  потребления энергии; бюджета амортизации; бюджета прочих расходов; бюджета  погашения кредитов. Такая система  бюджетов полностью охватывает все  денежные потоки коммерческой организации. С бюджетом фонда оплаты труда  связаны платежи в государственные  внебюджетные фонды и часть налоговых  платежей. Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть производственных затрат коммерческой организации. Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия. Бюджет прочих расходов позволяет экономить на наименее важных финансовых расходах. Бюджет погашения кредитов дает возможность осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом-графиком платежей. Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также в государственные внебюджетные фонды. Этот бюджет планируется только в целом по организации.

Финансовое  планирование на основе составления  системы бюджетов нацелено на:

    • повышение управляемости и быстрой адаптации организации к изменениям на товарных и финансовых рынках;
    • обеспечение оперативного получения информации и корректировки стратегии и тактики управления финансами коммерческой организации;
    • расширение возможности накоплений для модернизации производства, повышение инвестиционной привлекательности организации. Внедрение системы сквозного финансового планирования делает коммерческие организации информационно прозрачными для коммерческих банков и инвестиционных компаний, что способно расширить возможности организации при привлечении долгосрочных кредитов или размещении новых эмиссий на фондовом рынке на более выгодных условиях для эмитента.

Целью составления финансовых планов некоммерческими  организациями является определение  объема финансовых ресурсов, необходимого им для выполнения уставных целей  и задач, т.е. предоставления услуг  социально-культурного, научно-технического и иного некоммерческого характера. Бюджетные учреждения, создаваемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ обязаны составлять смету доходов и расходов. В смете доходов и расходов бюджетного учреждения указываются: ассигнования из бюджета, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, расходы, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Расходы указываются общей суммой, с выделением расходов, финансируемых из бюджета, и расходов, покрываемых за счет внебюджетных источников. Бюджетные учреждения сначала составляют проекты смет на основе показателей, доводимых до них соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, таких, как задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, предельные объемы финансирования и индексы-дефляторы по отдельным статьям сметы. Кроме того используются:

    • тарифная сетка и справочник тарификационно-квалификационных требований, утвержденный соответствующим министерством, ведомством (например, Министерством здравоохранения и социального развития РФ для медицинских учреждений), данные о сотрудниках (образование, ученая степень, ученое звание, стаж работы и др.) — при расчете фонда оплаты труда бюджетного учреждения на планируемый год;
    • ставки единого социального налога (взноса), нормативы выплаты компенсаций и пособий, установленные действующим законодательством (как федеральным, так и региональным, местным), — при расчете начислений на фонд оплаты труда;
    • материальные и финансовые нормы и нормативы, установленные соответствующим органом государственной власти и местного самоуправления по отдельным кодам экономической классификации расходов бюджета, — при расчете показателей по отдельным нормируемым статьям расходов сметы;
    • положения договоров с ресурсоснабжающими организациями — при расчете расходов на оплату коммунальных и прочих услуг;
    • фактический объем расходов в текущем году — при планировании хозяйственных расходов.

В проекте  сметы доходов и расходов приводится поквартальная разбивка показателей  на планируемый год.

Утверждение сметы доходов и расходов происходит после принятия закона (решения) о  бюджете на очередной финансовый год, когда на основании уведомлений  о бюджетных ассигнованиях, лимитов  бюджетных обязательств, доводимых  до бюджетных учреждений органами, исполняющими бюджет, учреждения уточняют показатели проектов смет. Право утверждения  смет доходов и расходов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предоставлено  главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств. Утвержденная смета  доходов и расходов является основным плановым документом для финансирования бюджетных учреждений. Некоммерческие организации иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм могут составлять как смету доходов и расходов, так и баланс доходов и расходов. Выбор конкретного вида финансового плана фиксируется, как правило, в учредительных документах некоммерческих организаций. Смету доходов и расходов составляют фонды, общественные и религиозные организации; у остальных финансовый план формируется в виде баланса доходов и расходов. Порядок составления финансового плана регламентируется нормативными документами, разрабатываемыми и утверждаемыми самой некоммерческой организацией. Следует отметить, что организационно-правовой и методический аспекты финансового планирования в некоммерческих организациях иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм в настоящее время максимально приближены к порядку, характерному для коммерческих организаций.  
 
 
 

Информация о работе Особенности финансового планирования в РФ