Основные проблемы и перспективы развития банковской системы Абхазии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 20:47, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы.- провести анализ и разработать рекомендаций в области развития банковской системы Абхазии в условиях ее нынешней определенности статуса. Слабость абхазской банковской системы будет препятствовать интеграции страны в международное банковское сообщество, в связи с чем, первым шагом на пути к ее укреплению должно стать тесное взаимодействие и налаживание взаимоотношений с российскими банками. В частности, это должно начинаться с развитием взаимоотношений между Банком России и Банком Абхазии.

Оглавление

Введение………………………………………………………….……………….
Глава 1. . Теоретические основы построения банковской системы
1.1. Экономическое содержание банковской системы……………………………………………………………………….
1.2. Факторы, оказывающие влияние на состояние банковской системы…………….………………………………………………………...
Глава 2. Анализ современного состояния коммерческих банков Абхазии
2.1. Анализ основных показателей деятельности кредитных организаций…………………………………………………….…………...
2.2. Анализ структуры и качества пассивов и активов кредитных организаций………………………………………………..………………...
2.3. Финансовый результат деятельности кредитных организаций .…...

2.4. Эффективность механизмов регулирования коммерческих банков..

Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития банковской системы Абхазии.
3.1. Развитие информационно-телекоммуникационной системы Банка Абхазии……………………………………………………………………...
3.2. Деятельность Банка Абхазии по совершенствованию бухгалтерского учета и отчетности………………………………………………………….
3.3. Международное банковское взаимодействие и сотрудничество…...
3.4. Развитие системы Банка Абхазии и повышение эффективности его деятельности………………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

дипомная.doc

— 1.46 Мб (Скачать)

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Национального банка Республики Абхазия (Банка Абхазии) определяются Конституцией Республики Абхазия, Законом Республики Абхазия «О Национальном банке Республики Абхазия (Банке Абхазии)» и другими законами.

 Местонахождение Банка Абхазии  – город Сухум. Уставный капитал  и иное имущество Банка Абхазии  являются собственностью Республики  Абхазия. Банк Абхазии осуществляет  свои расходы за счет собственных  доходов и является юридическим  лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Абхазия и своим наименованием. Государство не отвечает по обязательствам Банка Абхазии, а Банк Абхазии – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено законами Республики Абхазия. Банк Абхазии подотчетен Президенту Республики Абхазия и Народному Собранию Республики Абхазия. Председатель Банка Абхазии назначается на должность и освобождается от должности по представлению Президента Республики Абхазия народным Собранием Республики Абхазия. В случае вмешательства в его деятельность Банк Абхазии информирует об этом Президента Республики Абхазия и Народное Собрание Республики Абхазия.

Взаимоотношения Банка Абхазии с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами, законами Республики Абхазия, а также межбанковскими соглашениями.

Банк Абхазии создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах, необходимых для осуществления им своих функций, а также, независимо от прибыли и убытков, фонд переоценки по операциям с валютными ценностями.

Порядок образования и использования резервов и фондов определяется Правлением Банка Абхазии.

         Современную нормативную базу банковской системы условно можно разделить на три яруса. Первый ярус содержит два блока – законы о центральном банке и законы, регулирующие деятельность отдельных деловых банков.

Вторым ярусом в нормативной базе банковской системы выступают законы, относящиеся к регулированию параллельно действующих институтов и затрагивающие банковскую деятельность. Такими законами, к примеру,  могут быть законы о бирже, акциях и ценных бумагах, ипотеке, трастовых операциях, отдельные положения которых прямо относятся и к банкам. К данной группе законов можно отнести законы, регулирующие деятельность финансово-промышленных компаний, инвестиционных фондов и др.

К третьему ярусу относятся законы всеобщего действия, к их числу, к примеру, относится Конституция, как главный закон страны, гражданский кодекс, хозяйственное право и др. Положения данных законов имеют основополагающее для банка значение, определяют идеологию его деятельности место кредитных институтов  в народном хозяйстве.

Сегодня одним из главных недостатков законотворческого процесса является отсутствие системного, комплексного подхода при разработке и принятии правовых актов, регулирующих кредитно-денежные отношения.

Общей целью законотворческой работы, содействующей развитию кредитных организаций, должно стать принятие Банковского кодекса, который позволил бы окончательно и в полной мере определить правовое поле деятельности кредитных организаций, повысить темп возрождения банковской системы страны. Воссоединив все лучшее в современном правовом регулировании деятельности кредитных организаций, в перспективе он должен заменить собой большую часть ныне действующих банковских законов. Важным этапом подготовки Кодекса должна стать разработка основ банковского законодательства, которые в конечном итоге органически войдут в Банковский кодекс в качестве его общей части.

        Банковская система Республики Абхазия включает в себя Банк Абхазии,

Сберегательный банк Республики Абхазия, кредитные организации, а также дочерние банки и представительства иностранных банков. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Республики Абхазия, Законом Республики Абхазия «О Национальном банке Республики Абхазия (Банке Абхазии)», законом Республики Абхазия «О банках и банковской деятельности» и другими законами, нормативными актами Банка Абхазии.8

       Банк Абхазии является юридическим лицом, имеет печать с изображением

Государственного герба Республики Абхазия и своим наименованием.

Местонахождение Банка Абхазии – город Сухум.

Уставный капитал и иное имущество Банка Абхазии являются собственностью

Республики Абхазия. Банк Абхазии осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк Абхазии не регистрируется в налоговых органах.   Государство не отвечает по обязательствам Банка Абхазии, а Банк Абхазии – по обязательствам государства.

Основными целями деятельности Банка Абхазии являются:

– защита и обеспечение устойчивости денежного обращения в Республике Абхазия;

– развитие и укрепление банковской системы Республики Абхазия;

– обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы

расчетов.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка Абхазии.9

Прибыль Банка Абхазии, после направления ее в установленном Правлением порядке в резервы и фонды, перечисляется в доход бюджета Республики Абхазия. Банк Абхазии и его учреждения освобождаются от уплаты налогов, сборов и пошлин на территории Республики Абхазия.

   Банк Абхазии является органом банковского регулирования, надзора и контроля. Он осуществляет постоянный надзор и контроль за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка Абхазии, установленных ими обязательных нормативов. Главная цель банковского  регулирования, надзора и контроля – поддержание стабильности банковской системы Республики Абхазия, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РА определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Коммерческие банки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка. ЦБ РА устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.

Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

 Банк Абхазии не управляет кредитными организациями, а только наблюдает за соответствием их деятельности установленным финансовым нормативам. Он не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями. По закону Банк Абхазии не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений.

Для осуществления своих функций Банк Абхазии имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк Абхазии публикует сводную статистическую и аналитическую  информацию о банковской системе Республики Абхазия, соблюдая коммерческую тайну банков.

Общей целью банковского надзора является приведение банковской системы и банковской деятельности каждой в отдельности кредитной организации в соответствие с требованиями законодательства и нормативных актов Банка Абхазии. Конкретные цели надзора зависят от особенностей его объектов.          Банк Абхазии выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Кабинетом Министров РА разрабатывает и проводит в пределах своих полномочий единую государственную денежно-кредитную политику;
  • осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует  систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в РА;
  • устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РА;
  • осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает, приостанавливает и отзывает лицензии кредитных организаций;
  • осуществляет надзор и контроль за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с законами;
  • осуществляет самостоятельно или по предложению Кабинета Министров РА все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка Абхазии;
  • организует и осуществляет валютный контроль в соответствии с законодательством РА;
  • организует и осуществляет меры по предотвращению легализации (отмывания) преступных доходов и финансирование терроризма;
  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РА и организует составление платежного баланса РА;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РА, прежде всего в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • обеспечивает функционирование системы страхования вкладов;
  • создает и ведет реестр кредитных историй;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами;
  • осуществляет иные функции в соответствии с законами.

          Исходя из отечественного и зарубежного опыта, функции центральных банков по их экономическому содержанию можно свести к следующему:

    1. Осуществление денежно-кредитной политики.
    2. Монопольная эмиссия наличных денег.
    3. Организация системы платежей и расчетов.
    4. Рефинансирование.
    5. Банковское регулирование и банковский надзор.
    6. Осуществление валютной политики, валютного регулирования и контроля.
    7. Выполнение функции финансового агента правительства.
    8. Макроэкономический анализ и прогнозирование.

Кредитные  организации представляют второй уровень банковской системы.

Кредитная организация – юридическое лицо, которое на основании специального

разрешения (лицензии) Национального банка Республики Абхазия (Банка Абхазии) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные  законом Республики Абхазия «О банках и банковской деятельности».

Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как

хозяйственное общество и преследует цель получения прибыли. Под хозяйственным обществом признается акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, учрежденное тремя и более лицами.

         Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.10

Современные коммерческие банки - это банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население - своих клиентов. Коммерческие банки являются основным звеном банковской системы. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков—получение максимальной прибыли.

Сущность банка полнее раскрывают его функции. Первой и основной функцией банка является функция собирания, аккумуляции временно свободных денежных средств. При этом необходимо учитывать ряд особенностей такой аккумуляции. Дело в том, что банк собирает не столько свои, сколько чужие временно свободные средства. Собранные денежные ресурсы используются им не на свои, а на чужие потребности. Собственность на аккумулируемые и перераспределяемые ресурсы остается у первоначального кредитора (клиентов банка). Аккумуляция средств становится одним из основных видов деятельности банка. На ее проведение в современных условиях требуется специальное разрешение — лицензия.

Вторая функция банка — функция регулирования денежного оборота. Банки выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных хозяйственных субъектов; Благодаря системе расчетов банки создают для своих клиентов возможность совершать обмен, оборот денежных средств и капитала. Через банки проходит оборот как отдельно взятого субъекта, так и экономики страны в целом. Через них осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому, от одной отрасли народного хозяйства к другой.

Третья функция банка — посредническая функция. Под ней понимается деятельность банка как посредника в платежах. Через банки проходят платежи предприятий, организаций, населения. Находясь между клиентами, совершая по их поручению платежи, банк выполняет тем самым посредническую миссию. Однако это — не примитивная, элементарная посредническая деятельность. Банк может по крупицам аккумулировать небольшие размеры временно свободных денежных средств многих клиентов и направить огромные денежные ресурсы только одному субъекту. Банк может брать деньги у клиентов на короткий срок, а выдать их на длительное время. Он может аккумулировать ресурсы в одном секторе экономики какого-либо региона, а перераспределить их в другие отрасли и совершенно другие регионы. Находясь в центре экономической жизни, банк, таким образом, получает возможность трансформировать или изменять размер, сроки и направления капиталов в соответствии с возникающими потребностями хозяйства. Посредническая функция с учетом всего этого становится скорее функцией трансформации ресурсов.

Разумеется, банки не имеют реальной возможности, да и не имеют права предоставлять кредит всякому клиенту, который в нем нуждается, поскольку они сами работают преимущественно на чужих деньгах. К тому же повышенный риск невозврата кредита, связанный, прежде всего с недостаточно эффективной работой предприятий, обязывает банк проводить сдержанную кредитную политику.

     Банковским законодательством кредитным организациям запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

      Раскрытие экономического  содержания банковской системы невозможно без рассмотрения основных принципов формирования банковской системы11. Среди них выделяют:

  1. Принцип управляемости. Процесс создания и последующего развития банковской системы должен идти под сознательным контролем общества, государства, самого банковского сообщества.
  2. Принцип эволюционности. Превращение имеющейся совокупности банков, кредитных учреждений и вспомогательных организаций в элементы банковской системы, ее последующее развитие следует направлять путем постепенного совершенствования имеющихся структур и их параметров, традиций, путем постепенного совершенствования имеющихся структур и их параметров, традиций, путем постепенного накопления количественных и качественных изменений, основательного освоения новых операций, технологий, достижения нового качества работы, новых отношений между элементами системы и клиентами, без “прыжков” через закономерные ступени развития.
  3. Принцип адекватности. Во-первых, банковская система в целом и каждый ее элемент на любом этапе развития должны соответствовать окружающей их действительности. Во-вторых, этот принцип говорит о необходимости достижения и поддержания соответствия между элементами самой банковской системы. Особое место имеет здесь единство или совместимость применяемых технологий, без чего банковская система или не может сформироваться, или обречена разделиться на «разноязычные» локальные части. При этом должна обеспечиваться технологическая совместимость с банковскими системами других стран.
  4. Принцип функциональной полноты. Система может нормально функционировать и развиваться только в том случае, когда она содержит все необходимые элементы в нужных пропорциях (разнообразные коммерческие банки, кредитные учреждения, вспомогательные организации).
  5. Принцип саморазвития. Банковская система должна обладать способностью к самосовершенствованию, что предполагает отлаживание механизмов реагирования на неблагоприятные факторы, сглаживание последствий кризисных явлений, обеспечение безопасности, распространение передового опыта.
  6. Принцип открытости. В соответствии с этим принципом признается необходимым:
    • свобода входа и выхода из банковской системы в рамках законности (снятие всех искусственных, неправомерных ограничений при регистрации новых банковских учреждений, их филиалов и иных подразделений, реорганизации и ликвидации элементов банковской системы);
    • развитие разнообразных форм цивилизованного отношения между элементами банковской системы;
    • развитие отношений конкурсности на базе строго определенных правил проведения конкурсов, минимизации влияния личных отношений на соответствующие решения государственных органов управления.
  7. Принцип эффективности. Так как коммерческие банки, кредитные учреждения и вспомогательные организации являются организациями коммерческими, принцип эффективности естествен для их деятельности. Но этот принцип включает и другие аспекты, также важные для системы. В соответствии с ним деятельность банковских учреждений должна быть эффективной не только для них самих, но и для их клиентов и для народного хозяйства. Также деятельность банковской системы должна быть эффективна и в социальном плане.
  8. Принцип адекватного правового сопровождения. Деятельность банков касается вопросов первостепенной государственной важности, поэтому нуждается в серьезной правовой регламентации. Особое значение здесь имеют:

Информация о работе Основные проблемы и перспективы развития банковской системы Абхазии