Организация финансовой службы на российских предприятиях и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение функций и задач финансовой службы, финансового менеджера, а также рассмотрение особенностей их деятельности, как в российской практике, так и за рубежом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Финансовая служба предприятия, ее задачи и функции……………..4
2. Финансовый менеджер и его функции на предприятии……………..9
3. Организация финансовой службы на российских предприятиях и за рубежом………………………………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………..21
Список литературы……………………………………………………….22
Практическая часть………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая моя.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

     Работа  менеджера должна быть ориентирована на будущее. Понятно, организация должна получать прибыль, но она должна получать прибыль как можно дольше. Значит, финансовый менеджер должен решать не только тактические, текущие задачи, но и формировать стратегию предприятия. Иными словами, мышление финансового менеджера постоянно должно тренироваться, быть перспективным и масштабным. Именно профессионализм, личная инициатива, ответственность и предприимчивость финансовых менеджеров, в любой сложной ситуации способны обеспечить предприятию успех и прибыль.

     Целесообразно указать основные функции финансового менеджера. Ими являются:

  • планирование финансов
  • прогнозирование
  • организация
  • регулирование
  • стимулирование
  • координация
  • управление финансами
  • управление активами
  • управление текущими активами
  • управление основными активами
  • контроль
  • анализ финансового состояния предприятия.[8]

     Рассмотрим  их подробнее.

     Финансовое  планирование – это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.[11]

     Исходя  из этого финансовые планы можно  разделить на перспективные, текущие  и оперативные.

     Примером  сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

     Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии  финансирования и привлечения конкретного  инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия  или финансированию новой производственной программы.

     Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства. [7]

     Руководство предприятия все время находится  перед необходимостью выбора. Оно  должно осуществлять выбор оптимальной  цены реализации, принимать решения в области кредитной и  инвестиционной политики и много другое.

     Необходимо  добиться такого положения, чтобы вся  деятельность предприятия в комплексе  была бы рентабельна и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (владельцев, кредиторов и пр.). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при составлении бюджетов (планов) предприятия.[9]

     Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию,  составными элементами которой являются краткосрочные планы.

     В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют  дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).[5]

     Невозможно  выработать общие правила, устанавливающие  степень детализации бюджета. В  первую очередь она зависит от того, насколько высок уровень  надежности составляемых расчетов. Кроме  того, на каждом конкретном предприятии  необходимо оценить степень необходимой детализации бюджетов для обеспечения координации отдельных запланированных действий.

     Прогнозирование в финансовом менеджменте – это разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и различных его частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвиденье соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование может осуществляться на основе переноса прошлого в будущее с учётом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений. Управление на основе их предвидения требует выработки у финансового менеджера определённого чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.

     Функция организации в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п.

     Регулирование в финансовом менеджменте представляет собой воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов.

     Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.[13]

     Координация также играет важную роль в финансовом менеджменте, а именно означает согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.

     Управление  финансами требует от менеджера  не только обширных знаний, но и точности, быстроты принятия решений и опыта. Например, существуют следующие основные направления расходования фондов большинства предприятий: закупка сырья, деталей, запасов, зарплата рабочим и служащим, процент, плата по счетам за коммунальные услуги, налоги.

     Наличные  деньги, выручка от реализации, запасы, оборудование, здания, земля – все это активы. Любое увеличение активов означает использование фондов.

     Пассив  предприятия включает все, что оно  должно другим: банковские займы, выплата  поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на  уменьшение пассива, например, возврат  банковских займов.

     Особую  сложность представляет управление текущими активами.

     Под текущими активами понимаются активы, которые предприятие может держать  в пределах года. Текущие активы используются в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл: ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.

     Важно эффективное использование оборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам. Один из способов экономии оборотного капитала заключается в совершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством:

     - планирования закупок необходимых  материалов;

     - введения жестких производственных  систем;

     - использования современных складов;

     - совершенствования прогнозирования  спроса;

     - быстрой доставки.

       Второй путь сокращения потребности  в оборотном капитале состоит  в уменьшении счетов дебиторов  путем ужесточения кредиткой  политики, в оценке ненужных фондов, которые могли бы быть использованы  для других целей, в оценке  счетов, предъявляемых к оплате.

     Третий  путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании  наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные  активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.

     Одной из обязанностей финансистов является выбор варианта использования имеющихся  фондов: на приобретение основного капитала или увеличение текущих активов, или сокращение пассива, или на уплату собственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость нового капитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, к которому приведет его использование.

     Решение о приобретении основного капитала складывается в процессе составления  сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс, поскольку  плюсы добавочных основных активов  обычно проявляются по прошествии нескольких лет, иными словами, основные средства имеют длительный срок окупаемости. Также не следует забывать о необходимости эффективного управления недвижимостью.

     Контроль в финансовом менеджменте сводится к проверке организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т.п. Посредством контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента. Контроль предполагает анализ финансовых результатов. Анализ – часть процесса планирования финансов. Следовательно, финансовый контроль является оборотной стороной финансового планирования и должен рассматриваться как его составная часть, а именно контроль за выполнением финансового плана, за исполнением принятых решений.[14]

     Анализ  финансового состояния  предприятия. Финансовое состояние предприятия необходимо анализировать с позиций  и краткосрочной, и долгосрочной перспектив, так как критерии его оценки могут быть различны,  состояние финансов предприятия характеризуется размещением его средств и источников их формирования, анализ финансового состояния проводится с целью установить, насколько эффективно используются финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия. Финансовую эффективность работы предприятия отражают: обеспеченность собственными оборотными средствами и их сохранность, состояние нормируемых запасов товарно-материальных ценностей, состояние и динамика дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемость оборотных средств, материальное обеспечение банковских кредитов, платежеспособность.

     Устойчивое  финансовое положение предприятия  зависит, прежде всего от улучшения таких качественных показателей, как производительность труда, рентабельность производства, фондоотдача, а также выполнения плана по прибыли. Рациональному размещению средств предприятия способствует правильная организация материально-технического обеспечения производства, оперативная деятельность по ускорению денежного оборота. Поэтому анализ финансового состояния производится на завершающей стадии анализа финансово-хозяйственной деятельности. В то же время финансовые затруднения предприятия, отсутствие средств для своевременных расчетов могут повлиять на стабильность поставок, нарушить ритм материально-технического снабжения. В связи с этим анализ финансового состояния предприятия и анализ других сторон его деятельности должны взаимно дополнять друг друга.

Информация о работе Организация финансовой службы на российских предприятиях и за рубежом