Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 23:50, курсовая работа
Система расходов федерального бюджета учитывает все общегосударственные потребности финансирования которых является исключительной прерогативой государства.
Расходы, производимые государством в сфере материального производства, жилищно-коммунальном хозяйстве относятся к расходам на финансирование народного хозяйства [15].
Бюджетные средства предоставляют министерством, ведомства и предприятиям на затраты по расширению производства, на обеспечение простого воспроизводства, на операционные и прочие расходы.
Расходы на оборону хотя и являются необходимыми, носят непроизводительный характер, а потому государство стремится создать путем проведения миролюбивой внешней политики такие условия, при которых появляется возможность сокращать военные расходы.
Предусмотренные бюджетом группы расходов на оборону включают в основном прямые военные расходы, проходящие через Министерство обороны. В их состав входят расходы на содержание армии и флота, расходы на закупку вооружений и военной техники, расходы на капитальное строительство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим и прочие затраты. Часть средств направляется на покрытие доли Российской Федерации в общих военных расходах государств- членов СНГ. В состав военных входят также расходы Министерства по атомной энергии, по выполнению заказов Министерства обороны и расходов на оборону, примыкают расходы на реализацию международных договоров по ликвидации, сокращению, ограничению вооружения и др.
Все эти расходы отражаются в специальной смете Министерства обороны Р.Ф., которая затем включается в состав республиканского бюджета. Особенность планирования расходов- в первую очередь определяется общий объем расходов в целом по Министерству обороны, а затем уже составляются сметы военных округов и воинских частей. Такой порядок связан с тем, что большая часть военных расходов финансируется Министерством централизованно (оплата вооружений, военной техники, горючего, продовольствия и т.п.) .
Часть прямых военных расходов финансируется по другим подразделениям расходов бюджета. Так, содержание внутренних и пограничныхвойск, органов безопасности финансируется по разделу “Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры”, а расходы на содержание Службы внешней разведки и некоторых других оборонных ведомств относится к расходам на содержание органов государственного управления [14].
Косвенные военные расходы в республиканском бюджете включает в основном выплаты пенсий ветеранам Вооруженных Сил и их семьям. Эти затраты финансируются по разделам “Расходы на оборону” и “Социальное обеспечение”.
Расходы на управление включают в себя следующие группы расходов:
· На содержание органов государственной власти. Выступают в качестве финансовой базы деятельности администрации Президента и Конституционного суда;
· На содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной безопасности;
· На содержание органов государственной власти. Включают затраты Правительства, республиканских министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, дипломатических учреждений и других ведомств;
· На проведение выборов и референдумов. Включают в себя все затраты на выборы депутатов Государственной Думы, Президента, народных судей и проведение референдумов;
· Прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.
Основными документами определяющими расходы на управление, является штатное расписание и смета расходов [7]. В штатном расписании указываются структурные подразделения, должности в соответствии с номенклатурой аппарата управления, количество штатных единиц по каждой должности, оклады, надбавки и месячный фонд заработной платы. В состав затрат расходов на содержание аппарата управления входят: зарплата, начисления на зарплату, хозяйственные, командировочные и другие расходы.
В переходный период абсолютные суммы расходов на управление подвержены изменениям, что обусловлено созданием новых и упразднением прежних управленческих структур, а также экономным и рациональным расходованием средств на эти цели.
Государственным внутренним долгом Р.Ф. являются долговременные обязательства Правительства Р.Ф. перед юридическими и физическими лицами, обеспечиваемые всеми активами находящимися в распоряжении государства.
В соответствии с законом долговые обязательства могут выступать в форме кредитов, полученных Правительством государственным займом, осуществляемым через выпуск ценных бумаг от имени Правительства и других долговых обязательств, гарантированных Правительством.
1.2. Экономическое содержание системы расходов бюджета
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования [16].
Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют прежде всего принципы финансирования. К числу этих принципов относятся:
· получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
· целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
· предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;
· безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.
Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства Р.Ф. на выполнение целевых программ развития (Приложение 5). Предоставление средств на финансирование:
· расходов на формирование федеральных продовольственных фондов;
· расходов на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретение племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга);
· части расходов на инвестиционные программы конверсии оборонной промышленности.
В области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения. Продолжается списание долгов в аграрном секторе.
Основные задачи в области бюджетных расходов:
· сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
· снизить расходы на содержание государственного аппарата;
· продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
· повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
· снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
· усилить контроль за использованием бюджетных средств;
· обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.
2.Глава
2. динамика и оценка эффективности Государственных расходов в современной России
Как известно расходы в социальной и политическойжизни любой страны и на любом уровне зависят от доходов в соответствующих уровнях и областях жизни, соответственно чем богаче страна, тем больше расходов себе она может позволить для решения разных целей, от глобальных политических до мелких социальных нужд, известно что доходы зависят от уровня заработка, например Китай на данный момент чтобы увеличить свои доходы, развивает огромными темпами свою промышленность, а также успешно реализует поискирынков по сбыту своих произведенных товаров, что можно сказать о Европейских странах, Японии, Америки, и о других успешно развивающихся странах. После распада СССР наша страна потеряла огромные рынки сбыта своих товаров как в дальнем, так и ближнем зарубежье что неприменуло сказаться на ВВП страны в целом, надоходах страны и соответственно в дальнейшем на ее расходы, которые естественно зависят от доходов. Мы все ощутили снижение расходов страны на социальные нужды, на укрепление безопасности страны, что сказалось на уменьшение сдерживания преступности как на граница страны, так и внутри нее и т. д., снижение расходов на науку и научные разработки, и другие отрасли. С приходом к власти Путинской администрации, стал заметен более профессиональный и рациональный подход к управлению государством и экономикой. В последние годы стал заметен рост благосостояния страны и более эффективное расходование бюджетных средств, а также контроль за ними. Проанализируем основные звенья централизованных финансов на современном этапе развития. Рассмотрим основные статьи расходов и доходов федерального бюджета и основную их динамику развития за последние годы. Доходы и расходы федерального бюджета за последние годы постоянно увеличиваются, при этом федеральный бюджет 2004 г.,2005 г. (Приложение 4), 2006 г., приняты с профицитом [13].Прирост профицита за три года составил 692, млрд.руб. Общие расходы консолидированного бюджета на 2006 год прогнозировались в сумме 6852,2 млрд. рублей при доходах в 7 697,7 млрд. рублей [5]. Это связано с тем, что в течениепоследний трех летв экономике страны имела место положительная динамика (Рисунок 1). Сохранился рост ВВП (в 2004 году он был запланирован в сумме 15300 млрд. руб. [3], в 2005 г.в сумме 18720 млрд. руб. [4], объем ВВП на 2006 год в объеме 24380 млрд. рублей [5]), промышленного производства, инвестиций, розничных продаж. На положительную динамику основных экономических показателей значительное влияние оказали благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть (цена на нефть марки Urals в 2006 г. прогнозируется в размере 40 долларов за баррель)и продукты ее переработки, газ, металлы, продукцию лесной и деревообрабатывающей промышленности [21].
Рисунок 1:Динамика расходов Федерального бюджета на 2004-2006 г.
Структура расходов федерального бюджета периода 2004 – 2006 г. включающая в себя процентные отношения представлена в Приложении 1 . Структура расходов федерального бюджета на 2005 – 2006 г.г. представлена в виде диаграммы (Приложение 2). Сравнительный анализ расходов федерального бюджета на обеспечение деятельности природоресурсного комплекса в 2005-2006 годах представлен в Приложении 3.
Таблица 1
Краткая структура расходов федерального бюджета
периода 2004 – 2006 г.
Наименование статей |
2004г |
2005г |
2006г |
Государственное и местное самоуправление |
70,3 |
94,5 |
120,3 |
Судебная власть |
1,06 |
2,1 |
3,6 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности гос-ва |
35,9 |
50,5 |
57,5 |
Фундаментальные исследования |
1,9 |
2,1 |
2,5 |
Промышленность, энергетика и строительство |
195,4 |
223 |
274,2 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
43,9 |
38,4 |
41,5 |
Охрана окружающей среды |
5,2 |
7,8 |
8,7 |
Транспорт, дорожное хозяйство,связь и информатика |
49,8 |
30,9 |
36,5 |
ЖКХ |
193,7 |
217,3 |
255,5 |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий |
4 |
4,7 |
20 |
Образование |
225 |
326,3 |
383,5 |
Культура, искусство и кинематография |
26,4 |
38,5 |
47 |
Средства массовой информации |
6,4 |
8,8 |
10,2 |
Здравоохранение и физ. культура |
163,5 |
225,6 |
264,2 |
Социальная политика |
114,5 |
145,9 |
185,9 |
Обслуживание гос. долга |
18,7 |
16,9 |
21,5 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
2,7 |
0,8 |
0,9 |
Прочие расходы |
50,3 |
53 |
77,6 |
Дорожное хозяйство |
45,9 |
70,9 | |
Расходы целевых бюджетных фондов |
136,3 |
162,8 |
156,4 |
Источник: [18]
Рисунок 2: Диаграмма структуры расходов федерального бюджета
периода 2004 – 2006 г.
Проводя анализ данных (Таблица 1 и рисунок 2) можно сделать вывод, что в целом структура расходов (Приложение 1) федерального бюджета 2004 - 2006 г.г.существенно не меняется. Ихтаблиц видно, что наибольший удельный вес в расходах бюджета приходится на межбюджетные трансферты: в 2004 г.-30,6%, в 2005 г. – 31,32 %, в 2006 г. – 33,42 %. Значительный удельный вес в структуре расходов федерального бюджета занимают расходы на национальную оборону (15,47 % в 2004 г., 17,43 %в 2005 г., 15,62 %в 2006г.). Доля затрат федерального бюджета на обслуживание государственного долга сократилась с 10,81 % в 2004 г. до 4,74 % в 2006 г. Увеличился удельный вес расходов на здравоохранение с 1,77 % в 2004 г. до 3,41 % в 2006 г [19].
Анализируя исполнение федерального бюджета за 2004 год, следует отметить, что исполнение расходной части составило 101,36 %при уточненном плане 2659,4 млрд. рублей исполнение составило 2695,6 млрд. рублей. Исполнение федерального бюджета по доходам составило 124,92 %, при уточненном плане 2742,8 млрд. руб., исполнение составило 3426,3 млрд. руб. В целом, исполнение федерального бюджета по основным статьям превышает 100 %, исключение составляют расходы бюджета по статье «Обслуживание государственного и муниципального долга»,исполнение бюджета здесь составило 71,23 %, (при уточненном плане 287,5 млрд. руб. выполнено204,8 млрд. руб.).
Что касается перспективы, то правительство РФ увеличило план расходов федерального бюджета на 2007 и 2008 годы соответственно на 243 миллиарда 779,6 миллиона рублей и на 181 миллиард 218,6 миллиона рублей [7]. Соответствующие изменения в перспективный финансовый план РФ на 2006-2008 годы были одобрены на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам [25]. В том числе расходы на нацпроекты в 2007 году будут увеличены на 36 миллиардов 637,5 миллиона рублей, в 2008 году - на 38 миллиардов 323 миллиона рублей. Финансирование нацпроекта "Здоровье" в следующем году увеличивается на 16 миллиардов 298,6 миллиона рублей, в 2008 году - на 18 миллиардов 334,1 миллиона рублей. Расходы на проект "Образование" в 2007 году вырастут на 20 миллиардов 338,9 миллиона рублей, в 2008 году - на 17 миллиардов 888,9 миллиона рублей. Финансирование проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в 2007 году не увеличивается [25], а в 2008 году вырастет на 2,1 миллиарда рублей. Кроме того, на индексацию зарплаты бюджетников в 2007 году планируется дополнительно направить 13 миллиардов 239,4 миллиона рублей, в 2008 году - 8 миллиардов 922,5 миллиона рублей [18]. Планируется, что с 1 мая 2006 года зарплата бюджетников будет проиндексирована на 15%, с 1 октября 2006 года - на 11%, с 1 сентября 2007 года - на 15% и с 1 сентября 2008 года - на 5,5%. Также принято решение увеличить бюджетные расходы инвестиционного характера в 2007 году на 193 миллиарда 902,7 миллиона рублей, в 2008 году - на 133 миллиарда 973,1 миллиона рублей.
Информация о работе Оценка эффективности расходования бюджетных средств в современной России