Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:52, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка комплекса теоретических и методологических положений по налоговому регулированию инвестиционной деятельности, научное
обоснование практических рекомендаций, обеспечивающих
максимальное сочетание интересов государства и инвесторов в реальном секторе экономики.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы и понятия инвестиционной деятельности
5
Инвестиции. Виды инвестиций и инвестиционных рисков
5
Принятие инвестиционных решений и учет факторов риска
8
Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации
10
Глава 2. Методические аспекты формирование и совершенствование правовой базы инвестиционного процесса
14
2.1. Нормативное и правовое регулирование инвестиционной деятельности
14
3. Государственное и налоговое регулирование инвестиционной деятельности. Анализ эффективности инвестиционной деятельности и финансовых вложению в Российской Федерации.
22
3.1. Механизм привлечения и контроля за инвестиционной деятельностью. 22
3.2. Инвестиционная деятельность Ростовской области, ее анализ. 32
Заключение 37
Список литературы
Практика
показывает, что налоговые льготы
не являются решающим фактором при
выборе того или иного региона
для размещения инвестиций, однако
неверно недооценивать степень
влияния регионального
3.1. Инвестиционная деятельность Ростовской области, ее анализ
Рассмотрим показатели, которые формировались на основании законов: Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.1999 года № 39-ФЗ; Областной закон № 106-ЗС от 04.10.2000 года "Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области"; Областной закон № 151-ЗС от 01.10.2004 года "Об инвестициях в Ростовской области"; Постановление Администрации Ростовской области от 16.05.2005 № 91 "О порядке оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности организаций из областного бюджета», инвестиционной деятельности двух периодов: январь-декабрь 2008 года и январь- декабрь 2009 года.
Инвестиции в январе-декабре 2008 года.
За январь-декабрь 2008 года был достигнут прогнозируемый объем 176,2 миллиарда рублей инвестиций в основной капитал в фактически действующих ценах на развитие экономики и социальной сферы Ростовской области по полному кругу организаций (по оценочным данным). Индекс физического объема инвестиций в основной капитал за январь-декабрь 2008 года предположительно замедлился и составил менее прогнозируемых 110,2% к соответствующему периоду 2007 года.
Наиболее значительные инвестиции в январе-декабре 2008 года освоили следующие крупные и средние организации: ОАО «Таганрогский металлургический завод», УКС Ростовской АЭС - ФЛ ФГУП «Росэнергоатом», ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов», ООО «Тагаз», «ДКРС-Юг» ОАО «РЖД», ООО «Ростовский электрометаллургический завод», «ДСД «Центр», ООО «Ашан-Аксай Ростов», ОАО «МРСК Юга», МКП «Объединенная дирекция строящихся объектов», МУ «Управление автомобильных дорог» и другие.
В числе малых предприятий, освоивших свыше 500 млн. руб. инвестиций, такие как ООО «ДНГБ», ООО «МИС», ООО «Ростовская угольная компания», ООО «Русская свинина, Миллерово», ООО «Зодчий».
Итоги инвестиционной деятельности в Ростовской области за январь - декабрь 2009 г.
В 2009 году в области продолжалась реализация порядка 400 инвестиционных проектов.
В целях повышения инвестиционной привлекательности области, более интенсивно велась работа по сопровождению реализации инвестиционных проектов, оперативному решению текущих вопросов, в том числе связанных с оформлением земельных участков, обеспечением инженерно-транспортной инфраструктурой локализуемых объектов. Подготовлен реестр приоритетных инвестпроектов, реализация которых осуществляется при содействии Администрации области, в рамках созданной межведомственной комиссии по сопровождению инвестиционных проектов. Утвержден план мероприятий по осуществлению контроля за ходом строительства данных объектов, вводимых в эксплуатацию в 2010 году.
На развитие экономики и социальной сферы Ростовской области в 2009 году по полному кругу организаций использовано 166077,3 миллионов рублей инвестиций в основной капитал в фактически действующих ценах. В числе освоивших наибольшие объемы инвестиций УКС Ростовской АЭС – ФЛ ФГУП «Росэнергоатом», ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов», ДСД «Центр».
Уменьшение объемов инвестиций в основной капитал по итогам 2009 года к уровню 2008 г. составило 19,8 %. Одной из причин данного снижения является сокращение инвестиционной деятельности большинства предприятий региона, а также завершение некоторых инвестиционных проектов крупными предприятиями – ОАО «Таганрогский металлургический завод», ООО «Тагаз», ООО «Ростовский электрометаллургический завод» и других.
Инвестиционная активность зарубежных инвесторов в 2009 году также снизилась. Так, поступления иностранных инвестиций в экономику Ростовской области сократились по сравнению с показателем за 2008 год до 67,6 % и составили 742,0 млн. долларов США.
В наибольшей степени наблюдалось снижение поступления иностранных инвестиций в сельское хозяйство, строительство, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Определяющее влияние на динамику инвестиционного процесса оказывает инвестиционная деятельность крупных и средних организаций. В январе-декабре 2009 года крупными и средними организациями на территории Ростовской области освоено 109481,2 миллионов рублей инвестиций в основной капитал, или 65,9 % от общего объема (за 2008 год – 62,1%). Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям за январь-декабрь 2009 года составил 84,4 % к соответствующему периоду прошлого года.
Приоритетными
направлениями инвестирования в
январе-декабре 2009 года являлись: «производство
и распределение
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в 2009 году несколько изменилась по сравнению с предыдущим годом. Произошло увеличение доли привлеченных средств на инвестиционную деятельность при уменьшении доли вложения собственных средств. Так, доля средств, привлеченных крупными и средними организациями на инвестиционные цели, за 2009 год составила 69,3 %, доля собственных средств – 30,7 % .За 2008 год - соответственно, 63,4% и 36,6%.
В целом по области за январь-декабрь 2009 год увеличились темпы роста инвестиций крупных и средних организаций в 3 городских округах и 9 муниципальных районах области. Этот показатель не учитывает инвестиции, освоенные предприятиями и организациями других субъектов Российской Федерации и не распределенных на данный момент Ростовстатом по территориям области.
Темп роста (в сопоставимых ценах) объема инвестиций относительно аналогичного периода предыдущего года составил по г. Азову 2,9 раза, г.Волгодонску – 169,6%, г. Новошахтинску – 2 раза.
Темп роста инвестиций крупных и средних организаций (в сопоставимых ценах) за январь-декабрь 2009 году составил по Кагальницкому району 196,3 %, Матвеево-Курганскому – 148,6 %, Миллеровскому – 2,3 раза, Октябрьскому - 186,3 %, Орловскому – 2,9 раз, Песчанокопскому – 2,9 раза, Пролетарскому – 2,5 раза, Советскому – 3,2 раза, Целинскому - 104,0%.
За январь-декабрь 2009 года на малых предприятиях области имела место отрицательная динамика инвестиционной деятельности – 61,4 % по сравнению с 2008 годом.
Всего малыми предприятиями за 2009 год освоено 13332 млн. рублей инвестиций или 8 % от общего объема инвестиций. В январе-декабре 2008 года этот показатель составил 12,5%.
В 2009 году строительный комплекс Ростовской области функционировал в условиях ограниченности финансовых ресурсов, усложнения доступа к кредитованию, что привело к снижению инвестиционной активности и сокращению спроса на производство строительных работ. В результате ежемесячные объемы работ, выполненные по виду деятельности «Строительство» были ниже, чем в 2008 году. Всего на территории Ростовской области в 2009 году построено предприятиями и организациями всех форм собственности с учетом индивидуального жилищного строительства 1804,7 тысяч квадратных метров жилья. По итогам 2009 года объем работ, выполненный по виду деятельности «Строительство» на территории Ростовской области, уменьшился по сравнению с предыдущим годом в сопоставимой оценке на 15,9 %. При этом объемы жилищного строительства сократились только на 10,1% по сравнению с 2008 годом.
Начиная со II квартала 2009 года в сфере строительства наметилась определенная стабилизация, произошло увеличение индекса физического объема строительных работ в отдельные месяцы в сравнении с предыдущим периодом, что позволило несколько сократить отставание, сложившееся в начале года.
Среди регионов ЮФО Ростовская область заняла второе место по объему инвестиций в основной капитал, уступив только Краснодарскому краю.22
В общем виде показатели инвестиционной деятельности за период 2008-2009 годов выглядят так:
2008 г.
млрд. руб. |
Индекс физического
объема инвестиций,
% |
2009 г.
млрд. руб. |
Индекс физического
объема инвестиций,
% | |
Полученный объем инвестиций в основной капитал | 176,2 | 110,2 | 166,1 | 84,4 |
Снижение потока инвестиций связано вовсе не с ухудшением налогового законодательства, а, как ранее было сказано, со сроками инвестиционных проектов, которые завершают свою деятельность, а так же с предстоящей сдачей и вводов в эксплуатацию инвестиционных объектов в Ростовской области в 2009 году, перечень объектов в Приложении 2.
Если характеризовать ситуацию в целом, следует отметить, что для настоящего времени в целом характерна общая тенденция на ориентацию на крупных инвесторов, в том числе иностранных, в политике регионов. Региональные власти по-прежнему считают, что несколько крупных инвестиционных проектов позволят им в будущем существенно увеличить свой налоговый потенциал, как это сейчас происходит в регионах с крупными металлургическими и нефтедобывающими предприятиями. Между тем тот пакет льгот, которым регионы могут распоряжаться более свободно и без угрозы для текущего исполнения бюджета, все же довольно мал и зачастую не играет существенной роли при принятии инвестиционных решений бизнесом, а, следовательно, и не слишком эффективен для привлечения крупных инвесторов.
Для
инвесторов со средними и незначительными
объемами капитальных вложений наличие
налоговых льгот является более существенным:
в этом сегменте возрастает роль налоговых
преференций в механизме привлечения
инвестиций.
Заключение
Важнейшей задачей становления и развития процесса инвестиционной деятельности заключалось в формировании государственного и налогового регулирования Кодексами, Федеральными законами, Постановлениями Правительства РФ по поводу осуществления инвесторами вкладов в развитие производства и научно-технической базы. Происходит получение необходимых сведений для перспективного осуществления инвестиционных вкладов в ту или иную отрасль, вид деятельности. В результате исследований инвестиционного климата Российской Федерации становится ясно, что в современных условиях преодоление инвестиционного кризиса и существенное увеличение инвестиций в реальный сектор экономики являются одними из важнейших задач Российской Федерации. Также в рыночной экономике применяются различные методы стимулирования инвестиционной деятельности, предоставление льгот или полное освобождение от налогов, а так же возможность получения инвестиционного кредита для осуществления научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, технического перевооружения производства, осуществление инновационной деятельности. Следует отметить, что инвестиционная политика со стороны государства осуществляется не только как прямое капиталовложение, но и налоговое стимулирование и регулирование инвестиционной деятельности в целом. Важную роль играют налоги. Они являются инструментом косвенного воздействия государства на экономику страны. Определяя объем взимаемых налогов, государство влияет на величину чистой прибыли, амортизационных отчислений организаций, и, тем самым, определяет объем потенциальных источников финансирования инвестиционных программ. Инвестиционная активность в реальном секторе экономики имеет и должна иметь большое значение для повышения производственного потенциала страны и формирования доходной базы бюджета. Благосостояние государства с большой численностью населения и территорией, как Россия, зависит от состояния всех отраслей экономики. Поэтому государство должно стимулировать налоговыми льготами, налоговыми режимами, которые при переходе на них предоставляют предприятиям и организациям право устанавливать понижение процентных ставок определенных налогов. Кардинальной концепцией государственной политики является стимулирование роста производства с помощью налоговых инструментов, где одним из значимых является налогообложение прибыли промышленных организаций.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата применяется ряд кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.
Информация о работе Налоговое регулирование инвестиционной деятельности