Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:52, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка комплекса теоретических и методологических положений по налоговому регулированию инвестиционной деятельности, научное
обоснование практических рекомендаций, обеспечивающих
максимальное сочетание интересов государства и инвесторов в реальном секторе экономики.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы и понятия инвестиционной деятельности
5
Инвестиции. Виды инвестиций и инвестиционных рисков
5
Принятие инвестиционных решений и учет факторов риска
8
Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации
10
Глава 2. Методические аспекты формирование и совершенствование правовой базы инвестиционного процесса
14
2.1. Нормативное и правовое регулирование инвестиционной деятельности
14
3. Государственное и налоговое регулирование инвестиционной деятельности. Анализ эффективности инвестиционной деятельности и финансовых вложению в Российской Федерации.
22
3.1. Механизм привлечения и контроля за инвестиционной деятельностью. 22
3.2. Инвестиционная деятельность Ростовской области, ее анализ. 32
Заключение 37
Список литературы
Аналогичным
образом, на следующем уровне развития
системы управления рисками
инвестор сталкивается с необходимостью
управления политическими, макроэкономическими,
микроэкономическими рисками. Таким образом,
инвестор как бы возвращается к рассмотрению
базовых предпринимательских рисков,
но это уже происходит на качественно
новом уровне.
С инвестиционной деятельностью так или иначе связаны все предприятия. Для организаций и предприятий принятие решений по инвестированию осложняются следующими факторами:
1. Ограниченность финансовых ресурсов для инвестирования;
2. Множество доступных вариантов вложения капитала;
3.
Риск при принятии того или
иного решения по
Необходимость в инвестировании обуславливается рядом причин, которые по своей сути различны, но в целом их можно объединить по принципу получения дохода:
1.
Финансовые инвестиции
2.
Реальные инвестиции
Размер предполагаемых инвестиций, имеет немаловажное значение, от этого зависит глубина аналитической проработки экономической стороны инвестиционного проекта предшествуя принятию решения.
Решения должны приниматься в альтернативных условиях или взаимно независимых инвестиционных возможностей. В данном случае, придерживаясь принятых критериев необходимо сделать выбор того или иного варианта, или нескольких ввиду такой возможности, хотя чаще всего вероятность выбора нескольких вариантов, как правило, меньше единицы.
Возможностей для инвестирования в условиях рыночной экономики довольно много. Каждое предприятие, от малого до большого, имеет ограниченные свободные финансовые ресурсы, доступные для инвестирования, отсюда и вытекает задача оптимизации инвестиционного портфеля. Так же стоить помнить о существовании финансовых рисков связанных с инвестиционной деятельностью, которая зачастую осуществляется в условиях неопределенности, степень которой может значительно варьироваться.
Отправной точной для деятельности является определение инвестиционных возможностей, связанной с инвестированием. В конечном счете, это может стать началом мобилизации инвестиционных средств.
Учет риска инвестора осуществляется путем увеличения используемого банками реальной процентной ставки на величину "премии за риск".
Рисковые инвестиции или как их еще называют на языке экономики «венчурный капитал» - термин, применяемый для обозначения капиталовложений, для которых трудно оценить возможные доходы и сопутствующие расходы. Как правило, венчурный капитал инвестируется в несвязанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств, то есть представляет собой инвестиции в новые сферы деятельности, связанные с большим риском. Венчурные вклады являются высокорискованными и направлены на получение максимального дохода без учета риска. Единственным способ снижения риска является высокая диверсификация проектов.
Существующие на сегодняшний день факторы риска, влияющие на достижение конкурентных преимуществ в борьбе за инвестиции можно подразделить, и обязательно учитывать при принятии инвестиционных решений, на: политические; макроэкономические, микроэкономические и инфраструктурные.
К политическим факторам можно отнести стабильность государственного устройства, наличие развитой законодательной базы, сопоставимой с принятыми в различных странах системами прав и обеспечивающей эффективную защиту прав инвестора, профессиональное правительство, проводящее неизменную или , по крайней мере, предсказуемую инвестиционную политику, направленную на создание условий для долгосрочного привлечения прямых и портфельных инвестиций в национальную экономику, наличие государственных органов, осуществляющих эффективное и последовательное регулирование рынка ценных бумаг, их информационную открытость для отечественных и иностранных инвесторов и гласность проводимой ими политики.
Макроэкономические факторы характеризуют общее состояние экономики, темпы ее роста и прогноз их и изменения на ближайшие годы, фазу экономического цикла, на которой находится экономика страны. К этой группе факторов относятся уровень инфляции, безработицы, средние доходы на душу населения, стабильность национальной валюты, состояние государственного бюджета и платежного баланса, ставки рефинансирования, уровень налогообложения различных видов доходов, а также структурные пропорции развития экономики, такие как относительные доли промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики в валовом внутреннем продукте. Немаловажна и динамика вышеуказанных показателей. К макроэкономическим факторам можно отнести и общие характеристики развития фондового рынка, такие как отношение капитализации рынка ценных бумаг или отдельных его сегментов к размеру ВВП, доля иностранных прямых и портфельных инвестиций в общем объеме инвестиций в экономику и отношение этих двух видов инвестиций между собой; уровень и темпы развития финансового сектора, в частности, коммерческих банков, брокерских компаний, инвестиционных банков и бирж.
К микроэкономическим факторам относятся показатели, характеризующие финансовое положение, уровень развития менеджмента, производственную и маркетинговую политику, перспективы развития крупнейших предприятий, ценные бумаги которых общаются на национальном рынке. К показателям, в частности, характеризующим эту группу факторов можно отнести доходность активов и капитала, отношение цены акции к доходу на одну акцию.
Инфраструктурные факторы, влияющие на привлекательность национального рынка ценных бумаг и инвестиций, представляют собой данные об уровне и направлении развития инфраструктуры рынка ценных бумаг, то есть его элементов и принятой на данном рынке системы отношений между ними в процессе совершения операций с ценными бумагами. 2
Анализ
инвестиционных рисков и способ управления
ими являются основой для принятия
квалифицированным инвестором решения
об инвестировании. Инвестиционные решения
в большинстве случаев принимаются
на основе детального анализа вышеописанных
групп факторов и порождаемых ими рисков.
Немаловажно и то, что анализ инвестиционных
рисков проводится при принятии решения
об инвестировании, но и в течение всего
«жизненного цикла» уже совершенных инвестиций.
Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования – с другой.3 Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Эти акты могут различаться. По федеральным государственным органам и учреждениям (субъектам) правового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно: акты Федерального Собрания; акты Президента РФ; акты Правительства РФ; акты Банка России; акты Российского фонда федерального имущества; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
По форме и юридической силе:
- законодательные правовые акты (федеральные конституционные законы, кодексы Российской Федерации, федеральные законы);
- акты ратификации международных соглашений и договоров Российской Федерации;
- правовые акты органов системы федеральной исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции).
По
характеру правового
- административно-правовые и финансово-правовые акты, издаваемые органами и учреждениями, которые тем самым реализуют в рамках делегированных им властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию на территории Российской Федерации функционирования субъектов инвестиционной деятельности;
- гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений;
Однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.
Первую группу составляют так называемые базовые законодательные и подзаконные акты. Они носят универсальный характер и устанавливают основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства. К таким актам относятся:
- Гражданский кодекс РФ, законодательные акты в сфере приватизации, Федеральный закон «Об акционерных обществах», система отраслевых актов налогового законодательства Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного и других отраслей законодательства;
- указы Президента РФ, например Указ Президента «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (с изменениями от 29 августа 2001 г., 21 октября 2002 г.);4
- постановления Правительства РФ (например, о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах), отдельные нормативные акты Банка России и федеральных органов исполнительной власти.
Ко второй группе относятся предметные и рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Российской Федерации. К подобным актам следует отнести прежде всего Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 и Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также отдельные указы Президента РФ, отдельные постановления Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти.5
Основу российского законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты:
- Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999. Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
- Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999. Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.6
Данный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. В целом Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вызывает критические замечания со стороны инвесторов.
В основном сложилось два подхода к регулированию иностранных инвестиций: в странах с развитой рыночной экономикой специальных законов об иностранных инвестициях нет; на деятельность иностранных инвесторов распространяются те же нормы и правила, применяемые к деятельности национальных инвесторов. В странах с многоукладной экономикой существует специальное законодательство об иностранных инвестициях (включающее кодексы об иностранных инвестициях или законы об иностранных инвестициях и иные инвестиционные законы). Деятельность иностранных инвесторов в зарубежных странах регулируется в основном национальными законами, постановлениями и административными процедурами. Однако следует отметить, что общие положения этих законодательных актов в большинстве развитых стран в целом идентичны. Различия существуют лишь в деталях. Основной принцип, на котором базируется законодательство, состоит в том, что на иностранные физические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность в стране, в целом распространяются законодательство и правовые нормы, которые применяются в отношении национальных предпринимателей и фирм. По большинству аспектов хозяйственной деятельности национальное законодательство не делает различий между национальными и иностранными компаниями, применяя к ним положения своего обширного гражданского и торгового права, в частности акционерного законодательства. Поэтому в большинстве западных стран вообще нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций, а существуют лишь некоторые административные постановления, а также относящиеся к ним параграфы отдельных законов. В целом международный опыт свидетельствует о том, что принятие специальных законов в области иностранных инвестиций обусловлено стремлением привлечь иностранные инвестиции в экономику страны путем создания благоприятного климата и льготного режима для иностранных инвестиций.
Информация о работе Налоговое регулирование инвестиционной деятельности