Налоговое регулирование инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка комплекса теоретических и методологических положений по налоговому регулированию инвестиционной деятельности, научное
обоснование практических рекомендаций, обеспечивающих
максимальное сочетание интересов государства и инвесторов в реальном секторе экономики.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы и понятия инвестиционной деятельности
5
Инвестиции. Виды инвестиций и инвестиционных рисков
5
Принятие инвестиционных решений и учет факторов риска
8
Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации
10
Глава 2. Методические аспекты формирование и совершенствование правовой базы инвестиционного процесса
14
2.1. Нормативное и правовое регулирование инвестиционной деятельности
14
3. Государственное и налоговое регулирование инвестиционной деятельности. Анализ эффективности инвестиционной деятельности и финансовых вложению в Российской Федерации.
22
3.1. Механизм привлечения и контроля за инвестиционной деятельностью. 22
3.2. Инвестиционная деятельность Ростовской области, ее анализ. 32
Заключение 37
Список литературы

Файлы: 1 файл

Финансы курсовая.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

      Правовое  обеспечение инвестиционной деятельности включает законы (нормативы), регулирующие инвестиционную сферу, нормативные блоки, регулирующие перспективы развития и структуру народного хозяйства, финансовую сферу, контрактную деятельность, занятость и доходы населения. Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики связано, в первую очередь, с формированием целостной системы правового обеспечения. Однако именно целостной правовой системы пока не создана, российское инвестиционное законодательство имеет раздробленный и внутренне противоречивый характер.

      Данная  ситуация в инвестиционной сфере обусловлена как объективными, так и субъективными причинами. Во-первых, осуществление радикальных рыночных реформ началось в условиях нормативно-правового вакуума и отсутствия законодательной базы в инвестиционной сфере. За последние годы было предпринято немало усилий по формированию нормативно-правовой базы инвестиционного процесса. Приняты базовые и частные правовые акты на федеральном и региональном уровнях, затрагивающие вопросы стратегического и регламентного характера в области инвестиций.

      Однако  к быстрому устареванию и обесцениванию принятых нормативных документов приводят изменение хозяйственной среды, непрерывная смена тенденций во всех областях, в том числе и в инвестиционной сфере, а также возникновение принципиально новых задач, увеличение их числа. В связи с этим без согласования с уже принятыми законами было издано значительное число нормативных актов, носивших временный ситуационный характер (постановления Правительства и указы Президента Российской Федерации, регламентирующие отдельные вопросы инвестиционной деятельности).

      Новые правовые нормы часто вступают в  силу без должной огласки. Поэтому  даже специалисты не всегда имеют  возможности своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование инвестиционной деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают в действие с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу. В результате усиливается неопределенность и инвестиционный риск.15

      Следует признать, что федеральная законодательная база во многом пока остается непрозрачной и противоречивой, ряд аспектов деятельности инвесторов неоправданно регламентированы, регулируются множеством подзаконных актов, другие — остаются за рамками правового поля, что препятствует притоку капитала в производство. Для улучшения инвестиционного климата необходимо принять законодательные акты, направленные на дерегулирование и дебюрократизацию предпринимательской деятельности, упрощение процедуры регистрации юридических и физических  лиц, порядка введения в хозяйственный оборот земельных участков несельскохозяйственного назначения для осуществления строительства новых объектов, то есть на снижение очень высокого уровня трансакционных издержек бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Государственное и налоговое регулирование инвестиционной       деятельности. Анализ  эффективности инвестиционной деятельности и    финансовых  вложений  в Российской Федерации

    1. Механизм привлечения инвестиций и контроля за инвестиционной деятельностью.

     Государственное регулирование инвестиционной деятельности заключается в гарантиях прав субъектов и защите инвестиций. Государство гарантирует прежде всего стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях.

     Гарантия  прав и ответственность субъектов  инвестиционной деятельности и защиту инвестиций можно с полным правом считать частью процесса регулирования инвестиционной деятельности государством.

    В настоящее время идет формирование нового этапа инвестиционного развития, который связан с активизацией инвестиционной деятельности. Для обеспечения этого  процесса, закрепления положительных тенденций необходимо существенное обновление работы производственного  аппарата всех отраслей экономики, поддержка инвестиционных процессов и привлечение инвестиций на всех уровнях управления. Эта поддержка может осуществляться посредством предоставления и обеспечения гарантий прав инвесторов, а также создания льготного режима инвестиционной деятельности. Формирование инвестиционной политики и как следствие – разработка мер регулирования инвестиционного процесса происходит на всех уровнях. Причем акценты в правовом регулировании инвестиционной деятельности в последнее время были смещены именно на региональный уровень. Это связывается с усилением роли субъектов Федерации в экономической и правовой сфере, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах. При этом в разработке регионального законодательства следует соблюдать принципы непротиворечивости и компетенции, чтобы не было расхождений с федеральным законодательством.

    В настоящее время к основным принципам  инвестиционной политики субъектов Федерации наряду с созданием организационных структур по содействию инвестициям, разработкой и экспертизой инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования относится предоставление инвесторам различных льгот и применение к ним стимулов финансового и нефинансового характера.

    Стимулы финансового характера (привилегии) – это создание льготного режима инвестиционной деятельности.

    На  региональном и местном уровнях  должно действовать законодательство, обеспечивающее благоприятные условия работы организаций в период реализации инвестиционных проектов.

      В настоящее время в России осуществляется масштабная налоговая реформа, направленная на упрощение налоговой системы  путем отмены части неэффективных налогов и значительное снижение общей налоговой нагрузки на предприятия для стимулирования инвестиционной активности. Одной из ее задач выступает также формирование равных условий для законопослушных налогоплательщиков путем уменьшения количества и упорядочивания налоговых льгот. Сумма различных льгот в нашей стране оценивается в 200 миллиардов рублей в год, и зачастую они предоставляются произвольно, в зависимости от возможностей лоббирования их получателей.

      Однако  изменения, из предистории развития инвестиционной деятельность,  происходящие в 2001—2002 годах в российском налоговом законодательстве могут привести к снижению возможностей инвестирования. С 1 января 2002 г. в России вступила в силу глава «Налог на прибыль» второй части Налогового кодекса РФ, регламентирующая налогообложение прибыли (дохода) юридических лиц. Ставка налога на прибыль в соответствии с данной главой снижена с 35 до 24%. Данной главой Налогового кодекса также отменены все налоговые льготы, в том числе льгота по капитальным вложениям.

      В соответствии с общей первой частью Налогового кодекса Российской Федерации  в России действовал ряд льгот, направленных на стимулирование инвестиционного  процесса (статьи 65—68 НК РФ). Предприятия могли получить инвестиционный налоговый кредит по налогу на свою прибыль на срок от                   1 года до 5 лет в пределах 50% суммы налога, подлежащего уплате за этот налоговый период. Во второй части Налогового кодекса ликвидируются немногочисленные налоговые рычаги, способствующие формированию условий для обеспечения нового качественного роста российской экономики.

      Отмена  в России существовавших инвестиционных льгот принципиально не согласуется  с современными тенденциями налогообложения  в развитых и успешно развивающихся  странах. Льготное налогообложение, и даже освобождение от налогов, отраслей, куда необходимо направить капитал, используется во всем мире и является механизмом межотраслевого перелива инвестиционных ресурсов из капиталодостаточных в капиталодефицитные сектора экономики. Отсутствие налоговых льгот, отражающих приоритеты государства, свидетельствует о пассивной роли налоговой системы в решении экономических проблем.

      Сейчас  практически невозможно найти  такую  страну в которой бы не содержалось  разветвленной системы льгот, предоставляемых  при налогообложении прибыли для развития высокотехнологических отраслей, реального содействия научно-техническому прогрессу. Для определения эффективности и действенности предоставленных налоговых льгот государство использует следующие принципы:

    - четко и конкретно сформулированный характер цели льготирования;           - крайне ограниченный круг налогоплательщиков, попадающих под льготный режим налогообложения;

    - относительно небольшой срок (не более чем 2—3 года), на который предоставляются льготы;

    - мониторинг результативности льгот, их влияния на экономику.

      Исходя  из этого, Россия для восстановления инвестиционного процесса прибегает к использованию мирового опыта налогового стимулирования инвестиций и начинает внедрять новые эффективные механизмы для модернизации экономики.

      Устойчивый  характер носят льготы, направленные на стимулирование инвестиционной и  научно-технической деятельности компаний в национальных рамках, региональном масштабе и в отдельных сферах (включая льготы по зарубежным инвестициям). Определенные льготы направлены на предоставление помощи компаниям в сохранении устойчивости экономического положения (например, льготы по отчислениям в резервные фонды компаний, по списанию сомнительных долговых обязательств).

      На  примере Веселовского района Ростовской области можно увидеть стимулирование к инвестированию налоговыми льготами. Льготное стимулирование  осуществляется на областном (региональном) уровне. Таким образом рассмотрим данные приложения 1 и проанализируем их. Следует отметить, что каждый субъект, независимо от уровня, в своей деятельности использует законы регулирующие  инвестиционную деятельность, здесь мы видим то же самое. Эти законы определяют  сроки окупаемости инвестиционного проекта, в данном случае не более чем на пять лет предусмотрен проект, так же закон регулирует категорию получателей льгот по инвестированию и условия их предоставления. В данном случае они будут предоставляться, если объем инвестиций превышает:

      -3000000 рублей в год в городах: Ростов-на–Дону,  Таганрог;

      - 500000 рублей в засушливых восточных районах области;

      - 1000000 рулей в остальных районах  и городах.

      Видно, что  законодательство определило определенный суммовой уровень  инвестиций, что  конечно хорошо для крупных предприятий-инвесторов, но что же касается малых – это в значительной степени затрудняет их положение, а следовательно и получение ими налоговых льгот по поводу инвестирования. Так же отметим, что организации обязательно должны заключить  с Администрацией области, или другим субъектом Федерации, в зависимости от  места осуществления инвестиционной деятельности, инвестиционный договор.

      Инвестиционное  законодательство устанавливает  виды налога по которым  будут предоставляться  льготы, предоставляются они, как  правило, в размере процентных пунктов  ставки  определенно налога в части сумм налога, зачисляемых в областной бюджет, а так же по каждому из  видов категорий налогоплательщиков. Здесь тоже есть свои плюсы и минусы. Категория получателей и условия предоставления льгот ограничены, что  сказывается на инвестиционной привлекательности данного района, в частности никак не способствует деятельности малых инвестиционных групп и организаций.

      Инвестиционное  законодательство предоставляет, на основании  Областного закона от 4 октября 2000 года № 106-ЗС «Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области», инвестиционный налоговые кредит при получении которого инвестор получает изменение срока по уплате налогов. Срок предоставления  может быть  от 1 до 2 лет и свыше двух лет. В зависимости от сроков инвестиционного кредита  предоставляется и размер ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период предоставления инвестиционного кредита, но не более 15 процентов годовых.  В течение определенного срока и в определенных пределах  уменьшаются  платежи по налогу с последующее поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.  Инвестиционный кредит предоставляется на следующих основаниях:

  • проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, технического перевооружения производства (на сумму 100 % от стоимости оборудования);
  • осуществление инновационной деятельности или внедренческой деятельности;
  • выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.
  • выполнение организацией государственного оборонного заказа

      При получении инвестиционного кредита  следует тщательно  проанализировать и проработать свой инвестиционный проект, чтобы быть уверенным, что  он оправдает себя, учесть как можно больше рисков, иначе можно будет просто не рассчитаться с кредитом. Для его получении  от инвесторов потребуется: 

      Предоставляется на основании заявления и оформляется  договором между уполномоченным органом и организацией-налогоплательщиком. Организация представляет документы:

  • Заявление.
  • Бизнес-план инвестиционного проекта;
  • Данные о предполагаемых сроках и источниках погашения кредита.
  • Расчет налога, по которому возможно предоставление инвестиционного налогового кредита, заверенный налоговой инспекцией.
  • Баланс с приложением Отчета о прибылях и убытках за предыдущий отчетный период и по итогам предшествующего получению инвестиционного налогового кредита года.
  • Документы об имуществе, которое является предметом залога или поручительство.
  • Справка налоговой инспекции об отсутствии задолженности.
  • Копии учредительных документов налогоплательщика.
  • Расчет бюджетной эффективности при реализации инвестиционного проекта.

Информация о работе Налоговое регулирование инвестиционной деятельности