Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 16:27, курсовая работа
Предметом исследования Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налогообложения в Республике Беларусь, анализ и оценка налогообложения на примере Верхнедвинского ГРУПП ЖКХ, разработка рекомендаций о совершенствовании налогообложения.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотретьэкономическуюсущность налогов и их функции;
рассмотреть нормативную правовую базу , регламентирующую порядок налогообложения предприятий РБ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……..7
1.1 Экономическая сущность налогов и их функции …………………………………..7
1.2 Нормативная правовая база, регламентирующая порядок налогообложения предприятий РБ………………………………………………………………………….…9
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ОРШАНСКИЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАВОД» ……11
2.Анализ структуры налогов и платежей в бюджет Верхнедвинским ГРУПП ЖКХ…….11
2.2 Удельный вес налогов и платежей в бюджет в составе выручки от реализации продукции Верхнедвинского ГРУПП ЖКХ………………………….........12
2.3 Налоги и платежи в бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, приходящиеся на 1000 руб. реализованной продукции………………………………………………………………………..…14
2.4 Анализ налогов и отчислений, включаемых в себестоимость Верхнедвинского ГРУПП ЖКХ за 2012-2013 гг., млн. руб…...15
2.5 Анализ платежей, начисленных из выручки от реализации продукции Верхнедвинским ГРУПП ЖКХ ……………………………………………………...….….17
2.6 Удельный вес платежей, уплачиваемых из выручки от реализации продукции в составе выручки от реализации продукции ………………………………………………………………….……..18
2.7 Налоги и платежи в бюджет, приходящиеся на 1000 руб. реализованной продукции……………………………………………………………………...20
2.8 Анализ формирования прибыли в 2012-2013 гг. Верхнедвинского ГРУПП ЖКХ, млн. руб.
2.9 Выводы и предложения по результатам анализа………………
3Разработка рекомендаций о совершенствовании налогообложения…………………………………………….….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Источник: собственная разработка на основании отчётных данных и налоговых деклараций за 2012-2013г.г.Верхнедвинского ГРУПП ЖКХ
Анализируя данные таблицу24 можно сделать вывод, что основную долю налогов и отчислений, включаемых в себестоимость в 2012-2013 г.г. занимали:
- ФСЗН – 78,4 %;
- Налог на недвижимость – 11,2%.
Незначительный удельный вес занимают отчисления по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве – 0,8 %.
По проведенному в табл. 3.4 расчету видно, что отчисления в ФСЗН возросли на 27,3% в 2013 году по сравнению с 2012 г. , что в сумме составляет 1150 млн.руб. Это обусловлено повышением заработной платы в 2013 году.
Таблица 25 - Анализ платежей, начисленных из выручки от реализации продукции Верхнедвинским ГРУПП ЖКХ за 2012-2013 гг., млн. руб. | ||||
Платежи, уплачиваемые из выручки |
2012 год |
2013 год |
Отклонение | |
сумма |
% | |||
Налог на добавленную стоимость |
3637 |
4479 |
842 |
123,2 |
Источник: собственная разработка на основании отчётных данных и налоговых деклараций за 2012-2013г.г. Верхнедвинского ГРУПП ЖКХ
Анализируя данные табл. 25, можно сделать вывод, что 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличился размер налога на добавленную стоимость на 23,2%, что в сумме составляет 842 млн.руб.это обусловлено ростом выручки от реализации продукции за счёт увеличения объёма выпуска.
Таблица 26 - Удельный вес платежей, уплачиваемых из выручки от реализации продукции в составе выручки от реализации продукции | |||||
Показатель |
2012 год |
2013 год |
Удельный вес, % |
Изменение структуры, % | |
2012 г. |
2013 г. | ||||
Выручка от реализации |
56845 |
64440 |
100 |
100 |
|
Налоги, начисленные из выручки в бюджет(НДС) |
3637 |
4479 |
6,4 |
7,0 |
0,6 |
Источник: собственная разработка на основании отчётных данных и налоговых деклараций за 2012-2013г.г. Верхнедвинского ГРУПП ЖКХ
Как показывают данные таблицы26 удельный вес в 2013 году налогов, из выручки в бюджет в выручке от реализации продукции составил 7 %, и по сравнению с 2012 г. увеличилась на 0,6 %. это обусловлено ростом выручки от реализации продукции за счёт увеличения объёма выпуска
Таблица 27 - Налоги и платежи в бюджет, приходящиеся на 1000 руб. реализованной продукции | ||||
Показатели |
2012г. |
2013г. |
Изменения | |
Налоги, уплачиваемые из выручки в бюджет, млн.руб. |
3637 |
4479 |
842 | |
Выручка от реализации,млн. руб. |
56845 |
64440 |
7595 | |
Налоги, уплачиваемые из выручки в бюджет на 1000 руб. реализованной продукции |
15630 |
14387 |
-1242 | |
(стр.1/стр.2) 1000 руб. |
Источник: собственная разработка на основании отчётных данных и налоговых деклараций за 2012-2013г.г.Верхнедвинского ГРУПП ЖКХ
Налоги, уплачиваемые из выручки в бюджет, приходящиеся на 1000 руб. выручки уменьшились в 2013 г. против 2012 г. на 1242 р. и составили 15630 руб. и 14387 руб. соответственно.
Таблица 28 – Анализ формирования прибыли в 2012-2013 гг. Верхнедвинского ГРУПП ЖКХ, млн. руб.
Показатели |
2012 год |
2013 год |
Отклонение | |
сумма |
% | |||
1. Выручка от реализации продукции |
56845 |
64440 |
7595 |
113,4 |
2.НДС, исчисляемый от выручки от реализации |
3637 |
4479 |
842 |
123,2 |
3.Себестоимость реализованной продукции |
51979 |
60259 |
8280 |
115,9 |
4.Прибыль(убыток)от |
1229 |
-298 |
-1527 |
-24,2 |
5.Прибыль(убыток)от текущей деятельности |
1461 |
-403 |
-1864 |
-27,6 |
6.Прибыль(убыток)от инвестиционной и финансовой деятельности |
1159 |
404 |
-755 |
34,9 |
7.Налог на прибыль |
229 |
- |
-229 |
0,0 |
8.Прочие налоги из выручки |
72 |
1 |
-71 |
1,4 |
Источник: собственная разработка на основании отчётных данных и налоговых деклараций за 2012-2013г.г.Верхнедвинского ГРУПП ЖКХ
Данные анализа таблицы28 показывают, что выручка от реализации продукции (работ, услуг) выросла в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 13,4%, что в сумме составляет 7595 млн. руб. Однако себестоимость реализации товаров в 2013 г. увеличилась на 8280 млн. руб.–это больше ,чем выручка от реализации товаров (работ, услуг)., что привело к отсутствию прибыли , за счёт снижения прибыли от реализации товаров на 1527 млн.руб. и прибыли от текущей деятельности на 1864 млн.руб. в 2013 году по сравнению с 2012 годом.
2.8 Выводы и предложения по результатам анализа
Цель моего исследования достигнута путём реализации поставленных задач.
В результате проведённого исследования можно сделать ряд выводов:
Налоги в экономической структуре государства выступают как объективная реальность и как материальная база для выполнения государством функций по управлению обществом.
Известно, что бюджетно-налоговая система оказывает мощное воздействие на состояние национальной экономики в любой стране. Пожалуй, в первую очередь это касается влияния налогов на конкурентоспособность продукции, работ, услуг на рынках, где в условиях развивающейся глобализации всем приходится сталкиваться с ведущими производителями экономически развитых стран. Налоговые системы развитых рыночных государств, кроме фискальной функции наполнения бюджета, успешно выполняют функции регулирования экономического и социального развития и внешнеэкономических связей. Несмотря на это для них являются актуальными вопросы переложения налогов, снижения налогового бремени, гармонизации налоговых взаимоотношений, устранения двойного налогообложения.
За период своего существования система налогообложения Республики Беларусь существенно изменилась, но в силу разных причин она имеет существенные недостатки.
На основе анализа налогообложения в Республике Беларусь можно сделать следующие выводы:
1. По налогу на добавленную стоимость. Белорусская модель НДС имеет ряд существенных недостатков, основными из которых являются достаточно высокая по мировым меркам основная ставка налога (20%) и излишне широкий круг товаров, работ, услуг (в том числе и социально значимые), что ведет к удорожанию отечественных товаров, делает невыгодными по сравнению с приобретением в других странах, что в свою очередь снижает покупательную населения и потребительный спрос и, следовательно, не стимулирует производство. Из-за одновременного существования бухгалтерского и налогового учета даты поступления выручки и уплаты налога не согласованы, и в определенных случаях организациям приходится уплачивать налог до получения выручки за реализованную продукцию, отвлекая тем самым средства от производственного потребления, что в конечном счете ведет к удорожанию товаров и, следовательно, усилению бремени на потребителя.
Поэтому в работе рекомендуется:
- дальнейшее снижение ставки НДС
- пересмотр существующих
льгот по данному налогу, исключив
из объекта обложения обороты
по реализации социально
- согласование сроков
уплаты налога со сроками
2. По платежам из фонда
оплаты труда. Налоговая нагрузка
на фонд оплаты труда является
чрезмерно высокой. Рост данных
платежей увеличивает издержки
производства, за ними вверх идут
цены, затем должна повышаться
заработная плата, то есть провоцируется
новый виток инфляции. Чрезмерное
налогообложение зарплаты
Поэтому в работе предлагается:
- объединить все платежи от фонда оплаты труда, включая платежи в ФСЗН, в единый социальный налог;
- снизить налоговое бремя на фонд заработной платы до 26%.
3. По налогу на прибыль. Если ставки налога на прибыль в Республике Беларусь еще сопоставимы со ставками в развитых странах, то методика исчисления прибыли в данных странах и ее облагаемой части (из которой исключаются все затраты, связанные с процессом производства и его обеспечением) не сопоставима с порядком, принятым в нашей стране, что говорит о том, что в Республике Беларусь более высокий уровень налогообложения, а это не по силам отечественным предприятиям.
Поэтому считаем необходимым:
- максимально исключить
из налогооблагаемой базы все
обоснованные расходы, необходимые
для осуществления
- снизить ставку налога с 24% до 20%.
5. По подоходному налогу
с физических лиц. Существующее
подоходное налогообложение
В этой связи автором предлагается:
- расширить налоговые
льготы и вычеты с целью
стимулирования инвестиционной
и профессиональной
6. По земельному и
Для решения данной проблемы целесообразно:
- переместить налоговую
нагрузку на природные ресурсы
(в том числе на землю), изымающие
ренту для обеспечения их
7. По налогу на недвижимость.
Существующая сегодня в
Для устранения указанных недостатков предлагается:
- дать более объективную
оценку налогооблагаемой базе
налога, исходя из рыночной стоимости
объектов для стимулирования
их рационального
- исключить из налогообложения
объекты, не подпадающие под
- установить пониженную ставку налога для фондоемких отраслей с целью поддержки конкурентоспособности их продукции.
Большое количество налогов, сборов, отчислений, взносов - республиканских, местных, целевых, внебюджетных осложняет налогообложение. Нестабильность налогового законодательства и нарушение его основных принципов (изменения «задним числом») до сих пор препятствует активизации как внутренних, так и иностранных инвестиций.
В связи с чем, по нашему мнению, целесообразно:
- свести состав и количество
республиканских налогов и
- упростить и сделать
прозрачным налоговое
Для проведения данной реформы, которая на первоначальном этапе приведет к снижению поступлений в бюджет, необходимо активизировать неналоговые источники, в первую очередь доходы от приватизации.
3РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ
О СОВЕРШЕНТСВОВАНИИ