Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 16:27, курсовая работа
Предметом исследования Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налогообложения в Республике Беларусь, анализ и оценка налогообложения на примере Верхнедвинского ГРУПП ЖКХ, разработка рекомендаций о совершенствовании налогообложения.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотретьэкономическуюсущность налогов и их функции;
рассмотреть нормативную правовую базу , регламентирующую порядок налогообложения предприятий РБ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……..7
1.1 Экономическая сущность налогов и их функции …………………………………..7
1.2 Нормативная правовая база, регламентирующая порядок налогообложения предприятий РБ………………………………………………………………………….…9
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ОРШАНСКИЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАВОД» ……11
2.Анализ структуры налогов и платежей в бюджет Верхнедвинским ГРУПП ЖКХ…….11
2.2 Удельный вес налогов и платежей в бюджет в составе выручки от реализации продукции Верхнедвинского ГРУПП ЖКХ………………………….........12
2.3 Налоги и платежи в бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, приходящиеся на 1000 руб. реализованной продукции………………………………………………………………………..…14
2.4 Анализ налогов и отчислений, включаемых в себестоимость Верхнедвинского ГРУПП ЖКХ за 2012-2013 гг., млн. руб…...15
2.5 Анализ платежей, начисленных из выручки от реализации продукции Верхнедвинским ГРУПП ЖКХ ……………………………………………………...….….17
2.6 Удельный вес платежей, уплачиваемых из выручки от реализации продукции в составе выручки от реализации продукции ………………………………………………………………….……..18
2.7 Налоги и платежи в бюджет, приходящиеся на 1000 руб. реализованной продукции……………………………………………………………………...20
2.8 Анализ формирования прибыли в 2012-2013 гг. Верхнедвинского ГРУПП ЖКХ, млн. руб.
2.9 Выводы и предложения по результатам анализа………………
3Разработка рекомендаций о совершенствовании налогообложения…………………………………………….….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Министерство образования Республики Беларусь
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ университет»
Факультет финансово-экономический
Кафедра « финансов »
КУРСОВАЯ РАБОТА
Финансы предприятия |
По дисциплине
Тема: Налогообложение юридических лиц на примере Верхнедвинского Государственного Районного Унитарного Производственного Предприятия Жилищно - Коммунального Хозяйства
Исполнитель: студент (факультет, курс, группа)
Пугачёва Наталья Валерьевна, финансово-экономический факультет, 5 курс, |
группа У12-Фкз |
(фамилия, имя, отчество)
Руководитель проекта
(ученое звание, ученая степень, должность)
(фамилия, имя, отчество)
Новополоцк 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……..7
1.1 Экономическая сущность налогов и их функции …………………………………..7
1.2 Нормативная правовая база,
регламентирующая порядок налогообложения
предприятий РБ…………………………………………………………………………
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ОРШАНСКИЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАВОД» ……11
2.Анализ структуры налогов и платежей в бюджет Верхнедвинским ГРУПП ЖКХ…….11
2.2 Удельный вес налогов и платежей в бюджет в составе выручки от реализации продукции Верхнедвинского ГРУПП ЖКХ………………………….........12
2.3 Налоги и платежи в бюджет, целевые
бюджетные и внебюджетные фонды, приходящиеся
на 1000 руб. реализованной продукции………………………………………………………
2.4 Анализ налогов и отчислений, включаемых в себестоимость Верхнедвинского ГРУПП ЖКХ за 2012-2013 гг., млн. руб…...15
2.5 Анализ платежей, начисленных из выручки от реализации продукции Верхнедвинским ГРУПП ЖКХ ……………………………………………………...….….17
2.6 Удельный вес платежей, уплачиваемых
из выручки от реализации продукции в
составе выручки от реализации продукции
………………………………………………………………….……..
2.7 Налоги и платежи в бюджет, приходящиеся
на 1000 руб. реализованной продукции………………………………………………………
2.8 Анализ формирования прибыли в 2012-2013 гг. Верхнедвинского ГРУПП ЖКХ, млн. руб.
2.9 Выводы и предложения по результатам анализа………………
3Разработка
рекомендаций о совершенствовании налогообложения………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….…34
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Налоги необходимы, так как для государства для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Кроме того, от того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.
Налоги представляют собой - обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних этапах цивилизации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным действием, а являлось неким неписаным законом.
Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Национальная налоговая система РБ прошла три совершенно разных исторических рубежа, если подходить к ней с позиции системности, т.е. оформления в законодательном порядке принципов ее функционирования.
Актуальность проблемы создания оптимальной системы налогообложения и распределения налогового бремени особенно возрастает в условиях рыночной экономике. Её формирование требует больших средств и эти средства, кроме кредитов, могут дать только налоги.
В последнее годы возникла необходимость во внедрении принципиально нового подхода к выполнению налоговых обязательств перед государством самостоятельной уплаты налогов в зависимости от величины полученного дохода.
Предметом исследования является налогообложение юридических лиц на примере ВерхнедвинскогоГРУПП ЖКХ.
Предметом исследования Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налогообложения в Республике Беларусь, анализ и оценка налогообложения на примере Верхнедвинского ГРУПП ЖКХ, разработка рекомендаций о совершенствовании налогообложения.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотретьэкономическуюсущнос
рассмотреть нормативную правовую базу , регламентирующую порядок налогообложения предприятий РБ.
произвести анализ и оценку налогообложения.
разработать рекомендации о совершенствовании налогообложения.
Для решения поставленных задач использованы информационные основы исследования:
бухгалтерский баланс (форма № 1 за 2012-2013 г.г), отчет о прибылях и убытках (форма № 2 за 2012-2013г.г), законодательные акты, постановления правительства Республики Беларусь, статистические издания, учебники и учебные пособия по налогообложению, научные статьи в ежемесячных периодических изданиях, монографии и работы таких ученых-экономистов Беларуси, как Зайца Н. Е., Киреевой Е. Ф., Шмарловской Г. А., Гюрджан В. А., Козлякова А., Образковой Т. Б., Т. Ф. Юткиной, а также российских авторов, таких как ЕмельяновА.М., Пансков В.Г., Перов В.А., Сомоев Р.Г. и другие.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРИМЕРЕ ВЕРХНЕДВИНСКОГО ГРУПП ЖКХ
Необходимость налогов
вытекает из классических функций государства,
которое выполняет разнообразную деятельность
(политическую, экономическую, внешнеэкономическую,
оборонную, социальную и др.), требующую
средств. Кроме налогов у государства,
по существу, нет иных источников средств
для финансирования своих нужд. Оно может
использовать для покрытия своих расходов
государственные займы, но их необходимо
возвращать и уплачивать проценты, что
также требует дополнительных расходов
по их обслуживанию. При особых обстоятельствах
государство прибегает к выпуску денег
в обращение. Однако это связано с тяжелыми
экономическими последствиями для страны
— инфляцией. В результате для государства
налоги являются основной статьей доходов
бюджета. В настоящее время во всех развитых
странах на долю налогов приходится 80
— 90 % всех бюджетных поступлений.
Экономическая сущность налогов
вытекает из сущности финансов. Началом
и исходным историческим условием возникновения
финансовых отношений является созданный
в сфере производства прибавочный продукт.
Одна часть прибавочного продукта в результате
первичного распределения направляется
на расширенное воспроизводство израсходованной
части средств производства и рабочей
силы, другая его часть направляется в
доход государства.
Таким образом, прибавочный
продукт выражает сущностные черты, свойства,
природу и функции финансов в широком
смысле как исходного звена финансовой
системы; налог определяет сущностные
черты государственных финансов и его
основной категории — государственного
бюджета.
Налоги в качестве перераспределительной
категории являются средством и источником
образования централизованного фонда
финансовых ресурсов государства. Именно
с появлением государства возникает такая
финансовая категория как налоги. По мере
развития государства и товарно-денежных
отношений сформировалась группа более
сложных категорий — государственные
доходы и расходы, а на их основе — категории
государственного бюджета. Финансовые
отношения в этих звеньях финансовой системы
носят характер перераспределения, созданного
в сфере производства прибавочного продукта,
и являются производными и зависимыми
по отношению к финансам сферы материального
производства [6, с. 54].
Налоги, подобно государственному
кредиту, расходам государства и т. д.,
являются одним из элементов системы финансовых
отношений и находятся во взаимосвязи
и взаимозависимости с другими финансовыми
категориями. Они выражают общие свойства,
присущие другим финансовым категориям и дают ключ
к пониманию финансовой системы в целом.
В то же время налоги имеют отличительные
признаки, которые выделяют их из всей
совокупности финансовых категорий. Принимая
участие в перераспределительном процессе,
налоги или налоговые отношения предполагают
наличие двух субъектов: налогоплательщика
и государства, между которыми возникает
движение стоимости.
Именно прямое безвозмездное
движение стоимости в денежной форме является
объектом налоговых отношений. Их особенностью
является и то, что налоговые отношения
носят односторонний характер: от налогоплательщика
к государству, при этом отсутствует эквивалентность,
т. е. плательщик конкретно за свой платеж
ничего не получает. Налоги в этом качестве
обладают специфической формой производственных
отношений.
Используемые и регламентируемые
государством налоги, функционируя в фазе
распределения через разнообразные способы
налогового изъятия, оказывают решающее
влияние на другие фазы движения совокупного
общественного продукта: на производство,
обмен и потребление, ускоряя процессы
общественного производства или замедляя
их [1, с. 25].
Налог как специфическая форма
производственных отношений оказывает
влияние на основные факторы общественного
производства и различные социальные
группы. Работники наемного труда, получив
заработную плату, расходуют ее преимущественно
на потребление товаров и услуг, уплату
налогов. В связи с этим налоги воздействуют
на экономику в зависимости от уровня
оплаты труда.
Во-первых, размер налога определяет
уровень оплаты труда, которая включает
налоговые платежи.
Во-вторых, они влияют
на уровень и структуру совокупного спроса,
а через механизм рынка содействуют развитию
производства или тормозят его. Обусловлено
это тем, что преобладающая часть доходов
лиц наемного труда предназначена для
потребления в данный момент или в перспективе.
Поэтому изменение величины налогообложения
сразу отражается на их спросе и в целом
на платежеспособности страны.
В-третьих, налоги определяют
соотношение между издержками производства
и ценой товаров и услуг. Влияние налогов
распространяется и на владельцев капитала,
хотя оно своеобразно: налоги нейтральны
к личному потреблению предпринимателя,
поскольку его прибыль, как правило, превышает
затраты на удовлетворение его потребностей.
В то же время налоги воздействуют на собственника
капитала через другие рычаги.
Мобилизация части прибавочного
продукта в денежной форме осуществляется
государством принудительно в форме налоговых
платежей, взимаемых как с хозяйствующих
субъектов, так и с населения страны. Отчужденная
и присвоенная принудительно часть новой
стоимости превращается в централизованный
фонд финансовых ресурсов государства.
Весь процесс, связанный с образованием
государственного денежного фонда, выступает
как содержание финансов.
Таким образом, исследуя сущность
налогов с учетом специфических черт,
можно дать следующее определение налогов.
Налоги - это обязательные платежи юридических
и физических лиц в бюджет, устанавливаемые
и принудительно изымаемые государством
в форме перераспределения части общественного
продукта, используемого на удовлетворение
общегосударственных потребностей [1,
с. 28].
Финансовые отношения между
государством и хозяйствующими субъектами
и населением по формированию централизованного
денежного фонда называются налоговыми
отношениями.
Сущность любой экономической
категории раскрывается посредством ее
функций. Функция налога - это проявление
его сущности в действии, способ выражения
его свойств. Функция показывает, каким
образом реализуется общественное назначение
данной экономической категории как инструмента
стоимостного распределения и перераспределения
доходов.
В числе налоговых функций обычно
выделяются: фискальная, стимулирующая,
распределительная, регулирующая, контрольная.
Фискальная функция проявляется
в бесперебойном обеспечении государства
финансовыми ресурсами, необходимыми
для осуществления его деятельности. Это
основная функция, характерная для всех
государств на различных этапах развития.
Последние десятилетия в мировой практике
характеризуются резким увеличением налоговых
поступлений в бюджет государства, что
связано с ростом объектов производства,
развитием научно-технического прогресса,
которые обеспечили реальные условия
для увеличения национального дохода
и, соответственно, повлекли рост финансовых
ресурсов государства в основном за счет
налоговых поступлений.
Рост налогов в ряде стран мира
привел к увеличению издержек производства,
росту цен и удорожанию товаров. Следствием
этого стало снижение темпов экономического
роста. Чрезмерное налогообложение населения
отрицательно отразилось на материальном
положении отдельных социальных групп.
Фискальная функция налогов
отражает форму принудительного лишения
принадлежащей юридическому или физическому
лицу собственности в форме капитала или
заработка.