Модели взаимодействия бизнеса и власти в современной Казахстан и бизнеса в современной Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

В свою очередь, успешное представительство интересов бизнеса во власти требует детального исследования процессов принятия решений на всех стадиях политического процесса в стране, происходящего в многоуровневой системе государственной власти при сильной конкуренции между различными представителями интересов. В настоящее время во взаимоотношениях бизнеса и власти отмечается усиление роли политических факторов, а государство во взаимоотношениях с бизнесом постепенно становится доминирующим. В тоже время механизмы государственного корпоративизма описывают отношения, когда власть не только сама выбирает те организации и группы, которые должны представлять интересы бизнеса во взаимодействии с ней, но и контролирует в определенной степени «артикуляцию их требований».

Оглавление

Введение.............................................................................................................

1. взаимоДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И государства В СОЦИАЛЬНОЙ РАЗВИТИЙ ОБЩЕСТВА
Развитие отношений государства и бизнеса...................................................
1.2Формирование системы представительства интересов бизнеса во взаимоотношениях с государством в РК.............................................................

2. модели взаимодействия бизнеса и власти в современной Казахстан и бизнеса в современной Казахстан
2.1 Бизнес и власть как взаимодействующие субъекты социальной ответственности......................................................................................................
2.2 Основные модели взаимоотношения государства и бизнеса и проблемы их развития..............................................................................................................
2.3 Взаимодействие государства и бизнеса в условиях мирового кризиса.......

3. Эффективное взаимодействие государства и бизнеса в СОЦИАЛЬНОЙ РАЗВИТИЙ ОБЩЕСТВА

Заключение........................................................................................................
Список литературы...................................................

Файлы: 1 файл

Взаймодействия бизнеса и государства в соц..doc

— 295.50 Кб (Скачать)

Рассмотрим  складывающуюся систему представительства подробнее.

Совет по предпринимательству  был создан осенью 2000 года. Он был  наделен консультативными функциями  и призван был обсуждать проекты  правительственных решений. Предпринимателям была отведена роль экспертов. Возможность  обсуждения проблем распределения и перераспределения собственности, а также политических перспектив страны, была исключена. Именно с созданием Совета власть вновь обрела главенствующий статус в диалоге бизнеса и власти. В первую очередь это проявилось в том, что члены Совета подбирались вышестоящими органами.

Структура представительства  интересов на уровне предпринимательских  организаций весьма запутанна. Существуют три формальных лидера.

1. РСПП. В 2000-2002 году в РСПП вступают многие крупные российские предприниматели. В организационной структуре РСПП появляется новый элемент - Бюро Правления, большая часть членов которого входит в Совет по предпринимательству. Члены Бюро приглашаются на встречи с президентом и на заседания в Государственную Думу. С этого момента РСПП начинают называть не иначе, как <профсоюз олигархов>. И хотя членами РСПП являются отнюдь не только крупные бизнесмены, по своей сути РСПП превращается в организацию, отстаивающую в первую очередь интересы крупного бизнеса.

2. Деловая Россия. Это объединение претендует на роль выразителя интересов среднего бизнеса. Создано оно было по инициативе одноименного депутатского объединения, в которое входили некоторые члены РСПП. По сути дела, депутатская группа «Деловая Россия» была лоббистской структурой РСПП в Парламенте. Именно поэтому, по мнению А.Зудина, отделившись от РСПП, "Деловая Россия" заняла выигрышное место в системе корпоративного представительства бизнеса, захватив парламентское представительство. Однако за время своего существования <Деловая Россия> занималась более организационными вопросами, нежели решением объявленных задач. За 2 года было проведено несколько круглых столов и парламентских слушаний, а летом 2003 года несколько членов движения прияли участие в работе комиссии РСПП по деловой этике. Руководители организации разочарованно говорят, что планы были большие, но пока они практически не реализованы. [169]

3. ОПОРА России. Объединение предпринимательских организаций ОПОРА традиционно считается выразителем интересов малого бизнеса. Создано оно было почти одновременно с Деловой Россией. Однако его деятельность не была отмечена какими либо успехами.

Особенностью  таких организаций, как «Деловая Россия» и «ОПОРА» является то, что они были созданы при прямом участии Администрации Президента, и были призваны не дать возможности РСПП стать выразителем интересов предпринимательского сообщества в целом. Ставка была сделана на создание нескольких специализированных корпоративных ниш и выстраивание отношений с каждым из союзов в отдельности. [170] Возможно именно этим во многом искусственным созданием объясняется слабость этих организаций как представителей предпринимательских интересов. [10; с.102]

Деятельность  РСПП как представителя интересов  предпринимателей более успешна. Взаимодействие РСПП с органами власти ведется на самом высоком, президентском уровне. Относительно регулярными являются встречи Президента с Бюро Правления РСПП. На этих встречах обсуждаются вопросы налоговой и административной реформы, валютного и таможенного регулирования и т.д. Тем не менее, диалог бизнеса и власти носит не равноправный характер. Власть ведет его с позиции обретенной силы. [171] Такие взаимоотношения носят характер «социального контракта». До лета 2003 года, этот суть этого «контракта» заключалась в следующем: в стране проводится ряд экономических реформ, при условии сохранения предпринимателями политической лояльности и непротиводействия правительственным и парламентским инициативам. После того, как летом 2003 года активизировались действия Прокуратуры по проверке предпринимателей, на заседании РСПП был предложен документ по социальной ответственности бизнеса и направлению части выручки на социальные проекты правительства. Взамен, бизнес сообщество предложило остановить действия прокуратуры.

Помимо указанных  организаций, в Росси, так же как и в большинстве стран Запада, функционирует Торгово-промышленная палата. Это объединение ведет свою историю из доперестроичных времен, и является единственной предпринимательской организацией, деятельность которой регулируется Федеральным законом. ТПП выполняет ряд государственных функций и полномочий. В частности, Палата берет на себя некоторые государственные функции во внешнеэкономической деятельности. Так, ТПП занимается экспертизой товаров, поступающих в Россию, осуществляет защите прав российских разработчиков, предоставляет консалтинговые услуги, организует международные выставки, осуществляет усилия по привлечению иностранных инвесторов. Кроме этого, государство делегирует ТПП и его региональным структурам такие свои функции по развитию предпринимательства, как лицензионная деятельность, валютно-экспортный контроль, таможенные процедуры, организация выставок и ярмарок. [10; с.102]

Руководители  ТПП претендуют на первенство в сфере  представительства интересов предпринимателей. На собрании ТПП, посвященном определению приоритетных направлений работы на 2003 год, ее президент Е.Примаков заявил: «В настоящее время наблюдается недооценка палаты со стороны правительства, которую надо ликвидировать».  [50; с.172]

Помимо указанных организаций федерального уровня, в России существует целый ряд отраслевых организаций, таких как Ассоциация Российских Банков, Национальная алкогольная ассоциация, Ассоциация малых и средних нефтедобывающих организаций, Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий и т.д. Хотя по своим программным документам такие организации обязуются влиять на выработку представительными и исполнительными органами власти РФ политики, отвечающей профессиональным интересам их членов, на самом деле, они больше заняты предоставлением предпринимателям консультационных услуг, участием в различных выставках и форумах и т.д. Можно сказать, что пока такие организации являются в значительной мере декоративными.

Тем не менее, факт возникновения  множество подобных организаций говорит о том, что «деловые люди стали преодолевать фрагментацию и создавать консолидированные системы представительства своих интересов, которые одновременно оказывают членам союзов различные услуги».  [50; с.173]

Каким же образом можно  охарактеризовать российскую модель взаимоотношений бизнеса и власти? Наличие большого ряда предпринимательских организаций, превалирование государства в процессе согласования интересов позволяют говорить о процессе корпоративизации отношений бизнеса и власти. Этот процесс является взаимовыгодным, т.к., по мнению А. Зудина, позволяет государству использовать союзы в качестве инструмента контроля за экономикой, а предпринимателям - использовать коллективное право для защиты своих интересов. Однако построение модели неокорпоративизма, как ее можно точнее обозначить, не является завершенным. В первую очередь потому, что диалог бизнеса и власти сохраняет черты олигархичности. Это проявляется в том, что главенствующую роль в диалоге с властью играет Бюро РСПП, точнее те его члены, которые постоянно присутствуют на встречах с Президентом и заседаниях Совета по предпринимательству. Этот круг включен в привилегированные отношения с государством. [50; с.174]

Тем не менее, предприниматели  уже не могут диктовать государству  свои требования (что наглядно показали события лета 2003).

Существенное затруднение  для создания неокорпоративной модели в России представляет характер экономики. Доминирование крупных и сверхкрупных предприятий, наличие финансово-промышленных групп делает невозможным установление диалога бизнеса и власти исключительно в формате взаимодействия с союзами и ассоциациями. Крупные предприятия, как правило, представляют интересы не одной, а нескольких отраслей, и это затрудняет их представительно в рамках союзов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Политические формы и модели взаимодействия бизнеса  и власти в современной России и бизнеса в современной России.

 

 2.1 Бизнес и власть как взаимодействующие субъекты социальной ответственности.

 

Взаимодействие бизнеса  и власти отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого развития страны. Современный этап социально-экономического развития России характеризуется недостаточной эффективностью системы связей бизнеса с власть, которая пока не позволяет эффективно реализовывать свои функции субъектам взаимодействия и негативно сказывается на решении экономических проблем общества.

 Под бизнесом, как  субъектом взаимодействия с властью,  понимается совокупность предпринимательских  структур (от индивидуальных предпринимателей до общенациональных интегрированных бизнес-групп), ведущих хозяйственную деятельность на рынке в целях извлечения «частных» коммерческих выгод.

Экономический словарь  трактует бизнес как инициативную, экономическую деятельность, осуществляемую за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответст­венность, ставящую главными целями получение прибыли и развитие собственного дела [22; с. 33].

Не зависимо от того, рассматривается  бизнес с позиции структуры или  с позиции деятельности основной его целью является получение прибыли.

По экономическим показателям  бизнес делится на малый, средний  и крупный, по стадиям развития бизнес – организации - начинающий, развивающийся, сложившийся.

Роль бизнеса в общественном развитии.

  В последнее время  ведутся оживленные дискуссии об отношении государства и бизнеса в современной России. Действительность ставит острые и серьезные вопросы, от решения которых зависит будущее российского общества. Обессиленная экономика, разъединенность людей, неспособность нации выдвинуть ярких привлекательных лидеров. В этой ситуации особую актуальность приобретает определение места и роли в развитии общества бизнеса, организованной деловой активности.

Место и роль бизнеса  в современном обществе обусловлены  его весьма существенными функциями бизнеса в общественном развитии.

Прежде всего, это экономическая  функция: вне зависимости от общественного  уклада, политического режима, доминирующих религиозных взглядов, каждое общество способно существовать и успешно  развиваться только при условии хозяйственной деятельности, обеспечивающей, как минимум, хотя бы воспроизводство потенциала общества. А это предполагает эффективную деловую активность, управление ею.

Не менее важна политическая функция бизнеса и менеджмента. Политическая жизнь любого общества, в конечном счете, выражает столкновение, борьбу конкретных интересов, прежде всего – экономических. Поэтому деловой мир (крупные предприниматели, топ-менеджеры, средний и мелкий бизнес, объединенный в отраслевые или региональные союзы и ассоциации) оказывает определяющее влияние на принятие политических решений, без их активного участия и поддержки не обходится ни одна избирательная кампания, формирование органов власти. Тем самым бизнес оказывается одним из решающих факторов формирования и развития гражданского общества. [34; с.62]

В определенной степени, деловой мир, мир бизнеса выполняет  по отношению к обществу лидерскую  функцию – в том плане, что  его состояние, цели, характер и способы  осуществления деловой активности определяют состояние общественной жизни: общие настроения, жизненные цели и т.д. Достаточно, в этой связи вспомнить социальные последствия финансового кризиса в России в августе 1998 года - как резко поменялась атмосфера в обществе, сколько людей пересмотрели свои ближайшие и перспективные жизненные планы, как изменились конкретные судьбы!? Не случайно бизнесмены и топ-менеджеры, наряду с политиками и известными деятелями культуры – главные «ньюсмейкеры», к которым приковано внимание общественности, средств массовой информации.

В этой связи можно  говорить и о нравственной (этической) функции бизнеса и менеджмента. Этика деловых   отношений играет исключительно  важную, если не определяющую роль в динамике  нравственной культуры  общества. В  отличие   от   национально-этнических   традиций,  религиозных ценностей  и  норм, аккумулирующих и  сохраняющих  общие духовные ориентиры  нравственности,  этика  деловой  активности  оказывает решающее влияние на формирование реальной нравственной  культуры, выступая при этом своеобразным  практическим  ориентиром-образцом (трендом) для нравственной культуры других сфер общественной жизни.

Культурально-духовные предпосылки  и традиции, вне всякого сомнения, сказываются на национально-этнических особенностях деловой активности, но если они приходят в противоречие с нравственностью, реализующееся в практике деловых отношений, складывается шизофреническая ситуация, формируется двойная мораль, когда нормы, задаваемые семейным и школьным воспитанием оказываются просто «словом», а эффективное «дело» строится на совсем других нормах и ценностях. И всегда, в конечном счете, побеждает жизнь, а не слова, не подкрепленные практикой и реальными результатами.   

В свете сказанного, становится очевидным, что в современном  обществе бизнес  выполняет важнейшую модернизационную, а еще точнее - инновационную функцию, обеспечивая не только экономические условия выживания и развития социума, но и реализацию новейших достижений мировой технической, научной и гуманитарной мысли. Нельзя не признать, что переход традиционных обществ и культур к современному производству, достижениям науки, техники, медицины, гражданскому обществу, демократическим свободам, международному сотрудничеству и интеграции осуществлен именно с помощью и не основе реальной практики деловой активности. [34; с.64]

Таким образом, можно  признать, что деловой мир выступает  главным связующим звеном, обеспечивающим полноценную интеграцию общества, существование  и развитие социального партнерства. Не только политика, но и искусство, образование, наука, спорт в любой стране и в любом обществе не могут полноценно развиваться без поддержки со стороны делового мира. Спонсорство, патронаж, благотворительность, лоббистская деятельность… - перечень форм социального сотрудничества и партнерства можно продолжать, но все они, в конечном счете, замыкаются на сотрудничество с конкретными фирмами, корпорациями, финансовыми группами, отдельными предпринимателями, прочими бизнесменами.

Информация о работе Модели взаимодействия бизнеса и власти в современной Казахстан и бизнеса в современной Казахстан