Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 20:10, курсовая работа
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения – составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.
Большое влияние на международные валютно-кредитные и финансовые отношения оказывают ведущие промышленно-развитые страны (особенно «семерка»), которые выступают как партнеры-соперники. Последние десятилетия отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере.
Введение 4
Глава 1. Мировая валютная система: основные определения. Этапы эволюции мировой валютной системы (МВС) 6
1.1. Система «золотого стандарта» 9
1.2. Бреттон-вудская валютная система. 14
1.3. Ямайская валютная система 19
1.4. Европейская валютная система (ЕВС) 25
1.5. Мировой денежный товар и международная ликвидность. 31
Глава 2. Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации. 36
2.1. Международный валютный фонд (МВФ). 40
2.2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР). 41
2.3. Региональные банки. 42
Глава 3. Анализ современной валютной системы 51
Заключение. 52
Список использованных источников
Развитие кризиса Бреттон-Вудской валютной системы можно разделить на следующие ключевые этапы:
1) 17 марта
1968 г. Установлен двойной рынок
золота. Цена на золото на частных
рынках устанавливается
2) 15 августа
1971 г. Временно запрещена
3) 17 декабря 1971 г. Девальвация доллара по отношению к золоту на 7,89%. Официальная цена золота увеличилась с 35 до 38 долларов за 1 тройскую унцию без возобновления обмена долларов на золото по этому курсу.
4) 13 февраля 1973 г. Доллар девальвировал до 42,2 долларов за 1 тройскую унцию.
5) 16 марта
1973 г. Международная конференция
подчинила курсы валют законам
рынка. С этого времени курсы
валют не фиксированы и
Таким образом, система твердых обменных курсов прекратила свое существование.
После продолжительного переходного периода, в течение которого страны могли испробовать различные модели валютной системы, начала образовываться новая МВС, для которой было характерно значительное колебание обменных курсов.
Устройство современной МВС было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г.
Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и многовалютный стандарт.
Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:
1 – выравнивание темпов инфляции в различных странах
2 – уравновешивание платежных балансов
3 – расширение
возможностей для проведения
независимой внутренней
Основные характеристики Ямайской валютной системы:
1. Система полицентрична, т.е. основана не на одной, а на нескольких ключевых валютах;
2. Отменен монетный паритет золота;
3. Основным
средством международных
4. Не существует пределов колебаний валютных курсов. Курс валют формируется под воздействием спроса и предложения.
5. Центральные
банки стран не обязаны
6. Страна
сама выбирает режим валютного
курса, но ей запрещено
7. МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.
По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный.
Фиксированный валютный курс имеет целый ряд разновидностей:
1 – курс
национальной валюты
2 – курс
национальной валюты
3 – «корзинный» валютный курс. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран – торговых партнеров данной страны.
4 – курс,
рассчитанный на основе
В «свободном плавании» находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях.
Именно поэтому говорят об «управляемом», или «грязном», плавании валютных курсов.
Смешанное
плавание также имеет ряд
В целом развитые страны имеют курсы валют, находящиеся в чистом или групповом плавании. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета (см. таблицу «Режимы валютного курса»).
Таблица "Режимы валютного курса" (1995 г.)
Режим курса валюты |
Количество стран |
Страны |
Фиксированные курсы, |
67 |
|
в том числе: | ||
К доллару США |
23 |
Аргентина, Сирия, Литва, Ирак, Панама, Туркменистан, Венесуэла, Нигерия, Оман и др. |
К французскому франку |
14 |
Африканские страны, входящие в зону франка. |
К другим валютам |
7 |
Намибия, Лесото, Свазиленд (ранд ЮАР), Эстония (марка ФРГ), Таджикистан (рубль РФ) |
К СДР |
4 |
Ливия, Мьянма, Руанда, Сейшельские острова |
К корзине валют |
20 |
Кипр, Исландия, Кувейт, Чехия, Бангладеш, Венгрия, Марокко, Таиланд и др. |
Плавающие курсы |
98 |
|
С учетом заданных параметров |
3 |
Чили, Эвкадор, Никарагуа |
Регулируемое плавание |
36 |
Израиль, Турция, Южная Корея, Россия, Китай, Малайзия, Польша, Словения, Сингапур и др. |
Свободное плавание |
59 |
США, Италия, Швейцария, Индия, Украина, Канада, Филлипины, Норвегия, Великобритания, Испания, Азербайджан и др. |
Смешанное плавание |
14 |
|
К одной валюте (доллару) | ||
4 |
Бахрейн, Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты | |
К группе валют |
10 |
Страны Европейской валютной системы |
Важную
роль играют специальные права
Участниками системы СДР могут быть только страны-члены МВФ. Однако членство в Фонде не означает автоматического участия в механизме СДР. Для осуществления операций с СДР в структуре МВФ образован Департамент СДР. В настоящее время все страны-члены МВФ являются его участниками. При этом СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями.
МВФ наделен полномочиями создавать «безусловную ликвидность» путем выпуска в обращение средств, выраженных в СДР, для стран-участников Департамента СДР. Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда Исполнительный Совет МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка такой потребности определяет размеры выпуска СДР. Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска.
Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других «уполномоченных держателей». Помимо стран-членов получать, держать и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета Управляющих МВФ, принимаемому большинством, - страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие официальный статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.
Вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством. СДР в основном применяются в операциях МВФ как коэффициент пересчета национальных валют, масштаб валютных соизмерений; квоты, кредиты, доходы и расходы выражены в этой счетной валютной единице.
В качестве международного платежного средства СДР используются в ограниченном круге межгосударственных операций. Не достигнута главная цель СДР: они направляются на приобретение конвертируемой валюты не столько в целях покрытия дефицита платежного баланса (ок. 24% их общего объема), сколько для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СДР возвращаются в Фонд (путем оплаты полученной иностранной валюты и выкупа национальной валюты) и интенсивно накапливаются на его счетах, преимущественно в пользу промышленно развитых стран с активным платежным балансом. Объем операций в СДР незначителен.
Роль СДР по сравнению с ЭКЮ остается скромной. При наличии ряда позитивных моментов в СДР, что делает возможным их использование как базы многовалютных оговорок, они не обладают абсолютной приемлемостью, не обеспечивают эквивалентности сопоставлений и урегулирования сальдо платежного баланса. МВФ создал Департамент СДР в целях активизации операций с этой коллективной счетной валютной единицей как наднациональным резервно-платежным средством, поскольку использование в этом качестве национальных валют противоречит логике интернационализации хозяйственных связей.
Функционирование Ямайской валютной системы противоречиво. Ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично. Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действий стран-участниц, доступных им в рамках этой системы. Режимы обменных курсов в своем чистом виде не практикуются в течение длительного периода.
Другой причиной является сохранение долларом США лидирующих позиций в Ямайской валютной системе. Объясняется это рядом обстоятельств:
А) со времен Бреттон-Вудской валютной системы сохранились значительные запасы долларов у частных лиц и правительств во всем мире;
Б) альтернативные к доллару, признанные всеми резервные и трансакционные валюты будут постоянно в дефиците до тех пор, пока платежные балансы стран, валюты которых могут претендовать на эту роль (Германия, Швейцария, Япония), имеют стабильные активные сальдо;
В) евродолларовые рынки создают доллары независимо от состояния платежного баланса США и тем самым способствуют снабжению мировой валютной системы необходимым средством для трансакций.
Для Ямайской валютной системы характерно сильное колебание валютного курса для доллара США, что объясняется противоречивой экономической политикой США в форме экспансионистской фискальной и рестриктивной денежной политики.
Это колебание доллара стало причиной многих валютных кризисов.
На фоне многочисленных проблем, связанных с колебанием валютных курсов, особый интерес в мире вызывает опыт функционирования зоны стабильных валютных курсов в Европе, который позволяет входящим в эту валютную группировку странам устойчиво развиваться, невзирая на проблемы, возникающие в мировой валютной системе.
В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы страны ЕЭС создали собственную международную (региональную) валютную систему в целях стимулирования процесса экономической интеграции.
Существование Европейской валютной системы является одной из особенностей современных валютных отношений. На взаимную торговлю стран-членов ЕВС приходится от 55 до 70% от их внешнеторгового оборота. Решением от 13 марта 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС).
Ее основные цели следующие:
1) Обеспечить
достижение экономической
2) Создать
зону европейской стабильности
с собственной валютой в