Мировая валютнофинансовая система структура механизм функционирования и тенденция развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения – составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.
Большое влияние на международные валютно-кредитные и финансовые отношения оказывают ведущие промышленно-развитые страны (особенно «семерка»), которые выступают как партнеры-соперники. Последние десятилетия отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Мировая валютная система: основные определения. Этапы эволюции мировой валютной системы (МВС) 6
1.1. Система «золотого стандарта» 9
1.2. Бреттон-вудская валютная система. 14
1.3. Ямайская валютная система 19
1.4. Европейская валютная система (ЕВС) 25
1.5. Мировой денежный товар и международная ликвидность. 31
Глава 2. Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации. 36
2.1. Международный валютный фонд (МВФ). 40
2.2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР). 41
2.3. Региональные банки. 42
Глава 3. Анализ современной валютной системы 51
Заключение. 52
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Мировая валютнофинансовая система структура механизм функционирования и тенденция развития.docx

— 94.25 Кб (Скачать)

Статус  резервной валюты дает преимущества стране-эмитенту: возможность покрывать дефицит платежного баланса национальной валютой, содействовать укреплению позиций национальных корпораций в конкурентной борьбе на мировом рынке. В то же время выдвижение валюты на роль резервной возлагает определенные обязанности на ее экономику: необходимо поддерживать относительную стабильность этой валюты, не прибегать к девальвации, валютным и торговым ограничениям. Статус резервной валюты вынуждает страну-эмитента принимать меры по ликвидации дефицита платежного баланса и подчинять внутреннюю экономическую политику задаче достижения внешнего равновесия.

К резервным  валютам относятся:

Доллар США;

Немецкая  марка;

Японская  иена;

Фунт стерлингов;

Швейцарский франк.

Валюты  по степени конвертируемости, т.е. размену  на иностранные, различаются на:

Свободно  конвертируемые валюты, без ограничений  обмениваемые на любые иностранные  валюты. В новой редакции Устава МВФ (1978 г.) это понятие заменено понятием «свободно используемая валюта». МВФ  отнес к этой категории доллар США, марку ФРГ, иену, фунт стерлингов, французский франк. Фактически свободно конвертируемыми считаются валюты стран, где нет валютных ограничений по текущим операциям платежного баланса, - в основном промышленно развитых государств и отдельных развивающихся стран, где сложились мировые финансовые центры или которые приняли обязательство перед МВФ не вводить валютные ограничения;

Частично  конвертируемые валюты стран, где сохраняются  валютные ограничения;

Неконвертируемые (замкнутые) валюты стран, где для  резидентов и нерезидентов введен запрет обмена валют.

Кроме национальных валют в международных расчетах используются международные валютные единицы – СДР и ЭКЮ.

Специальные права заимствования (СДР, Special Drawing Rights) представляют собой безналичные деньги в виде записей на специальном счете страны в МВФ. Стоимость СДР рассчитывается на основе стандартной «корзины», включающей основные мировые валюты.

В 1979 г. появилась  ЭКЮ (European Currency Unit) – валютная единица европейской валютной системы, существующая в виде безналичных записей по счетам стран-участниц ЕВС в Европейском валютном институте Европейского союза.

Условная  стоимость ЭКЮ и СДР исчисляется  на базе средневзвешенной стоимости  и изменения курса валют, входящих в валютную корзину. Очень часто  условная стоимость СДР и ЭКЮ  исчисляется в долларах США. Ежедневные котировки публикуются в основных финансовых газетах.

Международная валютная ликвидность (МВЛ) - способность  страны (или группы стран) обеспечивать своевременное погашение своих  международных обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами. С точки зрения всемирного хозяйства международная валютная ликвидность означает совокупность источников финансирования и кредитования мирового платежного оборота и зависит от обеспеченности мировой валютной системы международными резервными активами, необходимыми для ее нормального функционирования. МВЛ характеризует состояние внешней платежеспособности отдельных стран или регионов (например, России и нефтедобывающих стран). Основу внешней ликвидности образуют золотовалютные резервы государства.

Структура МВЛ включает в себя следующие  компоненты:

1) официальные  валютные резервы стран;

2) официальные  золотые резервы;

3) резервную  позицию в МВФ (право страны-члена  автоматически получить безусловный кредит в иностранной валюте в пределах 25% от ее квоты в МВФ);

4) счета  в СДР и ЭКЮ.

Показателем МВЛ обычно служит отношение официальных  золото-валютных резервов к сумме годового товарного импорта. Ценность этого показателя ограничена, так как он не учитывает все предстоящие платежи, в частности, по услугам, некоммерческим, а также финансовым операциям, связанным с международным движением капиталов и кредитов.

Международная ликвидность выполняет три функции, являясь средством образования  ликвидных резервов, средством международных  платежей (в основном для покрытия дефицита платежного баланса) и средством  валютной интервенции.

Основную  часть МВЛ составляют официальное золотовалютные резервы, т.е. запасы золота и иностранной валюты центрального банка и финансовых органов страны.

К золотовалютным резервам относятся запасы золота в  стандартных слитках, а также  высоколиквидные иностранные активы в свободно конвертируемой валюте (валютные резервы). Кроме того, в золотовалютные резервы могут быть включены драгоценные металлы (платина и серебро).

Высоколиквидные средства должны быть размещены в  высоконадежных учреждениях с минимальным  риском, т.е. в учреждениях, причисленных, согласно международным классификациям, к учреждениям высшей категории надежности. Именно поэтому средства Минфина РФ на валютных счетах в коммерческих банках в РФ не относятся к разряду резервных средств и Россия размещает часть средств на счетах центральных банков других стран, например центральных банков стран «больший семерки».

Особое  место в международной валютной ликвидности занимает золото. Оно  используется как чрезвычайное средство покрытия международных обязательств путем продажи на рынке за необходимую иностранную валюту или передачи кредитору в качестве залога при получении иностранных займов. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция к повышению валютного компонента в общей структуре международных ликвидных активов, при этом золото продолжает учитываться по фиксированной цене в 35 СДР за тройскую унцию, что значительно ниже рыночной цены.

При определении  деноминации резервов центральные  банки руководствуются следующим правилом: необходимо размещать валютные ресурсы в валюту, являющуюся резервной по отношению к национальной. Так, немецкая марка считается резервной единицей по отношению к другим европейским валютам, поэтому страны Европы отдают предпочтение в выборе резервной валюты немецкой марке. Германия, соответственно, выбирает в качестве резервных денег доллар США. Со своей стороны, США рассматривают в качестве денег более высокого порядка золото, поэтому валютная часть резервов США меньше золотой.

Ликвидные позиции страны-должника характеризуются  следующим показателем:

- золотовалютные  резервы страны/долг.

Собственные резервы образуют безусловную ликвидность. Ею центральные банки распоряжаются без ограничений. Заемные же ресурсы составляют условную ликвидность. К их числу относятся кредиты иностранных центральных и частных банков, а также МВФ. Использование заемных ресурсов связано с выполнением определенных требований кредитора.

 

Глава 2. Международные и  региональные валютно-кредитные и  финансовые организации.

Институциональная структура международных валютно-кредитных  и финансовых отношений включает в себя многочисленные международные  организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства, регулирование МЭО, в том числе валютно-кредитных и финансовых. К ним относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международная ассоциация развития, Международное агентство по инвестиционным гарантиям и др., а также региональные банки развития, валютно-кредитные и финансовые организации ЕС.

К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специализированные институты ООН – МВФ и группа МБРР, а также ГАТТ, которое в 1995 г. преобразуется во Всемирную торговую ассоциацию. Непосредственная роль ООН в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях ограничена. Однако при решении проблем развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД (с 1964 г. раз в 3-4 года) обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием этих стран. Проблемы мировой валютной системы обсуждаются в Комитете по «невидимым» статьям и финансированию, связанному с мировой торговлей, с «официальной помощью развитию». Он занимается также проблемами доступа развивающихся стран на мировой рынок капиталов, гарантий по экспортным кредитам, а с середины 70-х годов и внешней задолженности развивающихся стран.

Специализированное  учреждение ООН – Экономический  совет – создал 4 региональные комиссии – для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали организации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации.

Организация Европейского экономического сотрудничества, созданная в 1948 г. в связи с  осуществлением «плана Маршалла», затем  переориентировалась на создание Европейского платежного союза (1950-1958 гг.), а в 1961 г. была заменена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Париж). Ныне ОЭСР включает 24 страны, на долю которых приходятся 16% населения и 2/3 мирового производства Запада. Цель ОЭСР – содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств. ОЭСР – своеобразный клуб промышленно развитых стран для обмена мнениями и координации экономической политики, включая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследовательскую работу, является центром прогнозирования и международных сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики (дважды в год).

Парижский клуб стран-кредиторов – неформальная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками. Периодические заседания Парижского клуба в 70-х годах сменились активной работой в 80-90-х гг. в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.

Лондонский  клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней задолженности  стран-должников.

С середины 70-х годов разработка проблем  межгосударственного регулирования перенесена на уровень совещаний глав государств и правительств «семерки» и «группы десяти», которая кроме «семерки» включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам. И каждый раз подтверждается принцип либерализма и международного сотрудничества в противовес центробежным тенденциям («каждый за себя»).

Международные финансовые институты возникли в  основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:

1. Усиление  интернационализации хозяйственной  жизни, образование ТНК и ТНБ,  выходящих за национальные границы.

2. Развитие  межгосударственного регулирования  мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.

3. Необходимость  совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Международные финансовые институты преследуют следующие  цели:

Объединить  усилия мирового сообщества в целях  стабилизации международных финансов и мировой экономики;

Осуществлять  межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

Совместно разрабатывать  и координировать стратегию и  тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Степень участия и влияния отдельных  стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров – разногласия и партнерства по глобальным проблемам международных финансов промышленно развитых государств, развивающихся стран, России, республик бывшего СССР, стран Восточной Европы.

Информация о работе Мировая валютнофинансовая система структура механизм функционирования и тенденция развития