Методы и инструменты финансового менеджмента в обеспечении деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Создание новых организационно – правовых форм на базе старых государственных предприятий, привело к возникновению потребности в финансовом менеджменте, как науке управления финансами предприятия.
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции, включающих формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств воспроизводственного процесса, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками, страховыми организациями и др.

Оглавление

Введение
1
Сущность финансового менеджмента и его функциональное значение в управлении собственностью
2
Методы финансового менеджмента
3
Инструменты финансового менеджмента
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ФМ.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Инструменты финансового менеджмента

 

Финансовый  менеджмент имеет множество инструментов, используемых в финансовой работе в  различных коммерческих организациях. Эффективность финансового менеджмента  в организации зависит от профессионализма финансовых работников. Однако сами по себе используемые методы и инструменты, методики и технологии управления способны оказывать влияние на результаты деятельности предприятия.

Финансовая работа на предприятии  должна быть направлена на использование  всех возможностей. Одним из таких  направлений, которые позволяют дополнительно обеспечить предприятие необходимыми финансовыми ресурсами, считается работа с ценными бумагами.

Финансовый инструмент – любой контракт, с помощью которого происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств долгового или долевого характера другого. Различают первичные финансовые инструменты, представленные разновидностями ценных бумаг, и производные.

Ценная бумага – финансовый документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту). Капитал может существовать в денежной, производительной и товарной формах. Однако ценные бумаги также могут считаться формой существования капитала.

Разновидностями ценных бумаг и, соответственно, первичных финансовых инструментов являются:

1.Акции – долевые ценные бумаги, подтверждающие право их владельца участвовать в управлении хозяйственным обществом, распределении прибыли последнего и получении доли имущества, пропорциональной его вкладу в уставный капитал.

2.Облигации – ценные бумаги, которые подтверждают обязательство эмитента возместить владельцам их номинальную стоимость в определенный срок с уплатой фиксированного процента, если только иное не предусмотрено условиями выпуска облигаций.

3.Казначейские  обязательства – вид государственных ценных бумаг, которые выпускаются Министерством финансов РФ и используются в качестве средства оплаты по текущей задолженности федерального бюджета перед предприятиями и отраслями.

4.Вексель – денежное обязательство должника строго установленной формы, дающее его владельцу безусловное право при наступлении срока требовать от должника или акцептанта уплаты оговоренной в нем суммы.

5.Чек – денежный документ, составленный в установленной законом форме, содержащий приказ владельца лицевого счета, выписавшего чек, о выплате владельцу последнего обозначенной в нем денежной суммы.

6.Депозитный  сертификат – письменное свидетельство кредитного учреждения (банка-эмитента) о депонировании денежных средств, удостоверяющее право владельца на получение по истечении установленного срока суммы депозита и процентов по нему.

7.Сберегательный  сертификат банка по содержанию очень похож на депозитный (его отличие состоит в том, что он предназначен для физических лиц); на практике сертификат может выдаваться на определенный срок или до востребования.

Различные виды финансовых инструментов необходимы для того, чтобы полностью избегать потенциально возможных опасностей. Интенсивность  использования данных инструментов на предприятии зависит от уровня финансовой работы на предприятии.

Финансовый менеджмент на предприятии предполагает использование  широкого спектра инструментов. Это  могут быть различного рода методики, формулы, методы оценки и т.д. Самостоятельное направление исследования в финансовой науке – проблема использования финансовых инструментов.

Вторичные финансовые инструменты  возникли в результате трансформации  традиционных финансовых отношений, имеющих  место в ходе операций, связанных  с приобретением прав собственности, а также отчасти ссудозаемных и кредитных операций.

Известны следующие виды производных финансовых инструментов:

1.Хеджирование – способ компенсации возможных потерь от наступления определенных финансовых рисков; страхование цены товара (продукции, услуги) от риска, нежелательного для продавца падения либо невыгодного покупателю увеличения посредством создания встречных валютных, коммерческих кредитных и иных требований и обязательств.

2.Форвардный контракт по сути – соглашение о купле-продаже товара или финансового инструмента с обязательством поставки и расчета в будущем (в соответствии с контрактом продавец обязан поставить в определенное место и срок определенное количество товара или финансовых инструментов, а после доставки товара покупатель обязан заплатить заранее оговоренную (в момент заключения контракта цену).

3.Фьючерсный контракт (фьючерс) – разновидность ценных бумаг, нацеленная на получение выигрыша от изменения цен (по содержанию он привязан к конкретному месяцу исполнения и свободно обращается на фондовом рынке).

4.Своп – договор между двумя субъектами по поводу обмена обязательствами или активами с целью улучшения их структуры, снижения рисков и издержек; причина создания данной ценной бумаги – упрощение механизма расчета между сторонами хозяйственной операции (в процессе операции стороны перечисляют друг другу лишь разницу процентных ставок от оговоренной (основной) суммы).

5.Опцион – одна из разновидностей фьючерсов, однако в отличие от фьючерсных и форвардных контрактов опционы не предусматривают обязательности продажи или покупки базисного актива, которая при неблагоприятных условиях (ошибочных прогнозах, изменении общей конъюнктуры и др.) может привести к прямым или косвенным потерям одной из сторон (это прежде всего контракт, заключенный между двумя сторонами, одна из которых выписывает и продает опцион, а вторая приобретает его и получает тем самым право в течение оговоренного в условиях опциона срока исполнить контракт, отказаться от его исполнения, продать его другому лицу от истечения срока его действия).

6.Операции РЕПО – договор о заимствовании ценных бумаг под определенную гарантию денежных средств или средств под ценные бумаги (иногда его называют договором об обратном выкупе ценных бумаг).

Каждый производный финансовый инструмент в своем роде уникален. Их использование призвано способствовать достижению определенных целей, ради которых они были придуманы. Производные финансовые инструменты обычно широко используются в крупных корпорациях.

         Рассмотрев сущность финансового менеджмента, структуру и процесс функционирования финансового управления на предприятии, а также понятие и роль финансовых методов и инструментов, можно сделать вывод, что управление финансами является одной из важнейших составляющих управления предприятием в целом, а финансовый менеджер с помощью финансовых методов и инструментов, может осуществлять воздействие на движение капитала, реальные и финансовые активы, текущую прибыль и инвестиции и регулировать финансовую деятельность предприятия, с целью эффективности управления финансовыми ресурсами, снижения уровня риска и повышения ценности предприятия.

 

 

 

 

 

Заключение 
 
 Финансовый менеджмент на современном этапе рыночных отношений, один из важнейших инструментов регулирования движения финансовых ресурсов, наука об управлении этими ресурсами. Это управление предполагает разработку финансовых методов и инструментов, которые выбирает предприятие для достижения определенных целей, куда входят финансовый анализ, финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль, финансовый учет, управление финансовыми ресурсами, финансовые взаимоотношения предприятия с контролирующими органами, с кредитными органами и т.д. 
 В процессе становления бизнеса, особенно на начальном этапе, редко применяется весь набор финансовых методов и инструментов, но финансовый анализ и планирование, привлечение заемных и размещение свободных денежных средств используются практически всеми управляющими предприятий. 
 Эффективное управление выше перечисленными разделами финансового менеджмента обеспечит экономически эффективную деятельность предприятия, т.е. получение прибыли. 
 Получение прибыли означает устойчивое положение предприятия на рынке, т.е. производимая предприятием продукция (товары, работы или услуги) конкурентоспособна и занимает необходимую часть рынка, что по законам рыночных отношений, является одним из показателей эффективного финансового управления. 
 Эффективный финансовый менеджмент позволяет формировать высокие темпы производственного развития предприятия, обеспечивать постоянный рост собственного капитала, существенно повышать конкурентную позицию на рынке, обеспечивать стабильное экономическое развитие.  
 В курсовой работе была раскрыта сущность финансового менеджмента , понятие и роль финансовых методов и инструментов. 
 

Список литературы

 

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 248с. 
2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 384с. 
3. Бочаров В.В. Финансовый менеджмент. – СПб.: ПИТЕР, 2007. – 192с. 
4. Воеводин А.М. Финансовый менеджмент.// enbv.narod.ru/index.html 
5. Гридчина М.В. Финансовый менеджмент: курс лекций – 3-е изд. – К.: МАУП, 2006. – 159с. 
6. Жариков В.В. Управление финансами: Учебное пособие. – Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2007. – 80с.  
7. Иванов В.П., Бранников М.Н. Методика комплексного анализа промышленного предприятия. Мероприятия антикризисного управления - М.: ИНФРА-М, 2007. – 168с. 
8. Осташков А. В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2006. – 125с. 
9. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент.:Учебное пособие – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 269с. 
10. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Перспектива, 2007. – 656с. 
11. Черкасов В. Е. Финансовый менеджмент: Учебно – методическое пособие. – Тверь: Тверской институт экономики и менеджмента, 2006. – 60с. 
12. Шишкин А.К., Микрюков В.А. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях. – М.:ИНФРА-М – 2006. – 192с. 
 

 

 

 

[1] Осташков А. В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2006. – стр.3 
[2] Черкасов В. Е. Финансовый менеджмент: Учебно – методическое пособие. – Тверь: Тверской институт экономики и менеджмента, 2006. – стр.4 
[3] Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Перспектива, 2007. – стр.57 
[4] Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2008. – стр. 48 
[5] Воеводин А.М. Финансовый менеджмент.// enbv.narod.ru/index.html 
[6] Воеводин А.М. Финансовый менеджмент.// enbv.narod.ru/index.html 
[7] Жариков В.В. Управление финансами: Учебное пособие. – Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2007. – стр.10 
[8] Гридчина М.В. Финансовый менеджмент: курс лекций – 3-е изд. – К.: МАУП, 2006. – стр.81 
[9] Осташков А. В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2006. – стр.20 
[10] Шишкин А.К., Микрюков В.А. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях. – М.:ИНФРА- 
М, 2006. – стр. 118 
[11] Иванов В.П., Бранников М.Н. Методика комплексного анализа промышленного предприятия. Мероприятия антикризисного управления - М.: ИНФРА-М, 2007.- стр 52. 
[12] Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – стр.45 
[13] Бочаров В.В. Финансовый менеджмент. – СПб.: ПИТЕР, 2007. – стр.173 
[14] Жариков В.В. Управление финансами: Учебное пособие. – Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2007. – стр.9 
[15] Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент.:Учебное пособие – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – стр.74

 

 


Информация о работе Методы и инструменты финансового менеджмента в обеспечении деятельности предприятия