Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:51, дипломная работа
Целью данной работы является исследование формирования доходов и расходов местных бюджетов на примере Адыге-Хабльского района.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….6
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ Российской Федерации………………………………………….……..10
1.1. Финансовые средства местного самоуправления………………………...10
1.2. Доходы местных бюджетов………………………………………………..23
1.3. Расходы местных бюджетов……………………………………………….33
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА АДЫГЕ-ХАБЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА………………………………………………………………....38
2.1. Структура Администрации Адыге-Хабльского муниципального района и экономическая характеристика района…………………………………………...38
2.2. Общие принципы составления, рассмотрения и утверждения бюджета Адыге-Хабльского муниципального района………..…………………………...44
2.3. Доходы и расходы муниципального бюджета Адыге-Хабльского района на 2010 год …………………………………………………………………………….....48
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ЧАСТИ БЮДЖЕТА АДМИНИСТРАЦИИ АДЫГЕ-ХАБЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА…………………………………….53
3.1. Перспективы социально-экономического развития Адыге-Хабльского района……………………………………………………………………………….53
3.2. Анализ доходной части бюджета Адыге-Хабльского муниципального района за период 2007 – 2009 гг………………………………………………….55
3.3. Анализ расходной части бюджета Адыге-Хабльского муниципального района……………………………………………………………………………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….75
В 2008 году в плане реализации антикризисных мер в социалььно-бюджетной сфере действовало Постановление Главы Администрации Адыге-Хабльского муниципального района за № 152 от 10.04.09 г., согласно которому созданный Бюджетный комитет рассматривал и утверждал финансовые назначения для каждого бюджетополучателя. В условиях дефицита бюджета в первую очередь, как правило, выделяются средства на защищенные статьи бюджета.
Расходы по местному самоуправлению в целом профинансированы на сумму 2037 тыс. руб., что составляет 57,7 % к годовому плану. Кроме того, на 20 % были сокращены расходы в связи с имеющимися вакансиями.
Наиболее низкий процент исполнения 33,3 % по подразделу «Прочие расходы».
Это объясняется тем, что здесь сосредоточены организации, находящиеся в федеральном бюджете, получающие дополнительную помощь из средств краевого бюджета. Их финансирование проводилось по мере возможности.
Финансирование Программы «Жилье военнослужащим» в течение нескольких лет проводится через взаимные расчёты между краевым бюджетом и бюджетами муниципальных образований. В течение 2009 года весь лимит в сумме 200 тыс. руб. был передан территориям через взаимные расчёты.
По разделу «Правоохранительная деятельность» процент исполнения в 2009 году к годовому назначению равен 51,5 %. Внутри подраздела финансирование неравномерное: по подразделу «Органы внутренних дел» исполнение составило 52,8 %.
Исполнение бюджета по разделу «Промышленность и энергетика» составило 77,7 % к годовому назначению, что находится на уровне исполнения в целом по итогу расходов. Это объясняется тем, что в данных видах расходов наиболее распространены всевозможные виды взаимозачетов.
По подразделу «Воспроизводство минерально-сырьевой базы» процент составляет 85 %. Здесь осуществляется финансирование геологоразведочных работ за счет целевого бюджетного фонда, формируемого от дохода по ставкам отчислений от реализованного сырья добывающими предприятиями района.
По программе «Энергосбережение» оплачено 928 тыс. руб. или 28,4 % к годовому назначению, хотя объемы выполненных работ составляют 1737 тыс. руб., в том числе по реконструкции 1382 тыс. руб. и по проектно-изыскательским – 2483 тыс. руб., реализация программы энергосбережения – 1066 тыс. руб. Затраты носят капитальный характер и не являются первоочередными платежами.
Государственные инвестиции исполнены на 159,8 тыс. руб. или 74,8 %. Подраздел «Поддержка малого предпринимательства» исполнен на 101 %. учитывая важное значение данных мероприятий, бюджетный комитет счёл необходимым оплатить плановое назначение года.
Бюджетные средства на финансирование сельского хозяйства за 2009 год предусматривались в размере 13085 тыс. руб., исполнено 7287 тыс. руб. или 55,6%. Внутри подразделов процент финансирования неравномерный: от 129 % по «возмещению разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию» до нулевого уровня по подразделу «коренное улучшение земель».
Кредиторская задолженность бюджетных организаций и учреждений по состоянию на 1 января 2010 года общая задолженность составила 1651,0 тыс. рублей, в том числе по начислениям во внебюджетные фонды 909,0 тысяч рублей, за медикаменты 254,0 тыс. руб., за продукты питания 1437,0 тыс. руб., за мягкий инвентарь 92,0 тысяч рублей, за командировочные 217,0 тысяч рублей, по оплате транспортных услуг 152,0 тысяч рублей, за услуги у связи 98,0 тыс. руб., на оплату коммунальных услуг 65,0 тыс. руб.
Т а б л и ц а 5
Кредиторская задолженность бюджетных организаций
в 2007 – 2009 гг. (тыс. руб.)
Статьи расходов | 2007 | 2008 | 2009 |
Оплата труда | 185,8 |
|
|
Начисления на зарплату | 5591,8 | 1229,5 | 909,0 |
Медикаменты | 632,8 | 359,4 | 254,0 |
Мягкий инвентарь |
| 29,5 | 92,0 |
Питание | 1374,5 | 1669,2 | 1437,0 |
Командировочное |
| 273,1 | 217,0 |
Оплата транспортных услуг | 185,4 | 104,5 | 152,0 |
Оплата услуг связи | 157 | 176,6 | 98,0 |
Оплата коммунальных услуг | 168,8 | 57,7 | 65,0 |
Трансферты населению |
| 235,4 | 211,0 |
всего | 3605,9 | 1527,7 | 1651 |
При анализе кредиторской задолженности по состоянию на 1.01.2010 г по сравнению с 1.01.2009 г годом можно видеть, что ее размер уменьшен в 2,2 раза, в том числе по начислениям от зарплаты, на оплату коммунальных услуг.
За 2009 год при плане 1440,0 тысяч рублей на покрытие убытка от эксплуатации муниципального жилого фонда, фактически профинансировано 1486,0 тысяч рублей, т.е. план исполнен на 103,2%. Причиной перефинансирования за 2008 и 2009 гг. является увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения.
Из краевого бюджета профинансировано деньгами целевым направлением на выплату заработной платы работников ЖКХ 5050,0 тысяч рублей.
Из общей суммы фактического финансирования 24,8 % проведено взаимозачетом. По сравнению с 2007 годом финансирование живыми деньгами привело к уменьшению кредиторской задолженности по заработной плате.
Структура финансирования ЖКХ представлена в таблице 6.
Т а б л и ц а 6
Структура финансирования ЖКХ (тыс. руб.)
| Деньгами | взаимозачет | Депо, талон |
2006 | 117,4 | 590,2 | 131,1 |
2007 | 561,4 | 889,7 | 6,0 |
2008 | 118,2 | 368,8 | 0 |
Затраты на оплату потребления тепловой энергии предприятиями бюджетной сферы по плану составляет 3196,0 тысяч рублей. Кассовое исполнение по статье 1107 «Оплата потребления тепловой энергии» по району за отчетный год составило 45456,0 тыс. рублей или на 142,2 %. |
Для улучшения финансового положения в отрасли необходимо изменить подходы к формированию бюджета по ЖКХ и политику ценообразования, необходимо перейти от принципа формирования бюджета ЖКХ в виде дотации по оказанию услуг к финансированию конкретных программ и выделения трансфертов. При этом должно осуществляться финансирование затрат, связанных с закупом и завозом котельного топлива в села. Кроме того, должно осуществляться финансирование капитального ремонта жилфонда, потребность которого определяется по установленной системе от балансовой стоимости жилья и работ по благоустройству населенных пунктов по таким позициям как: освещение улиц, уборка и ремонт дорог, откачка вод с затапливаемых территорий, установка дорожных знаков.
Из анализа расходной части бюджета Адыге-Хабльского района следует, что на сегодняшний день бюджет района испытывает дефицит денежных средств, в 2009 году бюджет исполнен на 99.6 %. Не исполнение бюджета на 4,4 процента объясняется нехваткой денежных средств и не полным исполнением доходной части бюджета на 2009 год. Дефицит бюджета образовался из-за низкой собираемости налогов, снижением размеров материальной помощи муниципальному бюджету Адыге-Хабльского района в 2009 году. На 2010 год планируется более рациональное использование денежных средств, большая часть расходов будет направлена на образование.
Финансово-экономические основы местного самоуправления – совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований.
Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развитие финансово-экономических основ местного самоуправления оказывают влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом следует учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.
Финансово-экономические основы местного самоуправления составляют:
- муниципальная собственность;
-местные бюджеты и иные финансовые ресурсы местного самоуправления;
-имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ).
Управление муниципальной собственностью осуществляется органами местного самоуправления, что не делает их собственниками муниципального имущества.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ и ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления права собственника муниципального имущества принадлежат муниципальному образованию. От его имени эти права реализуют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, непосредственно само население.
Местные финансы – это совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.
Основные принципы организации местных финансов, источники формирования и направления использования финансовых ресурсов, местного самоуправления закрепляют федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления: «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «О бюджетной классификации Российской Федерации», Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, другие федеральные законы и законы субъектов Федерации.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Местные бюджеты входят в структуру единой бюджетной системы Российской Федерации, составляя ее третий уровень (после федерального бюджета и бюджетов субъектов Федераций).
Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Рассматривая формирование бюджета Адыге-Хабльского муниципального района, необходимо сделать вывод, что дефицит бюджета восполняется за счет средств краевого бюджета. В настоящее время в районе отсутствуют крупные предприятия производства, что является основной причиной безработицы и дефицита собственных денежных средств.
Доходы Адыге-Хабльского муниципального района состоят из налоговых и неналоговых поступлений в бюджет, бюджет района является дотационным, в 2009 году произошло снижение доходов Адыге-Хабльского муниципального района из-за отрицательной динамики в собираемости налогов, и снижения неналоговых доходов.
Основную часть налоговых поступлений в бюджет Адыге-Хабльского муниципального района составляет налог на доходы с физических лиц (НДФЛ), наименьшую – налог на рекламу и сбор за уборку территорий населенных пунктов.