Механизм инвестирования взносов с накопительных счетов в Пенсионном фонде Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение Пенсионного фонда Российской Федерации как составной части системы социальных внебюджетных фондов, а также рассмотреть проблемы формирования и использования Пенсионного фонда Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации 6
Роль и основные задачи Пенсионного фонда РФ 7
Глава 2. Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда 10
Пенсионная реформа в России 10
Распределительная пенсионная система 12
Смешанная система пенсионного обеспечения 13
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 20
Глава 3. Механизм инвестирования взносов с накопительных счетов в Пенсионном фонде Российской Федерации 28
Негосударственные пенсионные фонды 31
Дополнительное пенсионное обеспечение 34
Глава 4. Совершенствование пенсионной системы в России 37
Заключение 40
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

Курсовая - Формирование и использование Пенсионного фонда РФ.docx

— 75.79 Кб (Скачать)

     Деятельность  фонда состоит в привлечении добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передаче этих средств компании по управлению активами негосударственных пенсионных взносов для осуществления пожизненного или в течение длительного времени регулярных выплат гражданам в денежной форме и других обязательств перед гражданами.

     Управляющая компания - коммерческая организация, получившая лицензию и осуществляющая управление пенсионными резервами фонда на основании заключенного с фондом договора.

     Пенсионные  резервы - совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для обеспечения выплат негосударственных пенсий.

     Государственное регулирование деятельности негосударственных  пенсионных фондов заключается:

    • В лицензировании деятельности фондов;
    • В установлении порядка регистрации пенсионных правил фондов, нормативного размера пенсионных резервов фондов;
    • В утверждении условий, которым должны соответствовать договоры об управлении пенсионными резервами фондов, заключаемые между фондами и управляющими компаниями;
    • В контроле за резервами пенсионных резервов фондов, выполнением принятых фондами объемов перед вкладчиками и участниками, за деятельностью объединения гарантийных фондов, создаваемых фондами.

     Дополнительное  пенсионное обеспечение

     Наряду  с государственной системой пенсионного  обеспечения в Российской Федерации  формируется дополнительное пенсионное обеспечение как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах.

     После принятия решения о создании дополнительной профессиональной пенсионной системы  она становится обязательной и не может быть ликвидирована по решению  ее учредителей. Дополнительная профессиональная пенсионная система должна удовлетворять ряду требований: необходимо обеспечить выплату пенсий а не единовременных сумм и координироваться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения. Дополнительная профессиональная пенсионная система может быть с установленными выплатами либо с установленными взносами, солидарной или накопительной или же использовать одновременно оба этих вида.

     Финансирование  дополнительной профессиональной пенсионной системы предполагается осуществлять как за счет взносов работодателя, так и с участием работников. Обязательства  по пенсионной системе должны иметь  финансовое покрытие в форме накопленных  активов и будущих поступлений  взносов. При финансировании перечисленных  пенсионных систем за счет взносов  работодателя в них может быть предусмотрен определенный период, в течение которого уволившийся работник, «охваченный» этой системой, не приобретает пенсионных прав в случае увольнения из организации. Дополнительной профессиональной пенсионной системе, удовлетворяющим установленным требованиям, могут быть предоставлены определенные налоговые льготы.

     С 2004 г. негосударственые пенсионные фонды (НПФ) начали работать в системе обязательного пенсионного страхования. Из государственной системы в частную в 2004 г. перешло около 280 тыс. человек: 120 тыс. - в управляющие компании, 260 тыс. доверили свои пенсионные накопления НПФ. За 2004 г. негосударственные песионные фонды получили из ПФ РФ пенсионные накопления примерно в сумме 2,3 млрд. руб. Причины сверхскромных достижений частных компаний хорошо известны. В первую очередь это несовершенство налогового законодательства. Так, пенсионные накопления, которые застрахованный граждан перевел в НПФ, переходят из собственности Российской Федерации в собственность НПФ. Формально эти средства считаются прибылью фонда и облагаются налогом 24%. Однако сами пенсионные накопления - это и так часть единого социального налога. Получается двойное и даже тройное налогообложение, потому что и с инвестиционного дохода, который фонд зарабатывает для граждан, он должен отдать налог на прибыль. Во-первых, это непонимание абсолютным большинством населения смысла реформы, ее основных принципов.

     На  российском рынке в настоящее  время действуют около 300 НПФ. В  то же время, по оценкам специалистов, для того чтобы обеспечить 10% работающего населения, потребуется как минимум 800 НПФ, а 30% населения - 2000 НПФ. Основная доля пенсионерных взносов поступает от вкладчиков - юридических лиц. В то же время количество граждан, пользующихся услугами НПФ, имеет тенденцию к снижению, что объясняется общей неуверенносттю населения в эффективности накопительной схемы. Во всем мире песионные фонды считаются долгосрочными инвесторами, обладающими самыми длинными финансовыми ресурсами. Обязательства, отсроченные на 20-25 лет, позволяют более гибко и широко использовать возможности инвестиционного рынка. Большая часть вложений делается исходя из краткосрочной стратегии: до 90% всех резервов вкладывается в краткосрочные инструменты, т.е. со сроком погашения до одного года, что делает инвестиции чрезвычайно зависимыми от состояния рыночной конънктуры. Степень риска вложений оценить весьма сложно, так как в России очень молодая рыночная система и статистических данных о банкротствах недостаточно. Функционирование негосударственных пенсионных фондов, как и государственой пенсионной системы, в России нельзя признать эффективным.

     Глава 4. Совершенствование пенсионной системы в России

     Происшедствие в ходе реформирование пенсионной системы  ощутимые изменения (переход от распределительной  к смешанной, распределительно-накопительной  пенсионной системе, обеспечение возможности  выбора застрахованными лицами порядка  формирования своих пенсионных накоплений), как свидетельствует анализ, сопровождаются целым рядом проблем, тормозящих дальнейшее преобразования в пенсионном обеспечении.

     В их числе реформирование льготных пенсий, назначенных ранее; общеустановленного пенсионного возраста лицам, занятым  на рабочих местах с вредными и  опасными условиями труда; финансирование выплаты накопительной части  трудовой пенсии; обеспечение среднесрочной  и долгосрочной финансовой стабильности пенсионной системы.

     Остаются  не в полной мере реализованными конкурентные преимущества негосударственных организаций  в сфере обязательного пенсионного  страхования. Требуют дальнейшего  совершенствования механизмы сбора  и учета страховых взносов, их отражения на индивидуальных счетах застрахованных лиц, определение методики учета операций по формированию и  инвестированию пенсионных накоплений, сверки средств, учтенных на лицевом  счете застрахованного лица с  суммами начисленных и поступивших  страховых взносов, а также учета  доходов от инвестирования пенсионных накоплений. [4, с.360]

     Основными направления проведения пенсионной реформы  являются:

  1. Завершение формирования нормативной правовой базы обеспечения проведения пенсионной реформы. Разработка проектов и принятие федеральных законов:
    • О профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации;
    • О порядке финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и особенностях инвестирования пенсионных накоплений, формируемых в пользу граждан пенсионного возраста в в Российской Федерации;
    • Об особенностях финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии, сформированной в негосударственных пенсионных фондах;
    • О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в в Российской Федерации» и в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», связанных с анализом их практического применения;
    • О повышении уровня пенсионного обеспечения сверх роста цен с тем, чтобы в среднесрочной перспективе размеры социальных пенсий полностью обеспечивали прожиточный минимум пенсионеру и соответственно были бы повышены базовые части трудовых пенсий;
    • О правах застрахованных лиц на доброваольное вступление в отношения по обязательному пенсионному страхованию;
  1. Разработка мер по развитию механизмов обязательного пенсионного страхования, дополнительного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования, в том числе путем:
    • Повышение привлекательности негосударственных организаций в сфере обязательного пенсионного страхования за счет расширения предлагаемых ими форм пенсионных продуктов;
    • Уточнение организационно-правового статуса Пенсионного Фонда Российской Федерации и негосударственных пенсионных фондов;
    • Разработка мер по повышению эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений и предотвращению конфликта интересов в сфере формирования и инвестирования пенсионных накоплений в ценные бумаги иностранных эмитентов;
    • Установления требований к раскрытию информации негосударственными пенсионными фондами;
    • Развития актуарной деятельности, создания инвеституциональных основ осуществления актуарной деятельности в России, разработки законодательного акта, регулирующего основы актуарной деятельности.

     Заключение

     Пенсионное  обеспечение - одна из наиболее острых социальных проблем для всех современных  стран. Возрастная структура населения  всегда предъявляет свои требования к социальной политике государства, так как большое число пожилых  людей требует значительных затрат на их пенсионное обеспечение.

     Работа Пенсионного фонда РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему.

     Запас прочности пенсионной системы России невелик, и в условиях ухудшения  соотношения населения нетрудоспособного  и трудоспособного возрастов, а  также кризисных явлений в  экономике она дает сбой и нуждается  в реформировании.

     Экономические преобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятных  социальных последствий, тяжесть которых  наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионерами. В нашей стране около 37 миллионов престарелых, инвалидов  и членов семей, потерявших кормильца, поэтому проблема совершенствования  пенсионной системы приобретает  социально-политическую значимость.

     Занимая важное место в финансовой системе  государства, пенсионная система не только зависит от состояния экономики, но и сама оказывает на нее значительное влияние. Пенсионные сбережения являются одними из важных видов ресурсов для  развития экономики - в качестве инвестиционного  ресурса. Пенсионная система воздействует на экономику не только непосредственно  через инвестиционные ресурсы и  спрос на определенный круг товаров, но и опосредованно, через меняющийся характер экономического поведения  участников этой системы.

     В настоящее время сфера пенсионного  обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих  неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной  для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются: финансовая нестабильность; слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада; неоправданно большой удельный вес льготных пенсий: отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни.

     По  принципам действия финансовых механизмов современные пенсионные системы  делятся на два типа:

    • Распределительные, характерны для построения государственных пенсионных систем, которые строятся на принципе солидарности поколений;
    • Накопительные, возникающие в форме системы частного пенсионного страхования, причем строятся они как на профессиональной основе, так и на основе индивидуального накопления.

     Система государственного пенсионного обеспечения  не в полной мере учитывает ресурсы  заработной платы работников, чего нельзя сказать о частных пенсионных фондах, где человек может использовать свои средства, застраховать достигнутый  уровень жизни. Сочетание государственной  и частной пенсионных систем позволяет  устранить отмеченные противоречия и обеспечить социальные интересы, гармонию в государственном масштабе.

     В сложившихся условиях совершенно неизбежной становиться глубокая реформа пенсионной системы в Российской Федерации  с включением в нее, в частности, такого общепризнанного в мировой  практике института как негосударственное  пенсионное обеспечение. Организационной  основой для негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации должны выступать негосударственные  пенсионные фонды, то есть организации  с правом юридического лица на введение исключительно пенсионного вида деятельности.

     Основные  характеристики проекта бюджета  Пенсионного фонда России на 2008 год  и на период до 2010 года ориентированы  на дальнейшее повышение уровня материального  положения пенсионеров, увеличение размеров пенсий. Проект бюджета сбалансирован  по доходам и расходам с учетом финансирования его дефицита за счет средств федерального бюджета.

Информация о работе Механизм инвестирования взносов с накопительных счетов в Пенсионном фонде Российской Федерации