Механизм инвестирования взносов с накопительных счетов в Пенсионном фонде Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение Пенсионного фонда Российской Федерации как составной части системы социальных внебюджетных фондов, а также рассмотреть проблемы формирования и использования Пенсионного фонда Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации 6
Роль и основные задачи Пенсионного фонда РФ 7
Глава 2. Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда 10
Пенсионная реформа в России 10
Распределительная пенсионная система 12
Смешанная система пенсионного обеспечения 13
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 20
Глава 3. Механизм инвестирования взносов с накопительных счетов в Пенсионном фонде Российской Федерации 28
Негосударственные пенсионные фонды 31
Дополнительное пенсионное обеспечение 34
Глава 4. Совершенствование пенсионной системы в России 37
Заключение 40
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

Курсовая - Формирование и использование Пенсионного фонда РФ.docx

— 75.79 Кб (Скачать)

     Бюджет  Фонда по распределительной составляющей сформирован в 2009 г. с текущим  дефицитом в сумме 40,6 млрд. руб., в 2010 г. с профицитом в сумме 16,5 млрд. руб. Обеспечение текущей сбалансированности бюджета Фонда по распределительной  составляющей предусмотрено за счет остатков средств бюджета Фонда  в указанной части на начало 2008 г.

     При составлении проекта бюджета  Фонда на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. были приняты следующие  показатели:

     Средний среднегодовой размер трудовой пеннсии  на 2008 г. - 3772,6 руб., на 2009 г. - 4454,2 руб., на 2010 г. - 5158,8 руб.;

     Размер  индексации базовой части трудовой пенсии с 1 апреля 2008 г. - 7%, в 2009 г. - 6,8%, в 2010 г. - 6,5% и установление с 1 августа 2008 г. размера базовой части трудовой пенсии по старости в сумме 1545 руб., с 1 октября 2009 г. - 1950 руб.;

     Увеличение  страховой части трудовой пенсии с 1 февраля - индексация по росту индекса потребительских цен:  2008 г. – 8%, 2009 г. – 7%, 2010 г. - 6,8%, с 1 апреля - дополнительное увеличение по росту доходов Пенсионного фонда России в 2008 г. на 7,5%, в 2009 г. – на 6%, в 2010 г. - на 6%.;

     Прожиточный минимум пенсионера: на 2008 г. – 3273 руб., на 2009 г. - 3566 руб. и на 2010 г. - 3881 руб.

     За  период с 2007 по 2009 г. предусматривается  увеличение среднегодового размера  пенсии на 1922,8 руб., или на 67,7%. Таким  образом, обеспечивается решение задачи, поставленной Президентом России в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 г. по увеличению среднего размера пенсий за период с 2007 по 2009 г. не менее чем на 65%.

     Вместе  с тем коэффициент замещения, характеризующий отношение среднегодового размера пенсии к уровню заработной платы, останется низким и будет составлять в 2008 г. - 23,8% в 2009 г. - 24,2%, в 2010 г. - 24,4%.

     Таким образом, бюджет Пенсионного фонда  Российской Федерации является основным документом, определяющим повседневную жизнь крупнейшего и наиболее общественно значимого финансового  учреждения нашей страны. Основные задачи бюджетной политики Пенсионного  фонда Российской Федерации - фимнансовая стабилизация системы и обеспечение своевременной выплаты пенсий с учетом дополнительного увеличения расходов.

     В последнее время привлекательность  пенсионной реформы снизилась. С 2005 г . пересмотрен порядок проведения пенсионной реформы. В связи со снижением  ставки ЕСН из реформы исключена  наиболее активная часть населения(граждане страны, родившиеся в 1953-1966 гг.), чья  средняя заработная плата во многом определяет уровень доходов в  России. Число участников накопительного нововведения сразу же сократилось  на 5 млн. Их пенсия будет складываться только из базовой ставки и страховых  накоплений за каждый год работы. С  января 2005 г. работодатель перестал перечислять 2% заработной платы на накопительную часть трудовой пенсии за работников: мужчин 1953-1966 и женщин 1957-1966 гг. рождения. Для лиц моложе перенесен срок перехода к 6%-ной ставке накопительных отчислений с 2006 на 2008 г. Сделано это в связи с образованием дефицита в базовой части трудовой пенсии начиная с 2005 г. в размере 74 млрд. руб. с последующим увеличением. В качестве компенсации для возрастной категории, исключенной из реформы, Правительством разрабатывается законопроект о добровольном пенсионном страховании. В рамках добровольного пенсионного страхования всем желающим старше 37 лет предлагается отчислять от своего заработка 4% в государственную накопительную систему. В этом случае государство обещает добавит к их накопительным взносам еще 2%, но не менее 2 тыс. руб. в год. Правительству РФ следует честно сказать исключенным из реформы гражданам, что больше 30% от последней заработной платы государство им не обеспечит. Желающим получить достойную пенсию следует обращаться в негосударственный сектор пенсионного обеспечения. Размер взнеосов в негосударственный пенсионный фонд должен стать прерогативой самих граждан. Благодаря такому подходу у людей появиться мотивация личного участия в реформе соразмерно своим возможностям и потребностям. И эту концепцию государству необходимо всячески пропагандировать. 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Механизм инвестирования взносов с накопительных счетов в Пенсионном фонде Российской Федерации

     Наиболее  сложным вопросом, решаемым при переходе к накопительной системе, является выработка механизма инвестирования взносов с накопительных счетов в Пенсионном фонде Российской Федерации. В соответствии с Федеральным  законом «Об инвестировании средств  для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ страховые  взносы, направленные на накопление, образуя  пенсионные резервы, подлежат инвестированию Пенсионным фондом России через независимые управляющие компании, список которых утвердждается Правительством РФ по результатам провеления тендера. При этом каждому гражданину России предоставлена возможность путем предоставления заявления в Пенсионный фонд РФ самостоятельно выбрать управляющую компанию, а значит, и объект инвестирования.

     Какую бы управляющую компанию гражданин  ни выбрал, его средства на специальном  накопительном счете продолжают контролироваться Пенсионным фондом России. Управляющая компания не владеет, даже временно, средствами гражданина. Она  лишь принимает инвестиционные решения  - в этом основной смысл доверительного управления.

     Деятельность  частной упарвляющей компании постоянно контролируют как минимум пять незавимых организаций. Министерство финансов РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Общественный совет по надзору за инвестированием накопительной части трудовой пенсии, Специализированный депозитарий, отслеживающий все сделки управляющей компании, и независимый аудит.

     Упарвляющая компания - это участник рынка ценных бумаг, профессионально занимающийся доверительным управлением.

     Для осуществления деятельности по управлению пенсионными средствами управляющая  компания обязана пройти процедуру  лицензирования в Федеральной комиссии по ценным бумагам. Долпуск граждан контролируется Министерством финансов РФ и определяется по результатам ежегодного конкурса. [4, с.354]

     Для повышений гарантий сохранности  и снижения различных рисков управляющие  компании обязаны страховать риск своей  ответственности перед Пенсионным фондом Российской Федерации за нарушение  договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений, вызванное  ошибками, небрежностью или умышленными  противоправнывми действиями работников управляющей компании либо умышленными  противоправными действиями (бездействием) иных лиц.

     Государство устанавливает жесткие требования к компаниям, выпускающим ценные бумаги, в которые может инвестировать  управляющая компания. Контроль над  действиями управляющей компании возложен на отобранный Министерством финансов РФ специализированный депозитарий. Все  платежи, так или иначе связанные  с управлением накопительной  частью пенсии граждан, управляющая  компания обязана проводить только через уполномоченные банки, выбранные  Министерством финансов РФ.

     Государственный контроль и требования государственных  регулирующих органов гарантируют  как сохранность пенсионных накоплений граждан, так и профессионализм  работы управляющей компании.

     Перечень  видов активов, в  которые могут  быть размещены средства пенсионных накоплений:

    • Государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в рублях Российской Федерации;
    • Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, номинированные в рублях Российской Федерации;
    • Облигации российских эмитентов, номинированные в рублях Российской Федерации, за исключением ипотечных ценных бумаг;
    • Акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
    • Денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
    • Депозиты в рублях в кредитных организациях.

     Структура инвестиционного  партфеля должна удовлетворять следующим основным требованиям:

    • Максимальная доля одного эмитента или группы связанных эмитентов в инвестиционном партфеле не должна превышать 5%, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации;
    • Депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу), не должны в сумме превышать 10% инвестиционного партфеля;
    • Максимальная доля в инвестиционном партфеле акций одного эмитента не должна превышать 10% его капитализации;
    • Максимальная доля в инвестиционном партфеле облигаций одного эмитента не должна превышать 10% совокупного объема находящихся в обращении облигаций данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации;
    • Доля государственных ценных бумаг Российской Федерации одного выпуска не может составлять более 35% инвестиционного партфеля.

     Максимальная  доля следующих классов  активов в инвестиционном партфеле составляет:

    • Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации - 40%;
    • Облигации российских эмитентов (помимо облигаций, выпущенных от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации): облигации, выпущенные от имени муниципальных образований - 40%;
    • Облигации российских хозяйственных обществ: в 2004 г. - 50%; в 2005 г. - 60%; в 2006 г. - 70%; с 2007 г. - 80%;
    • Акции российских эмитентов, являющихся открытыми акционерными обществами: в 2004 г. - 40%; в 2005 г. - 45%; в 2006 г. - 55%; с 2007 г. - 65%.

     При инвестировании средств пенсионных накоплений управляющая компания обязана  соблюдать иные требования, установленные  законодательством Российской Федерации, постановлениями Правительства  РФ, договорами с Пенсионным фондом РФ и другими нормативными правовыми  актами.

     Задача  негосударственного пенсионного строахования заключается в том, чтобы дополнять  гарантии, предоставляемые в рамках обязательного пенсионного страхования  гражданам, по выплатам пенсий. Участие  в негосударственном (добровольном) пенсионном страховании не регулируется государством и реализует потребности и возможности каждого отдельного гражданина или профессионального коллектива.

     Негосударственные пенсионные фонды

     В России деятельность негосударственных  пенсионных фондов регулируется Законом  РФ «О негосударственных пенсионных фондах» (1998). [6, c.27]

     Федеральным законом «О внесении изменений и  дополнений в Федеральный закон  «О негосударственных пенсионных фондах»  от 10 января 2003 г. № 14-ФЗ определено, что  негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

     Деятельность  по негосударственному пенсионному  обеспечению участников фонда в  соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

     Деятельность  в качестве страховщика по обязательному  пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ и договорами об обязательном пенсионном страховании;

     Деятельность  в качестве страховщика по профессиональному  пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

     Высшим  органом управления негосударственного пенсионного фонда является Совет  фонда, состоящий из представителей, учредителей, участников фонда и  руководителя исполнительной дирекции. В Совет негосударственньтого пенсионного  фонда могут также входить  представители вкладчика. Оперативное  управление деятельностю негосударственного пенсионного фонда осуществляет исполнительная дирекция. Деятельность фонда прекрашается при его реорганизации  или ликвидации. Решение о реорганизации  и ликвидации негосударственного пенсионного  фонда принимается при безусловном  выполнении обязательств перед участниками.

     Активы  негосударственного пенсионного фонда передаются в доверительное управление одной или нескольким компаниям. Взаимоотношения между негосударственным пенсионным фондом и управляющими компаниями строятся на основании договора об управлении активами фонда, включающего размер и условия выплаты комиссионных. Компания должна иметь лицензию на соответствующий вид инвестиционной деятельности, а ее руководители и специалисты, непосредственно обеспечивающие совершение операций с ценными бумагами или участвующие в заключении сделок с ценными бумагами от лица компании, должны иметь квалификационные аттестаты на право совершений таких операций. Негосударственные пенсионные фонды пока еще не стали серьезным дополнением к государственной пенсионной системе России.

     Субъекты  негосударственного пенсионного страхования:

    1. Негосударственные пенсионные фонды - некоммерческие организации, осуществляющие выплаты негосударственных пенсий своим участникам незавимо от государственного пенсионного обеспечения населения;
    2. Вкладчики - юридические или физические лица, являющиеся стороной пенсионного договора и перечисляющие пенсионные взносы в пользу назначенных им участников;
    3. Участники - лица, которым в силу заключенного между вкладчиком и фондом пенсионного договора производятся выплаты негосударственных пенсий. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу.

     Договор о негосударственном пенсионном обеспечении представляет собой соглашение между фондом и вкладчиком фонда в пользу участника фонда, в силу которого вкладчик обязуется перечислять пенсионные взносы в фонд, а фонд при наступлении пенсионных оснований – выплачивать участнику негосударственную пенсию.

Информация о работе Механизм инвестирования взносов с накопительных счетов в Пенсионном фонде Российской Федерации